Функционально-тематическое своеобразие современных студенческих печатных изданий г. Омска

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 34 34 страницы
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 04.02.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ 5
1.1. История становления студенческой прессы 5
1.2. Современный этап развития студенческой прессы 13
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ Г. ОМСКА 19
2.1. Анализ деятельности студенческой газеты «Единичка» 19
2.2. Функционально-тематическое своеобразие издания «Молодость» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, по представленным данным видно, что студенческая газета «Единичка» освещает различные стороны жизни студентов: от деятельности колледжа до развлекательной информации. Большая часть публикаций посвящены студенческому быту, участию в различных мероприятиях, мнению студентов об учебе в колледже. 2.2. Функционально-тематическое своеобразие издания «Молодость»Газета «Молодость» начала свой выпуск еще в 1965 году, 2 раза в месяц. С 2004 года издание выходит ежемесячно, тиражом 999 экземпляров, формат А4, объем 10-14 полос на 6-10 страницах. Издание является трудом студентов Омского государственного педагогического университета.Сравним два выпуска 2004 и 2022 годов, когда газета стала издаваться ежемесячно. В 2004 году издание было черно-белым, в едином дизайне. Использовались различные шрифты, визуальная составляющая – фотографии и изображения из сети интернет (см.рис.7).Рисунок 7 – Оформление газеты «Молодость» в 2004 г.Публикации написаны в различных жанрах: заметка, обзор, интервью. Основными темами можно назвать поздравления; материалы о прошедших мероприятиях в ВУЗе и в городе, где участвовали студенты; тема образования раскрывается на опыте студентов университета, например, в статье «Знакомство с организацией высшего образования в Германии» описаны факты о немецком образовании, а также рассказывается о непосредственном участии в его получении. Под каждой статьей подписан автор и факультет обучения. Авторами выступают как студенты, так и преподаватели ОмГПУ. Примечательно, что вместо подписи «автор» используется эмоджи, что можно связать с ориентацией на молодую аудиторию (см.рис.8)Рисунок 8 – Подпись авторов статейОтметим, что в 2004 году газета состояла из 10-14 полос, расположенных на 6-10 страницах.В 2022 году газета выпускается в цветном варианте. Видно, что над разработкой дизайна работали профессионалы. Основные цвета – белый, синий и черный. В изданиях 2022 г. 20-22 колонки, расположенных на 20-25 листах. На обложке каждого номера размещается крупным планом фотография и основная тема, которой посвящена газета (см.рис.9).Рисунок 9 – Обложка газеты, 2022 г.На второй странице каждого номера публикуется обращение ректора ОмГПУ. Это может быть поздравление, описание заслуг преподавателей или ВУЗа в целом, обращение к студентам. На последней странице в большом размере размещаются какие-либо фотографии, например, посвященные выставкам картин (см.рис.10).Рисунок 10 – Последняя страница выпуска газеты, 2022 г.Примечательно, что в 2022 г. авторы подписаны только по имени. Омский государственный педагогический университет имеет филиалы в других городах, авторы которых также публикуют свои материалы в газете. Можно сказать, что газета отчасти является межвузовской. Основной темой является студенчество: мероприятия ВУЗа, обмен опытом, социальные проекты университета, участие студентов в городских событиях, изменения в деятельности учреждения, поздравления преподавателей. Рассмотрим на примере октябрьского выпуска 2022 г. тематическое наполнение газеты[17, с. 1-24]. Из таблицы видно, что большинство материалов посвящено событиям ВУЗа и деятельности студентов.Таблица 2 – Тематические колонки газеты «Молодость»Перечень тематических колонок1 полоса2 полоса3 полоса 4 полоса5 полоса6 полоса7 полоса8 полоса9 полоса10 полоса11 полоса12 полоса13 полосаОбразование1Вузовские мероприятия11121ДосугЛичности1111Городские события11112Культура1Материалы также написаны в различных жанрах: интервью, заметка, обзор, комментарий. К основным рубрикам относятся: «Университет», где описана деятельность ВУЗа и студентов; «Третья миссия», в данной рубрике описаны социальные проекты, в которых участвуют студенты; «Интервью»; «Филиал ОмГПУ в Таре», материалы которого посвящены деятельности студентов в данном филиале университета; «Профориентация», посвященный информированию абитуриентов о деятельности ВУЗа; «Студенты Live», где публикуются заслуги студентов на различных конкурсах. Учитывая длительное существование газеты, можно предположить, что есть высокая вовлеченность как авторов, так и читателей в производстве издания. Изменение дизайна, периодичность, тираж говорят о достаточном финансировании. Также можно выделить функции, которые выполняет газета:- информационная. Авторы информируют студентов и преподавателей ВУЗа о происходящих и будущих мероприятий, текущей деятельности руководства;- мотивационная – мотивация студентов к активному участию в жизни университета, приобщения к ценностям и принципам ВУЗа;- посредническая. За счет нее осуществляется контроль над соответствием действий руководства с объявленными ценностями;- развлекательная способствует отдыху читателей;- образовательная – просвещение аудитории в различных сферах.Таким образом, газета «Молодость» характеризуется всеми особенностями, присущими студенческому изданию: авторы и читатели – студенты ВУЗа, основной объем статей посвящен студенческой жизни и быту – внутренней жизни ВУЗа, тенденциях в сфере образования, деятельности, касающихся отдельных студентов. Богатая история данной газеты показывает трансформацию студенческой прессы, изменение редакторской работы, влияния финансирования.ЗАКЛЮЧЕНИЕСтуденческие печатные издания – газеты и журналы, предназначенные для студентов каких-либо учебных заведений. Основной особенностью является то, что авторы и аудитория прессы – студенты, техническими специалистами могут быть сторонние лица. Развитие студенческой периодики имеет длинную и сложную историю. От появления первых рукописных изданий и ухода в подполье, до современного развития и достижения федерального уровня. Такие СМИ служат для информирования студентов и педагогов о деятельностиобразовательных учреждений, мероприятиях и событиях ВУЗа, города или страны, освещения студенческой жизни, обмена опытом. Это площадка для распространения ценностей и принципов. Анализируя научную литературу, можно выделить следующие этапы развития студенческой прессы:- 1703-1800 гг. – зарождение студенческой прессы;- 1820-1850 гг. – расцвет студенческой прессы;- 1880-1900 гг. – подпольный этап развития студенческой периодики;- 1900-1917 гг. –дооктябрьский этап;- 1920-2000 гг. – советский этап;- 2000 и по сей день – современный этап. На каждом из этапов студенческая пресса претерпевала свои изменения. Можно сказать, что сегодня периодика стоит на новом этапе развития, чему способствовало научно-техническое развитие. Также можно выделить основные типы студенческих медиа: факультетские, внутривузовские, межвузовские, городские, областные и общероссийские.Основной темой любых студенческих печатных изданий являлось освещение интересов студентов.Сегодня можно отметить основные тенденции в развитие студенческой прессы: переход на онлайн-площадки, разработка собственных фирменных продуктов, взаимодействие с профессиональными журналистами.В данном исследовании проанализированы студенческие газеты «Единичка» Омского педагогического колледжа № 1 и «Молодость» Омского государственного педагогического университета. Выявили, что основной темой также является студенческая жизнь: мероприятия внутри и вне учебных учреждений, деятельность студентов, участие в массовых и социальных проектах. Отдельное внимание уделяется объявлениям и поздравлениям. Оба издания выполняют одинаковые функции: информирования, мотивационную, развлекательную, образовательную и посредническую. Не менее важным аспектом деятельности студенческих СМИ является финансирование и возможность размещения рекламы, что позволяет обеспечить продолжительную и качественную работу редакции.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАктуальные проблемы вузовских, студенческих и учебных СМИ: материалы II межрегиональной конференции. 16–20 октября 2003 г. Доклады и сообщения. – Новосибирск, 2003.Базикян С.А. Студенческая газета как эффективный учебный проект // MEDIAОбразование: векторы интеграции в цифровое пространство: материалы IV международной научной конференции (Челябинск, 26–27 ноября 2019 года) / сост. А. А. Морозова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, – 2019. – С. 272-275. Бережной А.Ф. История партийно-советской печати. Дооктябрьский период. – М., 1987. – 253 с.Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. – Л.: Лениздат, 1971. – 686 с.Болкунов А.Н. Возникновение и становление студенческой периодики в России // Известия Саратовского университета. Филология. Журналистика, вып. 2. – 2008. – Т. 8. – С. 1-9.Боханов А.Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец 19 века – 1914 г. / А.Н. Боханов. – М.: Наука, 1984. – 152 с.Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных советских журналов// Вестник московского университета. Сер.10 Журналистика. – 1973. – №3. – С.25-36.Ворошилов В.В. История журналистики в России // Журналистика. СПб.,2001.– 703 с.Геворгян А.А. Молодежное информационное пространство в контексте реализации молодежной политики// Идеи и проекты молодежи России: материалы Всероссийской научно-практической конференции (29 октября 2015 г.)/ под ред. М. П. Нечаев. – Чебоксары: Экспертно-методический центр. – 2015. – С. 27-29. Грабельников А.А. Вузовская печать: прошлое, настоящее будущее// Вузовские и студенческие средства массовой информации: Возможности, задачи, перспективы: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. – 1999. – С. 9-15.«Единичка». – 2018. – № 3. – С. 1-6.Иванов А.Е. Студенческие корпорации в России в конце 19 – начале 20 века. – М.: «Новый хронограф», 2004. – 407 с.Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен / А.И. Каптерев. – М.: Профиздат, – 2002. – 112 с. Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации: учебноепособие. – Ульяновск, 2000. – 104 с.Колесник Е.В., Филиппов Д.Е.Вузовская газета как фактор социализации // Актуальные проблемы вузовских, студенческих СМИ. Пути их решения. Перспективы СМИ. Материалы I Межрегиональной конференции. Доклады и сообщения. Новосиб. гос. техн. ун-т. Новосибирск, 2001. – С. 12-14.Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий.– Ростов-на-Дону: Донской издат.дом, 2009. – 224 с.«Молодость». – 2022. – № 10. – С. 1-24.Новикова И. Вузовская пресса: проблема типологии// Актуальные проблемы журналистики: сборник трудов молодых ученых/ отв. ред. Н. В. Жилякова, Е. А. Войтик. – Томск: Издательство НТЛ, – 2013. – Вып. VIII. – С. 123-131. Носова Ю.А. Газета вуза в контексте PR // Актуальные проблемы гуманитарных наук. Труды V Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Томск, 2006. – С. 135-141.Носова Ю.А. Современная студенческая пресса России: особенности типологии// Сборник тезисов аспирантов и молодых ученых факультета филологии и журналистики РГУ. – Ростов-на-Дону. – 2004. – С. 43-149.Носова Ю.А. Типологические особенности изданий для студентов в России начала XX в.// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Спецвыпуск «Филология и журналистика». Общественные науки. – Ростов-на-Дону, 2007. – 29 с.Сватиков С.Г. Студенческая печать с 1755 по 1915 гг. (Журналы, газеты, сборники и альманахи). Отдельный оттиск. – СПб. – 1916. – 74 с.Семенов В.И., Семенова Е.В., Томашевская М.А. Студенческая газета как средство формирования компетентностей будущих бакалавров для реализации культурно-просветительской деятельности// Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.Сидорова Т.И., Чемякин Ю.В. Вузовские СМИ в системе корпоративных медиа // Медиаскоп. – 2011. – № 3. Старкова Г.И. Интернет-версии как инструмент расширения функций вузовской прессы // Вестник моск. ун-та. – 2016. – № 6 (10). – С. 70-86.Старкова Г.И. Пресса вузов как доступный и действенный инструмент для работы со студенческой молодежью// Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Ч. II. Тольятти, – 2014. – С. 307-312.«Студенческий меридиан»: эволюция типа // Сборник статьей научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2006.Сухотерин О.Д. Многотиражки XXI века. Корпоративные СМИ в современной России // Пресс-служба, 2004. – № 5. – С. 45-62.Тишкин Г.А. Рукописные издания студентов университета в 1857–1858 годах// Очерки по истории Ленинградского университета. Л. – 1976.– Т. 3. – С. 72.Чемякин Ю.В. Вузовские издания как тип корпоративных СМИ // Корпоративные массмедиа (генезис, функционирование, трансформации). Материалы науч.- практ. семинара «Современная печать в контексте коммуникативных процессов (корпоративные массмедиа)» / отв. ред. Б.Я. Мисонжников. – СПб.: СПбГУ, 2010. – С. 132- 137. Шкондин, М.В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества // Вестник МГУ. Серия 10 «Журналистика». – 2003. – № 2. – С. 12-32. https://studentsmi.ru/about/НОС. Портал студенческих СМИ. [Электронный ресурс] (дата обращения: 24.12.2022).http://iast.pro/events/1-dekabrya-15-00-press-konferentsiya-posvyashhyonnaya-vi-vserossijskomu-kongressu-molodyozhnyh-media/1 декабря 2022г. 15:00 Пресс-конференция, посвященная VI Всероссийскому конгрессу молодежных медиа. [Электронный ресурс] (дата обращения: 24.12.2022).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Актуальные проблемы вузовских, студенческих и учебных СМИ: материалы II межрегиональной конференции. 16–20 октября 2003 г. Доклады и сообщения. – Новосибирск, 2003.
2. Базикян С.А. Студенческая газета как эффективный учебный проект // MEDIAОбразование: векторы интеграции в цифровое пространство: материалы IV международной научной конференции (Челябинск, 26–27 ноября 2019 года) / сост. А. А. Морозова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, – 2019. – С. 272-275.
3. Бережной А.Ф. История партийно-советской печати. Дооктябрьский период. – М., 1987. – 253 с.
4. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. – Л.: Лениздат, 1971. – 686 с.
5. Болкунов А.Н. Возникновение и становление студенческой периодики в России // Известия Саратовского университета. Филология. Журналистика, вып. 2. – 2008. – Т. 8. – С. 1-9.
6. Боханов А.Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец 19 века – 1914 г. / А.Н. Боханов. – М.: Наука, 1984. – 152 с.
7. Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных советских журналов // Вестник московского университета. Сер.10 Журналистика. – 1973. – №3. – С.25-36.
8. Ворошилов В.В. История журналистики в России // Журналистика. СПб., 2001. – 703 с.
9. Геворгян А.А. Молодежное информационное пространство в контексте реализации молодежной политики // Идеи и проекты молодежи России: материалы Всероссийской научно-практической конференции (29 октября 2015 г.) / под ред. М. П. Нечаев. – Чебоксары: Экспертно-методический центр. – 2015. – С. 27-29.
10. Грабельников А.А. Вузовская печать: прошлое, настоящее будущее // Вузовские и студенческие средства массовой информации: Возможности, задачи, перспективы: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. – 1999. – С. 9-15.
11. «Единичка». – 2018. – № 3. – С. 1-6.
12. Иванов А.Е. Студенческие корпорации в России в конце 19 – начале 20 века. – М.: «Новый хронограф», 2004. – 407 с.
13. Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен / А.И. Каптерев. – М.: Профиздат, – 2002. – 112 с.
14. Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации: учебное пособие. – Ульяновск, 2000. – 104 с.
15. Колесник Е.В., Филиппов Д.Е. Вузовская газета как фактор социализации // Актуальные проблемы вузовских, студенческих СМИ. Пути их решения. Перспективы СМИ. Материалы I Межрегиональной конференции. Доклады и сообщения. Новосиб. гос. техн. ун-т. Новосибирск, 2001. – С. 12-14.
16. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. – Ростов-на-Дону: Донской издат.дом, 2009. – 224 с.
17. «Молодость». – 2022. – № 10. – С. 1-24.
18. Новикова И. Вузовская пресса: проблема типологии // Актуальные проблемы журналистики: сборник трудов молодых ученых/ отв. ред. Н. В. Жилякова, Е. А. Войтик. – Томск: Издательство НТЛ, – 2013. – Вып. VIII. – С. 123-131.
19. Носова Ю.А. Газета вуза в контексте PR // Актуальные проблемы гуманитарных наук. Труды V Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Томск, 2006. – С. 135-141.
20. Носова Ю.А. Современная студенческая пресса России: особенности типологии // Сборник тезисов аспирантов и молодых ученых факультета филологии и журналистики РГУ. – Ростов-на-Дону. – 2004. – С. 43-149.
21. Носова Ю.А. Типологические особенности изданий для студентов в России начала XX в. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Спецвыпуск «Филология и журналистика». Общественные науки. – Ростов-на-Дону, 2007. – 29 с.
22. Сватиков С.Г. Студенческая печать с 1755 по 1915 гг. (Журналы, газеты, сборники и альманахи). Отдельный оттиск. – СПб. – 1916. – 74 с.
23. Семенов В.И., Семенова Е.В., Томашевская М.А. Студенческая газета как средство формирования компетентностей будущих бакалавров для реализации культурно-просветительской деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.
24. Сидорова Т.И., Чемякин Ю.В. Вузовские СМИ в системе корпоративных медиа // Медиаскоп. – 2011. – № 3.
25. Старкова Г.И. Интернет-версии как инструмент расширения функций вузовской прессы // Вестник моск. ун-та. – 2016. – № 6 (10). – С. 70-86.
26. Старкова Г.И. Пресса вузов как доступный и действенный инструмент для работы со студенческой молодежью // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Ч. II. Тольятти, – 2014. – С. 307-312.
27. «Студенческий меридиан»: эволюция типа // Сборник статьей научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2006.
28. Сухотерин О.Д. Многотиражки XXI века. Корпоративные СМИ в современной России // Пресс-служба, 2004. – № 5. – С. 45-62.
29. Тишкин Г.А. Рукописные издания студентов университета в 1857–1858 годах // Очерки по истории Ленинградского университета. Л. – 1976. – Т. 3. – С. 72.
30. Чемякин Ю.В. Вузовские издания как тип корпоративных СМИ // Корпоративные массмедиа (генезис, функционирование, трансформации). Материалы науч.- практ. семинара «Современная печать в контексте коммуникативных процессов (корпоративные массмедиа)» / отв. ред. Б.Я. Мисонжников. – СПб.: СПбГУ, 2010. – С. 132- 137.
31. Шкондин, М.В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества // Вестник МГУ. Серия 10 «Журналистика». – 2003. – № 2. – С. 12-32.
32. https://studentsmi.ru/about/ НОС. Портал студенческих СМИ. [Электронный ресурс] (дата обращения: 24.12.2022).
33. http://iast.pro/events/1-dekabrya-15-00-press-konferentsiya-posvyashhyonnaya-vi-vserossijskomu-kongressu-molodyozhnyh-media/ 1 декабря 2022г. 15:00 Пресс-конференция, посвященная VI Всероссийскому конгрессу молодежных медиа. [Электронный ресурс] (дата обращения: 24.12.2022).

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеют студенческие печатные издания г. Омска?

Студенческие печатные издания г. Омска имеют функционально тематическое своеобразие, которое выражается в различных тематиках их материалов.

Какова история становления студенческой прессы г. Омска?

История становления студенческой прессы г. Омска насчитывает несколько десятилетий. Она началась еще в далеком прошлом и проходила через разные этапы развития.

Какими особенностями обладает студенческая газета "Единичка"?

Студенческая газета "Единичка" отличается высокой функциональностью и тематическим разнообразием. Ее материалы охватывают широкий спектр тем и предназначены для разных категорий студентов.

Какое функционально тематическое своеобразие имеет издание "Молодость"?

Издание "Молодость" обладает своеобразием в функционально тематическом плане. Оно ориентировано на молодежную аудиторию и предлагает материалы по широкому спектру тем, актуальных для молодежи.

Где можно найти список использованных источников?

Список использованных источников можно найти в конце статьи.

Какие особенности есть у студенческих печатных изданий в г. Омске?

В статье рассказывается о нескольких особенностях современных студенческих печатных изданий в г. Омске, включая их функционально-тематическое своеобразие.

Какие этапы развития прошла студенческая пресса в г. Омске?

История становления студенческой прессы в г. Омске описывается в статье, а также обозначается современный этап ее развития.

Какие деятельности осуществляет студенческая газета "Единичка"?

В статье проводится анализ деятельности студенческой газеты "Единичка" и описываются ее функциональные задачи и тематика.

Какой характер имеет издание "Молодость" в г. Омске?

Статья рассказывает о функционально-тематическом своеобразии издания "Молодость" и его роли в студенческой прессе г. Омска.