Работа движительно-рулевого комплекса (ДРК) руль, винт их виды, типы и особенности при управлении судном

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Машиностроение
  • 36 36 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 06.03.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
4. ТИПЫ И ВИДЫ ДРК, ШИРОКО РАСПРОСТРАНЁННЫЕ НА СУДАХ ВВП И СУДАХ ПРИБРЕЖНОГО И СМЕШАННОГО ПЛАВАНИЯ 4
4.1. Суда ВВП 4
1.2. Суда прибрежного плавания 11
1.3. Суда смешанного плавания 14
2. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДВИЖИТЕЛЬНО – РУЛЕВОГО КОМПЛЕКСА И ОБВОДОВ КОРПУСА СУДНА ПРИ ДВИЖЕНИИ НА ПРЯМОЛИНЕЙНЫХ И ИЗВИЛИСТЫХ УЧАСТКАХ НА ВВП, А ТАКЖЕ ПРИ МАНЕВРИРОВАНИИ И ДВИЖЕНИИ ЗАДНИМ ХОДОМ 18
2.1. Прямолинейные участки ВВП 18
2.2. Извилистые участки ВВП 21
2.3. Маневрирование 23
2.4. Движение задним ходом 29
3. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ДРК, РЕДКО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ НА СУДАХ ИЗ-ЗА СЛОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ И ЧАСТОГО РЕГЛАМЕНТНОГО КОНТРОЛЯ 31
4. ГРАФИЧЕСКИ, СХЕМАТИЧЕСКИ В ВИДЕ РИСУНКОВ ИЗОБРАЗИТЬ ОСНОВНЫЫЕ ВИДЫ ДРК, ПРИНЦИП ИХ ВЗАИМНОЙ РАБОТЫ С ОБВОДАМИ КОРПУСА СУДНА 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ЛИТЕРАТУРА 36


Фрагмент для ознакомления

Снижается вероятность попадания воздуха к винту при движении на волнении. Показано, что пропульсивные качества поворотных насадок со стабилизаторами значительно выше, чем у комплекса «неповоротные насадки — рули переднего и заднего хода».ВРШ не получили большого распространения вследствие высокой, по сравнению с ВФШ, стоимости, сложности, меньшей живучести, повышенного износа механизма поворота лопастей при работе в речных условиях. Данные устройства имеют меньшее значение КПД в основном режиме работы. Водометный движительный комплекс широко применяется для маневрирования мелкосидящих толкачей и буксиров с осадкой до 0.9 м, используемых на малых реках. Тяга таких приводов мало чем отличается от стандартных гребных винтов. Для достижения особых маневренных свойств применяют крыльчатые движители (КД), у которых тяга ниже, чем у винтовых, и они сложнее, дороже и уязвимее последних. Крыльчатый движитель – как источник эффективных маневров судна, представляет собой вращающуюся платформу заподлицо с днищем судна [5, 18]. На основании опыта эксплуатации для речных, озерных толкачей и буксиров — рекомендованы гребные винты в раздельно управляемых поворотных насадках – как лучший вариант.Для мелкосидящих линейных речных буксиров и толкачей с осадкой 0.3—0.9 м — приемлем также водометный движитель с полуподводным или воздушным выбросом струи. Маневры судна делят на три категории [5, 18] – эксплуатационные, для оценки управляемости судна, для проверки рулевого управления. Первая категория наиболее ответственна, и требует морской практики от судоводителя. Для повышения манёвренности судна применяют систему «два руля за движителем», показанную на рисунке 24. Рис. 24. Слева - два руля за движителем – варианты. Справа – винт в поворотной насадке. Наибольшая величина поперечной силы наблюдается при углах перекладки до 50. Также эффективна конструкция «винт в поворотной насадке», показанная на рисунке 24 справа. Подруливающие устройства (ПУ) – наиболее эффективные устройства для маневрирования судна для случаев недостаточной эффективности других решений. применяют как кормовое, так и носовое размещения ПУ на судах, как показано на рисунке 25.Рис. 25. Носовое 1, и кормовое 2 размещение ПУ на судне. Таким образом, под маневрированием в общем случае понимают – перемену направления движения судна, либо его скорости при помощи руля, движителей или подруливающих устройств для - обеспечения безопасности мореплавания, решения эксплуатационных задач швартовки, постановки на якорь, проход узкостей и т. п. [19].Маневренность судна меняется в зависимости от загрузки, крена, дифферента судна, ветра.Все силы, действующие на судно, разделяются на три группы: движущие, внешние (рис. 26), реактивные.Рис. 26. Воздействие внешних сил на корпус судна.Движущие силы - тяга винта, боковая сила руля, силы средств активного управления.Внешние силы - давление ветра, волнение моря, давление течения.Реактивные силы возникают в результате движения судна под действием движущих и внешних сил – инерционные, неинерционные из-за вязкости воды. Взаимодействие и баланс указанных сил учитывается в системе уравнений движения, которыми описываются и маневры, совершаемые судном. Некоторые манёвры показаны на рисунке 27. В последнее время для повышения манёвренности судов получила распространение электродвижущая система AZIPOD (Azimuthing Electric Propulsion Drive), которая включает в себя дизель-генератор, электромотор и винт, как показано на рисунке 28.Рис. 27. Траектория судна на циркуляции и поворотах.Рис. 28. Система AZIPOD. Дизель-генератор в машинном отделении судна вырабатывает электроэнергию, которая передается на электромотор привода данного гребного устройства. Винторулевая колонка имеет угол разворота до 360°, что значительно повышает управляемость судна.Двухвинтовые суда имеют лучшие маневренные качества, чем одновинтовые, их можно развернуть на месте, работая машинами в разные стороны – враздрай, о чем будет сказано ниже, в последующих разделах данной работы [3]. Двухвинтовые суда обладают тем большей поворотливостью, чем меньше их длина и чем шире разнесены их винты.Широко применяются поворотные насадки на гребной винт, которые также повышают манёвренность судна. Принцип действия насадок – одиночной и двойной показан на рисунке 29. Рис. 29. Принципиальные схемы одиночной и двойной поворотной насадки. Действие поворотной насадки зависит от угла ее перекладки и режима работы винта. Поток воды, направленный к насадке, имеет скорость подтекания, которая увеличивается под действием работающего винта. При движении судна по инерции поворотная насадка как средство управления практически перестает действовать и судно становится неуправляемым.Движение задним ходомПуск винта на задний ход происходит в условиях неравенства сопротивлений движению лопасти в верхнем и нижнем положениях, что приводит к отталкиванию кормы [2] - влево у ВФШ, и вправо у ВРШ, как показано на рисунке 30. Рис. 30. Пуск на задний ход ВФШ (слева) и ВРШ справа. При вращении винта назад закрученный поток воды набрасывается на корму. Верхняя часть струи упирается в корпус судна, нижняя часть уходит под корпус. В результате несимметричности давления струи на корпус корма всегда стремится уклониться - у судов с ВФШ на заднем ходу корма стремится уклониться влево, а у судов с ВРШ - соответственно вправо.Многие суда неуправляемы по этой причине на скоростях до 2-3 узла на переднем ходу, и на скорости до 4-5 узлов на заднем ходу.При движении судна задним ходом с переложенным рулем на судно действуют следующие силы и моменты [13], определяющие ухудшение управляемости судна на заднем ходу в сравнении с движением вперёд. Установлено, что при увеличении площади руля улучшение поворотливости наблюдается лишь при больших углах перекладки [20]. При вращении винта назад поток воды воздействует на корму. Если руль положен вправо, то струя потока воды будет оказывать давление на его левую сторону, и вызывает понижение давления с правой стороны, в результате чего корма будет стремиться идти вправо (рис. 31). При левом переложении руля корма будет стремиться в сторону руля. Рис. 31. Взаимодействие винтовой струи с корпусом судна при работе гребного винта на задний ход. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ДРК, РЕДКО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ НА СУДАХ ИЗ-ЗА СЛОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ И ЧАСТОГО РЕГЛАМЕНТНОГО КОНТРОЛЯК специфическим видам ДРК, которые редко встречаются на современных, а в особенности – отечественных судах из-за сложных конструкций и частого регламентного контроля – можно смело отнести большинство нереализованных отечественных патентов, примером которого может служить патентный документ RU 2661271 на «Движительно – рулевой комплекс судна».Предлагаемый ДРК снабжен элементами с профилем крылас целью формирования потока гребного винта (ПВГ), а также дополнительно включает в себя крыльевые элементы формирователя ПГВдугообразного профиля, которые повторяют форму обводов кормовой части корпуса судна. Обводы размещены симметрично на противоположных скулах диаметральной плоскости судна и закреплены на корпусе судна в помощьюпластин, которые установлены в направлении поперечном к диаметральной плоскости. Крыльевые элементы с дугообразным профилем имеют переднюю кромку, направленную в сторону потока, набегающего на винт, а также заднюю кромку, которая направлена в сторону гребного винта. По информации с сайта ФИПС данный патент прекратил свое действие и не может быть восстановлен из-за неуплаты ежегодной патентной пошлины, что говорит о невозможности его использования, что и требовалось доказать. Таких патентов большинство на сайте ФИПС – которые невозможно внедрить из-за сложности конструкции. С другой стороны, анализ современных предпосылок совершенствования конструкции пропульсивных комплексов судов показывает [21], что в совершенствовании гидродинамического комплекса судна кроются значительные резервы повышения его энергоэффективности. Исследование показало и подтвердило, что наиболее важной характеристикой пропульсивного комплекса является зависимость R = f(v), которая определяется сложной многофакторной зависимостью от формы обводов корпуса, состояний поверхности, осадки судна, глубины, ширины фарватера, продолжительности плавания, состояния моря и погоды во время плавания. Усилия научных коллективов направлены, в частности, на формализацию данной зависимости для различных типов судов, не исключая и для ВВП. Показано, что наиболее перспективным является направление оптимизации корпуса и гребного винта. Кроме того, к специфическим видам ДРК, которые редко встречаются на современных, а в особенности – отечественных судах из-за сложных конструкций и частого регламентного контроля можно отнести следующие ДРК, кратко описанные выше и на ресурсе [13]:Роторный двигатель, который изменяет направление отбрасываемой струи за счет изменения положения лопастей [2];Крыльчатые движители (КД);Подруливающие устройства (ПУ);Поворотные винтовые колонки (ПВК);Раздельные поворотные насадки (РПН);Активные рули (АР). ГРАФИЧЕСКИ, СХЕМАТИЧЕСКИ В ВИДЕ РИСУНКОВ ИЗОБРАЗИТЬ ОСНОВНЫЫЕ ВИДЫ ДРК, ПРИНЦИП ИХ ВЗАИМНОЙ РАБОТЫ С ОБВОДАМИ КОРПУСА СУДНАРис. 32. ДРК с одиночным винтом и пером руля – вид сверху. Рис. 33. ДРК с двумя гребными винтами и двумя рулями. Рис. 34. ДРК с одним гребным винтом, вид сбокуРис. 35. ДРК на основе винта в поворотной насадке. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе выполнения работы на заданную тему проведено исследование работы ДРК различных судов.Рассмотрены типы ДРК, широко распространённые на судах ВВП и судах прибрежного и смешанного плавания.Исследована совместная работа ДРК и обводов корпуса судна при движении на прямолинейных и извилистых участках на ВВП, а также при маневрировании и движении задним ходом.Рассмотрены специфические виды ДРК, редко встречающиеся на судах из-за сложных конструкций и частого регламентного контроля.В завершение выполнены эскизы основных типов ДРК с указанием их элементов. Результаты исследования будут использованы при выборе темы выпускной квалификационной работы, и в последующей профессиональной деятельности. ЛИТЕРАТУРАДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС судна - Словарь морских терминов на Корабел.ру (korabel.ru);ОПРЕДЕЛЕНИЯ (morfish.ru);Раздел 2.Основы судовождения. (infopedia.su);Рулевое устройство судна - MirMarine;Колесные теплоходы. Компания "Си Тех" (seatech.ru);Предварительная прокладка в прибрежном плавании - Моряк (seaspirit.ru);Отечественные движительно-рулевые колонки (ДРК) на сухогруз, что же в них особенного?? | КОРАБЕЛ.РУ | Дзен (dzen.ru);825977.pdf (morkniga.ru);КОНСТРУКТИВНЫЕ ТИПЫ И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОГО КОМПЛЕКСА ГРУЗОВЫХ СУДОВ СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ – тема научной статьи по строительству и архитектуре читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru);aae7ccf.pdf;Основы конструирования - Стр 7 (studfile.net);движительно-рулевого комплекса — Студопедия (studopedia.ru);managmnt.doc (live.com);Основные факторы влияющие на управляемость судна - стр. 2 (gigabaza.ru);Основные этапы процесса судовождения на ВВП. (poisk-ru.ru);Управление судном при движении на речных участках ВВП. (helpiks.org);Глава 2. Маневрирование судном на выбранном участке судоходного пути. (studfile.net);Движительно-рулевой комплекс буксира и толкача-буксира (sea-man.org);Маневрирование судна - Центр вращения и поворотливость судна (sea-man.org);Влияние совместной работы гребного винта и руля на управляемость судна (multiurok.ru);obzor-opyta-sovershenstvovaniya-konstruktsii-i-primeneniya-dvizhitelnyh-sistem-v-sovremennom-sudostroenii.pdf;

1. ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС судна - Словарь морских терминов на Корабел.ру (korabel.ru);
2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ (morfish.ru);
3. Раздел 2.Основы судовождения. (infopedia.su);
4. Рулевое устройство судна - MirMarine;
5. Колесные теплоходы. Компания "Си Тех" (seatech.ru);
6. Предварительная прокладка в прибрежном плавании - Моряк (seaspirit.ru);
7. Отечественные движительно-рулевые колонки (ДРК) на сухогруз, что же в них особенного?? | КОРАБЕЛ.РУ | Дзен (dzen.ru);
8. 825977.pdf (morkniga.ru);
9. КОНСТРУКТИВНЫЕ ТИПЫ И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОГО КОМПЛЕКСА ГРУЗОВЫХ СУДОВ СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ – тема научной статьи по строительству и архитектуре читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru);
10. aae7ccf.pdf;
11. Основы конструирования - Стр 7 (studfile.net);
12. движительно-рулевого комплекса — Студопедия (studopedia.ru);
13. managmnt.doc (live.com);
14. Основные факторы влияющие на управляемость судна - стр. 2 (gigabaza.ru);
15. Основные этапы процесса судовождения на ВВП. (poisk-ru.ru);
16. Управление судном при движении на речных участках ВВП. (helpiks.org);
17. Глава 2. Маневрирование судном на выбранном участке судоходного пути. (studfile.net);
18. Движительно-рулевой комплекс буксира и толкача-буксира (sea-man.org);
19. Маневрирование судна - Центр вращения и поворотливость судна (sea-man.org);
20. Влияние совместной работы гребного винта и руля на управляемость судна (multiurok.ru);
21. obzor-opyta-sovershenstvovaniya-konstruktsii-i-primeneniya-dvizhitelnyh-sistem-v-sovremennom-sudostroenii.pdf;

Вопрос-ответ:

Как работает движительно-рулевой комплекс (ДРК) на судах ВВП?

Движительно-рулевой комплекс на судах ВВП представляет собой систему, состоящую из руля и винта. При управлении судном руль поворачивается в нужную сторону, создавая силу, необходимую для поворота судна. Винт в зависимости от положения руля и режима работы двигателя создает тягу, обеспечивая передвижение судна вперед. Такая система позволяет эффективно управлять судном на прямолинейных и извилистых участках плавания.

Какие виды и типы движительно-рулевых комплексов (ДРК) существуют на судах?

Существует несколько видов и типов движительно-рулевых комплексов на судах. На судах ВВП распространены гребные ДРК, включающие в себя руль и гребной винт, которые обеспечивают передвижение судна путем гребли винта в воде. На судах прибрежного плавания часто используются движительно-рулевые комплексы с правильными рулями и управляемыми рулями. На судах смешанного плавания могут применяться различные виды ДРК в зависимости от конкретных условий плавания.

Как происходит работа движительно-рулевого комплекса (ДРК) при движении на прямолинейных и извилистых участках плавания на судах ВВП?

При движении на прямолинейных участках плавания на судах ВВП руль находится в нейтральном положении, а винт создает тягу, обеспечивая передвижение судна вперед. При повороте на извилистых участках плавания руль поворачивается в нужную сторону, создавая силу, необходимую для поворота судна. Винт в зависимости от положения руля и режима работы двигателя создает тягу и обеспечивает маневренность судна.

Какие виды ДРК существуют на судах ВВП?

На судах ВВП наиболее распространены гидравлические, электрогидравлические, электрические и механические ДРК.

Как работает движительно-рулевой комплекс в управлении судном прибрежного плавания?

На судах прибрежного плавания используются гидроусилители руля, которые обеспечивают более простое и удобное управление судном.

Какие виды ДРК используются на судах смешанного плавания?

На судах смешанного плавания используются как гидравлические, так и электрические движительно-рулевые комплексы, в зависимости от типа и назначения судна.

Как работает движительно-рулевой комплекс вместе с обводами корпуса судна при движении на прямолинейных и извилистых участках на ВВП?

Движительно-рулевому комплексу совместно с обводами корпуса судна обеспечивается проведение судна по заданному курсу и маневрирование на прямолинейных и извилистых участках ВВП.

Как обеспечивается движение судна задним ходом и маневрирование при использовании движительно-рулевого комплекса?

Для движения судна задним ходом и маневрирования используется специальный комплекс устройств, включая ДРК и обводы корпуса, которые позволяют судну выполнять маневры в заданном направлении.

Какая функция выполняет движительно-рулевой комплекс (ДРК) на судне?

Движительно-рулевой комплекс (ДРК) на судне выполняет функцию управления и маневрирования судном. Он обеспечивает изменение направления движения судна и его скорости.