Особенности федеративного устройства РФ.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Конституционное право
  • 12 12 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 07.07.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
-
Фрагмент для ознакомления

Конституция РСФСР 1937 года пошла по пути поименного закрепления субъектов, составляющих новую модернизированную федерацию, однако, не закреплялось их статус как субъектов, а также не указывалась их равноправность и возможность осуществления суверенной государственной власти. Упоминаемые в этом документе автономные области не входили в список субъектов федерации, но упоминались в тексте конституции в качестве самостоятельных территориальных образований. Присутствовала и самостоятельная глава, определяющая порядок образования органов государственной власти на их территории, но лишь для автономных республик. Таким образом, на практике у местных органов власти не было возможности осуществлять суверенные права, а органы государственного управления устанавливались в прямое подчинение вышестоящим республиканским органам государственной власти. Конституция РСФСР сохраняла возможность отмены решений нижестоящих органов государственной власти вышестоящими, а конституции автономных республик все так же подлежали утверждению Верховным Советом РСФСР. Таким образом, паритетного взаимоотношения между субъектами и центральной властью в условиях функционирования федеративного государства не было.На протяжении более чем 40 лет действовавший конституционный акт игнорировал принцип субсидиарности при формировании федеративного государства, что отражало в определенной степени его унитаризм. Однако в последние годы произошли значительные изменения в политических взглядах на организацию федеративного государства, что привело к провозглашению в Конституции РСФСР достижения общенародной воли и интересов, а также принципа федерализма. Появились новые формы собственности, включая частную и муниципальную, а в экономическом устройстве государства произошли изменения, что позволяет говорить о всё большей роли общественных образований, осуществляющих свои субсидиарные полномочия. Перечисляя субъектов Федерации, действующая Конституция РФ использует полноценный термин «состоят» лишь применительно к республикам, что свидетельствует о приверженности ранее господствовавшего взгляда на признание государственной суверенности лишь за республиками. В целом, изменения в конституционном акте стали более уступчивыми в отношении субсидиарности при построении подлинно федеративных отношений.В Российской Федерации принцип субсидиарности начал получать существенное развитие с момента принятия действующей Конституции в 1993 году. В этом документе было закреплено безоговорочное разграничение предметов ведения и полномочий, что сделало их равноправными для всех субъектов Федерации. Самостоятельность и равноправие субъектов были установлены как одна из основ конституционного строя государства, позволяя им создавать систему органов государственной власти и осуществлять самостоятельное правовое регулирование.Однако, в последние годы некоторые ученые высказывают сомнения в истинной самостоятельности субъектов Российской Федерации. Различия в социально-экономическом развитии могут привести к угнетению в различных сферах жизнедеятельности народонаселения субъектов, а излишняя детализация федеральным законодательством вопросов совместного ведения не дают субъектам возможности для удовлетворения собственных инициатив.Более того, положение конституционного акта государства отражает склонность к централизации власти, что может размывать подлинный смысл принципа субсидиарности. В таких условиях, необходимо обращать особое внимание на разграничение компетенции между публичными органами, которые осуществляют власть от имени населения всего государства, и органами, которые принимают решения на региональном и местном уровнях.Все это приводит к необходимости универсализации публичной власти и развитию самостоятельности отдельных общностей, одновременно обеспечивая свободу, солидарность, взаимодействие и согласованность их действий.Список использованной литературы:Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»URL:https://cloud.co№sulta№t.ru/cloud/ts=e82VKgTQV4Z59o61&cacheid=0C36198A3035A3648D984C91220D797&mode=splus&r№d=qw9Lw&base=LAW&№=2875&dst=100067#Ul2VKgTIDklq5MoU2 (дата обращения: 05.06.2023)Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс. В 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 1. М.: Норма, 2010. – 864 с.Гунич С.В., Нежинская К.С. Конституционные основы федеративного устройства Российского государства // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 4. С. 36 - 41.Ежукова О.А. Модель федеративного устройства России в контексте мировой практики федеративных отношений // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 9. С. 46 - 54.Нарутто С.В. Единство и многообразие российского федерализма / С.В. Нарутто // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9(82). С. 56 - 67.Тесля А. О понятии «федерализм» в социально-политических теориях М.А. Бакунина / А. Тесля // Социологическое обозрение. 2015. Т. 14. № 3. С. 136 - 152.Тихомирова Л.А.Принцип субсидиарности как основа взаимоотношения Российской Федерации и ее субъектов // Право и политика. 2011. № 2. С. 150 - 155.Суханова А.А. Конституционные ценности в содержании государственных программ Российской Федерации // Сибирское юридическое обозрение. 2022. № 1. С. 39 - 53.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» URL:https://cloud.co№sulta№t.ru/cloud/ ts=e82VKgTQV4Z59o61&cacheid=0C36198A3035A3648D984C91220D797&mode=splus&r№d=qw9Lw&base=LAW&№=2875&dst=100067#Ul2VKgTIDklq5MoU2 (дата обращения: 05.06.2023)
2. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс. В 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 1. М.: Норма, 2010. – 864 с.
3. Гунич С.В., Нежинская К.С. Конституционные основы федеративного устройства Российского государства // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 4. С. 36 - 41.
4. Ежукова О.А. Модель федеративного устройства России в контексте мировой практики федеративных отношений // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 9. С. 46 - 54.
5. Нарутто С.В. Единство и многообразие российского федерализма / С.В. Нарутто // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9(82). С. 56 - 67.
6. Тесля А. О понятии «федерализм» в социально-политических теориях М.А. Бакунина / А. Тесля // Социологическое обозрение. 2015. Т. 14. № 3. С. 136 - 152.
7. Тихомирова Л.А. Принцип субсидиарности как основа взаимоотношения Российской Федерации и ее субъектов // Право и политика. 2011. № 2. С. 150 - 155.
8. Суханова А.А. Конституционные ценности в содержании государственных программ Российской Федерации // Сибирское юридическое обозрение. 2022. № 1. С. 39 - 53.