Развитие культурно-познавательного туризма в городе Нижний Новгород
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 20.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА И ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА. 5
1.1. Теория и понятия культурно-познавательного туризма. 5
1.2.Познавательный туризм: его особенности и социально-культурные аспекты. 9
1.3. Специфика культурно-познавательного туризма РФ. 14
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ГОРОДЕ НИЖНИЙ НОВГОРОД. 19
2.1.Характеристика туристической привлекательности г. Нижний Новгород. 19
2.2. Проблемы и перспективы развития культурно-познавательного туризма в г. Нижний Новгород. 23
2.3. Перспективы развития культурно-познавательного туризма в г. Нижний Новгород. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
С каждым годом у нижегородцев растет потребность в знаниях об историко-культурном наследии своего города, удовлетворить которую можно благодаря разработанной экскурсионной программе.Под экскурсией мы понимаем услугу, удовлетворяющую культурные, эстетические, информационные и другие потребности туристов. Однако экскурсионное обслуживание ориентировано в основном на гостей города, а жители Нижнего Новгорода недостаточно осведомлены об экскурсионных услугах, предлагаемых турфирмами.Поэтому в настоящее время необходимо продвигать экскурсионные предложения для такой целевой группы, как местные жители. Рассмотрим подробнее возможности Нижнего Новгорода как экскурсионного туристического центра в микро- и макропространстве.Внешняя среда достаточно благоприятна для развития внутреннего туризма, особенно если учесть такие факторы, как реализация целевых государственных программ развития туризма, лояльность к малому бизнесу и т.д.Основные факторы внутренней среды индустрии туризма в Нижнем Новгороде можно охарактеризовать следующим образом:1. Основные направления туризма в Нижнем Новгороде: детский и молодежный туризм, культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, деловой, круизный, выездной.2. Неразвитая инфраструктура. Отсутствие гостиниц категории 3 звезды, которые пользуются наибольшей популярностью у туристов. 3. Ограниченный ассортимент продукции. Рынок предложений ограничен стандартными турами. В Нижнем Новгороде большое количество турфирм, продающих туристические путевки, и небольшое количество туроператоров, предлагающих туры.4. Проблемы с автотранспортом. Неудовлетворительное состояние инфраструктуры круизного туризма (речные вокзалы и причалы), недостаточная оснащенность туристических автобусов и т.д.5. Нехватка компетентных кадров. Наблюдается общая нехватка квалифицированных кадров, что приводит к низкому качеству обслуживания во многих сферах туристической индустрии.6. К конкурентным преимуществам можно отнести богатое культурное, историческое, природное и климатическое наследие.Нижний Новгород входит в десятку крупнейших городов России по численности населения и промышленному потенциалу. Уникальными достопримечательностями являются Кремль, Михайло-Архангельский, Староярмарочный соборы, Печерский и Благовещенский монастыри, музеи, улицы Большая Покровская, Большая Печерская, Рождественская и Ильинская.7. Местоположение на перекрестке дорог. Нижний Новгород - важный транспортный узел. В городе расположены железнодорожный и речной вокзалы, аэропорт, через город проходят федеральные и региональные дороги.8. Неразвитость внутреннего туризма для местных жителей.9. Дорогое размещение в гостиницах, высокая стоимость питания и транспортных услуг для туристов.Эти показатели существенно превышают среднеевропейский уровень. Исследование конкуренции: 1. Недостаток информации об отрасли. Наиболее исчерпывающая информация поступает от Росстата только по данным въездного и выездного туризма, а также о платных услугах, оказываемых гостиницами и турфирмами. Внутренние туристские потоки не является предметом детальной статистической отчетности Росстата, как и показатели по туристским расходам и данным оценки роли туристической деятельности в экономике региона. 2. Высокая конкуренция. Не только внутренняя из-за большого количества туристских агентств, но и со стороны других городов Приволжского федерального округа (Казань, Самара и др.) и Центрального Региона (Кострома, Владимир и др.). 3. Невысокий уровень рыночной культуры (нет эффективного партнерства).Неудовлетворительный уровень бизнес-коммуникаций между туристическими фирмами (сокрытие информации, демпинг, недоброжелательность, закрытость). 4. В основном ценовая конкуренция. Предоставление разного рода скидок, «горящие туры». Анализируя сказанное, можно сделать выводы, что у турсферы больше слабых сторон, чем сильных. Основная сильная сторона – это наличие множества турфирм и предложение основных видов туризма. Но при этом нет, например, четкой сегментации целевой аудитории. Также среди слабых сторон стоит выделить неразвитость инфраструктуры туризма. На основе полученных данных проведем SWOT-анализ, отразив в матрице слабые, сильные стороны, угрозы и возможности (табл. 1).Таблица 1.Матрица SWOT-анализа.Возможности: обладание туристскими ресурсами, такими как культурное наследие и транспортные развязки; поддержка государства, внедрение программ развития в области туризма; наличие учебных заведений, подготавливающих специалистов; не охвачены все сегменты целевой аудитории.Угрозы: уменьшение численности населения и недостаточная платежеспособность; несовершенство нормативноправовых актов, регулирующих сферу туризма; конкуренция со стороны услугзаменителей; отсутствие бренда региона.Сильные стороны: большое количество туристских компаний на рынке; предложение различных видов туризма.Воспользовавшись поддержкой государства можно сделать регион максимально привлекательным, как для туристов, так и для инвесторов. Существующие туристские ресурсы позволяют разнообразить предложение.За счет информирования о различных видах туризма и широком выборе туристских компаний можно разрабатывать предложения для разной целевой аудитории по уровню платежеспособности, сделать акцент на внутреннем туризме, привлекая иностранцев.Слабые стороны: недостаточно квалифицированный и компетентный персонал; ограниченный ассортимент предлагаемых услуг: туры однообразны; «хромает» вся инфраструктура туризма, начиная от гостиниц и заканчивая транспортом; сезонность предлагаемых услуг; ценовая конкуренция; неэффективное партнерство; слабое позиционирование турфирм; неразвитость внутреннего туризмаОграниченный ассортимент и неквалифицированный персонал, а также неразвитая инфраструктура могут помешать воспользоваться программой развития региона.Отсутствие бренда у региона и слабые стороны отрасли могут привести к тому, что туристы предпочтут другие регионы для удовлетворения своих потребностей.Таким образом, основная возможность для туристской сферы – это развитие за счет поддержки государства. Реализация программ развития региона. Но для этого необходимо: 1) осуществлять эффективное партнерство между всеми участниками рынка для обмена информацией, опытом; 2) сегментировать потенциальных потребителей по возрастному принципу и разнице предпочтений, создавая свой турпродукт для каждой категории; 3) создать бренд региона, чтобы позиционировать себя определенным образом, обособленно от других регионов; 4) развивать инфраструктуру туризма за счет федеральных и региональных программ. 2.3. Перспективы развития культурно-познавательного туризма в г. Нижний Новгород.Развитие культурно-познавательного туризма в городе Нижний Новгород является стратегически важным направлением для содействия развитию экономики, укрепления социальной структуры и привлечения инвестиций.Стратегия развития культурно-познавательного туризма поможет объединить усилия городских властей, бизнес-сектора и местного населения для достижения максимального эффекта.Что необходимо сделать:Провести анализ и оценку имеющихся культурно-познавательных ресурсов города Нижний Новгород: исторические объекты, музеи, галереи, библиотеки, театры, фестивали и другие культурные мероприятия. Оценить их состояние, доступность для туристов и потенциал для развития.Проанализировать существующую инфраструктуру, включающую транспортную доступность, гостиничные комплексы, рестораны, туристические информационные центры и другие объекты, необходимые для комфортного пребывания туристов.Изучить существующие маркетинговые стратегии и методы продвижения Нижнего Новгорода как туристического направления. Оценить их эффективность и предложить новые подходы и инструменты для повышения узнаваемости города и привлечения целевой аудитории.Необходимо применение функциональных стратегий: 1. Стратегия сегментации рынка, для туризма – это выбор по образу жизни. Стратегия дифференцированного маркетинга. 2. Стратегия позиционирования – безопасность и возможность испытать новые ощущения. Увидеть то, что нигде не видел. Если эти стратегии найдут применение, то отрасль туризма сможет развиваться и дальше, а не зайдет в тупик «горящих путевок». Общими рекомендациями по преобразованию существующего экскурсионного комплекса являютсяследующие. Во-первых, необходимо создание на уровне потребительского рынка и услуг Нижегородской области системы мониторинга туристских услуг в регионе. В рамках системы обеспечить сопровождение в сети интернет, где каждая компания, входящая в единый реестр туроператоров, будет публиковать свои экскурсионные предложения. Во-вторых, учитывая стратегию развития региона, при разработке экскурсий обращать внимание на особый статус Нижнего Новгорода, который включен ЮНЕСКО в 100 городов мира, представляющих историческую и культурную ценность. В-третьих, обращая внимание на особую значимость патриотического воспитания молодежи, необходимо усилить просветительский характер разрабатываемых экскурсионных продуктов. В-четвертых, активно использовать современные электронные технологии для продвижения продуктов, например, SMM-технологии. В-пятых, сосредоточить внимание на дифференцировании турпродуктов и неценовой конкуренции.ЗАКЛЮЧЕНИЕКультурно-познавательный туризм означает ознакомление с историей и культурой городов и стран в целом, основанное на внутренней мотивации, желании туриста приобрести новые знания и получить определенную степень причастности к данной культуре. При формировании туристских маршрутов необходимо учитывать объекты, которые можно осмотреть на определенной местности, а также общий уровень их концентрации.Рынок познавательного туризма достаточно широк, так как не зависит от возраста туристов, пола, социального положения, основывается только на круге их интересов. Человека может интересовать многое, в том числе что-то непривычное, нетрадиционное и необычное, ранее им невиданное и неизвестное. Поэтому при разработке экскурсионно-познавательных туров особое внимание стоит уделять освещению именно данных сторон туристического маршрута.Город Нижний Новгород с богатой историей, культурным наследием и уникальной атмосферой представляет огромный потенциал для развития культурно-познавательного туризма.Нижегородская архитектура имеет интересную и длительную историю со своими взлетами и падениями, выдающимися зодчими, совокупность всего этого помогла приобрести Нижнему Новгороду свою самобытность, которая привлекает большое количество туристов.А современные темпы развития и строительства инфраструктуры, атр-объектов, новых прогулочных мест и реставрация исторических памятников помогают привлечь большой объём капиталовложений, что положительно сказывается на экономике города и соответственно уровне жизни нижегородцев.В последние годы развитие культурно-познавательного туризма в Нижнем Новгороде стало одним из самых важных направлений развития города. Раскрывая свои богатства перед посетителями, Нижний Новгород предлагает множество уникальных маршрутов и возможностей для изучения истории, искусства и культуры.Туризм в г. Нижнем Новгороде находится на стадии развития. Есть прекрасные естественные условия и богатое историческое наследие. Но гостиницы, общая инфраструктура, да и информационное обеспечение в городе далеки от идеальных. Туристы приезжают, смотрят и уезжают. Вместе с тем, можно заинтересовать не только «въездных» туристов, но и проживающих на территории. К основным направления развития можно отнести:Создание и активное продвижение бренда Нижнего Новгорода как культурно-познавательного туристического направления.Развитие и улучшение доступности и качества культурно-познавательных ресурсов.Повышение качества сервиса и комфортность пребывания туристов в городе.Расширение сети гостиниц и ресторанов, соответствующих международным стандартам.Создание устойчивой системы развития культурно-познавательного туризма в городе Нижний Новгород, которая даст импульс развитию экономики, расширению социальной сферы и повышению качества жизни местного населения.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлферова Л.С. Культурно-познавательный туризм: подходы к определению понятия/ Л.С. Алферова// Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки», 2018. – с.56-61.Боголюбов, В. С. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве : учебник для академического бакалавриата / В. С. Боголюбов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с.Гуляев, В. Г. Туризм. Экономика, управление, устойчивое развитие / В.Г. Гуляев, И.А. Селиванов. - М.: Советский спорт, 2019 .Биржаков М.Б. Введение в туризм. — М–СПб.: «Издательский Дом ГЕРДА», НП «Издательство «Невский Фонд», 2014. — 544 с.Воробьев, И. С. Актуальность проведения культурно-познавательных туров в 2023 году / И. С. Воробьев, И. М. Довгалюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 374-375. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103421/ (дата обращения: 19.11.2023).Засыпкин С. Д. Перспективы культурно-познавательного туризма в РФ // Интеллектуальный потенциал общества как драйвер инновационного. — 2022. — С. 245.Зырянов А. А. Активный и познавательный туризм / Зырянов Александр. - М.: ДонГис, 2017.Сущинская М. Д. Культурный туризм [Текст]: учебное пособие / М. Д.Сущинская. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2018. — 128 с.Костина М. В. СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ГОРОДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-kulturno-poznavatelnogo-turizma-v-gorodah-rossiyskoy-federatsii. (дата обращения 19.11.2023).Как преобразился Нижний Новгород. Открываем новые пространства / Текст: электронный // «Нижний800». – URL: https://nizhny800.ru/vfokuse/articles/kak-preobrazilsya-nizhny-novgorod-otkryvaemnovye-prostranstva (дата обращения: 19.11.2023).Полухина А. Н. Анализ современного состояния внутреннего туризма в регионах России в период пандемии (по итогам исследования 2022 г.) // Научно-консалтинговый центр. — 2022. — С. 175- 181.Прохорова М. В. ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА. https://cyberleninka.ru/article/n/turistsko-ekskursionnyy-potentsial-g-nizhnego-novgoroda. (дата обращения 19.11.2023).Пятаева, Е. В. Развитие культурно-познавательного туризма в Нижегородской области // Туристско-рекреационный потенциал и особенности развития туризма и сервиса: Материалы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2019. – С. 101-105.Фролова Е. В. Специфика культурно-познавательного туризма в городах Российской Федерации. https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-kulturno-poznavatelnogo-turizma-v-gorodah-rossiyskoy-federatsii. (дата обращения 19.11.2023 г.).
2) Боголюбов, В. С. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве : учебник для академического бакалавриата / В. С. Боголюбов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с.
3) Гуляев, В. Г. Туризм. Экономика, управление, устойчивое развитие / В.Г. Гуляев, И.А. Селиванов. - М.: Советский спорт, 2019 .
4) Биржаков М.Б. Введение в туризм. — М–СПб.: «Издательский Дом ГЕРДА», НП «Издательство «Невский Фонд», 2014. — 544 с.
5) Воробьев, И. С. Актуальность проведения культурно-познавательных туров в 2023 году / И. С. Воробьев, И. М. Довгалюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 374-375. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103421/ (дата обращения: 19.11.2023).
6) Засыпкин С. Д. Перспективы культурно-познавательного туризма в РФ // Интеллектуальный потенциал общества как драйвер инновационного. — 2022. — С. 245.
7) Зырянов А. А. Активный и познавательный туризм / Зырянов Александр. - М.: ДонГис, 2017.
8) Сущинская М. Д. Культурный туризм [Текст]: учебное пособие / М. Д.Сущинская. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2018. — 128 с.
9) Костина М. В. СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ГОРОДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-kulturno-poznavatelnogo-turizma-v-gorodah-rossiyskoy-federatsii. (дата обращения 19.11.2023).
10) Как преобразился Нижний Новгород. Открываем новые пространства / Текст: электронный // «Нижний800». – URL: https://nizhny800.ru/vfokuse/articles/kak-preobrazilsya-nizhny-novgorod-otkryvaemnovye-prostranstva (дата обращения: 19.11.2023).
11) Полухина А. Н. Анализ современного состояния внутреннего туризма в регионах России в период пандемии (по итогам исследования 2022 г.) // Научно-консалтинговый центр. — 2022. — С. 175- 181.
12) Прохорова М. В. ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА. https://cyberleninka.ru/article/n/turistsko-ekskursionnyy-potentsial-g-nizhnego-novgoroda. (дата обращения 19.11.2023).
13) Пятаева, Е. В. Развитие культурно-познавательного туризма в Нижегородской области // Туристско-рекреационный потенциал и особенности развития туризма и сервиса: Материалы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2019. – С. 101-105.
14) Фролова Е. В. Специфика культурно-познавательного туризма в городах Российской Федерации. https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-kulturno-poznavatelnogo-turizma-v-gorodah-rossiyskoy-federatsii. (дата обращения 19.11.2023 г.).