Характеристика туристического потенциала Мурманской области

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Туризм
  • 56 56 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 27.01.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1. Мурманская область как субъект Российской Федерации 6
1.1. Экономико-географическая характеристика Мурманской области 6
1.2. Природно-рекреационный потенциал Мурманской области 12
1.3. Культурно-исторический потенциал Мурманской области 19
2. Исследование туристского потенциала Мурманской области 26
2.1. Характеристика/Особенности/Специфика туристской инфраструктуры Мурманской области 26
2.2. Современное состояние туризма в Мурманской области 33
2.3. Перспективы развития туризма в Мурманской области 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

Фрагмент для ознакомления

Не все муниципалитеты смогут сделать это самостоятельно, но возможно привлечение специалистов для работы на этой основе; 2 - производство продуктов (брошюр, карт), визуализирующих территорию; 3 - реализация инвестиционной политики, определяющей ключевые места для туризма и объединяющей предпринимателей, занятых в сфере туризма и услуг.В наши дни многие люди владеют какой-либо недвижимостью или усадьбой, которую они строят как частный дом, но используют для приема туристов и предоставления различных туристических услуг: организуют рыбалку, охоту, купание, морские прогулки. Таких мест на карте Кольского полуострова немало. По сути, эти люди оказывают туристические услуги, но как субъекты предпринимательской деятельности в сфере туризма они не существуют, потому что не сертифицированы. Поэтому их как бы не существует.Начинающие предприниматели приходят в Департамент экономического развития и не знают, что делать в такой ситуации». Мы должны провести большую работу, чтобы помочь этим людям, которые хотят легализоваться на туристической карте Мурманской области». - Марина Васильевна ответила - Чтобы стать легальным предпринимателем, нужны немалые деньги: сертификация, заключение договора с МЧС на охрану, покупка средств связи, которые обеспечат безопасность туристов. Ведь за все туристические услуги, оказанные несертифицированным предприятием, отвечает его владелец.Чем больше мы узнавали о туризме на Кольском полуострове, тем больше удивлялись: основной объем бизнеса находится за пределами легальной экономики, доля туризма в региональном продукте очень мала, а количество людей, занятых в туризме, крайне незначительно. Несоответствие между фактическим и реальным положением дел в туризме - одна из главных проблем сегодняшнего дня. Доходы, получаемые сектором, не находят адекватного отражения, отсюда и позиция руководства на региональном уровне: если сектор так незначителен, то и внимания ему уделять не надо. Напротив, он требует особого внимания, ведь во всех странах мира государство играет очень важную роль на этапах становления этого сектора. Туризм должен стать отраслью экономики, как, например, во Франции или Испании, где количество туристов превышает количество жителей.Наше главное богатство - это природа. У нас нет ни Петродворца, ни царских сел, ни Золотого кольца, наше богатство - природные ресурсы, которые позволили создать широкий спектр туристических продуктов, от ски-тура до бодисерфинга. Если мы немного охарактеризуем Кольский полуостров, то увидим, что туризм как вид отдыха очень популярен, и здесь у нас много эксклюзивных продуктов: туры, лыжные прогулки, поездки на снегоходах. У нас есть реки, поэтому мы можем развивать рыболовство - это самый успешный вид туризма, и в этой области у нас нет конкурентов. Но это не массовый туризм, и он не создаст 20 000 рабочих мест, потому что реки есть реки, а ресурсы ограничены. Но он может предложить спортивные программы: рафтинг, раппелинг и т. д.Все это требует высокой квалификации людей, занимающихся туризмом, и использования специального оборудования: гидроциклов, квадроциклов, снегоходов, джипов-сафари и т. д. Если мы используем природные ресурсы, значит, мы должны быть готовы в плане персонала, оборудования, снаряжения и решать все вопросы безопасности. В этом направлении уже проделана большая работа: проект «Безопасность в туризме» реализуется уже три года в сотрудничестве с финнами и при финансировании провинции Лапландия и Министерства экономического развития. За это время было подготовлено множество экспертов и инструкторов, изучен финский опыт организации природного туризма [9, c.61].На сегодняшний день в сотрудничестве с финской компанией разрабатывается проект по созданию центра горнолыжного туризма в Хибинах. Это предпроект: чтобы привлечь инвесторов в будущем, необходимо уже сейчас иметь основные характеристики инвестиционной привлекательности региона.2.3. Перспективы развития туризма в Мурманской областиПервым важным шагом в развитии туризма в Мурманской области является создание единого информационного центра для всех туристических компаний и туристов региона.Туристско-информационный центр (ТИЦ) призван оказывать информационно-справочные услуги для развития туризма, поддержания и развития деловой среды в Мурманской области.Задачами центра являются - Предоставление информационных услуг; - Оздоровление детей и повышение привлекательности Мурманской области; - создание благоприятного имиджа Мурманской области на международной арене.Информационно-справочная работа Центра - Создание и поддержание в актуальном состоянии информационных баз данных - Предоставление важной и достоверной информации об услугах и деятельности в сфере культуры и общественной жизни Мурманской области.Справочные и консультационные услуги:- консультирование по телефону - Индивидуальное консультирование; - Распространение карт, путеводителей, брошюр, визиток.Рекламная деятельность: - Продвижение детских лагерей, детских санаториев и домов отдыха Мурманской области и других учреждений, предоставляющих услуги.Целью деятельности Российского туристско-информационного центра является развитие детского оздоровительного туризма в городе и за его пределами и в регионе в целом, а также содействие процессу подготовки детских организаций через управление информационными потоками, как показано на рисунке ниже.Организационно-экономические механизмы функционирования туристско-информационных центров можно представить в следующем виде (рис. 7).[20]- Существующая практика работы туристско-информационных центров за рубежом и в России показывает, что большинство этих организаций носят некоммерческий характер. Поэтому, понимая цели и задачи туристско-информационного центра, некоммерческое партнерство будет оптимальной организационно-правовой формой для совершенствования структуры туристско-информационного центра Мурманской области [17 c.61].Рис. 7. Организационно-экономическая структура ТИЦОсновными подразделениями Туристского информационного центра Мурманской области должны стать 1. отдел информационных технологий. Здесь должно быть более 3 сотрудников - инженеров-программистов, которые отвечают за функционирование информационного центра как информационной системы, обновление и работу сайта информационного центра, а также информационную поддержку всей работы.2. аналитический отдел - от 2 до 5 сотрудников - специалисты в области сервиса и туризма, отвечающие за проектно-аналитическую работу, за наполнение сайта и формирование информационной базы Туристского информационного центра. Каждый сотрудник отдела должен отвечать за определенное направление. К таким направлениям относятся: российский туристический рынок (по регионам), зарубежный туристический рынок (по регионам или странам), виды туризма, пользующиеся повышенным спросом (отдых, деловой, событийный).3. отдел менеджмента и связей с общественностью. Этот отдел должен состоять из 1-2 сотрудников и отвечать за продвижение работы Туристского информационного центра, освещение в СМИ, изучение новых услуг и т.д.4. административный отдел - состоит из руководителя (директора Туристского информационного центра), заместителя руководителя, офис-менеджера, бухгалтера и специалиста по кадрам. Основная функция этого отдела - координация работы других отделов и Туристского информационного центра в целом.5. 5. Информационный отдел является главным отделом Туристского информационного центра и отвечает за выполнение основной функции Туристского информационного центра - предоставление адекватной информации о городском, региональном, национальном и мировом туризме всем заинтересованным лицам. Информационный отдел состоит из центрального колл-центра и разветвленной структуры информационных пунктов (киосков), расположенных в наиболее посещаемых местах города и области.Отличие предлагаемой структуры от существующей структуры Туристского информационного центра Мурманской области заключается в том, что существующая организационная структура Туристского информационного центра считается линейной и не включает сеть киосков для родителей и туристов с детьми, в то время как предлагаемая структура считается линейно-функциональной, предполагающей наличие разветвленной сети киосков [12, c.71].Персонал Туристского информационного центра, особенно в информационном секторе, должен отвечать следующим требованиям:- Соответствовать квалификационным требованиям: иметь соответствующее образование, диплом государственного образца и, желательно, опыт работы в сфере туризма;- Знать законодательные и нормативные акты, формальности международных норм в области туризма, информацию и документы международных туристических организаций, владеть иностранными языками в объеме, соответствующем выполняемой работе;- Умение точно и четко отвечать на вопросы, задаваемые туристами;- Иметь доступ к важной для потребителей информации, постоянно обновлять и применять ее;- Самосовершенствоваться не реже одного раза в год (посещать курсы, семинары и т. д.);- Понимать свои должностные обязанности.Наиболее распространенные навыки и компетенции, требуемые от сотрудников туристско-информационных центров, включают- Умение рассчитывать и контролировать выполнение нескольких задач;- умение планировать рабочее время- Знание основных видов и методов рекламы;Ориентация в туризме (умение поддерживать связь, умение «улавливать» и фиксировать необходимую информацию о рынке, конкурентах в процессе общения, искусство выявления планов и будущих потребностей туристов, искусство привлечения туристов и определения их потребностей, искусство предоставления туристам того, что им нужно, и тем самым удовлетворения клиента, искусство нахождения и общения с нужными людьми в организации и т.д.);- Навыки общения по телефону (искусство подачи себя по телефону, искусство ведения переговоров по телефону, искусство установления первого контакта по телефону, искусство презентации по телефону, точность выражения по телефону, голос убеждения по телефону, искусство разговора по телефону с агрессивным/раздраженным посетителем, искусство записывать всю необходимую информацию во время телефонного разговора);- Искусство презентации, искусство выступления перед несколькими людьми (аудиторией);- Искусство донесения идей до многих людей;- Искусство излагать материал ясно и эмоционально;- Умение выделять, подчеркивать и доносить до аудитории суть речи;- Умение привлекать внимание аудитории;- Уверенность в себе при выступлении;- Умение использовать визуальный материал;- Техники подготовки презентации.- Техники соблюдения сроков;- Владение офисными процедурами;- Готовность и умение работать на результат;- Умение работать в команде- Умение устанавливать и поддерживать контакты;- Навыки разрешения конфликтов;- Квалифицированные навыки устной и письменной коммуникации.Что касается собственных качеств, то следует развивать в себе следующие черты: активный, инициативный, общительный, целеустремленный, устойчивый к давлению, усидчивый, чуткий, доброжелательный, ответственный, конструктивный, самостоятельный в принятии решений, креативный (творческий).Ключевые критерии для соискания должности сотрудника колл-центра в Туристском информационном центре [4, c. 71]:- Осознание важности туристической информации и своей роли в информационном процессе; - Артикуляция, глубокое знание популярных тем и постоянное совершенствование этих тем;- Инициатива и творческий подход к работе; - Глубокое изучение интересов и потребностей туристов, дифференцированных по группам;- Воспитанность и культура в работе и поведении, вежливость и внимательность в общении с путешественниками;- Знание методики проведения экскурсий, основ педагогики и психологии; - Практические навыки и умения успешно подбирать, разрабатывать и доносить информацию до аудитории.Таким образом, разрыв между богатейшим туристским потенциалом Самарской области и весьма ограниченными результатами развития во многом определяется отсутствием современных и дееспособных систем управления отраслью на федеральном и региональном уровнях. Важное место в построении этой системы занимает решение проблемы применения современных информационных технологий управления. На повестке дня стоит проблема эффективного управления ресурсами, составляющими туристско-рекреационный потенциал страны.На основе стратегии развития детского оздоровительного туризма в Самарской области разработка единой региональной рекламно-информационной политики направлена на мобилизацию имеющихся и привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов для реализации долгосрочных, масштабных, межрегиональных проектов, направленных на устойчивое развитие туризма.Для наиболее эффективного продвижения регионального туристского продукта и создания комфортной информационной среды для туристов, посещающих дестинацию, во многих регионах созданы туристско-информационные центры (ТИЦ).Необходимость создания такого центра обусловлена отсутствием объективной информации в информационном пространстве, предоставляемом различным категориям пользователей, а также отсутствием систематической и целенаправленной деятельности по продвижению региональных туристических продуктов на внутренний и внешний рынки.Задача ИКТ-центра - предоставить туристам исчерпывающую информацию о дестинациях, туристских ресурсах и туристских возможностях. Поскольку информация туристских информационных центров должна отражать объективную ситуацию во всем туристском центре или регионе, содержание этих учреждений зачастую осуществляется за счет средств регионального бюджета.Основные направления совершенствования работы туристско-информационных центров в Мурманской области можно обозначить следующим образом:- информационная поддержка приема иностранных и российских детей в Мурманской области- Разработка, внедрение и распространение любых материалов, способствующих новому пониманию возможностей детского рекреационного туризма в Мурманской области.- Мониторинг, создание баз данных, анализ статистики туристских потоков, маркетинг регионального туристского рынка.- Разработка и реализация проектов по улучшению качества приема туристов и расширению ассортимента туристского предложения Мурманской области совместно с предприятиями и учреждениями, занимающимися предоставлением туристских услуг.- Развитие индивидуального и группового туризма в России и за рубежом с использованием различных средств рекламы и продвижения.- Организация акций и мероприятий, способствующих развитию туризма в Мурманской области, в сотрудничестве с государственными, общественными и частными организациями на местном, региональном, национальном и международном уровнях [54, c71].- Обучение сотрудников Центра и всего соответствующего персонала основам туристического бизнеса.- Вместе с тем, анализ источников и нормативных актов по развитию туризма и организации туризма показывает, что организационно-экономические механизмы формирования и функционирования системы туристских информационных центров в регионах Российской Федерации пока теоретически и методологически несовершенны.Таким образом, вышеизложенные обстоятельства приводят к необходимости научно-методического обоснования форм и методов формирования системы туристских информационных центров и региональных информационных порталов с целью совершенствования системы управления региональным туризмом в условиях современной экономики Российской Федерации, что определяет цели и задачи настоящего исследования.Предложенные меры, включая обучение сотрудников туристско-информационных центров в колл-центрах и других направлениях, являются эффективными в повышении качества туристских услуг.В заключение, перспективы развития туризма в Мурманской области представляют собой обширные и благоприятные горизонты для региона. Уникальные природные ландшафты, такие как Кольский полуостров и Северное Ледовитое море, а также богатое культурное наследие, формируют привлекательную основу для развития туристической индустрии.Один из ключевых факторов успеха заключается в умелом использовании туристского потенциала при сохранении и устойчивом управлении природными и культурными ресурсами. Экологически чистый туризм, направленный на сохранение окружающей среды и местной культуры, может стать важным принципом развития.Таким образом, инвестиции в развитие туризма в Мурманской области, с фокусом на устойчивость и качество туристического продукта, открывают перспективы для устойчивого роста и укрепления позиций региона на картине мирового туризма.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги, отметим, что Мурманская область является перспективным туристическим регионом России. Регион обладает большим природным и культурно-историческим потенциалом. Основу туристической привлекательности Мурманской области составляют заснеженные горнолыжные курорты, охотничьи и рыболовные хозяйства, многочисленные особо охраняемые природные территории, памятники исторического и культурно-архитектурного наследия, объекты промышленного и геологического туризма. Здесь развиваются треккинг и альпинизм, экологический туризм (16 экологических троп в разных ООПТ), этнотуризм, гонки по пересеченной местности, ностальгический и событийный туризм (саамские праздники, «Снежные фестивали», спортивные мероприятия), деловой туризм, комплексный познавательный туризм и другие виды туризма и спорта.В последние годы, несмотря на пандемии и международную геополитическую напряженность, в Мурманской области растет число въездных туристов, превышающее полмиллиона. Решив проблемы неразвитой дорожной сети и низкой плотности автозаправочных станций, увеличив количество гостиниц и хостелов, развив туристско-рекреационную инфраструктуру, Мурманская область станет не меньшей российской «туристической Меккой», чем города «Золотого кольца». Необходимо открывать новые туристско-информационные центры, расширять сеть природных территорий с регулируемыми системами охраны, увеличивать количество товаров под брендом «Сделано на Севере». Также необходимо постепенно менять стереотипное представление о Кольском полуострове как о регионе с низким уровнем сервиса, что значительно сужает потенциальный спрос на туристические продукты. Мы считаем, что на современном этапе развития необходимо меньше внимания уделять трансграничному туризму и больше - семейному, религиозному и сакральному, спортивному, природному и познавательному.Всесторонняя государственная поддержка создания новых и реконструкции старых туристических объектов в Мурманской области как форма реализации задач грамотной государственной инвестиционной политики в Арктической зоне Российской Федерации, имеющей большое транспортное и геополитическое значение, очень важна и целесообразна, поскольку туризм является локомотивом развития любого региона. Для формирования положительного имиджа региона для туризма и отдыха также необходимо использовать исследования в области рыночной экономики, максимально использовать различные средства массовой информации и средства продвижения туристских продуктов и направлений, а также выпустить серию популярных фильмов об уникальности и особенностях природы, культуры и истории Мурманской области.В заключение, тема "Туристский потенциал Мурманской области" выделяется в современном контексте как стратегически важная и перспективная. Регион обладает уникальными природными ресурсами, которые привлекают внимание туристов своей красотой и неповторимостью. Кроме того, богатое культурное и историческое наследие региона дополняет туристический опыт, предоставляя посетителям возможность погрузиться в удивительный мир арктической истории и традиций.Развитие туризма в Мурманской области не только способствует экономическому росту, но и является ключевым фактором сохранения природной среды и культурного наследия. Сбалансированный подход к туристическому развитию, с учетом устойчивости и сохранения уникальных ресурсов, может создать прочные основы для привлечения новых туристов и обеспечения устойчивого процветания региона. Таким образом, изучение туристского потенциала Мурманской области является не только актуальным исследовательским вопросом, но и стратегически важным направлением для развития туризма в этом уникальном регионе.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВI.Нормативно-правовые материалыФедеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021)// [электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/popular/advert/. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 09.03.2021) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»// [электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/.Об утверждении перечня отдельных сведений об объектах археологического наследия, которые не подлежат опубликованию: приказ Министерства культуры РФ № 2328 от 01.09.2015 [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации. URL: https://www.mkrf.ru/documents/ob_utverzhdenii_perechnya_otdeln355917 (дата обращения: 02.12.2023).II. Специальная литератураАлёхин В.Д. Проблемы выявления и государственного учёта историко-культурных памятников в Мурманской области // Труды Кольского научного центра Российской академии наук. – Гуманитарные исследования, вып. 13: Сборник избранных трудов по материалам регионального научно-практического семинара «Социокультурные и экономические императивы Евро-Арктического региона России». – № 2/2018 (9). – Апатиты: КНЦ РАН, 2018. – С. 48–51.Балюк, Н. А. Экскурсоведение : учебное пособие для вузов / Н. А. Балюк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 235 с. Бертош А.А., Коршунов Э.Л., Прокопчук П.Н. Взаимодействие музеев, научно-исследовательских организаций и архивов по сохранению памяти о Великой Отечественной войне в Заполярье (на примере изучения оборонительного рубежа советских войск на хребте Муста-Тунтури) // Полярные чтения на ледоколе «Красин» – 2017. М.: Издательство «Паулсен», 2018. – С. 37–60.Боголюбова, С. А.  Виды и тенденции развития туризма : учебное пособие для вузов / С. А. Боголюбова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 231 с. Волкова, М. А. Туристско-рекреационный потенциал Мурманской области / М. А. Волкова, К. В. Гладкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 8 (455). — С. 229-231. — URL: https://moluch.ru/archive/455/100290/ (дата обращения: 02.12.2023).Выявленные объекты культурного наследия [Электронный ресурс] // Министерство культуры Мурманской области. URL: https://culture.gov-murman.ru/napravleniya-deyatelnosti/okhrana-obektov-kulturnogo-naslediya/objects... (дата обращения: 19.12.2023).Джанджугазова, Е. А.  Маркетинговые технологии в туризме: маркетинг туристских территорий : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. А. Джанджугазова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 208 с. Долженко, Г. П.  История туризма : учебник для вузов / Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик, А. И. Черевкова. — 2-е изд., перераб, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 227 с. Жагина С. Н. Перспективы развития туризма в Мурманской и Архангельской области / С. Н. Жагина, О. М. Пахомова, А. В. Евсеев // Цивилизационные аспекты развития Арктических регионов России: материалы научно-практической конференции. — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2020. — c. 96–105.Жираткова, Ж. В. Организация экскурсионной деятельности : учебник и практикум для вузов / Ж. В. Жираткова, Т. В. Рассохина, Х. Ф. Очилова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 189 с. Иванова, Н. П.  Музейная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. П. Иванова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 223 с. Каменец, А. В.  Организация социально-культурной деятельности. Молодежный туризм : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Каменец, М. С. Кирова, И. А. Урмина ; под общей редакцией А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 192 с. Классификация экскурсий – Экскурсоведение [Электронный ресурс] URL: https://ozlib.com/923703/iskusstvo/klassifikatsiya_ekskursiy#:~:text=В%20издании%20приводились%208%20типов%20экскурсий%3A (дата обращения: 02.03.2022)Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. III. Уезды: Онежский, Кемский и Кольский. – Архангельск: Архангельский епархиальный церковно-археологический комитет, 1896. – 267 сМаврина, Н. С. Процесс формирования экскурсионной услуги [Текст] / Н. С. Маврина. Формирование экскурсионного сервиса [Электронный ресурс]. Культура народов Причерноморья.2009. № 161.Морозов, М. А.  Экономика организаций сферы туризма : учебник для вузов / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 304 с. Мотышина, М. С.  Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учебник для вузов / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов ; под редакцией М. С. Мотышиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 282 с.Музееведение. Музеи исторического профиля/ Под. Ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста.- М., 2020; - 204сОбъекты культурного наследия, включенные в реестр [Электронный ресурс] // Министерство культуры Мурманской области. URL: https://culture.gov-murman.ru/napravleniya-deyatelnosti/okhrana-obektov-kulturnogo-naslediya/objects... (дата обращения: 02.12.2023).Отнюкова, М. С.  Социологические исследования в туризме : учебное пособие для вузов / М. С. Отнюкова, Т. В. Черевичко. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 96 с. Скобельцына, А. С.  Технологии и организация экскурсионных услуг : учебник для вузов / А. С. Скобельцына, А. П. Шарухин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 247 с. Сущинская, М. Д.  Культурный туризм : учебное пособие для вузов / М. Д. Сущинская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 157 с. Устав Мурманской области (в ред. от 10.12.2018) [Электронный ресурс] // Правительство Мурманской области. URL: https://gov-murman.ru/regulatory/charter_mo (дата обращения: 02.12.2023).Хибинские тундры. Геологическая карта 1:50 000 и путеводитель / Редакторы Ю.Л. Войтеховский, П. Йоханссон, Л.С. Лаури, Т.A. Мирошниченко, Ю. Ряйсянен. – Рованиеми: АО «Грано», 2014. – 58 с.Христов, Т. Т.  География туризма : учебник для среднего профессионального образования / Т. Т. Христов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 273 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I.Нормативно-правовые материалы
1. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021)// [электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/popular/advert/.
2. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 09.03.2021) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»// [электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/.
3. Об утверждении перечня отдельных сведений об объектах археологического наследия, которые не подлежат опубликованию: приказ Министерства культуры РФ № 2328 от 01.09.2015 [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации. URL: https://www.mkrf.ru/documents/ob_utverzhdenii_perechnya_otdeln355917 (дата обращения: 02.12.2023).

II. Специальная литература
4. Алёхин В.Д. Проблемы выявления и государственного учёта историко-культурных памятников в Мурманской области // Труды Кольского научного центра Российской академии наук. – Гуманитарные исследования, вып. 13: Сборник избранных трудов по материалам регионального научно-практического семинара «Социокультурные и экономические императивы Евро-Арктического региона России». – № 2/2018 (9). – Апатиты: КНЦ РАН, 2018. – С. 48–51.
5. Балюк, Н. А. Экскурсоведение : учебное пособие для вузов / Н. А. Балюк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 235 с.
6. Бертош А.А., Коршунов Э.Л., Прокопчук П.Н. Взаимодействие музеев, научно-исследовательских организаций и архивов по сохранению памяти о Великой Отечественной войне в Заполярье (на примере изучения оборонительного рубежа советских войск на хребте Муста-Тунтури) // Полярные чтения на ледоколе «Красин» – 2017. М.: Издательство «Паулсен», 2018. – С. 37–60.
7. Боголюбова, С. А. Виды и тенденции развития туризма : учебное пособие для вузов / С. А. Боголюбова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 231 с.
8. Волкова, М. А. Туристско-рекреационный потенциал Мурманской области / М. А. Волкова, К. В. Гладкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 8 (455). — С. 229-231. — URL: https://moluch.ru/archive/455/100290/ (дата обращения: 02.12.2023).
9. Выявленные объекты культурного наследия [Электронный ресурс] // Министерство культуры Мурманской области. URL: https://culture.gov-murman.ru/napravleniya-deyatelnosti/okhrana-obektov-kulturnogo-naslediya/objects... (дата обращения: 19.12.2023).
10. Джанджугазова, Е. А. Маркетинговые технологии в туризме: маркетинг туристских территорий : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. А. Джанджугазова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 208 с.
11. Долженко, Г. П. История туризма : учебник для вузов / Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик, А. И. Черевкова. — 2-е изд., перераб, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 227 с.
12. Жагина С. Н. Перспективы развития туризма в Мурманской и Архангельской области / С. Н. Жагина, О. М. Пахомова, А. В. Евсеев // Цивилизационные аспекты развития Арктических регионов России: материалы научно-практической конференции. — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2020. — c. 96–105.
13. Жираткова, Ж. В. Организация экскурсионной деятельности : учебник и практикум для вузов / Ж. В. Жираткова, Т. В. Рассохина, Х. Ф. Очилова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 189 с.
14. Иванова, Н. П. Музейная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. П. Иванова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 223 с.
15. Каменец, А. В. Организация социально-культурной деятельности. Молодежный туризм : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Каменец, М. С. Кирова, И. А. Урмина ; под общей редакцией А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 192 с.
16. Классификация экскурсий – Экскурсоведение [Электронный ресурс] URL: https://ozlib.com/923703/iskusstvo/klassifikatsiya_ekskursiy#:~:text=В%20издании%20приводились%208%20типов%20экскурсий%3A (дата обращения: 02.03.2022)
17. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. III. Уезды: Онежский, Кемский и Кольский. – Архангельск: Архангельский епархиальный церковно-археологический комитет, 1896. – 267 с
18. Маврина, Н. С. Процесс формирования экскурсионной услуги [Текст] / Н. С. Маврина. Формирование экскурсионного сервиса [Электронный ресурс]. Культура народов Причерноморья.2009. № 161.
19. Морозов, М. А. Экономика организаций сферы туризма : учебник для вузов / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 304 с.
20. Мотышина, М. С. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учебник для вузов / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов ; под редакцией М. С. Мотышиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 282 с.
21. Музееведение. Музеи исторического профиля/ Под. Ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста.- М., 2020; - 204с
22. Объекты культурного наследия, включенные в реестр [Электронный ресурс] // Министерство культуры Мурманской области. URL: https://culture.gov-murman.ru/napravleniya-deyatelnosti/okhrana-obektov-kulturnogo-naslediya/objects... (дата обращения: 02.12.2023).
23. Отнюкова, М. С. Социологические исследования в туризме : учебное пособие для вузов / М. С. Отнюкова, Т. В. Черевичко. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 96 с.
24. Скобельцына, А. С. Технологии и организация экскурсионных услуг : учебник для вузов / А. С. Скобельцына, А. П. Шарухин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 247 с.
25. Сущинская, М. Д. Культурный туризм : учебное пособие для вузов / М. Д. Сущинская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 157 с.
26. Устав Мурманской области (в ред. от 10.12.2018) [Электронный ресурс] // Правительство Мурманской области. URL: https://gov-murman.ru/regulatory/charter_mo (дата обращения: 02.12.2023).
27. Хибинские тундры. Геологическая карта 1:50 000 и путеводитель / Редакторы Ю.Л. Войтеховский, П. Йоханссон, Л.С. Лаури, Т.A. Мирошниченко, Ю. Ряйсянен. – Рованиеми: АО «Грано», 2014. – 58 с.
28. Христов, Т. Т. География туризма : учебник для среднего профессионального образования / Т. Т. Христов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 273 с.