Управление туристской деятельностью в регионе Европейский север России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Туризм
  • 45 45 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 11.01.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………...3

1.Теоретические аспекты характеристики системы управления туристской деятельностью Европейского Севера России ………..........5
1.1. Характеристика географического положения региона и его влияние на особенности туристско-рекреационного комплекса региона……………………………………………………………….....5
1.2. Характеристика туристско-ресурсного потенциала…………..9
1.3. Структура регионального туристско-рекреационного
комплекса……………………………………………………………...15

2.Особенности управления туристской деятельностью Европейского Севера России…………………………………………………………..….21
2.1. Влияние туризма на региональную экономику ………………21
2.2. Регулирование туристской деятельности на региональном и муниципальном уровнях…………………………………….………...29
Заключение………………………………………………………………...38
Список использованной литературы……………………………………..41
Фрагмент для ознакомления

Распоряжение Правительства Республики Карелия от 29.12.2018 г. N 899р-П.- Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года, утвержденная област- ным законом от 18 февраля 2019 года № 57-5-ОЗ.-Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года (Указ Президента РФ от 26.10.2020 г. № 645);-Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 316);-Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 г. № 2129-р);-Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года (Распоряжением Правительства РФ от 18.11.2011 г. N 2074-р);-Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» (Распоряжение Правительства РФ 05.05.2018 г. N 872-р).Обобщая основные цели региональных стратегические документов развития туризма, можно сформулировать единое общее направление приложения усилий: формирование условий для роста и повышения конкурентоспособности туристской сферы на российском и международном рынках туристских услуг с детализацией задач реализации Кроме того, следует привести примеры стратегических документов развития туризма на уровне муници-палитетов регионов Европейского Севера (например, г. Сыктывкар и г. Воркута Республики Коми; г. Костомукша, Республика Карелия; г. Вологда Вологодской области и др.).В Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года (утв.Указом Президента РоссийскойФедерации от 5 марта 2020 г. № 164) развитию туризма в данномрегионеотводитсяважная роль.В частности, однойизглавныхзадачявляется развитие туристическихцентров в Арктическомрегионеснесколькимивидами туризма.Такие как путешествия,этническаяпринадлежность,окружающаясреда и промышленность.Крометого, в этом документе одним из основных механизмов реализации государственной политики Российской Федерации в регионе Европейский Север являетсяразвитие и реализация туризма в данном регионе.В рамках данной программы предполагаетсядостичьследующиерезультаты в три этапа к 2035 году:– создание не менее 200 тыс.новых рабочих мест; - обеспечениедоступавоздуха в густонаселенныерайоныотдаленныхрайонов(районов);–обеспечивает подключение к глобальной сети Интернет удаленногорайона- строительство новых школ, детских садов, больниц и объектов культуры.Таким образом, можно сделать вывод,чтовсяпрограммаориентирована на социальные аспекты развития региона.Стратегия развития Арктической зоны до 2035 года (утв.Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г.N 645).Настоящаястратегия развития в пунктах 20-28 регламентирует развитие туристских центров в: - Мурманская и Архангельскаяобласть;- Ненецкий автономный округ,-Республика Коми, Карелия.Одной из основных задач развития регионаявляется государственная поддержка строительства круизных лайнеров арктического ледового класса и развития туристическойинфраструктурынатерриторииРоссийскойФедерации.Основной особенностью правового регулирования туристской деятельности в регионе является разработка документов наместномуровне, которые должны полностью соответствовать вышестоящим региональным и федеральным нормам.Эти документы нетольконесодержатпротиворечий,нои должны вполноймереиспользоватьразличныепреимущества и льготы,которыепредлагаетгосударство.Разумеется,эти документы должны содержать стандарты, отражающие сохранение чувствительныхарктическихэкосистем.Поэтому,учитываяспецифическиеклиматическиеусловия, нам представляется целесообразным прямо установить обязанности туроператоров и турфирмпообеспечениюбезопасноституризмасвоихгостей при реализациитуристскойпродукции в Арктическомрегионе, а также наложениеобязательств на местном уровне провестипроверки безопасности на этих маршрутах.Создание зон развлечений и развитие туризма всельскойместностиЕвропейского Севера будет способствовать: -созданию благоприятных условий для развития малого бизнеса; -активизация предпринимательской деятельности;-развитиеотраслей,связанныхстуризмом;-привлечьинвестиции для формирования инфраструктурныхсетей(инжиниринг,гостиницы,транспорт и т.д.) и благоустройства населенныхпунктов;-сохранениекультурного,исторического и природного потенциала, традиций, развитие народных ремесел;-поддержание здоровья и поддержание здорового образа жителей колоний;-увеличение занятости населения; - увеличение доходов местного бюджета.Втожевремяпроектыразвития прибрежных развлекательныхзон должны быть направлены на благоустройство, повышение привлекательности, развитие и продвижение северных туристических территорий. Основные показатели реализации проекта в рамках создания зон отдыха определяются ежегодным ростом численности жителей сельских поселений и формированием устойчивыхтуристическихпотоков на территорииЕвропейского Севера.Для управления развитием туризма в субъектах Российской Федерации разрабатываются региональные стратегии развития туризма.Эти документы позволят улучшить информационное и методическое обеспечение туризма, обеспечить функционирование туристических информационных порталов, в том числе версий на иностранных языках, способствовать созданию и продвижению туристических продуктов в регионе, организовывать туристические услуги, туристические конкурсы и фестивали, рекламные туры, изучить потенциал развития туризма, опубликовать сборник статистических данных. Это материалы, способствующие профессиональному развитию персонала туристической отрасли, продвижению туристических продуктов в регионе, семинары, курсы, которые мы будем проводить, мастер-классы.Таким образом, региональный документ стратегического планирования принципиально отличается от федеральных программ и стратегий, выявляет конкретные проблемы в сфере развития туризма региона и решает их. Большинство программ развития туризма этих регионов России высоко оценивают роль туризма в социально-экономическом развитии региона.Прежде всего,туризм - это экономически эффективный инструмент развития малого бизнеса и предпринимательства, источник налоговых поступлений в региональный бюджет.Невозможно не обратить внимание на мультипликативный эффект развития туризма в экономике, ведь организация тура приносит прямой доход не только предприятиям туристической отрасли, но и смежным отраслям – гостиничному хозяйству, продовольствию, бытовому обслуживанию, торговле, связи, сельскому хозяйству, транспорту, сувенирной продукции производство и занятость.Появление рабочих мест в туристическом секторе сопровождается появлением 3-4 рабочих мест в смежных отраслях.Федеральные документы рассматриваюттуризмкак одну из второстепенных ролей в развитии северных регионов России, тогда как врегиональныхстратегияхэтойролипридается гораздо большеезначение.Туризм способствует диверсификации экономики региона, создаетблагоприятныйимидж в России и мире, повышает качество жизни местныхжителейи наименее опасен для экологической ситуации в регионе,связанной с добычейполезныхископаемых и производством.Надлежащее использование и сохранение природного,культурного и историческогонаследия также способствует занятости и является катализатором экономического роста в регионе благодарясвоемумультипликативномуэффекту.В рядеслучаев можно говорить об успешности развития арктического туризма: рост интереса к полярнымтурамиросттранспортного потока.Однакоследуетпризнать,чтотуризмв северных районах отстает от туризма в других регионах России, включаягорода Золотого кольца,столицы,курорты Краснодарского края и ФедеральногоокругаКрым.Существует значительный разрыв между теоретическойситуацией в сферетуризмав арктических регионахРФ и реальностью;Многие стратегии и программы,которыебылипринятыилипредложеныдля развития туризма, не былиполностьюреализованы,другие не могут быть реализованыиз-за отсутствия капиталаи необходимых навыков.Поддержка и грамотное управление развитием туризма в регионах Европейского Северачрезвычайноважны и требуютпостоянногосовершенствования;необходимоиспользоватьспециальныемеханизмы государственного управления и регулирования.ЗаключениеВ рамках данной работы были подняты вопросы, указанные в целях и задачах, которые заключались в изучениипонятия и системы управление туристской деятельностью, а также формировании комплексного представления о развитии туризма на Европейском Севере Российской Федерации на основе выявления общих тенденций и специфики его развития в региональном разрезе.Эти вопросы изучаются и отражены в работе.Исследование позволило сформировать общее представление о развитии туризма на севере европейской части Российской Федерации, основываясь на выявленных общих тенденциях в деталях развития сферы туризма и рекреационной деятельности в региональном контексте. Европейский Север России, представленный 6 субъектами Российской Федерации, характеризуется с точки зрения потенциала туризма и рекреации и уровня развития сферы туризма и рекреации.В то же время дестинация обладает определенными возможностями для развития туризма и рекреации, и характеризуется общей тенденцией своего развития. Резюмируя вышесказанное, мы можем сделать несколько основных выводов о развитии туристических дестинаций в данном регионе (согласно рассмотренным блокам):- территория обладает уникальным природным и культурно-историческим потенциалом, включающим большое количество достопримечательностей, в том числе самобытные традиции, культуру, гостеприимство местных жителей, объекты, внесенные в список ЮНЕСКО;- уровень развития туристической инфраструктуры должен укрепить ее позиции на рынкетуристических услуг, включая инфраструктуру для размещения, общественного питания, досуга и рекреации;- в регионах Европейского Севера развитие туризма позиционируется как одно изприоритетных и перспективных направлений экономической деятельности. Это отражено в основных стратегических документах социально-экономического развития объекта исследования Российской Федерации;-экономические возможности населения Европейского Севера в организации и проведении досуга выше средних показателей по Российской Федерации и за Полярным кругом;-основным сдерживающим фактором для развития туризма является недостаточный уровень развития туристической и транспортной инфраструктуры, неадекватный уровень предоставления туристических услуг, недостаточная узнаваемость региона, туристические продукты российского и международного рынка туристических услуг, недоступность и удаленность объектов размещения туристов.Подводя итог вышесказанному, следует сосредоточиться на уникальноституристическое направление в регионы Европейского Севера в Российской Федерации. Ориентация на внутренних туристов в России, продвижение северного (арктического)направления на рынке российских туристических услуг представляется одним из ключевых направление развития туризма в контексте современных вызовов и прекращения потока международных туристов. Сотрудничество между компаниями в сфере туризма и соответствующими учреждениями, занимающимися обслуживанием туристов и рекреацией, представляется важнымдля предоставления туристических продуктов, ориентированных на целевую группу.Необходимы отдельные социологические исследования для выявления важных потребностей потребителей туристических услуг.Необходимо выявить потребности местных жителей данного региона в отдыхе и туризме, что значительно сузит выбор затронутых туристических направлений из-за современных ограничений.Помимо интересов бизнеса, необходимо это подчеркнуть,восстановление физических и эмоциональных сил местного населения имеет большое значение для социально-экономического развития региона. Жители данного региона относятся кчислу наиболее уязвимых с точки зрения суровости природно-климатических условий. Для жизнедеятельности им необходим полноценный отдых.Внимание туристического бизнеса должно быть сосредоточено на туристско-рекреационных услугах для местных жителей,на планирование и предоставление туристических продуктов, местный спрос и потребности (туры выходного дня, специальные предложения, семейный отдых и т.д.).Объединив усилия туристического бизнеса регионов Европейского Севера, грамотное продвижение туристических услуг повысит конкурентоспособность дестинацийна внутреннем туристическом рынке, создаст платформу для преодоления вызовов современности, а после открытия границ - поиска, в том числе выявления потребностей целевой аудитории группы туристов и организация отдыха, формирование уникальных туристических продуктов в том числе, развитие международного туризма.Список использованной литературы1. Бертош А.А. Северный туризм: концептуальные черты и особенности.-М.: Амфора, 2019.-312с.2. Величкина А.В. Оценка развития туристской инфраструктуры региона.- СПб.: Книга, 2018.-293с.3. Грушенко Э.Б. Развитие морского круизного туризма в портах Западной Арктики // Арктика и Север. 2019.- № 14. С. 29–34.4.Докашенко Л.В. Влияние индустрии путешествий и туризма на устойчивое развитие экономики // Интеллект. Инновации. Инвестиции.- 2017. -№ 1. С. 28–31. 5. Елисеева Н.В. Перспективные направления туризма в северных регионахРоссии // Вестник Академии знаний. 2020.- № 4 (39).- С. 187–191. 6. Ермакова Ж.А., Полякова И.Л., Холодилина Ю.Е. Современное состояние туристского рынка в Российской Федерации // Интеллект. Инновации. Инвестиции.-2016.- № 2.- С. 30–34.7.Жагина С.Н., Топорина В.А. Национальные парки Европейского Севера России (Архангельской,Вологодской областей, Республики Карелия) как объекты рекреации и туризма // Проблемырегиональной экологии.- 2016. -№ 6.- С. 127–131.8.Желнина З.Ю. Туризм как драйвер развития территории // Общество: политика, экономика, право. -2021.- № 9.- С. 65–759.Илькевич С.В., Стрёмберг П. Аспекты конкурентоспособности Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов как дестинаций арктического туризма // Сервис plus. 2016.- Т. 10. -№ 3.- С.10–17.10. Кондратьева С.В. Развитие туризма в регионах Европейского Севера.-М.:Вестник Московского университета, 2022.-124с.11. Кузнецова Н.Ф. Современная инфраструктура как одно из важных условий для развития туризма // Азимут научных исследований: экономика и управление. -2016. -Т. 5.- № 3. - С. 134–138.12. Леонидова Е.Г. Проблемы туризма как фактора развития региона // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. - Т. 14.- № 3-. С.- 624–637.13.Лукин Ю.Ф. Арктический туризм: рейтинг регионов, возможности и угрозы.-М.: Арктика и Север.2016. –350с. 14.Морозова Т.В., Белая Р.В., Мурина С.Г. Рекреационная мобильность как элемент качества жизни: измерение типологического разнообразия // Труды Карельского научного центра.-2012.- № 6.- С. 58–67.15. Мякшин В. Н., Шапаров А. Е., Тиханова Д. В. Совершенствование оценки туристского потенциала субъектов Арктической зоны РФ // Экономика региона.- 2021.- Т. 17. -Вып. 1. С. -235–248. 16. Рассохина Т.В., Лебедев К.А. Реализация принципов устойчивого развития в целях оптимизации системы конкурентоспособности туристских дестинаций // Сервис в России и за рубежом.- 2016.- Т. 10.- № 2.- С. 87–100.17. Севастьянов Д.В. Туризм и рекреационное природопользование — новый векторразвития северных территорий // Россия в глобальном мире. 2017. № 10 (33). С. 75–88. URL: https://readera.ru/140193474(дата обращения: 01.12.2023)18. Селякова С.А., Дубиничева Л.В., Марков К.В. Состояние и перспективы развития туристскойиндустрии в Вологодской области // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -2019. -№ 1 (5).- С. 80–88.19. Сидоровская Т.В., Воловик О.А., Сидорук А.Ю. Внутренний туризм: исследование предпочтений жителей северных территорий // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета.- 2019. -№2. С.- 38–50. 20. Степанова С.В. Территориальные диспропорции размещения инфраструктуры туризма в Республике Карелия // Известия ДВФУ. Экономика и управление.- 2019. -№ 3.- С. 89–9721. Степанова С.В. Развитие туристской инфраструктуры в северных приграничных регионах России // Проблемы развития территорий.- 2018. -№ 6 -(80). С. 214–225.22. Орлова В.С. Арктический туризм — инновационный импульс развития Европейского Севера //Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2017.- № 4. С.- 40–43.23. Орлова В.С. Потенциал сферы туризма и рекреации Европейского Севера: оценка и направления развития в условиях освоения Арктики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -2021. -Т. 14. -№ 1.- С. 141–153. 24. Харлампьева Н.К. Теоретико-методологическое обоснование развития туризма.-М.:Арктика. 2016. -229с. 25. Цветков А.Ю. Логистические основы организации отдыха выходного дня для населения Архангельской городской агломерации // Арктика и Север. 2021.- № 43.- С. 215–228.26. Щенявский В.А. Оценка эффективности внутренней туристско-рекреационной деятельности на сельских территориях Республики Коми // Север и рынок: формирование экономического порядка.- 2017. -№ 5 (56). - С. 43–5527. Щипанова Д.Г., Буркальцева Д.Д., Османова Э.У., Яновская А.А. Роль и влияниетуриндустрии крымского региона на развитие экономики // МИР (Модернизация.Инновации. Развитие). -2017. -Т. 8.-№ 1.- С. 167–177.28. Яковчук А.А. Проблемы развития туристской отрасли в регионах Российской Федерации // Москва. - 2020.- № 38.- С. 56–72 29. Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» URL: https://kremlin.ru (дата обращения: 01.12.2023).30.Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».URL: https://kremlin.ru (дата обращения: 01.12.2023). 31. Сайт Федеральной службы государственной статистики URL:https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm(дата обращения: 01.12.2023). 32. Официальный сайт ЕМИСС государственная статистика URL: https://www.fedstat.ru/indicator/ (дата обращения 05.12.2023).

Список использованной литературы

1. Бертош А.А. Северный туризм: концептуальные черты и особенности.-М.: Амфора, 2019.-312с.
2. Величкина А.В. Оценка развития туристской инфраструктуры региона.- СПб.: Книга, 2018.-293с.
3. Грушенко Э.Б. Развитие морского круизного туризма в портах Западной Арктики // Арктика и Север. 2019.- № 14. С. 29–34.
4.Докашенко Л.В. Влияние индустрии путешествий и туризма на устойчивое развитие экономики // Интеллект. Инновации. Инвестиции.- 2017. -№ 1. С. 28–31.
5. Елисеева Н.В. Перспективные направления туризма в северных регионахРоссии // Вестник Академии знаний. 2020.- № 4 (39).- С. 187–191.
6. Ермакова Ж.А., Полякова И.Л., Холодилина Ю.Е. Современное состояние туристского рынка в Российской Федерации // Интеллект. Инновации. Инвестиции.-2016.- № 2.- С. 30–34.
7.Жагина С.Н., Топорина В.А. Национальные парки Европейского Севера России (Архангельской,Вологодской областей, Республики Карелия) как объекты рекреации и туризма // Проблемырегиональной экологии.- 2016. -№ 6.- С. 127–131.
8.Желнина З.Ю. Туризм как драйвер развития территории // Общество: политика, экономика, право. -2021.- № 9.- С. 65–75
9.Илькевич С.В., Стрёмберг П. Аспекты конкурентоспособности Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов как дестинаций арктического туризма // Сервис plus. 2016.- Т. 10. -№ 3.- С.10–17.
10. Кондратьева С.В. Развитие туризма в регионах Европейского Севера.-М.:Вестник Московского университета, 2022.-124с.
11. Кузнецова Н.Ф. Современная инфраструктура как одно из важных условий для развития туризма // Азимут научных исследований: экономика и управление. -2016. -Т. 5.- № 3. - С. 134–138.
12. Леонидова Е.Г. Проблемы туризма как фактора развития региона // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. - Т. 14.- № 3-. С.- 624–637.
13.Лукин Ю.Ф. Арктический туризм: рейтинг регионов, возможности и угрозы.-М.: Арктика и Север.2016. –350с.
14.Морозова Т.В., Белая Р.В., Мурина С.Г. Рекреационная мобильность как элемент качества жизни: измерение типологического разнообразия // Труды Карельского научного центра.-2012.- № 6.- С. 58–67.
15. Мякшин В. Н., Шапаров А. Е., Тиханова Д. В. Совершенствование оценки туристского потенциала субъектов Арктической зоны РФ // Экономика региона.- 2021.- Т. 17. -Вып. 1. С. -235–248.
16. Рассохина Т.В., Лебедев К.А. Реализация принципов устойчивого развития в целях оптимизации системы конкурентоспособности туристских дестинаций // Сервис в России и за рубежом.- 2016.- Т. 10.- № 2.- С. 87–100.
17. Севастьянов Д.В. Туризм и рекреационное природопользование — новый векторразвития северных территорий // Россия в глобальном мире. 2017. № 10 (33). С. 75–88. URL: https://readera.ru/140193474(дата обращения: 01.12.2023)
18. Селякова С.А., Дубиничева Л.В., Марков К.В. Состояние и перспективы развития туристскойиндустрии в Вологодской области // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -2019. -№ 1 (5).- С. 80–88.
19. Сидоровская Т.В., Воловик О.А., Сидорук А.Ю. Внутренний туризм: исследование предпочтений жителей северных территорий // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета.- 2019. -№2. С.- 38–50.
20. Степанова С.В. Территориальные диспропорции размещения инфраструктуры туризма в Республике Карелия // Известия ДВФУ. Экономика и управление.- 2019. -№ 3.- С. 89–97
21. Степанова С.В. Развитие туристской инфраструктуры в северных приграничных регионах России // Проблемы развития территорий.- 2018. -№ 6 -(80). С. 214–225.
22. Орлова В.С. Арктический туризм — инновационный импульс развития Европейского Севера //Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2017.- № 4. С.- 40–43.
23. Орлова В.С. Потенциал сферы туризма и рекреации Европейского Севера: оценка и направления развития в условиях освоения Арктики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -2021. -Т. 14. -№ 1.- С. 141–153.
24. Харлампьева Н.К. Теоретико-методологическое обоснование развития туризма.-М.:Арктика. 2016. -229с.
25. Цветков А.Ю. Логистические основы организации отдыха выходного дня для населения Архангельской городской агломерации // Арктика и Север. 2021.- № 43.- С. 215–228.
26. Щенявский В.А. Оценка эффективности внутренней туристско-рекреационной деятельности на сельских территориях Республики Коми // Север и рынок: формирование экономического порядка.- 2017. -№ 5 (56). - С. 43–55
27. Щипанова Д.Г., Буркальцева Д.Д., Османова Э.У., Яновская А.А. Роль и влияниетуриндустрии крымского региона на развитие экономики // МИР (Модернизация.Инновации. Развитие). -2017. -Т. 8.-№ 1.- С. 167–177.
28. Яковчук А.А. Проблемы развития туристской отрасли в регионах Российской Федерации // Москва. - 2020.- № 38.- С. 56–72
29. Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» URL: https://kremlin.ru (дата обращения: 01.12.2023).
30.Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».URL: https://kremlin.ru (дата обращения: 01.12.2023).
31. Сайт Федеральной службы государственной статистики URL:https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm(дата обращения: 01.12.2023).
32. Официальный сайт ЕМИСС государственная статистика URL: https://www.fedstat.ru/indicator/ (дата обращения 05.12.2023).