Приемы личностно-ориентированного обучения на уроке математики в начальной школе
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 15.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы личностно-ориентированного обучения математике 6
1.1 Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении 6
1.2 Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения 13
1.3Реализация личностно-ориентированного обучения на уроках математики 20
Список использованных источников 26
Основной. Цель этого этапа – формирование навыков самостоятельности и умения принимать решения.4 этап. Этап контроля знаний учащихся. Здесь вместо традиционной оценки знаний можно предложить необычные задания, например, составление терминологического словаря к уроку.5 этап. Результат урока – рефлексия. Лично ориентированный урок математики развивает способность мыслить и анализировать, что поможет в дальнейшем принимать самостоятельные решения.При рассмотрении новой темы очень важно никого не игнорировать, опираться на сильных учеников, более готовых к логическим рассуждениям, не забывать о слабых, задавать им вопросы, подводить их к правильным выводам. Если ученик участвовал в размышлении по новой теме, он отнесется к ней по-другому, доброжелательно.Таким образом, личностно-ориентированное обучение включает в себя разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию полного усвоения знаний и др.Основные подходы к личностно-ориентированной деятельности на уроках математики [7]:1. Наличие плана реализации учебного блока и конкретного урока в зависимости от готовности класса.2. Создание эмоционально положительного отношения к работе всех учащихся во время урока.3. Сообщение не только темы, но и организации учебной деятельности.4. Использование заданий, позволяющих ученику выбирать вид, вид и форму материала (словесная, изобразительная, условно-символическая).5. Организация проблемных, творческих ситуаций, требующих диалогических приемов работы.6. Цельноблочная система обучения с быстрым переходом к самостоятельной деятельности учащихся, побуждающая учащихся выбирать и самостоятельно использовать разные способы выполнения задания.7. Обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что мы «усвоили, что освоили», но и того, что нам понравилось (не понравилось) и почему, что хотелось бы повторить и что сделатьиначе.8. Оценка, присвоенная учащемуся, является обоснованной и представляет собой оценку работы учащегося со стороны педагога.9. Дифференцированный подход не только к обучению, но и к домашним заданиям, который сопровождается объяснением того, как рационально организовать их выполнение.В качестве логически целостной единицы в личностно-ориентированном обучении выбирается не только урок, но и блок уроков, как целостная совокупность уроков по заданной теме. Структура блока представляет собой логически выстроенную совокупность отдельных этапов урока. Таких этапов 10.1. Вводное повторение – первичное и систематическое дополнение знаний, т.е. пробуждение знаний и умений, полученных на прошлом уроке, и всего необходимого для овладения новыми знаниями и навыками; диагностика готовности учиться новому. Основная деятельность преподавателя: помощь учащимся в работе путем создания положительной мотивации или проблемных ситуаций, поддерживающих проявление любознательности, интереса и познавательной активности.Приемы работы учителя: эвристический монолог, диалог, полилог, моделирование, демонстрация при необходимости, педагогическое наблюдение [3]. Учителю необходимо использовать в своей работе всего 3 типа высказываний, каждое из которых положительное: 1) похвала; 2) уточнять, направлять; 3) еще раз объясните непонятную часть [9].2. Презентация нового материала – презентация расширенного блока, содержащего базовые знания. На это отводится время, ограниченное необходимостью как можно быстрее переходить к самостоятельной работе школьников.Основная деятельность учителя: выделение информации, которая служит основой изучения темы; придание ему такой формы, которая позволит учащемуся легко понять его и запомнить на уроке, а также готовность оказать помощь в объяснении тем, кто в ней нуждается [2].Приемы работы учителя: содержательный, эвристический и внушающий монолог, демонстрация, ответы на вопросы учащихся, инструкция [16].3. Практика под руководством преподавателя или тренинг-минимум. Основная деятельность преподавателя: организация первичного закрепления материала, в ходе которого умение решать стандартные задачи приведет к автоматизации и своевременному исправлению ошибок в понимании нового материала [19].Приемы работы учителя: эвристический монолог, моделирование, педагогическое наблюдение, диалог. При необходимости ответы на вопросы учащихся, инструктаж, демонстрация [2].4. Изучение нового материала (дополнительный объем) и самостоятельная практика учеников. Особенность этого этапа в том, что учащиеся по-разному нуждаются в новом и дополнительном материале. Основная деятельность педагога: организация работы в парах или группах по изучаемой проблеме, выполнение функций посредника при обмене мнениями, диагностике степени усвоения изучаемого материала и дальнейшего прогресса в теме. Организационная схема деятельности существенно меняется от урока к уроку (в зависимости от результатов предыдущих часов). Первые уроки достаточно простые–на них встречаются одна-две группы, последние – сложные, так как почти все ученики оказываются в группах разных типов [20].Приемы учителя: диалог, полилог, моделирование, постановка вопросов, педагогическое наблюдение. При необходимости инструктаж, опрос, педагогическая оценка [4].5. Самоконтроль и самооценка – самостоятельное определение западающего звена. Деятельность учителя: ориентироваться на использование индивидуальных эталонов при оценке работы школьников. Ученики оцениваются не по сравнению друг с другом, а сами с собой, с учетом индивидуального прогресса и изменений [6].Приемы работы учителя: педагогическое наблюдение и педагогическая оценка [8].6. Итог занятия – фиксация пути, пройденного учеником на занятии; определение соответствия плана учителя полученным результатам в соответствии с познавательными целями, установленными на определенных этапах обучения (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка).7. Информация о домашнем задании. Работа дома носит вариативный характер и включает задачи по выбору, в том числе творческие. Вводить домашние задания на весь блок уроков можно вначале и в трех уровнях – минимальный, общий, продвинутый [3].8. Специальное или общее повторение – позволяет учащимся увидеть всю тему в целом и получить о ней некоторые систематические знания. Основная задача этого этапа – обобщение и систематизация знаний, создание комплексной системы ведущих понятий по теме, хода и выявления основных идей [9].9. Контроль усвоения знаний учащихся - система тестов, самостоятельной и контрольной работы, как для отдельных учащихся, так и для всего класса, которая строится либо в соответствии с классификацией познавательных целей обучения, либо по принципу: базовый (минимальный) уровень, общий уровень, продвинутый уровень.10. Коррекция – поиск и исправление ошибок индивидуально и в группах. Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов, могут сотрудничать с педагогом, решать нестандартные задачи или помогать друзьям находить и исправлять ошибки, а также объяснять их причины [1].Поскольку каждый урок представляет собой систему, искусственно созданную учителем для достижения определенной цели, из вышеперечисленных этапов можно создавать самые разнообразные комбинации. Кроме того, следует иметь в виду, что в процессе живого обучения несколько этапов могут быть объединены в один, а время, отводимое на каждый этап работы, может варьироваться в зависимости от ситуации обучения [5].Очень важна процедура оценивания, которая также должна быть направлена на выявление потенциальных способностей учеников с учетом их индивидуальных достижений.В начале урока или перед началом оцениваемой работы педагог вместе с учащимися определяет, как будет оцениваться их учебная деятельность. При этом уточняются возможные уровни выполнения работы и требования, соответствующие каждому уровню, а также устанавливаются требования к освоению изучаемой темы учениками [17]. Оценивать учеников на этапе изучения нового материала, проведения учебных занятий и научно-исследовательской работы неправильно и допустимо только в случае значительных достижений. В основном ведётся лишь наблюдение за ходом работы, за тем, как относится школьник к учению, какова его познавательная активность. Если ученик не справится с заданием, педагог должен выяснить причины и организовать необходимую коррекционную работу по устранению пробелов в знаниях и навыках. Затем предложить выполнить аналогичное задание, поскольку он не справился [3].Таким образом, личностно-ориентированная система обучения побуждает не только передачу определенного объема знаний от педагога к ученику, но и развитие ученика как активной личности, способной приобретать и применять знания в нестандартных ситуациях. При этом педагог постоянно ищет эффективные формы, ориентированные на результат методы обучения и совершенствует свое педагогическое мастерство.Список использованных источниковБелозерцев, А.Н. Личностно-ориентированная коммуникация / А. Белозерцев. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2019. - 180 c.Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2020. - 344 c.Волчегорская, Е.С. Личностно ориентированное эстетическое воспитание младших школьников: моногр. / Е. Волчегорская. - М.: PalmariumAcademicPublishing, 2019. - 364 c.Воровщиков, С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников: Управленческий и методич. аспекты / С.Г. Воровщиков. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 287 c.Воронов, М.В. Компетентностно-ориентированное обучение / М.В. Воронов. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2021. - 128 c.Гладнева, С.Г. Актуальные вопросы реализации стандарта второго поколения. «Перспективная начальная школа»: Материалы участника личностно-ориентированного модуля. ФГОС / С.Г. Гладнева. - М.: Академкнига / Учебник, 2019. - 730 c.Гульчевская, В.Г. Интегративная технологическая модель педагогической поддержки школьников в процессе обучения. Практико-ориентированная монографиямоногр. / В.Г. Гульчевская. - М.: Издательские решения, 2018. - 391 c.Деменева, Н. Н. Личностно ориентированные педагогические технологии в начальной школе, соответствующие требованиям ФГОС. Учебно-методическое пособие: моногр. / Н.Н. Деменева, Н.В. Иванова. - М.: АРКТИ, 2019. - 224 c.Дмитриев, Л.М. Личностно-ориентированная технология обучения / ДмитриевЮ Л.М. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2019. - 180 c.Дрозина, В. В. Как научить младших школьников решать нестандартные задачи / В.В. Дрозина, В.Л. Дильман, Д.А. Дрозин. - М.: Либроком, 2019. - 240 c.Ительсон, Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения / Л.Б. Ительсон. - М.: ЁЁ Медиа, 2019. - 579 c.Крушельницкая, О. И. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. - М.: Сфера, 2021. - 508 c.Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2019. - 224 c.Максимова, С. В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. В 2 частях. Часть 1 / С.В. Максимова. - М.: Русское слово - учебник, 2019. - 771 c.Пахальян, В. Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании. Материалы к организации и проведению учебных занятий. Часть 3. Практикум / В.Э. Пахальян. - М.: ПЕР СЭ, 2019. - 636 c.Петер, Л. Личностно-ориентированная социология / Л. Петер. - М.: Академический проект, 2019. - 591 c.Хабарова, Н.С. Деятельностно-личностная технология обучения / Н.С. Хабарова. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2018. - 200 c.Чуракова, Р.Г. Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения «Перспективная начальная школа» / Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига / Учебник, 2021. - 528 c.Диденко, С. Ю. Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе / С. Ю. Диденко, Е. Г. Кучманова, М. В. Ряполова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва: Буки-Веди, 2015. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8982/ (дата обращения: 10.12.2023).Склярова, Ю. Н. Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании / Ю. Н. Склярова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7532/ (дата обращения: 11.12.2023).
1. Белозерцев, А.Н. Личностно-ориентированная коммуникация / А. Белозерцев. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 180 c.
2. Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2020. - 344 c.
3. Волчегорская, Е.С. Личностно ориентированное эстетическое воспитание младших школьников: моногр. / Е. Волчегорская. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2019. - 364 c.
4. Воровщиков, С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников: Управленческий и методич. аспекты / С.Г. Воровщиков. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 287 c.
5. Воронов, М.В. Компетентностно-ориентированное обучение / М.В. Воронов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2021. - 128 c.
6. Гладнева, С.Г. Актуальные вопросы реализации стандарта второго поколения. «Перспективная начальная школа»: Материалы участника личностно-ориентированного модуля. ФГОС / С.Г. Гладнева. - М.: Академкнига / Учебник, 2019. - 730 c.
7. Гульчевская, В.Г. Интегративная технологическая модель педагогической поддержки школьников в процессе обучения. Практико-ориентированная монографиямоногр. / В.Г. Гульчевская. - М.: Издательские решения, 2018. - 391 c.
8. Деменева, Н. Н. Личностно ориентированные педагогические технологии в начальной школе, соответствующие требованиям ФГОС. Учебно-методическое пособие: моногр. / Н.Н. Деменева, Н.В. Иванова. - М.: АРКТИ, 2019. - 224 c.
9. Дмитриев, Л.М. Личностно-ориентированная технология обучения / ДмитриевЮ Л.М. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 180 c.
10. Дрозина, В. В. Как научить младших школьников решать нестандартные задачи / В.В. Дрозина, В.Л. Дильман, Д.А. Дрозин. - М.: Либроком, 2019. - 240 c.
11. Ительсон, Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения / Л.Б. Ительсон. - М.: ЁЁ Медиа, 2019. - 579 c.
12. Крушельницкая, О. И. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. - М.: Сфера, 2021. - 508 c.
13. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2019. - 224 c.
14. Максимова, С. В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. В 2 частях. Часть 1 / С.В. Максимова. - М.: Русское слово - учебник, 2019. - 771 c.
15. Пахальян, В. Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании. Материалы к организации и проведению учебных занятий. Часть 3. Практикум / В.Э. Пахальян. - М.: ПЕР СЭ, 2019. - 636 c.
16. Петер, Л. Личностно-ориентированная социология / Л. Петер. - М.: Академический проект, 2019. - 591 c.
17. Хабарова, Н.С. Деятельностно-личностная технология обучения / Н.С. Хабарова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 200 c.
18. Чуракова, Р.Г. Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения «Перспективная начальная школа» / Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига / Учебник, 2021. - 528 c.
19. Диденко, С. Ю. Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе / С. Ю. Диденко, Е. Г. Кучманова, М. В. Ряполова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва: Буки-Веди, 2015. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8982/ (дата обращения: 10.12.2023).
20. Склярова, Ю. Н. Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании / Ю. Н. Склярова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7532/ (дата обращения: 11.12.2023).