Методические аспекты использования видеоблогов в процессе обучения информатике
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 24.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности видеоблогов 5
1.1 История возникновения и развития видеоблогинга 5
1.2 Форматы и жанры видеоблогов 9
1.3 Роль видеоблогов в образовательном процессе 13
Глава 2. Методические особенности использования видеоблогов в процессе обучения информатике 18
2.1 Практика использования видеоблогов на уроках информатики 18
2.2 Разработка занятия по информатике с использованием видеоблога 23
Заключение 28
Список использованных источников 30
Среди инструментов для разработки видеоуроков есть и признанные лидеры – утилита CamtasiaStudio.CamtasiaStudio — мощный инструмент для записи изображений экрана в видеофайлы различных форматов. Доступен монтаж видео, есть встроенные MacromediaFlash и видеоплееры. В CamtasiaStudio можно не только снимать, но и записывать видео высокого качества, концентрировать внимание на определенной области экрана, добавлять голосовые пояснения и даже видео, полученное с веб-камеры [7].Методика создания урока с использованием видеоблогов имеет следующую структуру:1. Учитель заранее планирует свои уроки, используя интернет-ресурсы. Он выбирает курсы, темы, при изучении которых видеоблоги обеспечат учебный процесс наиболее органично и эффективно. Этим, несомненно, будет достигнут значительный воспитательный эффект.2. Педагог сначала ищет и находит наиболее оптимальные ресурсы. Составляет список интернет-страниц, с которыми учащиеся должны ознакомиться при выполнении заданий учителя[5]. В процессе совместного взаимодействия обучающихся и учителя возможно создание справочного портала с Интернет-адресами изучаемым в данной предметной области темам.3. И, наконец, после объяснения, после раскрытия темы урока, учитель дает учащимся определенные задачи, поручения. Для выполнения этих заданий учащиеся должны ознакомиться со списком различных видеоблогов [2]. Учителю необходимо обосновать степень сложности этих заданий, их содержание, объем, количество групп учащихся, здесь также возможна индивидуальная самостоятельная работа учащихся. На этом этапе также очень важна помощь учителя ученику в оценке найденной информации [8].Таким образом, использование видеоблогов в процессе обучения информатике может быть очень полезным для учащихся, так как это позволяет им получать дополнительные объяснения, демонстрации и консультации, а также вдохновляться и мотивироваться на изучение информатики.2.2 Разработка занятия по информатике с использованием видеоблогаСоздание урока с использованием видеоблогов может быть интересным и вовлекающим опытом как для учителей, так и для учеников. Видеоблоги также позволяют ученикам изучать материал в своем собственном темпе.В данном параграфе мы разработали занятие по информатике для 9 класса с использованиемвидеоблога (таблица 1).Тема: «Понятие модели».Класс: 9.Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: сформировать представление о моделировании как методе познания.Задачи:Образовательные:1) показать роль моделирования в деятельности человека;2) формировать системный подход к окружающему миру.Развивающие:1) развивать умение обобщать, структурировать материал;2) развивать исследовательские и творческие способности учащихся;3) развивать умение работать самостоятельно и в группе;Воспитательные:1)воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения е учёбе;2) воспитание познавательного интереса к открытию новых знаний и применения их в практической деятельности.Планируемые результаты:Предметные:умениесистематизации объектов, совершенствовать навыки использования программного обеспечения.Метапредметные:умение ставить цель урока на основе соотношения того, что ученик уже знает и усвоил, и того, что он еще не знает, умение контролировать свою деятельность путем сравнения результата с заданным эталоном с целью выявления отклонений и отличия от нормы, умение корректировать свои результаты путем внесения необходимых дополнений и корректировок в случае расхождений с нормой, осознание качества и уровня усвоенияПознавательные: поиск и отбор необходимой информации, умение сознательно и произвольно строить высказывание в устной и письменной форме, умение «сканировать» текст, т.е. быстрое сканирование текста на предмет поиска факта, слова, умение делать выводы.Коммуникативные: умение организовать рабочую среду, уметь ориентироваться на партнера по общению, умение слушать собеседника, формулировать и аргументировать свое мнение, уметь осознанно строить речевое высказывание, развивать диалогическую речь.Личностные УУД:использовать навыки самоорганизации, развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения.Оборудование: компьютерный класс с подключением к сети Интернет, интерактивный комплекс.Таблица 1. – Технологическая карта занятия «Понятие модели»Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учениковОрганизационный моментПриветствует учащихся, проверяет готовность к занятию, организует внимание детей.Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных материалов на партах, организуют рабочее местоАктуализация знаний и проверка домашнего заданияЗадает вопросы:В качестве домашнего задания вам было предложено изучить материал самостоятельно (видео https://www.youtube.com/watch?v=Y2YoSPkcqLU) Ответим на вопросы:1. Что такое модель?2. Что такое моделирование?Организует работу на интерактивной доске (ИД).Задание на установление соответствия: российская электронная школаhttps://resh.edu.ru/subject/lesson/3060/train/#188387Вспоминают, что узнали, отвечают на вопросы:1. упрощенный взгляд на реальный предмет, процесс или явление;2. процесс построения моделей исследования и изучения процессов объектов или явлений.Работают на ИД.Устанавливают соответствие, выбирают правильные ответы.Вопрос 1, 2.Первичное усвоение и закрепление материалаПроверяет, как ученики заполнили таблицу, и организует дальнейшую работу с ней.Учитель организует обсуждение.Дополняют таблицу:1) объект может уже не существовать.2) может иметь много взаимосвязей.Определяет правильность и информированность изучения темы. Выявляет пробелы в первичном понимании изучаемого материала, исправляет выявленные пробелы,организует работу на интерактивной доскеhttps://resh.edu.ru/subject/lesson/3060/train/#188387На основании таблицы отвечают на вопрос «Когда создаются модели?».• Если объект очень большой или очень маленький;• Если процесс идет очень быстро или очень медленно;• Использование оригинала может быть дорогостоящим;• Использование оригинала может быть опасным.Ответьте на вопросы 6, 7, 8Усвоение новых знанийОрганизует работу с видеоблогом «Этапы компьютерного моделирования», обсуждение представленного материала на основе личного опыта учащихся.Моделирование занимает центральное место в изучении объекта, оно позволяет принимать обоснованные решения.Какие решения мы принимаем? Почему мы создаем модели?Перед выполнением любой работы необходимо четко понимать ее начальный и конечный этапы. То же самое можно сказать и о моделировании. Отправной точкой здесь является прототип. Последним этапом моделирования является принятие решения.Рассмотрим основные этапы моделирования.Видеоблог Олега Трашкова (5:09)https://www.youtube.com/watch?v=DEc5A5Jd4QsВыдвигают гипотезы(как совершенствовать привычные объекты;надо ли создавать новые;как изменить процессы управления;как изменить мир вокруг себя к лучшемуУчаствуйте в обсуждениях и пишут конспект.РефлексияДает качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.Просит учеников оценить себяОценивают полученные знанияДомашнее заданиеДает информацию и рекомендации по домашнему заданию. Объясняет процесс и способы выполнения домашнего задания, критерии оценки§ 7Видеоhttps://www.youtube.com/watch?v=gMuEcal5A8Qhttps://www.youtube.com/watch?v=5c2LbPT3fFsсоставить ментальную карту, используя данные видео.Таким образом, использование видеоблогана занятиях по информатике может быть эффективным средством обучения, которое помогает ученикам лучше понять и запомнить материал.ЗаключениеВидеоблоги становятся все более популярным способом обмена информацией и развлечениями в современном мире. Они представляют собой комбинацию видео и блога, которую можно использовать в различных областях, включая образование. Они могут быть особенно полезны при преподавании информатики, где наглядное представление и демонстрация могут значительно улучшить понимание материала.Прежде всего, использование видеоблогов в преподавании информатики позволяет учащимся увидеть и услышать объяснение нового материала. Видеоблог может быть демонстрацией того, как работает программное обеспечение, объяснением сложных концепций. Визуальные эффекты и анимацию также можно использовать для визуализации абстрактных концепций, помогая учащимся лучше понимать и запоминать информацию.Видеоблоги предлагают более гибкий способ обучения, поскольку к ним можно получить доступ в любое время и в любом месте, где есть подключение к Интернету. Ученики могут смотреть видео на своих смартфонах, планшетах или ноутбуках, что дает им возможность учиться в удобном для них темпе и по личному графику. Кроме того, видеоблоги можно использовать для самостоятельной работы или для повторения материала после занятий, что помогает ученикам закреплять знания.Видеоблоги также можно использовать для интеграции различных форматов обучения. Видео можно комбинировать с текстом, интерактивными упражнениями или ссылками, чтобы обогатить содержание обучения. Это позволяет учащимся получить доступ к разнообразным и многогранным источникам информации и подходам к обучению.Кроме того, видеоблоги могут предложить ученикам возможность активно взаимодействовать и делиться опытом. Некоторые видеохостинги позволяют оставлять комментарии и задавать вопросы, которые могут привести к обсуждению и дальнейшему объяснению материала. Видеоблог также можно использовать в рамках групповых проектов, где учащиеся создают свои собственные видеоблоги, чтобы продемонстрировать свои навыки и поделиться своими знаниями с другими.Таким образом, использование видеоблогов в процессе обучения информатике имеет множество положительных аспектов. Они позволяют привлечь внимание учащихся, создать интерактивную и доступную обучающую среду, а также обеспечить дополнительные возможности для самостоятельного изучения и практики. Список использованных источниковАбросимова Е.Е. Подростки и видеоблоги: опыт пилотажного исследования / Е.Е. Абросимова, А.Ю. Ардальянова // Многомерные статистические модели и их применение в социологических исследованиях детства: материалы Всероссийской молодежной научной школы-конференции. - Владивосток: ДВФУ, 2019. - С. 84-88.Босова, Л. Л. Информатика. 5-6 классы. 7-9 классы. Программа для основной школы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. - 465 c.Быкадоров, А. Ю. Информатика и ИКТ. 8-9 классы. Программа / А.Ю. Быкадоров. - М.: Дрофа, 2023. - 810 c.Воронкова, О.Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы / О.Б. Воронкова. - М.: Феникс, 2019. - 353 c.Гавриленкова, И.В. Информационные технологии в естественнонаучном образовании и обучении. Практика, проблемы и перспективы профессиональной ориентации. Монография / И.В. Гавриленкова. - М.: КноРус, 2019. - 323 c.Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2019. - 288 c.Есаян, А.Р. Информатика / А.Р. Есаян. - М.: Просвещение, 2022. - 288 c.Есипов, А. Информатика и информационные технологии для учащихся школ и колледжей / А. Есипов. - М.: БХВ-Петербург, 2019. - 216 c.Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2019. - 192 c.Ильина, Т. А. Педагогика. Учебное пособие / Т.А. Ильина. - М.: Просвещение, 2021. - 217 c.Косогова А.С. Развитие у педагогов культуры трансляции способов познавательной деятельности / А.С. Косогова, М.Б. Дьякова. - Иркутск: Изд-во Иркут.госу.пед.ун-та, 2018. - 120 с.Поляков, К. Ю. Информатика. 10-11 классы. Программа для старшей школы. Углубленный уровень / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. - Москва: Высшая школа, 2020. - 200 c.Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Учебно-методическое пособие для ВУЗов / И.В. Роберт. - М.: Дрофа, 2019. - 832 c.Рыбанов, А.А. Информатика и информационные технологии в образовании, науке и производстве / А.А. Рыбанов. - М.: Нобель Пресс, 2021. - 873 c.Семакин, И. Г. Информатика и ИКТ. 10-11 классы. Методическое пособие / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2020. - 104 c.Симонович, С.В. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей / С.В. Симонович, Г.А. Евсеев. - М.: АСТ-Пресс; Издание 2-е, перераб. и доп., 2019. - 368 c.Тур, С. Н. Методическое пособие по информатике для учителей общеобразовательных школ (+ CD-ROM) / С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. - М.: БХВ-Петербург, 2021. - 496 c.Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ. 8-11 классы. Методическое пособие (+ CD-ROM) / Н.Д. Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2023. - 152 c.Угринович, Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. - М.: Бином. Лаборатория Базовых Знаний, 2021. - 394 c.Федотова, Е. Л. Информационные технологии в науке и образовании / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: Форум, Инфра-М, 2020. - 336 c.
Список использованных источников
1. Абросимова Е.Е. Подростки и видеоблоги: опыт пилотажного исследования / Е.Е. Абросимова, А.Ю. Ардальянова // Многомерные статистические модели и их применение в социологических исследованиях детства: материалы Всероссийской молодежной научной школы-конференции. - Владивосток: ДВФУ, 2019. - С. 84-88.
2. Босова, Л. Л. Информатика. 5-6 классы. 7-9 классы. Программа для основной школы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. - 465 c.
3. Быкадоров, А. Ю. Информатика и ИКТ. 8-9 классы. Программа / А.Ю. Быкадоров. - М.: Дрофа, 2023. - 810 c.
4. Воронкова, О.Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы / О.Б. Воронкова. - М.: Феникс, 2019. - 353 c.
5. Гавриленкова, И.В. Информационные технологии в естественнонаучном образовании и обучении. Практика, проблемы и перспективы профессиональной ориентации. Монография / И.В. Гавриленкова. - М.: КноРус, 2019. - 323 c.
6. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2019. - 288 c.
7. Есаян, А.Р. Информатика / А.Р. Есаян. - М.: Просвещение, 2022. - 288 c.
8. Есипов, А. Информатика и информационные технологии для учащихся школ и колледжей / А. Есипов. - М.: БХВ-Петербург, 2019. - 216 c.
9. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2019. - 192 c.
10. Ильина, Т. А. Педагогика. Учебное пособие / Т.А. Ильина. - М.: Просвещение, 2021. - 217 c.
11. Косогова А.С. Развитие у педагогов культуры трансляции способов познавательной деятельности / А.С. Косогова, М.Б. Дьякова. - Иркутск: Изд-во Иркут.госу.пед.ун-та, 2018. - 120 с.
12. Поляков, К. Ю. Информатика. 10-11 классы. Программа для старшей школы. Углубленный уровень / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. - Москва: Высшая школа, 2020. - 200 c.
13. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Учебно-методическое пособие для ВУЗов / И.В. Роберт. - М.: Дрофа, 2019. - 832 c.
14. Рыбанов, А.А. Информатика и информационные технологии в образовании, науке и производстве / А.А. Рыбанов. - М.: Нобель Пресс, 2021. - 873 c.
15. Семакин, И. Г. Информатика и ИКТ. 10-11 классы. Методическое пособие / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2020. - 104 c.
16. Симонович, С.В. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей / С.В. Симонович, Г.А. Евсеев. - М.: АСТ-Пресс; Издание 2-е, перераб. и доп., 2019. - 368 c.
17. Тур, С. Н. Методическое пособие по информатике для учителей общеобразовательных школ (+ CD-ROM) / С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. - М.: БХВ-Петербург, 2021. - 496 c.
18. Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ. 8-11 классы. Методическое пособие (+ CD-ROM) / Н.Д. Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2023. - 152 c.
19. Угринович, Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. - М.: Бином. Лаборатория Базовых Знаний, 2021. - 394 c.
20. Федотова, Е. Л. Информационные технологии в науке и образовании / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: Форум, Инфра-М, 2020. - 336 c.