Черты Онегина в образе тургеневского Рудина
Заказать уникальное эссе- 5 5 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 27.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Однако писатель не пошёл по этому пути. В текст постоянно внедряются детали, которые высвечивают Рудина в весьма критическом свете. В чём причина того, что человек, рождённый быть духовным вождём для своих соотечественников, либо не знает, куда их вести, как это свойственно Рудину, либо отравляет их сознание и учит злу, как это делает Ставрогин? Тургенев первым обозначит проблему, которая станет одной из ведущих в публицистике и художественном творчестве Достоевского. В его романе будет высказано суждение о том, что у Рудина и ему подобных нет почвы.Об этом говорит его товарищ Лежнев: «Несчастье Рудина состоит в том, что он России не знает, и это точно большое несчастье <...> Космополитизм — чепуха, космополит — нуль, хуже нуля; вне народности ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет».Онегин также не может найти себя нигде, путешествия не приносят ему облегчения и чувства удовлетворения, его постоянно преследует тотальное чувство разочарования и усталости от жизни. Через некоторое время после разрыва с Натальей мы видим Рудина в тряской телеге, странствующим неизвестно откуда и неведомо куда. Тургенев пишет: «... в одной из отдалённых губерний России тащилась, в самый зной, по большой дороге, плохенькая рогожная кибитка, запряженная тройкой обывательских лошадей. На облучке торчал ... седой мужичок в дырявом армяке...». Вновь реализуется, в романе пушкинская метафора, возникает перекличка с «телегой жизни» — любимым художественным образом тургеневской эпохи. «Путешествующий принц» превратился в почти совсем седого сгорбленного человека. Сбываются иронические слова Рудина, которые вначале могли показаться фразой: «Мне остается теперь тащиться по знойной, и пыльной дороге, со станции до станции, в тряской телеге». Мотивы пыли, дороги показывают, что герой окончательно исчерпал себя, он не смог найти свое предназначение в этой земной жизни. И всего пророчества относительно собственной судьбы в полной мере сбылись. Другая значимая сюжетная параллель – это то, что герои не проходят «испытание любовью». Онегин оказывается неспособным оценить глубокое чувство Татьяны, а Рудин – чувство Натальи Ласунской. И, что самое главное, в отношениях с Натальей раскрывается, очевидно, самый главный изъян Рудина – его неспособность любить. Эта поверхностность чувств и холодное сердце сразу выдают тип «лишнего человека».Любовь для Тургенева – это и есть главный настройщик души, мерило ее величия. Однако у Рудина нет любви; к России; к народу вообще, к окружающим людям; к крестьянам принадлежащей ему деревушки, к Наталье.Рудин много рассуждает, тем не менее, все те дары, которые он имеет, без любви ничтожны, потому что они пропадают даром. Все великие деяния человека и его подвиги возможны только ради и во имя любви – таков приговор своим героям и Пушкина, и Тургенева.