Культура России во второй половине 19 века
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 07.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1.Искусство и наука второй половины 19 столетия 4
2.Философия второй половины 19 века в России 6
3.Серебряный век 10
Заключение 15
Список литературы 16
Н. Бердяев рассматривал декадентство в качестве симптома «душевной болезни» времени. Действительно, существовала излишняя увлеченность декадентов мистификациями, трансформациями религиозных переживаний, воспеванием греха и порочности, интересом ко всему, что является дьявольским, оккультным, магическим и колдовским. Иными словами, они выступали за все, что является «слишком человеческим». В конце 19 века декадентские настроения стали особенно усиливаться. Именно тогда наступил своего рода «расцвет» в поэзии индивидуализма, эстетства, обреченности, душевной усталости, пессимизма, кризисности сознания. Несмотря на всю неоднозначность декаданса, необходимо сказать об его особых заслугах в поиске уникальных творческих решений. Очень справедливым является утверждение Ю. Зобнина: «Декадентское бытие формировало личности, обладавшие яркими, неординарными характерами и захватывающими судьбами».Весьма самобытно творчество К. Бальмонта. К. Бальмонт является одним из родоначальников символистского течения в литературе. Этот поэт Серебряного века широко обращался к архетипическим образам. В частности, основными архетипами в творчестве К. Д. Бальмонта являются архетипы: земля небо, солнце луна, звёзды, море, огонь, город природа, мировое древо. Архетипы солнце – луна, город – природа, земля – небо представлены с помощью антитезы, что позволяет увидеть их биполярность, разницу в функциях, назначении. В образах небесных светил отображены мифологические составляющие. Луна выступает в лирике поэта в качестве объекта и восхваления, «царицей небес», а характеризуется с помощью светообозначений. Солнце же служит символом цикла жизни, источником поэтического вдохновения, символом божественного света, но при этом его свет может и уничтожить (сжечь). Море и земля выступают символами двух миров: реального и идеального. При этом море поэт считает источником жизни. Традиционно в духе Серебряного века поэт противопоставлял природу и город, они у Бальмонта символизируют природу первозданную и «природу» искусственную.Особое влияние на рубеже веков приобретает символизм, позиции которого разделялись В. Ивановым, А. Белым, А. Блоком и многими другими выдающимися деятелями литературы.Во многом символизм зарождается как ответ на разочарование в идеях декадентства, которые превалировали в конце 19 века в отечественном литературном процессе. Принципы символизма требовали от художника следованию пути духовного учителя, Творца в трансцендентальном аспекте данного понятия. Мотивы теургии, преображения – все это присутствовало в эстетической программе символизма.Другое значимое направление в развитии литературного процесса – это акмеизм. Акмеизм был направлен на снятие напряжения символизма как той религии, которая так и не нашла своего осуществления. Это возврат к традиционному искусству, причем, искусству как высокому ремеслу. Акмеисты уделили особое внимание формотворчеству, оплотнению эмоций, фиксации эмоционального присутствия в культуре, кроме того, представители данного направления склонны были рассматривать мир в качестве целостности, разделение на земное и небесное здесь утратило свою актуальность. Если в символизме художник работал с реальностью избирательно, т.е.лишь с той, в которой сквозило трансцендентное, то акмеизм заявил о равноправии всех вещей и явлений, быта и бытия – перед лицом небытия Акмеизм претендовал на большую полноту отражения неиерархиезированной реальности. Показательным примером является творчество О. Мандельштама. Мандельштам всю жизнь был верен литературному направлению акмеизма, ратовавшего за конкретность и материальность образов. Слова поэзии акмеизма должны быть точно вымерены и взвешены.В акмеизме Мандельштам занимал особую позицию. Недаром А. Блок, говоря позже об акмеистах и их эпигонах, выделил из этой среды Ахматову и Мандельштама как мастеров подлинно драматической лирики. В акмеизме художник направляет силы на создание совершенства в процессе творческого ремесла. Изменчивость – это символизм, тогда как акмеизм – это принципы прочности, стабильности, вещности, стройности, конечности форм. Итак, Серебряный век – это период в отечественной литературе, который является подлинным расцветом русской поэзии, сопоставимым с Золотым веком (речь идет о пушкинской эпохе).Заключение Вторая половина 19 века в истории русской культуры – это период подлинного расцвета. Во-первых, важно сказать о научном расцвете, особенно в России. Во-вторых, это эпоха расцвета реализма в живописи и литературе, русские писатели и художники создали подлинные шедевры, поднимая при этом актуальные проблемы того времени и вечные проблемы бытия, исторического прошлого и настоящего России.Особое внимание нужно обратить на расцвет в области общественной мысли. Это направление ознаменовалось великим спором западников и славянофилов, актуальным до сих пор. Кроме того, религиозная философия готовила почву для последующего формирования самобытной культуры Серебряного века. Единство поэзии Серебряного века проявляется в ее тяготении к символизму, философичности. Философские поэтические концепции той эпохи объединяет попытка найти ответы на вопросы относительно места человека в мироздании, проблемы преодоления смерти, духовной реализации человека как личности. Серебряный век вошел в историю русской литературы как очень яркий и самобытный период, отмеченный глубокими духовными поисками. В искусстве Серебряного века, конечно же, на первый план выходит поэзия, наполненная символизмом, утонченным эстетизмом и индивидуальностью. Однако в то же время поэзия Серебряного века удивительно разнообразна в плане эстетических и художественных решений, течений, направлений. Список литературыБердяев Н.А. О назначении человека. (Опыт парадоксальной этики)//Ресурс локального доступаБогданова И.Н. В поисках адекватной формы знания (В. Соловьёв и К. Ясперс) /И.Н. Богданова// Эпистемы: Альманах. Екатеринбург, 1998. С. 40−45. Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама: Воспоминания. Материалы к биографии. «Новые стихи». Комментарии. Исследования. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1990. Зеньковский В.В. История русской философии. – М., 1991. www.e-reading.club/book.php?book=149066Кондаков, И.В. Культура России: учеб. пособие. – М., 1999.Кузьмина С.Ф. История русской литературы XX века. Поэзия Серебряного века. – М., 2009. – Режим доступа: https://readli.net/istoriya-russkoy-literaturyi-hh-v-poeziya-serebryanogo-veka-uchebnoe-posobie/Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве.// http://lib.ru/HRISTIAN/SOLOWIEW/chteniya.txtТолмачев В. М. Декаданс: Опыт культурологической характеристики.//Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. № 5, 1991.Тырышкина Е.В. Русская литература 1890-х - начала 1920-х гг., от декаданса к авангарду : Литературный процесс в единстве теории и практики : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01.- Новосибирск, 2002.- 345 с. [Электронный ресурс]
1. Бердяев Н.А. О назначении человека. (Опыт парадоксальной этики)//Ресурс локального доступа
2. Богданова И.Н. В поисках адекватной формы знания (В. Соловьёв и К. Ясперс) /И.Н. Богданова// Эпистемы: Альманах. Екатеринбург, 1998. С. 40−45.
3. Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама: Воспоминания. Материалы к биографии. «Новые стихи». Комментарии. Исследования. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1990.
4. Зеньковский В.В. История русской философии. – М., 1991. www.e-reading.club/book.php?book=149066
5. Кондаков, И.В. Культура России: учеб. пособие. – М., 1999.
6. Кузьмина С.Ф. История русской литературы XX века. Поэзия Серебряного века. – М., 2009. – Режим доступа: https://readli.net/istoriya-russkoy-literaturyi-hh-v-poeziya-serebryanogo-veka-uchebnoe-posobie/
7. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве.// http://lib.ru/HRISTIAN/SOLOWIEW/chteniya.txt
8. Толмачев В. М. Декаданс: Опыт культурологической характеристики.//Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. № 5, 1991.
9. Тырышкина Е.В. Русская литература 1890-х - начала 1920-х гг., от декаданса к авангарду : Литературный процесс в единстве теории и практики : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01.- Новосибирск, 2002.- 345 с. [Электронный ресурс]