Перспетивы и тенденции развития детского туризма в приморском крае
Заказать уникальную курсовую работу- 52 52 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 16.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 4
1 Теоретические аспекты детского туризма 6
1.1 Понятие, сущность и виды детского туризма 6
1.2. Правовое регулирование детского туризма. 14
1.3. Мировой и отечественный опыт детского туризма 19
2 Современное состояние рынка детского туризма Приморского края 29
2.1 Динамика и структура в России детского туризма 29
2.2 Динамика развития детского туризма в Приморском крае 34
2.3 Перспективы развития детского туризма 41
Заключение 48
Список использованных источников 50
В качестве целей планируемых экскурсий выделяли следующие параметры, к которым относятся:Отдых – 29%Обучение -27%Развлечение 23%.Таким образом видно, что почти 80% поездок школьных групп совпадают с предложениями туристских фирм, которые предлагают экскурсии в Приморского края и были проанализированы в предыдущем пункте.Рисунок 8 - Основные цели экскурсионных предложений, %Согласно рисунку 7 организаторам экскурсий для школьных групп понравились обзорные экскурсии с посещением музея. 63% опрошенных оценили данные экскурсии положительно, 37% остались недовольными. Согласно данным на рисунке 8 выявлены причины недовольства.Рисунок 9 - Ответы респондентов на вопрос «Что именно Вам не понравилось в экскурсии?»Проводя анализ проведенного опроса, можно сказать, что у организаторов есть заинтересованность в организации автобусных экскурсий для школьных групп Приморского края. В тоже время виден потенциал в привлечении организаторов для формирования подобных туров.Теперь проанализируем образовательные туры для детей, предлагаемые компаниями. Было опрошено 100 родителей детей различных возрастов.Опрос проводился автором работы в туристской фирме, в которой он работает. Собирались данные в отделе внутреннего туризма, анализировались и систематизировались. Таблица 15 - Анализ образовательных экскурсийИсторическиеЛитературныеДетективныеПриродныеНачальная школа137238Средняя школа1593219Старшая школа72844573Анализ показал, что основной интерес у учителей вызывают экскурсии для старшеклассников. Так же основным направлением квестов заинтересовались учителя истории и литературы. Это можно объяснить тем, что в начальной школе происходит адаптация детей к школе, учебный процесс не так широко рассмотрен, тематика экскурсий достаточно мала. Старшие школьники проходят достаточно широкий круг тем и поэтому темы экскурсий и квестов может быть разнообразнее и интереснее. Организации детского туризма уделяется особое внимание в рамках муниципальной программы «Развитие образования города Владивостока». Так, во Владивостоке в рамках патриотического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений функционируют 22 школьных музея, 5 военно-патриотических клубов. В 13 образовательных учреждениях оформлены музейные уголки и экспозиции. Другим профильным органом государственной власти, осуществляющим регулирование и поддержку развития детского туризма в Приморском крае, является департамент туризма. В рамках Государственной программы Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае» департамент туризма Приморского края ежегодно, начиная с 2013 г., проводит Фестиваль «Владивостокская крепость» [7].За время проведения фестиваля было организовано 136 бесплатных экскурсии, в которых приняли участие 1215 школьник из образовательных школ города Владивостока и Приморского края. В Приморском крае есть ряд возможностей, но и при этом угроз. (Таблица 16)Таблица 16 - SWOT-анализ детского туризма в Приморском краеСильные стороны Слабые стороны 1. Прекрасные природные ресурсы.2. Разнообразие детских развлечений.3. Развитая сеть детских лагерей.4. Наличие медицинских учреждений.5. Увеличение туристическойактивности в регионе.6. Рост интереса к активному отдыхудля детей.7. Поддержка со стороны властей.1. Недостаточная инфраструктурадля детского туризма.2. Недостаток образовательныхпрограмм и активностей.3. Ограниченное количество безопасных пляжей для детей4. Воздействие сезонных измененийна посещаемость.5. Конкуренция с другими регионамив области детского туризма.6. Негативное воздействиеэкологических проблем на туризм(загрязнение воды, пляжей).Возможности Угрозы 1. Разработка новых образовательных программ для детей.2. Развитие инфраструктуры для безопасного отдыха детей.3. Сезонные колебания спроса на детский туризм.4. Возможные изменения в законодательстве, затрагивающие детский туризм.5. Экономические кризисы, влияющие на платежеспособность1. Возможные природные бедствия (землетрясения, наводнения) влияют на безопасность туристов.2. Изменения в климате, воздействующие на пляжи и прибрежные зоны.3. Отсутствие стратегии по управлению рисками и кризисной ситуации.4. Отрицательные отзывы и репутационные проблемы.5. Ограниченные транспортные связи и доступность региона.SWOT-анализ позволяет выделить стратегические моменты для развития детского туризма в Приморском крае, с учетом внутренних и внешних факторов, сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз.Из таблицы видно, что детский туризм в Приморском крае занимает достойную нишу. Приведем несколько примеров туркомпаний, занимающихся детским туризмом в Приморском крае. Турфирма «Орион» предоставляет разнообразные программы и туры для любых категорий туристов, стараясь максимально учесть пожелания каждого клиента. Занимается реализацией путевок в санатории и детские оздоровительные лагеря, а также на базы отдыха Приморского края. ООО «ДЦО» Ритм-10 имеет свой собственный детский оздоровительный центр «Ритм-10», также предлагают приобрести путевки в санатории «Жемчужина», «Изумрудный», «Строитель» [16]. Туристическая фирма «Экзотический рай» предоставляет путевки в такие детские оздоровительные учреждения, как: ДОЛ «Радуга» – возраст 7–14 лет; ДСОЛ «Изумрудный» – возраст 7–15 лет; ДОЛ «Наши гости»; ДОЛ «НАДЕЖДА»; ДОЛ «БУХТА ОТРАДА» – возраст 7–14 лет. ОАО туристическая компания «Приморавтотранс» предоставляет путевки в санаторий «Сахарный ключ». Туристическая компания «ФориТур Приморье» предлагает путевки в Детский оздоровительный лагерь им. Горького. Туристские компании «Терратур» и ООО «Дальинтур Траст» организуют детский отдых за рубежом (лагеря, экскурсионные туры, обучающие туры). ООО «ХОМОС» предлагает детские туры на школьные каникулы в Южную Корею по программе EnglishVillage (г. Сеул) на 20 дней. ООО «Спутник» предлагает различные путевки в санатории, такие как «Изумрудный», «Жемчужина», «Седанка» и др. ООО «Дальинтурист» предлагает маршруты выходного дня и различные экскурсии для школьников и студентов.Туристическое бюро «Паллада» предлагает увлекательные маршруты: – снежные псы (питомник Хаски и катание на нардах стоя), цена 1200 руб., 1100 руб. (катание в упряжке 300 м) (горячее питание); – чудеса в Новый год в Палеодеревне, цена 600 руб. (взросл.), 500 руб. детям до 14 лет, 400 руб. дошкольникам; -Штыковские пруды (катание на коньках, лыжах, тюбингах, мастер классы), цена 1000 руб., 900 руб. детям до 14 лет, пенсионерам, 850 руб. дошкольникам (в стоимость входит: транспорт, входной билет, услуги экскурсовода, страховка) [3]. Как видим, данные турфирмы, занимающие организацией детского отдыха, предлагают путевки в санатории и оздоровительные лагеря внутри края, а также путевки за рубеж (Китай, Корея, Таиланд, Европа).Необходимо подчеркнуть, что в работу по развитию детского туризма в регионе включены не только правительственные организации, но и Туристско-информационный центр Приморского края с туристскими компаниями всего региона.Развитию детско-юношеского туризма в Приморском крае способствует развитие информационных технологий при выполнении туристских формальностей. Так, набирает популярность у иностранных граждан упрощенный визовый режим, введенный на территории Свободного порта Владивосток. По состоянию на начало октября 2022 г. в Приморье въехали свыше 33 тысяч человек, оформили электронные визы для посещения региона более 40 тысяч зарубежных гостей. По данным Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, всего за время действия механизма регион посетило 33 267 иностранцев. Большинство из них – жители Китая (29 тыс. человек), на втором месте по количеству прибывших – японцы (7 324 путешественника). В числе туристов, прибывших в Приморский край благодаря упрощенному визовому режиму – жители Катара (161 человек), Сингапура (148), Индии (55), КНДР (38), Саудовской Аравии (23), Мексики (15), Турции (11), Ирана (6), Алжира (6), Марокко (5), Объединенных Арабских Эмиратов (3), Кувейта (2) [20].В настоящее время въехать в Россию по новому механизму можно через девять пунктов пропуска в Приморье – аэропорт Кневичи, морские пункты пропуска Владивосток, «Зарубино» и «Посьет», железнодорожные пункты пропуска «Пограничный», «Хасан», «Махалино», а также пункты автомобильного пропуска «Полтавка» и «Турий Рог». Кроме того, с 01.09.2018 г. механизм электронной визы распространен на аэропорты Петропавловск-Камчатский (Елизово, Камчатский край), Благовещенск (Амурская область), Хабаровск (Новый, Хабаровский край), Южно-Сахалинск (Хомутово, Сахалинская область), Анадырь (Угольный, Чукотский автономный округ) [7]. Таким образом, детский туризм в Приморском крае развивался в соответствии с общероссийскими тенденциями. Особенностью организации детского туризма в Приморье было стремление педагогов к организации внеаудиторной учебной деятельности при отсутствии или ограниченности других форм досуговой деятельности. Другая особенность заключалась в преобладании краеведческих экскурсий, носивших не только познавательный, но и исследовательский характер. В истории детского туризма в Приморском крае оставили заметный след краеведы, инструкторы, учителя общеобразовательных школ. На протяжении десятилетий они формировали методические и организационно-прикладные основы вовлечения детей в экскурсионно-туристскую деятельность, проводили краеведческие исследования, воспитывали у подрастающего поколения любовь к Родине, занимались физическим и интеллектуальным развитием учащихся. Ретроспективный взгляд на историю детского туризма в Приморском крае позволяет выделить актуальные для современных условий формы организации туристско-экскурсионной деятельности, которые были незаслуженно забыты в процессе социально-экономических трансформаций. Это прежде всего формы краеведческой работы, которые выступают базой для формирования региональной идентичности. Кроме того, изучение и осмысление исторического опыта необходимо для разработки и внедрения стратегии взаимодействия образовательной и туристской сфер в условиях рыночной экономики в целях эффективного развития детского туризма.2.3 Перспективы развития детского туризмаНо все же существует ряд проблем, сдерживающих развитие детского туризма: отсутствие понятий «детско-юношеский туризм» и «молодежный туризм» в нормативно-правовых актах, регулирующих развитие туризма; отсутствие единого информационного пространства развития детского туризма. отсутствует комплекс туристских маршрутов для организованных детских туристских групп; отмечается слабая заинтересованность в сертификации таких маршрутов;не развита система поощрения в сфере детского туризма и другие;отсутствует система стимулирующих мероприятий, позволяющих снизить стоимость туристского продукта для потребителей (налоговые вычеты при покупке туров для детей и молодежи), а также налоговые льготы для организаций, занимающихся отдыхом для детей и молодежи. Выявлено, что в ближайшей перспективе детский туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений развития туризма в России.Для анализа перспектив развития детского туризма отметим, что он является одним из самых популярных видов туризма в настоящее время и подразумевает под собой активный отдых, способствующий гармоничному развитию личности и укреплению детского здоровья, повышению культурного уровня и эффективному использованию свободного времени ребенка. Дети, вовлеченные в систему детского отдыха, быстрее обретают социальную зрелость, развиваются духовно и физически. В детском туризме реализуется комплексный подход к воспитанию детей, основанный на неразрывности образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов, их подготовка к жизни и дальнейшей деятельности [11].К основным перспективам развития детского туризма в России можно отнести наличие такой системы, которая работает в двух направлениях: - Первое направление - это дополнительные учебные заведения: центры, клубы, дворцы, дома творчества. В настоящее время в стране насчитывается около 7 900 подобных организаций, в которых работают 395 000 человек. В том числе в 247 существующих специализированных центрах для молодых туристов трудоустроено около 182 000 человек. - Второе направление - это средние школы, а именно туристические клубы и секции, которые там работают, где обучается около 480 000 учащихся, что составляет примерно 3,5% от общего числа учащихся в стране [15]. Из примеров таких секций можно привести, патриотичное движение "Молодая гвардия" на территории Владивостока, так же юнармия, которая есть почти в каждой школе.Детский и молодежный туризм считается весьма эффективной формой отдыха и занятости для молодого поколения, способствуя не только развитию личности, но и обогащению образовательного опыта. В рамках поддержки таких инициатив государством, одним из выдающихся проектов является "Больше чем путешествия". Этот проект представляет собой программу, осуществляемую с использованием государственной помощи, и направленную на организацию бесплатных путешествий для школьников от 5 до 9 класса по различным регионам страны.Основной целью проекта является не только предоставление возможности молодежи познакомиться с различными уголками своей страны, но и создание образовательной среды в процессе путешествия. "Больше чем путешествия" предлагает более 950 уникальных туристических программ, адаптированных к интересам и потребностям разнообразных возрастных групп.Участники проекта имеют возможность выбирать маршруты, которые соответствуют их личным предпочтениям и интересам, что способствует более глубокому вовлечению в процесс обучения. В рамках каждой программы предусмотрены увлекательные экскурсии, взаимодействие с историческими и культурными объектами, а также обучающие мероприятия.Такие проекты становятся мощным инструментом социальной интеграции, позволяя молодым людям не только укрепить свои знания о родной стране, но и развить социальные навыки, командный дух и толерантность. Программы подобного рода не только способствуют расширению горизонтов, но и создают основу для формирования активного и ответственного гражданства среди молодого поколения.Открытая платформа "Россия страна возможностей" представляет собой уникальную инициативу, направленную на не только развитие туризма, но и создание возможностей для стажировок и обменов опытом между молодежью различных регионов страны. Эта платформа играет ключевую роль в раскрытии потенциала школьников и студентов, предоставляя им уникальные возможности для обучения, обмена опытом и профессионального роста в рамках путешествий.Прежде всего, "Россия страна возможностей" предоставляет школьникам и студентам доступ к разнообразным программам стажировок в различных городах страны. Эти стажировки могут включать в себя работу в индустрии, образовательные программы, культурные обмены и другие формы обучения. Это позволяет молодым людям приобретать практические навыки, расширять свой профессиональный кругозор и развивать свои таланты.Кроме того, открытая платформа стимулирует обмен знаниями и культурой между участниками разных регионов. Участники могут участвовать в образовательных и культурных мероприятиях, обмениваться опытом и идеями, что способствует более глубокому пониманию разнообразия страны.Такие поездки и стажировки не только способствуют личностному росту участников, но и создают благоприятную среду для формирования карьерных амбиций. Молодежь получает уникальный шанс определить свои профессиональные предпочтения, а также узнать о возможных карьерных путях в различных регионах страны.Такие инициативы являются важной частью стратегии по поддержке молодежи, раскрывают их потенциал и содействуют формированию будущего поколения ответственных, образованных и общественно активных граждан.Благодаря молодежному туризму решаются следующие сложные задачи государства: патриотическое воспитание молодого поколения и формирование гражданской идентичности; воспитание межэтнической толерантности; социальная адаптация; физическое и духовное развитие студентов;организация праздников и отдыха для детей; привить здоровый образ жизни; дополнительное образование для детей [13]. По мимо тех программ, в стратегии развития туризма до 2035 года, так же прописано, что нужно сделать и какие задачи ставятся, чтобы развить детский туризм. Туристская отрасль Приморского края, занимающаяся детским туризмом, предлагает в основном разнообразные международные туры (изучение языков, спортивный отдых, экскурсии), и лишь не многие турфирмы занимаются внутренним детским туризмом, что делает его малоперспективным.Но перспективы развития детского туризма в Приморском крае имеются и основываются на расширении и модернизации материально-технической базы и предоставлении качественных услуг, так как Приморье располагает уникальными природными ресурсами, но и представляет собой слабо развитый в социально-экономическом отношении район. Преимуществам Приморского края в развитии детского туризма можно отнести: 1. Живописные места Приморского края. 2. Наличие разнообразного природно-рекреационного потенциала, богатого культурно-исторического наследия. 3. Уникальная флора и фауна.4. Продвижение существующих маршрутов. 5. Улучшение природных территорий. Приморский край, обладая богатым природным и культурным наследием, предоставляет множество уникальных возможностей для детских экскурсий. Вот несколько идей, которые можно внедрить в детский туризм в Приморском крае:Мир океана:Экскурсия в Приморский океанариум для изучения морских видов и экосистем Тихого океана.Участие в образовательных программках океанариума с акцентом на экологии и сохранении морской жизни.Путешествие в историю:Посещение музея истории Приморья для знакомства с богатым культурным наследием региона.Интерактивные мастер-классы, позволяющие детям погружаться в атмосферу прошлого.Экологическое приключение:Экскурсия в Приморский заповедник с изучением местной флоры и фауны.Участие в экологических проектах, таких как посадка деревьев или уборка территории.Геологический квест:Посещение Геологического музея для изучения минералов и драгоценных камней Приморья.Организация экскурсии на геологические объектыПутешествие в ботанический рай:Экскурсия в Приморский ботанический сад для изучения уникальной растительности.Участие в мастер-классах по садоводству и ознакомление с редкими видами растений.Сказочные замки Приморья:Посещение исторических замков.Игровые программы и квесты, позволяющие детям почувствовать атмосферу старины.Приключения на высоте:Экскурсия в парк приключений для знакомства с активными видами отдыха.Участие в канатных переходах, альпинизме или лазертаге для детей старшего возраста.Эти варианты экскурсий предоставляют детям возможность не только узнать о культуре и природе Приморского края, но и активно участвовать в образовательных и развлекательных мероприятиях, способствуя полноценному развитию и формированию интереса к окружающему миру.Структура управления детским туризмом строится на взаимодействии государственных, общественных и предпринимательских структур, при этом требует существенной доработки с точки зрения усиления роли государства и общества в решении проблем развития и поддержания детского туризма [17].На современном этапе тенденции развития детского туризма во многом определяются следующими факторами: крайней зависимостью детского туризма от демографической ситуации; ограниченными статистическими данными об объемах детского туризма; высокими барьерами входа в отрасль детского туризма; высокими требованиями к уровню безопасности; отсутствием профессиональных туристских продуктов по адекватной цене. Отсутствие единой системы регулирования детского туризма и туристско-краеведческой работы с детьми школьного возраста приводит к разнонаправленным усилиям различных участников данной сферы, снижению эффективности существующей финансовой поддержки субъектов детского туризма, а также недостаточности размеров такого финансирования.В Приморском крае система организации детского туризма находится в начале своего становления. С одной стороны, успешно реализуется проект поддержки отдыха и оздоровления детей в детских лагерях, проводится массовая работа по патриотическому воспитанию молодого поколения, различного рода мероприятия культурно-развлекательной и физкультурно-спортивной направленности. Туристские компании постоянно расширяют спектр туристских и экскурсионных программ для детей. В то же время завышенные требования к безопасности туристских маршрутов для детей и отсутствие финансовых льгот по их организации приводят к ограничениям, как со стороны туристского предложения, так и со стороны туристского спроса.Задача социально-ориентированной политики России должна состоять в наиболее полном и дифференцированном удовлетворении потребностей детей в отдыхе и в максимальном использовании при этом национальных природных, историко-культурных и этнографических ресурсов, а также в придании детскому отдыху культурно-познавательной, оздоровительной и воспитательной направленности.Отметим, что для эффективного развития детского туризма необходим комплекс мероприятий, включающий следующие направления: координацию деятельности участников детского туризма на основе дополнения действующих федеральной и региональных программ развития туризма подпрограммой «Детский туризм», внедрения федерального проекта «Живые уроки»; нормативно-правовое регулирование с учетом адекватных требований и условий деятельности туристского рынка; финансовую поддержку детского туризма с включением системы субсидирования субъектов туристского рынка в сегменте детского туризма, использования гибких тарифов по групповой перевозке детей, развитию федерального проекта «Моя Россия»; информационное сопровождение детского туризма по созданию специализированных информационных порталов на основе туристско-информационных центров; использования активных форм туризма в системе школьного образования.Таким образом, детский туризм в Приморском крае занимает достойную нишу, но для сохранения и развития существующей системы детского и подросткового отдыха необходимо разработать и реализовать меры материально-технической поддержки загородных оздоровительных лагерей, создать условия для обеспечения безопасности пребывания детей на маршрутах, а также развивать кадровый потенциал работников туристской отрасли. Кроме того, необходимы развитие новых, эффективных форм отдыха детей, разработка и внедрение передовых технологий и методов оздоровительной работы с детьми и интересных маршрутов.ЗаключениеДанное исследование посвящено актуальной проблеме развития детского туризма в Приморском крае. Целью работы было выявление перспектив и тенденций в этой области, а также разработка рекомендаций для стимулирования развития детского туризма в регионе.В ходе исследования "Перспективы и тенденции развития детского туризма в Приморском крае" были проанализированы существующие подходы, факторы и тенденции, влияющие на развитие данной сферы в регионе. Полученные результаты представляют собой важный вклад в понимание динамики и перспектив развития детского туризма, а также могут служить основой для разработки практических мероприятий по улучшению ситуации в этой области.В разделе, посвященном теоретическим аспектам детского туризма, были выявлены основные понятия и сущность данной сферы. Анализ правового регулирования детского туризма позволил выделить ключевые нормы, регулирующие вопросы безопасности и защиты интересов детей в туристической деятельности. Изучение мирового и отечественного опыта дало возможность выделить лучшие практики, которые могут быть адаптированы для улучшения качества детских туристических программ в Приморском крае.Осуществленный анализ современного состояния рынка детского туризма в Приморском крае выявил существующие тенденции и перспективы развития. Динамика спроса и предложения, а также факторы, влияющие на развитие этой сферы, проанализированы для выделения основных направлений, требующих внимания и поддержки.Исследование имеет практическую значимость для различных заинтересованных сторон, таких как органы власти, туристические компании, образовательные учреждения и родители. Рекомендации, предложенные в рамках работы, могут быть использованы для разработки и внедрения эффективных стратегий и программ по развитию детского туризма в регионе.Важно продолжить мониторинг и исследования в области детского туризма, чтобы оперативно реагировать на изменения в потребительском спросе, а также внедрять новые технологии и подходы. Совместные усилия со стороны государства, бизнеса и общества могут сделать детский туризм в Приморском крае более разнообразным, безопасным и привлекательным для молодого поколения.Для дальнейшего развития детского туризма предлагаются следующие действия:Разработка и внедрение единых стандартов безопасности для детских туристических программ.Поддержка и стимулирование инновационных проектов в области детского туризма для обогащения предложений на рынке.Разработка образовательных программ для туристических компаний и образовательных учреждений с целью повышения квалификации специалистов в сфере детского туризма.Организация мероприятий и кампаний для повышения осведомленности общественности о важности разностороннего и безопасного развития детского туризма.В целом, детский туризм в Приморском крае имеет потенциал для становления важным источником развития региона, при условии правильной стратегии, инновационных подходов и сбалансированного внимания к потребностям и интересам детей.Таким образом, результаты исследования могут служить основой для разработки эффективных мер по развитию детского туризма в Приморском крае, способствуя улучшению качества отдыха детей и их образовательного опыта.Начало формыСписок использованных источниковЗаконодательные акты, директивные и нормативные материалыФедеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 09.03.2021) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»// [электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/.ГОСТ Р 54605-2017 Туристские услуги. Услуги детского туризма. Общие требования.Статистические источникиФедеральная служба государственной статистики: официальный сайт. – Россия. – URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 30.11.2023). – Текст: электронный.Отечественные и зарубежные работыБерезовая, Л. Г. История туризма и гостеприимства : учебник для вузов / Л. Г. Березовая. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 429 с. Боголюбова, С. А. Виды и тенденции развития туризма : учебное пособие для вузов / С. А. Боголюбова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 231 с. Бунич Г. А. Инновационные аспекты в экономике туризма: монография. М., 2019. 170 с.Восколович, Н. А. Маркетинговые технологии в туризме : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. А. Восколович. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 242 с. Глазков, В. Н. Методы научных исследований в сфере туризма и гостиничного дела : учебное пособие для вузов / В. Н. Глазков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 177 с.Джанджугазова, Е. А. Маркетинговые технологии в туризме: маркетинг туристских территорий : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. А. Джанджугазова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 208 с.Долженко, Г. П. История туризма : учебник для вузов / Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик, А. И. Черевкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 227 с. Драчева Я. В., Лазовская С. В. Экономика туризма: учебное пособие. Краснодар: Южный институт менеджмента, 2019. 78 c.Каменец, А. В. Молодежный социальный туризм : учебное пособие для вузов / А. В. Каменец, М. С. Кирова, И. А. Урмина ; под общей редакцией А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 192 сКаменец, А. В. Организация социально-культурной деятельности. Молодежный туризм : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Каменец, М. С. Кирова, И. А. Урмина ; под общей редакцией А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 192 с. Константинов, Ю. С. Детско-юношеский туризм : учебное пособие для вузов / Ю. С. Константинов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 401 с. Константинов, Ю. С. Подготовка педагога дополнительного образования в избранной области деятельности: детско-юношеский туризм : учебное пособие для среднего профессионального образования / Ю. С. Константинов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 401 с. Мотышина, М. С. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учебник для вузов / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов ; под редакцией М. С. Мотышиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 282 с.Отнюкова, М. С. Социологические исследования в туризме : учебное пособие для вузов / М. С. Отнюкова, Т. В. Черевичко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 96 с. Пономарева Е.В. Стратегический менеджмент. – СПб.: БГТУ, 2018.Путрик Ю. С. Образовательный туризм в России : учебное пособие для вузов / Ю. С. Путрик [и др.] ; под редакцией С. Ю. Житенёва. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 170 с. Скобкин, С. С. Менеджмент в туризме : учебник и практикум для вузов / С. С. Скобкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 366 с. Скобкин, С. С. Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма : учебник и практикум для вузов / С. С. Скобкин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 314 с. Стахова, Л. В. Основы туризма : учебник для вузов / Л. В. Стахова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 327 с. Стеблецов, Е. А. Спортивно-оздоровительный туризм и спортивное ориентирование : учебное пособие для вузов / Е. А. Стеблецов, Ю. С. Воронов, В. В. Севастьянов ; под общей редакцией Е. А. Стеблецова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 195 с. Суворова Г. М. Безопасный отдых и туризм : учебное пособие для вузов / Г. М. Суворова [и др.] ; ответственный редактор Г. М. Суворова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 195 с.Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие М.: Изд-во «Владос».Туристские фирмы №28, Журнал для работников сферы туризма, СП-б, 2021Усинов А.И. Современный туризм \\ Турбизнес 2020. - №3. – С. 10-11Феденева, И. Н. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учебное пособие для вузов / И. Н. Феденева, В. П. Нехорошков, Л. К. Комарова ; ответственный редактор В. П. Нехорошков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 205 с. Христов, Т. Т. География туризма : учебник для среднего профессионального образования / Т. Т. Христов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 273 с. Электронные ресурсы из сети ИнтернетВсемирная туристская организация: официальный сайт. – Мадрид, Испания. – URL: https://www.unwto.org/newsru/annual-reports (дата обращения: 30.11.2023). – Текст: электронный
Законодательные акты, директивные и нормативные материалы
1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 09.03.2021) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»// [электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/.
2. ГОСТ Р 54605-2017 Туристские услуги. Услуги детского туризма. Общие требования.
Статистические источники
3. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. – Россия. – URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 30.11.2023). – Текст: электронный.
Отечественные и зарубежные работы
4. Березовая, Л. Г. История туризма и гостеприимства : учебник для вузов / Л. Г. Березовая. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 429 с.
5. Боголюбова, С. А. Виды и тенденции развития туризма : учебное пособие для вузов / С. А. Боголюбова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 231 с.
6. Бунич Г. А. Инновационные аспекты в экономике туризма: монография. М., 2019. 170 с.
7. Восколович, Н. А. Маркетинговые технологии в туризме : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. А. Восколович. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 242 с.
8. Глазков, В. Н. Методы научных исследований в сфере туризма и гостиничного дела : учебное пособие для вузов / В. Н. Глазков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 177 с.
9. Джанджугазова, Е. А. Маркетинговые технологии в туризме: маркетинг туристских территорий : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. А. Джанджугазова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 208 с.
10. Долженко, Г. П. История туризма : учебник для вузов / Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик, А. И. Черевкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 227 с.
11. Драчева Я. В., Лазовская С. В. Экономика туризма: учебное пособие. Краснодар: Южный институт менеджмента, 2019. 78 c.
12. Каменец, А. В. Молодежный социальный туризм : учебное пособие для вузов / А. В. Каменец, М. С. Кирова, И. А. Урмина ; под общей редакцией А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 192 с
13. Каменец, А. В. Организация социально-культурной деятельности. Молодежный туризм : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Каменец, М. С. Кирова, И. А. Урмина ; под общей редакцией А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 192 с.
14. Константинов, Ю. С. Детско-юношеский туризм : учебное пособие для вузов / Ю. С. Константинов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 401 с.
15. Константинов, Ю. С. Подготовка педагога дополнительного образования в избранной области деятельности: детско-юношеский туризм : учебное пособие для среднего профессионального образования / Ю. С. Константинов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 401 с.
16. Мотышина, М. С. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учебник для вузов / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов ; под редакцией М. С. Мотышиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 282 с.
17. Отнюкова, М. С. Социологические исследования в туризме : учебное пособие для вузов / М. С. Отнюкова, Т. В. Черевичко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 96 с.
18. Пономарева Е.В. Стратегический менеджмент. – СПб.: БГТУ, 2018.
19. Путрик Ю. С. Образовательный туризм в России : учебное пособие для вузов / Ю. С. Путрик [и др.] ; под редакцией С. Ю. Житенёва. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 170 с.
20. Скобкин, С. С. Менеджмент в туризме : учебник и практикум для вузов / С. С. Скобкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 366 с.
21. Скобкин, С. С. Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма : учебник и практикум для вузов / С. С. Скобкин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 314 с.
22. Стахова, Л. В. Основы туризма : учебник для вузов / Л. В. Стахова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 327 с.
23. Стеблецов, Е. А. Спортивно-оздоровительный туризм и спортивное ориентирование : учебное пособие для вузов / Е. А. Стеблецов, Ю. С. Воронов, В. В. Севастьянов ; под общей редакцией Е. А. Стеблецова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 195 с.
24. Суворова Г. М. Безопасный отдых и туризм : учебное пособие для вузов / Г. М. Суворова [и др.] ; ответственный редактор Г. М. Суворова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 195 с.
25. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие М.: Изд-во «Владос».
26. Туристские фирмы №28, Журнал для работников сферы туризма, СП-б, 2021
27. Усинов А.И. Современный туризм \\ Турбизнес 2020. - №3. – С. 10-11
28. Феденева, И. Н. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учебное пособие для вузов / И. Н. Феденева, В. П. Нехорошков, Л. К. Комарова ; ответственный редактор В. П. Нехорошков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 205 с.
29. Христов, Т. Т. География туризма : учебник для среднего профессионального образования / Т. Т. Христов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 273 с.
Электронные ресурсы из сети Интернет
30. Всемирная туристская организация: официальный сайт. – Мадрид, Испания. – URL: https://www.unwto.org/newsru/annual-reports (дата обращения: 30.11.2023). – Текст: электронный