Социальные конфликты в России XVII в: причины, проявления, последствия.
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 5 + 5 источников
- Добавлена 10.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1 Причины социальных конфликтов в XVII 4
Глава 2 Крестьянские войны 6
2.1 Крестьянская война (1606–1607) 6
2.2 Крестьянская война 1670-1671 гг. 8
Глава 3 Городские восстания 12
Глава 4 Церковный раскол 15
Глава 5 Последствия социальных конфликтов в России XVII 20
Заключение 22
Список литературы 23
Отказ от привычных обрядов воспринимался многими простыми людьми как национальная и личная катастрофа. Не понималось, в чем был плох привычный уклад, который уже долгое время посвящался. В 1667 году соловецкие монахи обратились к Алексею Михайловичу с жалобой, в которой явно проявлялось недоумение: "Нас учат новой вере, как Мордву или Черемиса... непонятно зачем". Мнение людей выразилось словами Аввакума: "Сатана выпросил у бога ясную Россию, чтобы окровавить ее мученической кровью". Старообрядцы опирались на мнение народа, приводя аргумент: "Глас народа - глас божий". На это один из лидеров новообрядчества, Карион Истомин, насмехался: "Мужик верещит".Реформа проводилась с позиций элиты, пренебрегая духом народа, веры в православие. Никониане делали ставку на "внешнюю мудрость", они представляли конфликт как противостояние между знанием и невежеством. Старообрядцы же пытались доказать, что в конфликт вступили интеллект и дух. Для них главное было нравственное совершенство. Аввакум говорил, что нравственно все равны, "от царя до псаря". Отказ от старорусских образцов священных текстов в пользу греческих был связан с элитарностью и избранничеством, что затрудняло доступ обычных верующих к истине. Никонианская культура характеризовалась демократичностью. На Руси никогда не ценили абстрактное знание, видя в науке путь к истине. Для традиционалистов изменение древнерусских книг в соответствии с иностранными стандартами было выражением пренебрежения "мужичьей" культурой.Реформу внедряли с применением насильственных методов. Никон был склонен к крайней жесткости и прямоте. Он стремился отделить церковь от светской власти и установить в России своеобразную форму царепапизма, но только национального варианта. Решительные действия Никона приводили к странным поступкам, таким как отказ от позиции патриарха и возвращение с объявлением: "Я снялся с трона невынужденно, и теперь вернулся на трон нежданным приглашением". Капризы и упрямство Никона утомили и царя, и священников, и в результате он был снят с должности патриарха. Однако, к моменту своего отстранения, Никон успел внести радикальные изменения в проведение реформы. Она осуществлялась при помощи деспотических, жестких и грубых методов. Старые книги богослужения отбирались и сжигались, и это вызывало силовые столкновения. Обычные люди и монахи тайно уносили книги в леса и равнины, чтобы спастись от преследований. Люди говорили: "Эти книги были источником многих святых и праведников, а теперь они больше никому не нужны". Протест против слишком быстрых изменений проник повсюду: во Владимире, Нижнем Новгороде, Муроме и так далее. Соловецкий монастырь стал центром раскола, который распространился по всему Северу. Аввакум, возмущенный, говорил: "Они хотят утвердить веру огнем, кнутом и виселицей! Этому так научили апостолы? Я не знаю! Мой Христос не приказывал апостолам учить таким образом, чтобы веру привести огнем, кнутом или виселицей". Источником дониконовского понимания христианства в России было убеждение, что нельзя заставить людей верить силой. До раскола, Россия была единой духовно. Различия в образовании и быте между различными социальными группами в русском обществе были связаны с количественными, а не качественными различиями. Раскол произошел в трудный период, когда страна столкнулась с проблемой определения своего места и своих связей с Европой. Реформа создала почву для распространения пренебрежительного отношения к национальным обычаям и образу жизни.Результатом раскола стала определенная путаница в национальном мировоззрении. Старообрядцы смотрели на историю как на "вечность в настоящем", то есть как поток времени, в котором каждый имеет свое определенное место и несет ответственность за все произошедшее. У старообрядцев идея Страшного суда имела не мифологическое, а глубоко моральное значение. Для новообрядцев же, идея Страшного суда перестала быть значимой в историческом прогнозе и стала предметом риторической дискуссии. Мироощущение новообрядцев было менее связано с вечностью и больше с земными потребностями. Они в некоторой степени освободились, приняли мотив быстротечности времени, появились желание достичь быстрых практических результатов и материального практицизма.Чтобы бороться с старообрядцами, официальная церковь вынуждена была обратиться к государству и, таким образом, подчиниться светской власти. Алексей Михайлович использовал эту ситуацию в своих интересах, а его сын Петр полностью подчинил православную церковь государству. Основой петровского абсолютизма было освобождение государственной власти от религиозных и нравственных норм. Государство преследовало старообрядцев. Репрессии против них стали еще жестче после смерти Алексея, во время правления Федора Алексеевича и царевны Софьи. В 1681 году было запрещено распространение древних книг и сочинений старообрядцев, а в 1682 году был сожжен вождь раскола Аввакум по приказу царя Федора. При Софье был принят закон, который полностью запретил деятельность раскольников. Они проявляли большую духовную стойкость, отвечали на репрессии акциями массового самосожжения, когда люди горели целыми семьями и общинами. Оставшиеся старообрядцы оказали значительное влияние на русскую духовно-культурную мысль и сделали многое для сохранения старины. Они были более образованными, чем никониане. Старообрядчество продолжало духовную традицию Древней Руси, которая предписывала постоянный поиск истины и высокий нравственный уровень. Раскол нанес удар по этой традиции, когда официальная церковь потеряла престиж и светская власть начала контролировать систему образования. Главные цели образования стали меняться: вместо формирования человека-носителя высшего духовного начала стали готовить людей для узкого круга определенных функций.Глава 5 Последствия социальных конфликтов в России XVIIСобытия XVII века в России отмечены рядом социальных конфликтов, которые оказали огромное влияние на развитие страны. В результате этих конфликтов последствиями стали изменения в политической системе, экономике, общественных отношениях и культуре России. В данной статье рассмотрим некоторые из этих последствий. 1. Изменение властных структур: Один из основных конфликтов в XVII веке - Наличие стихийных партий во главе которых оказываются влиятельные бояре, наместники, митрополиты, архиепископы или монашеские единоверцы. Неоднократные октябристические бунты порождают волну социальных изменений, таких как введение новых ограничений для знати, выселение из Москвы подвергающихся подозрению бояр, епископов и митрополита. 2. Разрушение феодального строя: Выполнив на фоне внешней угрозы реформы по укреплению государственной власти и передела земель между боярами, царь прекращает наизнанку феодальную систему отношений. Это приводит к значительным изменениям в хозяйственных и социальных отношениях в стране. 3. Укрепление государственной власти: Внутренние конфликты и грозящие внешние угрозы приводят к появлению у российского государства нового определения. Царство становится самостоятельной космической силой, собирающей под своим знаменем все земли русские, где равные между собой, социальные и политические институты служат в качестве его органов управления развязывает войны, осуществления политики в интересах страны.. 4. Усиление централизации: Внутренние и внешние конфликты, вызванные войнами и наступлением на русские земли, привели к усилению централизации в России. Царь получает все больше власти и контроля над всем государством, что создало основу для последующих реформ и современизации страны. 5. Экономический рост: Последствием социальных конфликтов является прогресс в экономике России. Окончание столетней несвободной экономики и усиление роли централизованной государственной власти в принятии экономических решений способствовали развитию рыночных отношений, торговли и промышленности в стране. 6. Культурные изменения: Социальные конфликты XVII века оказали значительное влияние на культуру России. В результате этих конфликтов проводились реформы в образовании и культуре, а также развивались литература и искусство. Были созданы новые литературные и художественные произведения, которые отражают изменения в обществе и проблемы, стоящие перед страной. 7. Социальные последствия: Социальные конфликты в России XVII века привели к изменениям в социальной структуре страны. Одним из таких изменений было усиление роли городского населения и развитие городов, которые стали центрами экономики и культуры. Также в результате этих конфликтов произошли изменения в образовании, здравоохранении и социальной защите населения. В целом, социальные конфликты в России XVII века оказали огромное влияние на развитие страны. Они привели к изменению политической системы, укреплению государственной власти, усилению централизации, экономическому росту, культурным изменениям и социальным последствиям. Эти изменения сформировали основу для развития России в последующие века.ЗаключениеТаким образом, социальные конфликты в России XVII века были проявлением глубоких социальных, экономических и политических противоречий в обществе на тот период и имели серьезные последствия для страны. Одной из основных причин конфликтов было разделение на общество именитых дворян и простых крестьян и городских слоев населения. Кроме того, острыми были экономические конфликты, связанные с обложением населения налогами и дичьем сбором. Проявления социальных конфликтов часто включали народные выступления, бунты и восстания. Бунты крестьян были насильственно подавляемыми, что приводило к большому количеству жертв среди населения. Также проявлением конфликтов были судебные и административные разборки между дворянством, боярами и царским правительством. Последствия социальных конфликтов были значительными. Они приводили к усилению репрессий и централизации власти, что сказывалось на политической обстановке в стране. Кроме того, конфликты ослабляли экономический потенциал и социальную стабильность России, препятствуя ее развитию. Они также внесли свой вклад в формирование удельной России и признание привилегированных прав дворянства. В целом, социальные конфликты в России XVII века отражали глубокие социальные неравенства, экономические противоречия и политические напряженности в стране. Они оказали значительное влияние на исторические процессы того времени и стали предпосылками для дальнейшего развития общественно-политической системы России.Список литературыКаргалов В. В., Ю. С.Савельев, В. А.Федоров. История России с древнейших времен до 1917 года. М., 1998.Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1999.Степанов И. В. Крестьянская война в России в 1670-1671.Восстание Степана Разина. Л., 1966. Шальмин М.С. Нормы права в системе соционормативного регулирования: проблемы соотношения и взаимодействия. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Абакан – 2006. С.10;Чистяков И. О. История отечественного государства и права. М., 1996
2. Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1999.
3. Степанов И. В. Крестьянская война в России в 1670-1671.Восстание Степана Разина. Л., 1966.
4. Шальмин М.С. Нормы права в системе соционормативного регулирования: проблемы соотношения и взаимодействия. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Абакан – 2006. С.10;
5. Чистяков И. О. История отечественного государства и права. М., 1996