Ян ван Эйк.
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 25.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
Глава 1. Жизненный путь и значение творчества Яна ван Эйка 3
Глава 2. Особенности творчества Яна ван Эйка 6
2.1. Произведения на религиозную тематику 6
2.2. Произведения светской тематики 10
2.3. Творческие поиски художника 14
Заключение 17
Список литературы 18
В Нидерландах XV века художники чаще всего выполняли композиционный эскиз картины непосредственно на загрунтованной доске (подобно мастерам эпохи Треченто в Италии). Подготовительный рисунок на грунте был призван решить две задачи: определить основные элементы композиции и разметить светотень. Данный метод создания подготовительного рисунка на грунте описывает и голландский живописец начала XVII века Карел ван Мандер в своей «Книге о художниках». Результаты недавно проведенного технологического исследования этого произведения свидетельствуют о том, что ван Эйк работал именно так, как советуют Ченнино Ченнини и Карел ван Мандер. Рисунок выполнен на доске, подготовленной для живописи, процарапан по контуру (так называемая графья), такой способ применялся в основном для обозначения границ позолоты, контура фигур, архитектурных деталей фона, основных складок драпировок. При рисовании штифтом оставался глубокий след для того, чтобы рисунок был виден через живописные слои. По всей видимости, первоначально рисунок действительно был сделан углем, а затем уже художник работал кистью разведенной на воде серо-коричневатой краской и серебряным карандашом. Этот подготовительный рисунок на грунте, не скрытый под слоями краски, может дать представление о характере подготовительного рисунка ван Эйка, а также позволяет сделать выводы о той роли, которая отводилась в Нидерландах такому рисунку на грунте. Все вплоть до мельчайших деталей прорисовано очень тщательно. Правая часть картины изображена в тени; башни, скалы и небольшие фигуры освещены соответственно, то есть свет идет слева. Объемность лицу святой Варвары придают окружающие его темные волосы. Несмотря на то, что сама манера исполнения рисунка (направление штрихов, степень прерывистости линий, ее толщина и равномерность) является характерной для ван Эйка, при сравнении этого произведения с подготовительными рисунками на грунте, которые видны в инфракрасном излучении на картинах художника, сразу бросается в глаза большая проработанность «Святой Варвары». Ван Эйку присуща мягкая и живописная манера рисунка, что в данном случае усилено сочетанием рисунка кистью и серебряным карандашом с живописью маслом (голубой в изображении неба и охра – в изображении далей), а также использованием белой гуаши. Очевидно, что изменение технических приемов живописи повлекло за собой и появление нового творческого метода, который особенно интересно проследить на примере анализа работ этого мастера. Художник стремился к реалистичному изображению окружающего мира и в то же время хотел придать большую значительность своим персонажам и гармоничность всей композиции. Особое внимание ван Эйк уделяет изображению рук своих персонажей. И в «Портрете четы Арнольфини», и в «Благовещении», и в «Мадонне канцлера Ролена» он многократно исправляет рисунок пальцев, стараясь найти наиболее выразительное движение руки. Многочисленные исправления как в «Благовещении», так и в «Портрете четы Арнольфини» свидетельствуют о постоянном творческом поиске художника, о его стремлении рисовать с натуры (несомненно, что каждый вариант положения руки требовал натурной штудии) и свободе от традиционных схем и образцов. Особенно много и тщательно художник работал над лицами своих персонажей. В рисунках ван Эйка тени не связаны непосредственно с источником света. Так, если в портретах источник света находится слева, то в тени должна быть правая часть головы, а левая должна быть освещенной. Однако у ван Эйка тень «отбрасывают» как правая, так и левая часть головы. Это объясняется тем, что для художника важно выявить объем, а не следовать законам светотени. Темная штриховка с двух сторон не только позволяет передать трехмерность, но и преодолеть подчеркнутую линейность контура. Ван Эйк вообще стремится снизить значение линии, для этого он разбивает линию на отдельные штрихи так, чтобы особенно четкие и яркие линии всегда оказывались в окружении мелких штрихов, идущих параллельно контуру. Для ван Эйка также характерно применение коротких штрихов, идущих сверху, справа налево. Пожалуй, наиболее яркой чертой индивидуальной манеры рисования Яна ван Эйка является живописность его техники рисунка, представляющего собой сплошную сетку штриховки с размывками в тех местах, где надо было дать тень. Несмотря на то, что подобный подготовительный рисунок носил лишь вспомогательный характер и был скрыт под слоями живописи, в произведениях ван Эйка он всегда отличался законченностью моделировки.
Таким образом, именно сияющие краски вместе с общей цветосветовой и световоздушной средой, наполняющей пространство картин ван Эйка, являются основным средством воздействия и прежде всего, завораживают зрителя. С другой стороны, светозарная живопись служит ван Эйку главным средством преображения конкретных, земных явлений в идеальные возвышенные образы, озаряет все обыденное и придает ему высшую эстетическую ценность. Любовная и подробная трактовка предметов сделала ван Эйка одним из первых мастеров натюрморта в западноевропейском искусстве. Он стоит также у истоков европейского пейзажа. В творчестве Яна ван Эйка было заложено то, чем будет жить искусство в последующие столетия. Он был реформатором не только нидерландской, но всей европейской живописи.
Заключение
Ян ван Эйк работал в жанрах религиозного и светского портрета, ветхозаветных и евангельских историй. В жанре религиозного портрета им созданы образы молодого Бога-Отца, «аристократической» Мадонны в роскошных туалетах, поющих и музицирующих ангелов, Адама и Евы, некоторых ветхозаветных пророков и сивилл, Иоанна Евангелиста и другие. В жанре ветхозаветных историй он иллюстрировал сюжеты, связанные с взаимоотношениями Авеля и Каина. В жанре евангельских историй он создал
несколько оригинальных вариантов сюжета «Благовещение», предложил свой вариант сюжета «Распятие» и, новую, иконографию сюжета «Страшный Суд», где один под другим расположил небесный (Рай), земной (кладбище) и подземный (Ад) миры. Но наиболее грандиозным его творением в этом жанре явилась картина на новый сюжет «Поклонение мистическому агнцу» на Гентском алтаре, где художник собрал вместе всех борцов за христианскую веру.
Ян ван Эйк может считаться создателем жанра психологического портрета. Художник первым заставил модель взглянуть в глаза зрителю, а также создал первый групповой, семейный портрет на фоне домашней обстановки. Ян ван Эйк первым из художников увидел красоту этого мира – красоту его устройства, веры, людей, нарядов, драгоценностей, природы, света, воздуха, архитектурных сооружений, домашней обстановки, и как никто до него в своих произведениях смог показать эту красоту другим людям – своим современникам и их потомкам.
Ян ван Эйк уже в ранних произведениях обнаруживает пристальное внимание к природе, к ее формам, обволакиваемым светом. Чудесная вселенная, запечатленная лишь в малых измерениях миниатюрных фламандско-бургундских рукописей и явленная их немногочисленным счастливым владельцам, обретает в его творчестве монументальный размах.
Список литературы
Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Дж. Вазари. - М.: АСТ, 2001. – 624 с.
Венщиков М.А. Иконографическое наследие Византии на выставке Яна ван Эйка / М.А. Венщиков // Музей. Памятник. Наследие. – 2020. - №1. – С. 106-120.
Калмыкова В. История мировой живописи. Нидерландская живопись XV века / В. Калмыкова. – М.: Белый город, 2009. – 130 с.
Костыря М.А. Первые двойные портреты в живописи Ренессанса: Ян ванн Эйк и Фра Филиппо Липпи / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. - №7. – С. 137-139.
Савицкая А.И. Роль подготовительного рисунка на грунте в художественной практике мастеров «ARS NOVA» (на примере творчества Яна ван Эйка // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. – 2012. - №3. – С. 84-100.
Савицкая А.И. Художественная культура Нидерландов XV в. по свидетельствам произведений живописи и графики мастеров ARS NOVA от Яна ван Эйка до Ханса Мемлинга / А.И. Савицкая // Образование. Наука. Научные кадры. – 2013. - №3. – С. 170-173.
Харахады М.А. История зарождения живописи в Нидерландах / М.А. Харахады // Вестник науки. – 2019. - №12. – С. 85-87.
Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Дж. Вазари. - М.: АСТ, 2001. – С. 116.
Калмыкова В. История мировой живописи. Нидерландская живопись XV века / В. Калмыкова. – М.: Белый город, 2009. – С. 27.
Харахады М.А. История зарождения живописи в Нидерландах / М.А. Харахады // Вестник науки. – 2019. - №12. – С. 85.
Венщиков М.А. Иконографическое наследие Византии на выставке Яна ван Эйка / М.А. Венщиков // Музей. Памятник. Наследие. – 2020. - №1. – С. 110.
Харахады М.А. История зарождения живописи в Нидерландах / М.А. Харахады // Вестник науки. – 2019. - №12. – С. 85.
Костыря М.А. Первые двойные портреты в живописи Ренессанса: Ян ванн Эйк и Фра Филиппо Липпи / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. - №7. – С. 137.
Калмыкова В. История мировой живописи. Нидерландская живопись XV века / В. Калмыкова. – М.: Белый город, 2009. – С. 90.
Савицкая А.И. Художественная культура Нидерландов XV в. по свидетельствам произведений живописи и графики мастеров ARS NOVA от Яна ван Эйка до Ханса Мемлинга / А.И. Савицкая // Образование. Наука. Научные кадры. – 2013. - №3. – С. 170.
Савицкая А.И. Роль подготовительного рисунка на грунте в художественной практике мастеров «ARS NOVA» (на примере творчества Яна ван Эйка // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. – 2012. - №3. – С. 85.
18
1. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Дж. Вазари. - М.: АСТ, 2001. – 624 с.
2. Венщиков М.А. Иконографическое наследие Византии на выставке Яна ван Эйка / М.А. Венщиков // Музей. Памятник. Наследие. – 2020. - №1. – С. 106-120.
3. Калмыкова В. История мировой живописи. Нидерландская живопись XV века / В. Калмыкова. – М.: Белый город, 2009. – 130 с.
4. Костыря М.А. Первые двойные портреты в живописи Ренессанса: Ян ванн Эйк и Фра Филиппо Липпи / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. - №7. – С. 137-139.
5. Савицкая А.И. Роль подготовительного рисунка на грунте в художественной практике мастеров «ARS NOVA» (на примере творчества Яна ван Эйка // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. – 2012. - №3. – С. 84-100.
6. Савицкая А.И. Художественная культура Нидерландов XV в. по свидетельствам произведений живописи и графики мастеров ARS NOVA от Яна ван Эйка до Ханса Мемлинга / А.И. Савицкая // Образование. Наука. Научные кадры. – 2013. - №3. – С. 170-173.
7. Харахады М.А. История зарождения живописи в Нидерландах / М.А. Харахады // Вестник науки. – 2019. - №12. – С. 85-87.