Совершенствование системы управления мерчендайзингом на примере фирмы ООО "Оскар-продукт" г. Новосибирск
Заказать уникальную дипломную работу- 76 76 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 01.06.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ МЕРЧАНДАЙЗИНГА В МАРКЕТИНГЕ
1.1 Сущность мерчендайзинга
1.2 Методы и инструменты мерчендайзинга
1.3 Организация мерчендайзинга
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРЧАНДАЙЗИНГА В КОМПАНИИ
2.1 Краткая характеристика фирмы
2.2 Анализ влияния методов мерчендайзинга на продажи
2.3 Рекомендации по совершенствованию использования мерчендайзинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Но трудности могут возникнуть на этапе согласования общей мерчандайзинговой стратегии с маркетинговой стратегией компании по каждому бренду. Кроме того, более сложным становится передача оперативной информации о состоянии дел в розничной сети в отдел маркетинга.
На данный момент подобная схема является наиболее распространенной у общенациональных производителей. Это вызвано простотой ее внедрения и контроля над деятельностью мерчандайзеров.
Вариант №2.
Подразумевает под собой, что подразделение мерчандайзинга входит в состав отдела маркетинга.
Основная ответственность за выполнение мерчандайзинговой политики возлагается на директора по маркетингу. При данном варианте построения организационной структуры для курирования работы мерчандайзеров вводится дополнительная штатная единица — так называемый координатор или инспектор, на которого возложены, в том числе, функции координирования и проверки результатов работы мерчандайзеров
Схематически это изображено на рисунке (рис. 2.4).
Рис. 2.4 - Фрагмент возможного варианта органиграммы компании (Вариант №2)
При такой схеме возможен вариант, когда мерчандайзеры находятся также в косвенном подчинении регионального представителя компании в данном регионе.
Положительной стороной, в данном случае, является:
- четкая система согласования плана мерчандайзинговых программ на основе общего стратегического маркетингового плана компании;
- свободный и легкий доступ аналитического отдела (входящего в структуру департамента по маркетингу) к оперативной информации о состоянии дел в розничных торговых точках;
- легко поддается корректировке общее направление региональных маркетинговых коммуникаций (к примеру, корректировка стандартной планограммы выкладки продукции, в зависимости от специфики отдельно взятого региона).
Возможные отрицательные стороны при такой схеме взаимодействия:
- требуется более сложный механизм осуществления контроля за деятельностью каждого в отдельности мерчандайзера;
- возможно нарушение принципа единого руководства;
- возникают дополнительные трудности в коммуникациях с региональными представителями при составлении региональной мерчандайзинговой политики.
Как правило, такая схема организационной структуры предприятия характерна для компаний, которые считают, что мерчандайзинг — это все-таки инструмент маркетинговой активности, а не просто один из вариантов осуществления продаж конечному потребителю.
Вариант № 3. Последний из рассматриваемых.
На предприятии вводится новая независимая структурная единица — департамент мерчандайзинговой политики.
Схематически это можно представить следующим образом (рис.2.5)
Рис. 2.5 - Фрагмент возможного варианта органиграммы компании (Вариант №3)
Как видно, данный вариант характеризуется развитием более узкой специализации по каждому из инструментов мерчандайзинга. Директор по мерчандайзинговой политике отвечает за определение и контроль выполнения стратегических задач в сфере мерчандайзинга. Непосредственный контроль за выполнением полевых работ несут региональные координаторы. В штат департамента могут быть также введены специалисты, отвечающие за исследование розницы, и кураторы выполнения стандартов мерчандайзинга в определенных каналах сбыта продукции (например, в HORECA) и т.д. Сам же директор по мерчандайзинговой политике подчиняется либо напрямую генеральному директору компании, либо директору по маркетингу.
Основная особенность этого варианта, а именно узкая специализация, обуславливает характерные этому варианту положительные и отрицательные черты. При данной оргструктуре:
- легкость внедрения мерчандайзинговых программ;
- четко разграничены обязанности и ответственности каждой штатной единицы за выполнение определенных задач;
- простора осуществления контроля этапов их выполнения;
- возможность отслеживать результаты на каждом этапе деятельности.
- усложнено осуществление обмена текущей информацией с «полей» в оперативном порядке с другими подразделениями предприятия, а именно отделом маркетинга и отделом продаж. (Так как департамент по мерчандайзинговой политике начинает выступать в роли некоего дополнительного буфера, в который информация поступает, обрабатывается, а только потом передается в другие подразделения, т.е. идет временная задержка в получении информации другими подразделениями компании. Плюс, остается возможность несоответствия форматов полученных данных между вышеуказанными подразделениями, или же их различная детализация);
- связанно со значительными дополнительными финансовыми, временными, человеческими и управленческими затратами;
В связи со своей спецификой (громоздкостью, узкой специализации специалистов и т.д.) данная организационная структура на Украине не применяется.
Мерчандайзинг в представлении многих руководителей магазинов – либо интересное и увлекательное мероприятие, творческий процесс, в ходе которого «интересно и весело». И процесс этот проводится силами сотрудников магазинов, перед которыми ставится цель «навести порядок по-быстрому». Либо мерчандайзинг - нечто непонятное, но нужное, т.к. «у других есть, а я чем хуже». Тогда приглашается специалист-дизайнер, и его задача - «сделать красиво». В результате возникают следующие ошибки в мерчандайзинге:
1. По незнанию основных правил зонирования и выкладки:
- делаем красиво, но не функционально и магазин становится похожим на музей;
- делаем функционально, но не красиво и магазин становится похожим на склад
2. Из-за желания поэкспериментировать, т.к. «мы все знаем лучше». Например, делают проходы по четыре метра в супермаркете с небольшой проходимостью. Или выкладывают икру в свободном доступе. Или нагромождают товаром тематические композиции так, что стоит взять одну вещь, очевидно, что вся композиция развалится на части.
3. От безысходности - чаще всего из-за необходимости работать только с определенным товаром, которым сами производят или за который поставщики платят. В результате стоят три стеллажа сверху донизу занятые тоскливо глядящим майонезом, который не особо берут.
4. Из-за желания сэкономить
- на торговом оборудовании;
- на плотности расстановки оборудования, выкладки или развески товара.
5. В результате ситуации "сами не знаем, но пригласили специалиста, вроде хорошего".
6. В результате неверно составленной ассортиментной матрицы - товара слишком много, слишком мало или товар вообще не тот, что спрашивают и ищут покупатели.
Системный (комплексный) подход к любым мероприятиям уже давно доказал свою эффективность. Судите сами, что лучше – время от времени что-то добавлять или улучшать или разработать план и шаг за шагом добиваться нужных результатов. Наверняка, все помнят пословицу «нос поднимем, хвост завязнет». Отдельными «вливаниями» желаемого будущего не выстроишь, а жизнь магазина превратится в нескончаемую череду мелких дел по принципу «вот сейчас здесь подкрутим, заработает, наверное, лучше».
Мероприятия мерчандайзинга также требуют системного подхода. Именно поэтому мы говорим не просто о мерчандайзинге, а о системе мерчандайзинга в магазине.
Организация системы мерчандайзинга в вашем магазине, скорее всего, потребует выполнения следующих шагов:
- создание должности или отдела мерчандайзинга;
- разработка и внедрение стандартов мерчандайзинга,
- регулярная оценка и контроль результатов.
Начнем с первого пункта. Возможны следующие варианты распределения ответственности за мерчандайзинговые мероприятия:
- закрепить функциональные обязанности по мерчандайзингу за должностью мерчандайзера или за имеющимся персоналом магазина (подходит для несетевых магазинов),
- сформировать и выделить отдел мерчандайзинга в рамках коммерческого отдела или отдела розничных продаж (подходит для сетевых магазинов).
Рисунок 3.1 - Алгоритм оценки использования мерчандайзинга в торговле
Выбор того или иного варианта будет зависеть от многих факторов: формат магазина и размер торговой площади, размер ассортиментной матрицы, насколько часто происходит ротация и изменение ассортимента, какова организационная структура магазина в данный момент и готово ли руководство компании к ее изменению и внедрению дополнительных штатных единиц, активные продажи, промо-акции и т.д.
В работе разработаны методические рекомендации по использованию инструментария мерчандайзинга в торговле, включающие алгоритм оценки использования мерчандайзинга в торговле (рис. 3.1) и систему показателей.
Предложенная система показателей оценки использования мерчандайзинга в торговле включает четыре группы показателей, характеризующих: коммерческую деятельность по формированию ассортимента; торгово-технологический процесс магазина; результативность использования POS-средств и проведения промо-акций; качество и культуру торгового обслуживания (табл. 3.1).
Таблица 3.1 – Система показателей оценки использования мерчандайзинга в торговле
Таким образом, необходимы направления развития мерчендайзинга в векторном пространстве системы координат по выделенным группам инструментария мерчандайзинга: запас, расположение, представление (табл. 3.1 и рис. 3.2).
Рисунок 3.2 - Направления развития мерчандайзинга
Предложенная система координат предполагает развитие мерчандайзинга в розничной торговле по следующим концептуальным направлениям: формирование и реализация ассортиментной и ценовой политики; совершенствование торгово-технологического процесса; развитие коммуникационной политики.
Планограмма представляет собой схематичное изображение размещения товаров на стеллажах в соответствии с действующими в компании принципами выкладки.
Использование планограмм в работе торговых сетей является ключевым инструментом управления торговым пространством, и помогает менеджменту компании:
1) донести до линейного персонала (и покупателей) концепцию мерчендайзинга,
2) контролировать соблюдение стандартов мерчендайзинга,
3) транслировать покупателям идею розничного бренда
В таблице 3.2 представлены рекомендации производителя по поводу выкладки икры. Таким образом ниже уровня глаз будут находится более дешевые товары с низкой ценой.
Таблица 3.2 - Рекомендация производителя
выше уровня глаз икра с копченным лососем икра подкопченная икра ИКРИМА с копченным лососем икра ИКРИМА с подкопченная уровень глаз ниже уровня главз паста с копченным лососем паста подкопченная
В таблице 3.3 рекомендации производителя дополнены желаемой выкладкой более дорогой продукции, которую нужно располагать на уровне глаз, т.к. особенность восприятия человека такова, что наибольшей концентрации взгляд достигает именно в центральной части зрительного поля — в этой части он видит лучше всего, и дольше задерживает взгляд.
Таблица 3.3. - Адаптированная планограмма
выше уровня глаз уровень глаз икра с копченным лососем икра подкопченная икра ИКРИМА с копченным лососем икра ИКРИМА с подкопченная паста с копченным лососем паста подкопченная ниже уровня главз паста с копченным лососем паста подкопченная
Необходимо проводить следующие мероприятия:
1. Почетвергам – дегустации.
Как утверждают промоутеры, спрос на товар после дегустации увеличивается в два-четыре раза, а иногда и попросту появляется.
Имеющие же такой опыт производители говорят, что во время проведения дегустации спрос взлетает до невиданных высот.
Только личный опыт и собственные вкусовые ощущения дают самые твердые основания для принятия решения, и наиболее простой способ для этого - проведение дегустации. Категории товаров, наилучшим образом подходящие для дегустации, производятся для сегментов рынка с относительно большой емкостью. Кроме того, эта продукция должна обладать следующими свойствами: нацеленность товаров на широкого потребителя; быть продукцией частых повторных продаж одним и тем же лицам; являться продукцией с невысокой себестоимостью.
Подобная промо-акция призвана ознакомить по возможности как можно большее число потребителей с дегустируемыми видами продукции и увеличить объемы их реализации. Дегустация является частью, так называемой, стратегии втягивания, направленной на создание благоприятного отношения к товару на уровне конечного спроса. Формируя спрос, дегустация стимулирует к активному сотрудничеству посредников. Имиджевая функция так же реализуется посредством дегустации, пролонгируя эффект промо-акции на длительный период.
Выставляя на дегустацию несколько видов товара, вы способны как удерживать или "разогревать" старый целевой сегмент, так и атаковать новый или отвоевывать долю рынка у конкурента.
2. Стойки с рецептами.
Общая роль стоек заключается в том, чтобы они не затмевали товар, а просто поддерживали его, обычно лучшим сочетанием считается две трети стоек и одна треть товаров. Такое соотношение может показаться странным, но стойки поддерживают тему и создают эффект, поэтому они должны быть достаточно броскими, чтобы создавать впечатление.
3. Дополнительное обучение мерчендайзеров (семинары, новые приемы).
После определения самой структуры необходимо прописать очень четко процедуры работы мерчендайзеров (планирование, организация и контроль). И правила мерчендайзинга компании. Процедуры работы и сами правила мерчендайзинга должны быть четко и просто изложены. Мерчендайзеры не всегда являются людьми с высшим образованием и желанием карьерного роста. Поэтому нужно иметь ввиду, что отсутствие простоты и четкости в процедурах может привести к недопониманию и ошибкам.
Известно, что ротация на этой позиции очень высока. Поэтому рекомендуется продумать схему обучения, которая позволит быстро обучать вновь пришедших мерчендайзеров. Схема должна обеспечивать возможность обучения теории мерчендайзинга и получения практических навыков.
И последней момент - контроль мерчендайзеров нужно осуществлять в поле. Письменные отчеты, карты клиентов и прочие бумаги рано или поздно перестают приносить достоверную информацию.
4. Приготовление блюд в присутствии посетителей.
Приготовление блюд, представляет собой метод стимулирования сбыта, в основе которого лежит принцип склонности людей доверять собственным ощущениям больше, чем утверждениям со стороны.
При продвижении на рынке нового продукта или преподнесении в новом качестве уже существующего, данные метод эффективно способствует повышению объема продаж. Возможность бесплатно попробовать тот или иной товар ставит этот товар в выигрышную позицию перед теми, ознакомление с которыми влечет за собой денежные затраты.
Успешный результат данного метода зависит от нескольких составляющих. Необходимо выбрать оптимальное место и время проведения промо-акции; подготовить специалистов; обеспечить должный контроль над проведением мероприятия.
5. Использовать аромамартетинг.
Аромамаркетинг - направление маркетинга, основывающееся на использовании различных запахов и ароматов с целью стимулирования продаж, продвижения товара на рынке и благоприятного влияния на покупателя. Его возможности распространяются от аромаклининга (нейтрализации нежелательных запахов) и аромадизайна помещений почти любого размера, заканчивая ароматизацией сувениров, полиграфии и даже бензина - для особо искушенных.
Аромамаркетинг - это не только движущий инструмент продаж, но и целая политика повышения рейтинга компаний. В нашей стране с развитием бизнеса решение проблем ароматизации помещения и аромамаркетинга ставится во главу угла.
Действительно, в больших и малых торговых, офисных и других помещениях при скоплении большого количества людей, работающей техники, запахи и ароматы очень часто смешиваются в неприятное сочетание. В результате неприятные запахи начинают отпугивать клиентов и покупателей. В таких случаях вместе с современным дизайном такого помещения, подготовкой опытного персонала, и оснащении его всевозможными инженерными решениями, в том числе вентиляционными установками, необходимо подумать и об ароматизации помещения освежителями воздуха, ароматизаторами.
Использование инструментария мерчандайзинга обеспечивает повышение лояльности покупателей. Для поддержания контакта с потребителями автором предлагается алгоритм разработки и реализации программы лояльности покупателей к предприятиям торговли (рис. 3.3).
Рисунок 3.3 - Алгоритм разработки и реализации программы лояльности покупателей к предприятиям торговли
Реализация программы лояльности нацелена на поощрение постоянных покупателей к приобретению товара и привлечение новых и позволяет аккумулировать информацию о них.
В работе осуществлено ранжирование факторов, формирующих лояльность покупателей. Установлено, что лояльность покупателей к предприятиям торговли в наибольшей мере обусловлена влиянием следующих факторов: обеспечение непрерывного диалога с покупателем; активное использование сети Интернет; использование технологий маркетинга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мерчандайзинг — это прямое соответствие между имиджем торговой марки и местом, которое она занимает на торговой полке. Можно сколь угодно говорить о качестве и престижности нашей продукции, но если наш Бренд стоит на нижней полке среди аутсайдеров продаж, в пыльной упаковке и с грязной этикеткой, то здесь во всей полноте вступает эффект синергии (заимствования). Что негативно может сказаться на отношении покупателя к торговой марке.
Даже при хорошей работе дистрибьюции без мерчандайзинга не обойтись. Можно затоварить продукцией весь склад, но простой человеческий фактор способен сыграть злую шутку в деле продаж. Не выставили — «забыли», заставили другими позициями — «все равно», не поменяли ценник — «не успели» и т.д.
Лояльность в мерчандайзинге не заканчивается лояльностью менеджера по закупкам. Последний грузчик может решить судьбу продукции: купит ли покупатель товар или нет. Нет товара, нет продаж. Так же как и нет цены, нет покупки. В цепочке оперативного маркетинга ключевой фигурой является покупатель. Поэтому все усилия в маркетинге направляются на конечного потребителя. Все остальные дистрибьютеры, оптовые склады, магазины, бары и рестораны — это всего лишь посредники между производителем и покупателем.
Невозможно говорить о продвижении торговых марок без грамотно выстроенной дистрибьюции и мерчандайзинга. Бессмысленно реализовывать рекламные проекты и проводить промо-акции, если покупатель не может найти продукцию на полке. Эффективность таких мероприятий снижается более чем на 70%.
До сих пор есть предубеждение среди специалистов, что мерчандайзинг в полной мере применим только в таких группах товаров, как товары импульсного и повседневного спроса, но это не совсем так, мерчандайзинг становится актуальным, как только появляется конкуренция в одной и той же группе товаров. Магазины автозапчастей, на мой взгляд, незаслуженно обойдены его вниманием. Ведь зачастую разобрать где, и что лежит и к какой витрине подходить покупателю, который приходит в магазин в первый раз совершенно не понятно. Есть, конечно, один безотказный способ, спросить у продавца, но не всегда он обладает достаточным временем, терпением и компетентностью, чтобы ответить обстоятельно и спокойно на все вопросы. Плюс уровень подготовки персонала зачастую оставляет желать лучшего. Поэтому иногда на наше кроткое «У вас это есть?» или «А сколько это стоит?» приходится слышать раздраженное «Там» или «Вы что не видите?».
Отсюда вывод: организовать торговое пространство в магазине нужно таким образом, чтобы покупатель сам, без помощи продавца, смог спокойно ориентироваться среди насосов, подшипников и амортизаторов и если обращаться к продавцу, то только по «существенным» вопросам.
Без грамотно организованного торгового пространства не возможно говорить о лояльности покупателей к магазину и переходу покупателя от лояльного к приверженному, то есть постоянному, а это- прибыль, это — деньги. Ну и конкурентноспособность торговой точки сильно страдает.
Мерчандайзинг – это одно из звеньев эффективной работы магазина. Прежде, чем будет организован комплекс мерчандайзинговых и стимулирующих продажи мероприятий, необходимо:
Определить концепцию и позиционирование своего магазина – то есть то, каким образом мы привлекаем покупателей и продаем товар. Чем мы лучше и интереснее конкурента? Почему покупатель пойдет к нам? За чем он идет в наш магазин?
Определить круг своих покупателей. Для этого проводится сегментация потребителей и выделяется одна-две основные группы и несколько второстепенных групп.
Знать особенности поведения нашего основного потребителя – возраст, уровень доходов, семейное положение, образование, как отдыхает, что покупает чаще всего, зачем совершает покупки в нашем магазине, что хочет получить, какие услуги ожидает от нас или конкурентов;
Изучить ассортимент конкурентов (кто из конкурентов присутствует, какие преимущества имеет, какой уровень цен у конкурентов, какие услуги предлагают, кто из других сетей еще собирается «прийти»);
Разработать и внедрить ассортиментную политику (создать товарный классификатор и ассортиментную матрицу), оформить структуру ассортимента.
Организовать структуру службы мерчандайзинга в компании (прописать стандарты мерчандайзинга, обучить и мотивировать персонал, вписать службу мерчандайзинга или специалиста в общую структуру магазина).
Таким образом, по мнению автора, реализация предложенного в работе комплекса мер по формированию и использованию инструментария мерчандайзинга обеспечит увеличение объемов продаж и будет способствовать повышению эффективности коммерческой деятельности и лояльности покупателей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе": принят ГД ФС РФ 22.02.2006: с изм. и доп. от 22.01.2010 // Собрание законодательства РФ – 2010 - N 12 – с 15.
Федеральный закон "О торговле" № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года: принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года: одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года: ввод Федер. законом Рос. Федерации от 01 февр. 2010 г. // Собрание законодательства РФ – 2010 - N 12 – с. 25.
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью": принят ГД ФС РФ 14.01.1998: с изм. и доп. от 01.01.2010 // Собрание законодательства РФ – 2010 - N 12 – с. 34.
Аводумина В. А. Эффективность методов управления предприятием в условиях рынка. Авторский реферат - диссертация. – МГУ, 2007г. – 24с.
Алешина И.В. Мерчендайзинг – М.: ИКФ «ЭКМОС», 2009 – 480с.
Березин И.С. Практика исследования рынков - М.: Бератор-Пресс,2008 – 376с.
Борисов Г. П., Барыжников Е. И., Малышева В. А. Анализ хозяйственной деятельности предприятий – М.: «Экономика» 2009г. – 174с.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент - М.: Экономистъ,2009. – 528с
Годин А.М. Маркетинг - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 – 728с
Голубков Е. П. Маркетинг. Словарь. – М., «Экономика», Дело, 2009- 160с.
Гусева Н., Кондакова М., Григорьева Н. Предпочтения потребителей при выборе икры// Практический менеджмент - №24 – 2009г. – с.25-29
Завьялов П. С. Демидов В. Е. «Формула успеха: маркетинг» (сто вопросов – сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке), - М., «Международные отношения», 2008г. – 415с.
Зоткин А. Профессия созидатель – М.: Экономистъ, 2009 – 204с.
Казуров А.В. Контроль за исполнением рекламной кампании и оценка ее экономического эффекта // Маркетинг в России и за рубежом, 2008 - №2 – с. 26 – 25.
Киселев В. Формирование товарного ассортимента в сфере торговли// Маркетинг - №2 – 2009 – с.107-111
Кира и Рубен Канаян. Специализированный магазин: направления развития; http://www.usconsult.ru/b_071.html (дата обращения: 02.03.2010).
Ковалев В.В. Практикум по финансовому менеджменту/ М.: Финансы и статистика, 2009 – 288с.
Колобов А.А. Стратегическое управление оргазационно-экономической устойчивостью фирмы // Практический маркетинг - №5 – 2007 – с.39-48
КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/ (дата обращения: 25.03.2010)
Котлер Ф. Основы маркетинга– М., Прогресс, 2009г. - 734с.
Кретов И. И. Маркетинг на предприятии – М.: АО «ФинстатИнформ», 2008г. – 184с.
Кристина Удалова. Организация мерчендайзинга в компании: Интернет-журнал по маркетингу 4P.ru http://www.kpd.ua/articles/article.php?id=142 дата обращения: 12.04.2010).
Крючков В. Фазовая плоскость как основа моделей стратегического маркетинга// Практический маркетинг - №6 - 2009 - с.9-16.
Макиенко И. Методы определения рекламного бюджета компании // Маркетинг в России и за рубежом, 2009 – № 2 – с. 13 – 24.
Матанцев А.Н., Сурыгина И.Ю. Эффективность мерчендайзинга при осуществлении активных продаж // Маркетинг, 2009 - №4 – с. 34-39.
Мишулин Г.М. Классификационный инструментарий для совершенствования нормативно-правовой базы в рекламе// Маркетинг в России и зарубежом - №5 – 2008.
Ноздрёва Р. Б. Цыличко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. – М.: Финансы и статистика, 2007г. – 303с.
Семенов И. Система и процесс стратегического управления маркетинга организации// Маркетинг -№3 – 2008 – с.37-42
Спиридонова И., Организация рекламной компании - Спб: Питер, 2009– 437с.
Федоров Д.С. Оптимизация структуры рекламного бюджета // Маркетинг в России и за рубежом, 2008 - №1 – с. 12 – 18.
Хоуп Д., Фрейзер Р. Бюджетирование, каким мы его не знаем. Управление за рамками бюджетов. – М.: Вершина, 2009 – 256с.
Хромов Л. Мерчендайзинг – М.: Дрофа, 2009 – 234с.
Экономика предприятия / Под редакцией Волкова О.В. – М.: ИНФРА-М, 2009 – 601с.
Приложение А
Динамика товарооборота на 1 кв. м. площади за 2007 - 2009 гг.
Показатели 2007 2008 2009 Отклонение
по годам (+,-) Темп роста, % 2008 г.
от 2007 г. 2009 г.
от 2008 г. 2009 г.
от 2007 г. 2008 г. к
2007 г. 2009 г. к
2008 г. 2009 г. к
2007 г. Товарооборот, тыс. руб. 2 742 4 180 6 154 1 438 1 974 3 412 1,52 1,47 2,24 Общая площадь, кв. м. 60,00 67,40 67,40 7,40 0,00 7,40 1,12 1,00 1,12 Торговая площадь, кв. м. 50,00 50,00 50,00 0,00 0,00 0,00 1,00 1,00 1,00 Товарооборот на 1 кв. м.общей площади, тыс. руб. 45,70 62,02 91,31 16,32 29,29 45,61 1,36 1,47 2,00 Товарооборот 1 кв. м.
торговой площади, тыс. руб. 54,84 83,60 123,08 28,76 39,48 68,24 1,52 1,47 2,24
Приложение Б
Динамика основных показателей хозяйственной деятельности предприятия за 2007 – 2009 гг.
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение по годам (+,-) Темп роста, % 2008 г.
от 2007 г. 2009 г.
от 2008 г. 2009 г.
от 2007 г. 2008 г. к
2007 г. 2009 г. к
2008 г. 2009 г. к
2007 г. Товарооборот, тыс. руб. 2 742 4 180 6 154 1 438 1 974 3 412 1,52 1,47 2,24 Валовой доход, тыс. руб. 423 632 926 209 294 503 1,49 1,47 2,19 Уровень валового дохода, % 15,43% 15,12% 15,05% 0 0 0 0,98 1,00 0,98 Издержки обращения, тыс. руб. 335 532 664 197 132 329 1,59 1,25 1,98 Уровень издержек обращения, % 12,22% 12,73% 10,79% 0 0 0 1,04 0,85 0,88 Прибыль от реализации, тыс.руб. 52 41 170 -11 129 118 0,79 4,15 3,27 Рентабельность продаж, % 1,90% 0,98% 2,76% 0 0 0 0,52 2,82 1,46 Внереализац. доходы, тыс. руб. 0 0 0 0 0 0 0,00 0,00 0,00 Внереализац. расходы, тыс. руб 0 0 0 0 0 0 0,00 0,00 0,00 Балансовая прибыль, тыс. руб. 52 41 170 -11 129 118 0,79 4,15 3,27 Рентабельность деятельности, % 1,90% 0,98% 2,76% 0 0 0 0,52 2,82 1,46
Приложение В
Динамика издержек обращения предприятия за 2007 – 2009 гг.
Статьи расходов 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение 2009 г. от 2007 г. тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, % Аренда 120 18,83 168,5 15,44 202,2 14,45 82,2 1,69 Расходы на оплату труда 408 64,01 744 68,16 972 69,46 564 2,38 Расходы на транспорт 8,4 1,32 9,6 0,88 10,8 0,77 2,4 1,29 Отчисления на социальные нужды 53,04 8,32 96,72 8,86 126,3 9,03 73,32 2,38 Содержание помещения 12 1,88 14,4 1,32 15,6 1,11 3,6 1,30 Подработка, подсортировка товаров 6 0,94 8,4 0,77 8,4 0,60 2,4 1,40 Расходы на рекламу 12 1,88 16 1,47 24 1,72 12 2,00 Расходы по мерчандайзинг 6 0,94 12 1,10 15 1,07 9 2,50 Амортизация основных фондов 8 1,26 13 1,19 18 1,29 10 2,25 Прочие 4 0,63 9 0,82 7 0,50 3 1,75 Итого: 637,44 100 1091,6 100 1399 100 761,9 -
Приложение Г
Изменение объема продаж икры за 1 квартал до введения мерчандайзинга
1 Квартал 08 1 Квартал 09 Отклонение в количестве цена количество (шт) сумма цена количество (шт) сумма Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная 60,49 120 7 258,80 120,00 Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная 0,00 Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. 51,64 534 27 575 59,94 318 19 061,40 -216,00 Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18 Икра деликатесная "Икрима" подкопченная 180г Икра деликатесная "Икрима" с копченым лососем 180г Икра деликатесная "Икрима" с копченым лососем 180г Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная 51,64 150 7 746 59,35 72 4 273,20 -78,00 Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. 51,64 200 10 328 60,30 144 8 683,20 -56,00 Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18 Икра деликатесная "Икрима" подкопченная 180г 48 2 619,84 48,00 Икра деликатесная "Икрима" подкопченная 180г Икра деликатесная "Икрима" с копченым лососем 180г 60 3 274,80 60,00 Икра деликатесная "Икрима" с копченым лососем 180г Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная 51,64 1152 59 489 60,43 270 16 315,20 -882,00 Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. 51,64 810 41 828 60,27 372 22 420,20 -438,00 Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18 Икра деликатесная "Икрима" подкопченная 180г 54,58 36 1 964,88 36,00 Икра деликатесная "Икрима" подкопченная 180г Икра деликатесная "Икрима" с копченым лососем 180г 54,58 36 1 964,88 36,00 Икра деликатесная "Икрима" с копченым лососем 180г Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная 51,64 210 10 844 60,78 96 5 834,40 -114,00 Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. 51,64 354 18 280 59,83 144 8 614,80 -210,00 Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18 Икра деликатесная "Икрима" подкопченная 180г 54,58 60 3 274,80 60,00 Икра деликатесная "Икрима" подкопченная 180г Икра деликатесная "Икрима" с копченым лососем 180г 54,58 60 3 274,80 60,00 Икра деликатесная "Икрима" с копченым лососем 180г Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная 59,98 246 14 754,00 246,00 Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. 62,20 204 12 688,80 204,00 Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18 Икра деликатесная "Икрима" подкопченная 180г Икра деликатесная "Икрима" с копченым лососем 180г Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная 51,64 36 1 859,04 -36,00 Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. 51,64 630 32 533 -630,00 Икра деликатесная "Икрима" подкопченная 180г 56,20 60 3 372,00 60,00 Икра деликатесная "Икрима" подкопченная 180г Икра деликатесная "Икрима" с копченым лососем 180г 56,20 60 3 372,00 60,00 Икра деликатесная "Икрима" с копченым лососем 180г Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная 51,64 834 43 067 62,20 120 7 464,00 -714,00 Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. 51,64 2146 110 819 60,13 1 320 79 368,00 -826,00 Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18
Приложение Д
Изменение объема продаж икры за 2 квартал после введения мерчандайзинга
2 Квартал 08 2 Квартал 09
Отклонение в количестве Товар цена количество (шт) сумма цена количество (шт) сумма Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная 55,98 72 4 031 72,00 Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная 62,20 24 1 493 24,00 Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. 51,949 612 31 793 56,239 288 16 197 -324,00 Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. 55,98 48 2 687 48,00 Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 40 36 1 440 36,00 Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 40,00 27 1 080 27,00 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18 40 36 1 440 36,00 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18 40,00 36 1 440 36,00 Икра деликатесная "Икрима" подкопченная 180г Икра деликатесная "Икрима" с копченым лососем 180г Икра деликатесная "Икрима" с копченым лососем 180г Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная 51,882 156 8 094 62,2 60 3 732 -96,00 Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. 51,972 273 14 188 55,98 72 4 031 -201,00 Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. 55,98 24 1 344 24,00 Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 40 18 720 18,00 Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 40,00 9 360 9,00 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18 40 18 720 18,00 Икра деликатесная "Икрима" подкопченная 180г 47,77 24 1 146 24,00 Икра деликатесная "Икрима" подкопченная 180г Икра деликатесная "Икрима" с копченым лососем 180г 47,77 78 3 726 78,00 Икра деликатесная "Икрима" с копченым лососем 180г 56,20 36 2 023 36,00 Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная 51,869 528 27 387 57,959 132 7 651 -396,00 Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная 62,20 48 2 986 48,00 Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. 51,881 1002 51 985 56,343 360 20 283 -642,00 Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. 55,98 48 2 687 48,00 Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 40 27 1 080 27,00 Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 40,00 18 720 18,00 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18 40 45 1 800 45,00 Икра деликатесная "Икрима" подкопченная 180г 47,77 12 573 12,00 Икра деликатесная "Икрима" подкопченная 180г Икра деликатесная "Икрима" с копченым лососем 180г 47,77 60 2 866 60,00 Икра деликатесная "Икрима" с копченым лососем 180г Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная 52,023 138 7 179 52,87 24 1 269 -114,00 Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная 62,20 12 746 12,00 Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. 51,961 330 17 147 55,289 108 5 971 -222,00 Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. 55,98 36 2 015 36,00 Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 40,00 9 360 9,00 Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 40 18 720 18,00 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18 40 18 720 18,00 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18 40,00 9 360 9,00 Икра деликатесная "Икрима" подкопченная 180г 47,77 12 573 12,00 Икра деликатесная "Икрима" подкопченная 180г 56,2 12 674 12,00 Икра деликатесная "Икрима" с копченым лососем 180г 49,175 72 3 541 72,00 Икра деликатесная "Икрима" с копченым лососем 180г 56,20 24 1 349 24,00 Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная 52,428 96 5 033 57,535 48 2 762 -48,00 Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная 62,20 18 1 120 18,00 Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. 52,559 222 11 668 58,917 216 12 726 -6,00 Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. 55,98 48 2 687 48,00 Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 40 27 1 080 27,00 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18 40 18 720 18,00 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18 Икра деликатесная "Икрима" подкопченная 180г Икра деликатесная "Икрима" с копченым лососем 180г Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная 51,64 144 7 436 -144,00 Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. 51,64 366 18 900 -366,00 Икра деликатесная "Икрима" подкопченная 180г 47,77 66 3 153 66,00 Икра деликатесная "Икрима" подкопченная 180г Икра деликатесная "Икрима" с копченым лососем 180г 48,503 138 6 693 138,00 Икра деликатесная "Икрима" с копченым лососем 180г 56,20 36 2 023 36,00 Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная 62,20 66 4 105 66,00 Икра деликатесная 180 с.б. подкопченная 51,848 618 32 042 56,4 222 12 521 -396,00 Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. 51,871 1666 86 418 54,818 594 32 562 -1 072,00 Икра деликатесная 180 с.б. с копчен.лосос. 55,98 84 4 702 84,00 Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 40 36 1 440 36,00 Паста икорная "Икринка" подкопченная 160г./18 40,00 18 720 18,00 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18 40 36 1 440 36,00 Паста икорная "Икринка" с копченым лососем 160г./18 40,00 18 720 18,00
68
Экспедиторы
2
Кладовщики
4
Торговые представители
3
Мерчандайзеры
4
Уборщики помещения
2
Грузчики
3
Технический персонал
Торговый персонал
Бухгалтерия 1
Отдел продаж
Генеральный директор
1.Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе": принят ГД ФС РФ 22.02.2006: с изм. и доп. от 22.01.2010 // Собрание законодательства РФ – 2010 - N 12 – с 15.
2.Федеральный закон "О торговле" № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года: принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года: одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года: ввод Федер. законом Рос. Федерации от 01 февр. 2010 г. // Собрание законодательства РФ – 2010 - N 12 – с. 25.
3.Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью": принят ГД ФС РФ 14.01.1998: с изм. и доп. от 01.01.2010 // Собрание законодательства РФ – 2010 - N 12 – с. 34.
4.Аводумина В. А. Эффективность методов управления предприятием в условиях рынка. Авторский реферат - диссертация. – МГУ, 2007г. – 24с.
5.Алешина И.В. Мерчендайзинг – М.: ИКФ «ЭКМОС», 2009 – 480с.
6.Березин И.С. Практика исследования рынков - М.: Бератор-Пресс,2008 – 376с.
7.Борисов Г. П., Барыжников Е. И., Малышева В. А. Анализ хозяйственной деятельности предприятий – М.: «Экономика» 2009г. – 174с.
8.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент - М.: Экономистъ,2009. – 528с
9.Годин А.М. Маркетинг - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 – 728с
10.Голубков Е. П. Маркетинг. Словарь. – М., «Экономика», Дело, 2009- 160с.
11.Гусева Н., Кондакова М., Григорьева Н. Предпочтения потребителей при выборе икры// Практический менеджмент - №24 – 2009г. – с.25-29
12.Завьялов П. С. Демидов В. Е. «Формула успеха: маркетинг» (сто вопросов – сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке), - М., «Международные отношения», 2008г. – 415с.
13.Зоткин А. Профессия созидатель – М.: Экономистъ, 2009 – 204с.
14. Кира и Рубен Канаян. Специализированный магазин: направления развития; http://www.usconsult.ru/b_071.html (дата обращения: 02.03.2010).
15.Казуров А.В. Контроль за исполнением рекламной кампании и оценка ее экономического эффекта // Маркетинг в России и за рубежом, 2008 - №2 – с. 26 – 25.
16.Киселев В. Формирование товарного ассортимента в сфере торговли// Маркетинг - №2 – 2009 – с.107-111
17.Ковалев В.В. Практикум по финансовому менеджменту/ М.: Финансы и статистика, 2009 – 288с.
18.Колобов А.А. Стратегическое управление оргазационно-экономической устойчивостью фирмы // Практический маркетинг - №5 – 2007 – с.39-48
19.КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/ (дата обращения: 25.03.2010)
20.Котлер Ф. Основы маркетинга– М., Прогресс, 2009г. - 734с.
21.Кретов И. И. Маркетинг на предприятии – М.: АО «ФинстатИнформ», 2008г. – 184с.
22.Крючков В. Фазовая плоскость как основа моделей стратегического маркетинга// Практический маркетинг - №6 - 2009 - с.9-16.
23.Макиенко И. Методы определения рекламного бюджета компании // Маркетинг в России и за рубежом, 2009 – № 2 – с. 13 – 24.
24.Матанцев А.Н., Сурыгина И.Ю. Эффективность мерчендайзинга при осуществлении активных продаж // Маркетинг, 2009 - №4 – с. 34-39.
25.Мишулин Г.М. Классификационный инструментарий для совершенствования нормативно-правовой базы в рекламе// Маркетинг в России и зарубежом - №5 – 2008.
26.Ноздрёва Р. Б. Цыличко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. – М.: Финансы и статистика, 2007г. – 303с.
27.Семенов И. Система и процесс стратегического управления маркетинга организации// Маркетинг -№3 – 2008 – с.37-42
28.Спиридонова И., Организация рекламной компании - Спб: Питер, 2009– 437с.
29.Федоров Д.С. Оптимизация структуры рекламного бюджета // Маркетинг в России и за рубежом, 2008 - №1 – с. 12 – 18.
30.Хоуп Д., Фрейзер Р. Бюджетирование, каким мы его не знаем. Управление за рамками бюджетов. – М.: Вершина, 2009 – 256с.
31.Хромов Л. Мерчендайзинг – М.: Дрофа, 2009 – 234с.
32.Экономика предприятия / Под редакцией Волкова О.В. – М.: ИНФРА-М, 2009 – 601с.
Вопрос-ответ:
Какова роль мерчендайзинга в маркетинге?
Мерчендайзинг играет важную роль в маркетинге, так как помогает улучшить визуальное представление товаров, привлечь внимание покупателей, увеличить продажи и повысить уровень удовлетворенности клиентов.
Какие методы и инструменты используются в мерчендайзинге?
Методы и инструменты мерчендайзинга включают размещение товаров на полках с учетом их популярности, создание контрастных выкладок, использование промо-материалов и акций, а также организацию места продажи с целью максимального привлечения покупателей.
Как можно организовать мерчендайзинг в компании?
Организация мерчендайзинга включает планирование расстановки товаров, обучение персонала, контроль выполнения требований мерчендайзинга, а также анализ эффективности применяемых методов и инструментов.
Какие рекомендации можно дать по совершенствованию использования мерчендайзинга?
Для совершенствования использования мерчендайзинга рекомендуется анализировать влияние методов на продажи, улучшать визуальное представление товаров, проводить обучение персонала, использовать промо-материалы и акции, а также контролировать выполнение требований мерчендайзинга.
Какая роль мерчендайзинга в фирме Оскар продукт г. Новосибирск?
Роль мерчендайзинга в фирме Оскар продукт г. Новосибирск заключается в улучшении визуального представления товаров, привлечении внимания покупателей, увеличении продаж и повышении уровня удовлетворенности клиентов.
Какая роль мерчендайзинга в маркетинге?
Мерчендайзинг играет ключевую роль в маркетинге, так как он занимается организацией и представлением товаров в магазинах, с целью увеличить продажи и привлечь внимание покупателей. Он помогает создать привлекательную и удобную атмосферу в торговом пространстве, чтобы заинтересовать покупателей и повысить их лояльность к бренду или товару.
В чем заключается сущность мерчендайзинга?
Сущность мерчендайзинга заключается в планировании, организации и представлении товаров в магазинах таким образом, чтобы увеличить их привлекательность и продажи. Это включает в себя различные аспекты, такие как выкладка товаров на полках, создание витрин, подбор аксессуаров и дополнительных товаров, обучение персонала и многое другое.
Какие методы и инструменты используются в мерчендайзинге?
В мерчендайзинге используются различные методы и инструменты, такие как анализ рынка и спроса, планирование ассортимента, выкладка товаров на полках, создание уникальных витрин и дизайна магазина, проведение акций и скидок, упаковка товаров и многое другое.
Какую роль играет мерчендайзинг в маркетинге?
Мерчендайзинг играет важную роль в маркетинге, так как с помощью методов и инструментов мерчендайзинга компании могут привлечь внимание покупателей, повысить узнаваемость бренда, улучшить презентацию товаров и в конечном итоге увеличить продажи.