Сущность и функции государства
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 24 + 24 источника
- Добавлена 04.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1.Общая характеристика государства 5
1.1.Общие закономерности возникновения государства 5
1.2.Понятие и признаки государства 8
1.3.Многогранность концепций определения понятия современного государства 12
Глава 2.Функции государства 17
2.1.Понятие функций государства 17
2.2.Классификация функций государства 20
2.3.Влияние глобализации на функции государства 22
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 33
Именно подобное направление должно иметь развитие глобализации, именно подобные результаты могут превратить положительные предпосылки экономической интеграции в реальность. Под воздействием глобализации самой значительной трансформации подвергается социальная функция, где ярко выражается общесоциальное начало государства – смягчение либо снятие общественных противоречий при помощи применения цивилизованных средств их разрешения, а также достижение достойных для человеческой жизни условий при помощи гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства.Глобализация экономических процессов в мире подвергла значительным изменениям рынок труда и отношения занятости. Видимые тенденции в этой области определяются глобализацией производственных рынков, ростом конкуренции на трудовом рынке, влиянием новых технологий, в т. ч. развитием микроэлектроники, электронного обмена данных и «бума» цифровой телесвязи, искусственного интеллекта. Все это создает новые условия занятости и труда, к примеру, снижает число используемой рабочей силы, способствует применению гибкой системы занятости, предоставляя возможность переходить от постоянной к частичной занятости, временной работе, работе на полставки, по контракту и т.д.Можно выделить следующие признаки в организации рынка занятости и труда под влиянием глобализации:- отсутствие гарантий стабильной занятости;- рост временной занятости и возникновение новых ее форм, которые были продиктованы изменениями технологий, к примеру, перемещение труда в виртуальный мир (к примеру, торговля). Это требует привлечения меньшего числа работников, но более высокого уровня их квалификации; - снижение воздействия профессиональных союзов. Последняя из указанных тенденций можно разъяснить фундаментальными преобразованиями в характере труда и отношениях между предпринимателями и работниками. Был снижен уровень социального партнерства между профессиональными союзами и предпринимателями в связи с установлением условий труда, заключения коллективных договоров и т.д. Между тем, ученые говорят о том, что роль профессиональных союзов остается позитивной и необходимой для сохранения демократии в области занятости. Профессиональные союзы не утратили статуса самых представительных органов работников, в т. ч. во время проведения трехсторонних переговоров. Будущее профессиональных союзов в существенной мере зависит от организованности тех, кто трудится на основании нетипичных форм занятости. К примеру, в Швеции данные работники объединяются в профессиональные союзы в той же мере, что и постоянно занятые. Указанные факторы заставляют страны пересмотреть собственную социальную политику и значение в обеспечении социальной защиты граждан. Негативными последствиями глобализации является возврат к принципу индивидуализма в сфере социального обеспечения, в соответствии с которым работа и стабильный доход предоставляют возможность накопить сбережения для пенсии по старости и иных случаев утери трудоспособности.В наибольшей степени глобализация затронула экологическую функцию. Общеизвестно, что в достижении высокого качества окружающей среды имеет интерес все международное сообщество. По этой причине проблемы экологии получают глобальное значение. Особенная роль при решении глобальных проблем современности принадлежит государствам, имеющий высокий технический, научный, промышленный, а также природно-ресурсный потенциал. На долю данных государств приходятся существенные масштабы загрязнения природной среды, в т. ч. возникновение «парникового эффекта», климатических изменений на Земном шаре. Объективные потребности рыночной системы экономики приводят к игнорированию правил рационального пользования природой, освоения и сохранения лесов, животного и растительного мира. Все это приводит к неблагополучию в жизни от отрицательного влияния хозяйственных отношений на окружающую природную среду, негативно сказываясь на качестве продуктов питания, что влечет за собой, в конечном итоге, воздействие на здоровье людей.Следует заметить, что в сфере экологии страны большей степени взаимозависимы (сырье, энергоресурсы и др.). Проблемы экологии обладают планетарным значением, они не исчерпываются пределами одной страны. По этой причине важно наладить активное сотрудничество стран между собой, объединить усилия в борьбе с отрицательными последствиями прогресса науки и техники, негативного влияния человека на природную среду, принять согласованные решения по экологическим вопросам. Если говорить о государственной функции по защите и охране прав и свобод личности, то она обладает не только исключительно внутренним, но и глобальным аспектом. Права человека признаются общей человеческой ценностью, признаваемой всем международным сообществом. Это подразумевает проведение странами согласованной политики по отношению к соблюдению стандартов прав и свобод личности, формирование специальных международных органов по контролю за соблюдением странами прав и свобод человека и гражданина. Международным сообществом создана универсальная концепция прав человека, уважение которых возводится в ранг общепризнанных международно-правовых принципов. Это возлагает на все страны обязательство соблюдения и гарантирования исторически достигнутых стандартов прав человека, что формирует приоритетную область общих интересов международного сообщества. Признавая нормы международного права по правам человека, государство принимает на себя обязательства не только перед всем мировым сообществом, но и перед всеми, кто располагается под его юрисдикцией.Права человека служат главным критерием демократичности государства. Они лежат в основе политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым сообществом. Интернационализация проблемы прав человека обусловила перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики и права, в признание международной юрисдикции по вопросам прав человека.Что касается внешних функций государства, то процессы глобализации внесли кардинальные изменения в формы и содержание межгосударственного общения.Глобализация активизировала осуществление внешних функций, в том числе внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, которые все более приобретают мировой масштаб. Произошла так называемая интернационализация национальных интересов государств. Так, например, практически все государства заинтересованы в поддержании мирового правопорядка, в том числе в международном сотрудничестве по коллективной безопасности и совместной обороне, поскольку в современных условиях ни одно государство не в состоянии защитить себя в одиночку.Функция поддержания мирового порядка предполагает объединение усилий государств по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещению оружия массового уничтожения и т.д.Глобальный правопорядок может быть установлен, но только при условии сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной транснациональной преступностью, наркобизнесом, международным терроризмом, торговлей людьми, похищением автомашин, рынком порнографии, сексуальных услуг и пр.Одним из отрицательных последствий глобализации стал генезис транснациональной преступности с присущими ей качествами интеграции, специализации, появлением преступных сообществ с четкой организацией, обосновавшихся в одном государстве и действующих в нескольких государствах с наиболее благоприятной конъюнктурой.Участие международного сообщества необходимо и в регулировании межнациональных конфликтов, которые нередко сопровождаются нарушением прав человека и, следовательно, требуют международного вмешательства.Каждое государство имеет внутренние потребности и интересы, которые во многом определяют его внешнюю политику. Формы и методы реализации внутренних и внешних функций существенно различаются. Так, как действует государство внутри своей страны, оно не может действовать во взаимоотношениях с другими государствами. Поэтому представляется преждевременным объединять внутреннюю и внешнюю политику в одну сферу деятельности такого политического института, как государство.С нашей точки зрения, политическая система для успешной работы должна быстро и эффективно реагировать на появления новых требований, особенно в условиях глобализации. Осуществить это возможно с помощью структурной систематизации и высокой специализации функций институтов политической власти. Каждая политическая структура (законодательная, исполнительная, судебная) должна выполнять четко очерченную функцию. При этом все специализированные структуры должны быть тесно взаимосвязаны и составлять внутренне интегрированную структуру.ЗаключениеИсходя из вышесказанного, на наш взгляд, в современных условиях под государством следует понимать политическую организацию общества, распространяющую верховную власть на территорию страны, осуществляющую свою деятельность посредством аппарата управления, изданием в установленном порядке правовых норм, при этом отдельные государства, развивая в своих основных законах понятие о государстве, дополняют в его определение такие характеристики, как федеративное, унитарное, демократическое, социальное, правовое, указывая, что его основой является народ, государственная власть, суверенитет, гражданство, права и свободы граждан, расширяя общие социальные функции. Основные признаки государства:1. Публичная (государственная) власть - распространяется на всё население страны — для её осуществления создаётся специальный аппарат управления и принуждения2. Суверенитет - верховенство государственной власти внутри страны (внутренний суверенитет) и её независимость во взаимоотношениях с другими государствами (внешний суверенитет)3. Единство территории - государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определённой территории.4. Законодательная деятельность - государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные правовые нормы — законы страны5. Налоговые сборы - государство устанавливает социальные сборы: налоги, пошлины и обеспечивает их поступление в бюджетДополнительные признаки государства:1. Государственная символика (флаг, гимн, герб).2. Материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др.Функции государства — основные (главные) направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач1. Внутренние функции — основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества:— Экономическая — выработка и координация государством стратегических направлений развития экономики страны.— политическая — формирование легитимной системы управления жизнью общества.— социальнаяобеспечение граждан гарантированным минимумом жизненных благ (пища, жильё, работа, медицинское обслуживание и др.) осуществление социальной защиты престарелых, инвалидов, молодежи, безработных; страхование жизни, здоровья, собственности.— правовая — предоставление гарантии равенства всех перед законом, судом, установление правил поведения во всех сферах общественной жизни, носящих общеобязательный характер для всех членов общества (правовые нормы и законы).— экологическая— обеспечение сохранения, восстановления и улучшения природных условий жизни человека - охрана окружающей среды.— образовательная — выработка политики, охватывающей весь процесс образования от дошкольного до высшего профессионального— культурно-воспитательная — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирование гражданственности.2. Внешние функции — основные направления деятельности государства на международной арене:— взаимовыгодное сотрудничество (экономическое, политическое, культурное и научно-техническое, в области охраны окружающей среды) с другими государствами и международными организациями— обеспечение национальной безопасности— защита граждан, находящихся за пределами государства.Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1. Авилова О. Г., Герасименко Т. В., Наумов Р. Проблема определения сущности и признаков государства Журнал Мир науки, культуры, образования. - Выпуск № 4 (41) / 2017. – 653с.2. Балковая В.Г. Роль функций государства в познании его сущности // Журнал «Закон и право». – 2020. – 453с.3. Бараусов Р.В. Функции государства и их развитие в условиях глобализации // Теория и практика современной юридической науки. Сборник научных статей. - 2019. – 343с.4. Грачев Н. И. Сущность государства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2017. – 450с.5. Григорис Э. П. Основные юридические понятия о государстве: традиционные и новые представления // Журнал «Мир юридической науки». - № 7. – 2017. - 385с.6.Джабаев Д.С. Признаки государства, как основа составляющей государственности // Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей. – 2019. – 419с.7. Жукова М.Е. Функции государства в условиях глобализации // Глобализация, цифровизация и правовая карта мира. Сборник научных статей. - 2021. – 330с.8. Карнович В. С. К вопросу о понятии государства и его сущности // Журнал «Europeanresearch».- 2017. – 618с.9.Касимов Т.С., Касимова Д.Ф. Современные проблемы теории государства // Евразийский юридический журнал. - 2020. - № 12 (151). –517с.10. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы: Государство и право.-2016. – 467с.11. Келепова М.Е., Нагорная М.С. Эволюция функций государства в условиях глобализации // Вестник Совета молодых учёных и специалистов. Сборник научных статей. - 2020. - Т. 1. - № 2 (29). – 385с.12. Куркиева Т.А. Основные причины возникновения государства // Журнал «Студенческий». - 2021. - № 28-2 (156). – 576с.13. Магдилов М.М. К вопросу о понятии функций государства // Юридический вестник ДГУ. - 2021. - Т. 37. - № 1. -362с.14. Марченко М. Н. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / М. Н. Марченко. — 3-е изд., доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2022. — 304 с.15. Нагих С. И. Франц Оппегеймер о происхождении государства и его критика договорной теории происхождения государства и естественного права. // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. Выпуск № 6 / 2015. – 453с16. Павлов С. Ю. Признаки государства: основные концепции в современной отечественной юридической науке // Журнал «Вестник Омской юридической академии». – 2018. – 512с.17. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 455 с.18. Ревина С.Н., Казарян А.Г. К вопросу о трансформации роли государства в условиях глобализации // Журнал «Право и государство: теория и практика». - 2020. - № 3 (183).- 470с.19. Романюк А.В. Функции государства: понятие и классификация // Журнал «Студенческий вестник». -2020. - № 22-3 (120). - 529с.20. Селютина Е. Н. Проблемы теории государства и права: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Селютина, В. А. Холодов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 370с.21. Теория государства и права: учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.]; под редакцией В. К. Бабаева. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 620 с.22. Туманов С. Н. К вопросу о понятии и структуре функции государства. Вестник Пермского университета. Юридические науки. Выпуск № 4 (18) / 2019 – 206с.23. Цыганов В.И. Современная юридическая наука о происхождении государства // Журнал «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки». – 2019.- 342с.24. Швец Д.А. Трансформация функций государства в условиях глобализации // Журнал «Закон и право». - 2020. – 671с.
2. Балковая В.Г. Роль функций государства в познании его сущности // Журнал «Закон и право». – 2020. – 453с.
3. Бараусов Р.В. Функции государства и их развитие в условиях глобализации // Теория и практика современной юридической науки. Сборник научных статей. - 2019. – 343с.
4. Грачев Н. И. Сущность государства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2017. – 450с.
5. Григорис Э. П. Основные юридические понятия о государстве: традиционные и новые представления // Журнал «Мир юридической науки». - № 7. – 2017. - 385с.
6. Джабаев Д.С. Признаки государства, как основа составляющей государственности // Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей. – 2019. – 419с.
7. Жукова М.Е. Функции государства в условиях глобализации // Глобализация, цифровизация и правовая карта мира. Сборник научных статей. - 2021. – 330с.
8. Карнович В. С. К вопросу о понятии государства и его сущности // Журнал «European research».- 2017. – 618с.
9. Касимов Т.С., Касимова Д.Ф. Современные проблемы теории государства // Евразийский юридический журнал. - 2020. - № 12 (151). – 517с.
10. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы: Государство и право.-2016. – 467с.
11. Келепова М.Е., Нагорная М.С. Эволюция функций государства в условиях глобализации // Вестник Совета молодых учёных и специалистов. Сборник научных статей. - 2020. - Т. 1. - № 2 (29). – 385с.
12. Куркиева Т.А. Основные причины возникновения государства // Журнал «Студенческий». - 2021. - № 28-2 (156). – 576с.
13. Магдилов М.М. К вопросу о понятии функций государства // Юридический вестник ДГУ. - 2021. - Т. 37. - № 1. -362с.
14. Марченко М. Н. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / М. Н. Марченко. — 3-е изд., доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2022. — 304 с.
15. Нагих С. И. Франц Оппегеймер о происхождении государства и его критика договорной теории происхождения государства и естественного права. // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. Выпуск № 6 / 2015. – 453с
16. Павлов С. Ю. Признаки государства: основные концепции в современной отечественной юридической науке // Журнал «Вестник Омской юридической академии». – 2018. – 512с.
17. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 455 с.
18. Ревина С.Н., Казарян А.Г. К вопросу о трансформации роли государства в условиях глобализации // Журнал «Право и государство: теория и практика». - 2020. - № 3 (183).- 470с.
19. Романюк А.В. Функции государства: понятие и классификация // Журнал «Студенческий вестник». -2020. - № 22-3 (120). - 529с.
20. Селютина Е. Н. Проблемы теории государства и права: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Селютина, В. А. Холодов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 370с.
21. Теория государства и права: учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.]; под редакцией В. К. Бабаева. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 620 с.
22. Туманов С. Н. К вопросу о понятии и структуре функции государства. Вестник Пермского университета. Юридические науки. Выпуск № 4 (18) / 2019 – 206с.
23. Цыганов В.И. Современная юридическая наука о происхождении государства // Журнал «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки». – 2019.- 342с.
24. Швец Д.А. Трансформация функций государства в условиях глобализации // Журнал «Закон и право». - 2020. – 671с.