Правовое государство: проблемы становления в современной России
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 02.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Концепция правового государства 5
1.1. Становление и развитие идеи правового государства 5
1.2. Современная теория правового государства 13
Глава 2. Формирование правового государства в Российской Федерации 19
2.1. Исторические предпосылки развития начал правовой государственности в России 19
2.2. Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности. Проблемы и перспективы становления правового государства в России 23
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Важными этапами в этом процессе явились реформы Петра I и Александра П. Великая Октябрьская революция и советская эпоха также можно рассматривать как особые формы «догоняющей модернизации». В эти периоды происходило активное принятие элементов западной культуры, особенно в области науки, технологий и образования.Однако политическая система в России всегда отличалась от идеалов демократии и защиты прав человека. Каждая «догоняющая модернизация» сопровождалась сильным деспотическим правлением, которое насильственно внедряло нормы, привычки и методы работы, часто противоречивые устоявшимся стереотипам общественного мнения. В процессе этих модернизаций происходили изменения стереотипов, одновременно сохраняя их основу. В России народ никогда не чувствовал себя и не осознавал себя живущим в одной правовой области со всеми, и, конечно, не верил в государство, существующее на праве. Распространенные пословицы, такие как "не судись с сильным, не вступай в конфликт со богатым", и "закон - это только дверь" отражают привычку к беззаконию.В советское время не было создано условий для формирования правового государства. Политическая юстиция, практика массовых репрессий, нарушения конституции ради политической целесообразности и тому подобное были явным противоположным правовому обществу.Идея правового государства и уважения прав человека возникла среди интеллигенции как альтернатива господствующей идеологии коммунистической эпохи. В период перестройки эта идея стала лозунгом борьбы с партократией. Однако она была сложно реализуемой идеей.Сегодня Россия стремится стать демократическим государством. Во всех сферах общественной жизни происходят сложные и противоречивые процессы. Мы видим и положительные результаты перемен, и негативные проявления, воспоминания о тоталитаризме. И это также находит отражение в сфере прав человека - универсальном демократическом институте, созданном человечеством на протяжении веков. Хотя сегодня эти права подвергаются серьезным испытаниям в России, они звучат все громче. Население и власть утверждают, что права человека являются неотъемлемым аспектом жизнедеятельности, вытекающим из его природы. Права становятся все более осознанными и воспринимаются как источник прогресса и удовлетворения основных индивидуальных потребностей и интересов, гармонично сочетающихся с общественными.Не смотря на весьма демократическую реальность и тенденции воплощения прав и свобод человека в законодательстве, остается ряд проблем в соотношении внутригосударственного законодательства и международных норм прав человека, в понимании этих норм и их практическом применении. Как было отмечено, признание международного права приматом надвнутригосударственным будет реальностью только тогда, когда будут созданы механизмы его реализации. Споры о согласовании норм одной системы с другой должны рассматриваться Конституционным Судом России в широких категориях и судами всех уровней в отдельных ситуациях. В России до сих пор издаются десятки нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы личности. Такие акты должны быть официально признаны юридически обязательными только после проверки на соответствие не только законам страны, но и международному праву. Если международные соглашения признают или защищают права и свободы личности в меньшей степени, чем основной закон России, они не должны применяться, ссылаясь на это.В современной России, возможно, самой сложной проблемой является создание правового государства и сильной демократической власти, где власть не деспотична, где она не стоит над правом и народом, а подчиняется праву. За последнее десятилетие были предприняты определенные шаги в этом направлении. Например, лидер государства стал объектом публичной критики. Это крайне важно, поскольку в правовом государстве он должен восприниматься не как священная личность, но как нанятый чиновник, обязанный четко выполнять свои обязанности, и если он не справляется с ними, то его деятельность должна подвергаться критике.Одним из важных шагов является создание разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Однако самое трудное заключается в формировании и поддержке реальных примеров правового поведения граждан в обществе. Здесь важны не только государственно-правовые меры (включая строгое наказание за правонарушения), но и социальная поддержка образцов правового поведения со стороны гражданских объединений.Образцы поведения и деятельности играют основную роль в передаче социального опыта, формировании и сохранении традиций в любой культуре. Однако, если присмотреться к реальным образцам поведения, которые привели людей к успеху в материальном и социальном плане, то, скорее всего, они не соответствуют идеалу правового поведения. Мы пока еще не создали правового общества. На самом деле, это было весьма противоречивое сочетание авторитаризма с анархией и формированием клановых интересов. При советской власти отсутствовало гражданское общество. В то время мы имели не только структуру государственно-партийного регулирования социальной жизни (государственные органы, партийные комитеты, профсоюзы и другие официальные общественные организации, контролируемые партией), но и структуры, регулировавшие жизнь трудовых коллективов через неофициальные правила и стандарты поведения, во многом отражающие некоторые традиции русской общинной жизни. Социалистический производственный коллектив был не только производственным объединением людей, но и особым общением, когда люди после работы обсуждали семейные и политические вопросы, помогали друг другу в различных ситуациях и отмечали праздники. У нас не было четкого разделения между работой и личной жизнью. Шутка гласила, что в России на работе говорят о домашних делах, а дома - о работе. Важно определить, будет ли гражданское общество уничтожать эти формы солидарности или может воздвигнуться на их основе, модифицируя их.Процесс формирования правового государства требует множества усилий и занимает длительное историческое время. Правовое государство не может быть введено одним актом (даже демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь процесс должен быть органически прожит обществом, если оно достаточно подготовлено для этого.Вопрос здесь не только юридический, хотя создание совершенной законодательной системы, способной связать государство, является первостепенной задачей. Необходимы коренные изменения в социально-экономической и политической системах, в первую очередь, в сфере собственности. При безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, требующей жесткого административного контроля, правовое государство практически невозможно.Однако следует понимать, что чистое применение западных идей (правового государства, привычного для Запада) не приведет к согласию, порядку и демократии в России. С одной стороны, это не произойдет, если мы не адаптируем эти теоретические концепции к российской реальности, отличающейся низким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабыми демократическими традициями и господством бюрократии.Если мы можем считать концепцию западного правового государства приемлемой для России, то, конечно, с рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как к социальному инструменту и нашу историческую преданность мощному государству, низкую «природную» правовую активность и инициативу.ЗаключениеПодводя итоги по проделанной работе, следует отметить, что проблемы становления правового государства в современной России остаются актуальными и требуют серьезного внимания и дальнейших усилий с целью их преодоления. В ходе выполнения данной курсовой работы было выявлено, что несмотря на правовую базу, которая существует в стране и гарантирует основные права и свободы граждан, на практике все еще сохраняются некоторые недостатки и проблемы.Одной из главных проблем является недостаточная независимость судебной системы от влияния других органов государственной власти. Это приводит к недоверию населения к судебной системе и затрудняет эффективную защиту прав и интересов граждан.Также следует отметить недостаточное соблюдение принципа верховенства права. Нередко в практике принятия решений преобладает влияние политических или экономических интересов, вместо соблюдения норм права. Это ослабляет доверие к государству и создает неблагоприятную среду для развития правового государства.Еще одной проблемой является несоответствие законодательства основным принципам правового государства. Некоторые нормы законов вводят ограничения на права и свободы граждан, противоречащие принципам конституционного строя. Это создает правовую неопределенность и нарушает основу правового государства.Создание и развитие правового государства является сложным процессом, требующим постоянных усилий и преодоления различных проблем. Однако это крайне важно для обеспечения стабильности, правопорядка и защиты прав и свобод граждан.В современной России реализация принципов правового государства сталкивается с вызовами и трудностями, но в то же время существуют положительные динамики и признаки прогресса. Например, в последние годы были предприняты шаги по совершенствованию законодательства, повышению юридической грамотности населения и развитию судебной системы.Для успешного становления правового государства необходимо усиление правовой культуры и правосознания в обществе. Это означает осознание и уважение правовых норм и ценностей, соблюдение законов и правил, а также готовность активно участвовать в создании правового государства путем осуществления гражданских и правовых инициатив.Одновременно необходимо продолжать работу по преодолению препятствий на пути к правовому государству. Это включает устранение коррупции, совершенствование законодательства, обеспечение независимости судебной системы, развитие правозащитных институтов и гарантий, а также укрепление принципов верховенства права.В конечном итоге, стремление к правовому государству должно быть приоритетом для всех участников общественно-политического процесса. Только через коллективные усилия и сотрудничество мы сможем преодолеть проблемы становления правового государства в современной России и обеспечить устойчивое и справедливое развитие страны.В ходе нашего изучения темы становления правового государства в современной России, мы также обнаружили некоторые другие аспекты, которые важно принять во внимание.Один из них – это необходимость развития и укрепления общественного контроля за соблюдением законодательства и защитой прав граждан. Гражданское общество и независимые неправительственные организации играют важную роль в этом процессе, внося свой вклад в формирование правовой культуры и повышение гражданской активности.Еще одной проблемой, которую мы выявили, является несовершенство правоохранительной системы. Важно развивать профессионализм сотрудников правоохранительных органов, повышать их ответственность за нарушения прав и свобод граждан, а также обеспечивать независимость и эффективность расследования преступлений.Также стоит отметить необходимость совершенствования судебной системы. Важно оказывать поддержку и предоставлять ресурсы для развития независимых и компетентных судов, которые будут гарантировать справедливость и обеспечивать защиту прав и интересов граждан.Безусловно, все эти проблемы не решатся немедленно, и для их преодоления потребуются усилия со стороны всех участников общества – государства, граждан, неправительственных организаций и других заинтересованных сторон.Однако несмотря на существующие проблемы, важно учесть и позитивные аспекты и достижения. Например, в России существуют механизмы гражданского участия в принятии решений и разработке законов, такие как общественные слушания и общественные экспертизы. Это позволяет гражданам оказывать влияние на формирование законодательства и выражать свою позицию.Также в России существуют независимые суды, которые в некоторых случаях защищают права граждан и соблюдают принципы справедливости. Кроме того, в последние годы были предприняты шаги по укреплению правовой базы и развитию правового образования, что способствует повышению правосознания граждан.Таким образом, становление правового государства – это долгий и сложный путь, но совершенствование правовой системы и обеспечение защиты прав и свобод граждан должны оставаться приоритетом для общества и государства. Необходимо продолжать работу в этом направлении, устраняя недостатки и преодолевая препятствия, чтобы обеспечить справедливое, стабильное и развивающееся правовое государство в России.Список использованной литературыНормативно-правовые акты:Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993г. // Российская газета.- 1993.- 25 дек.Уголовно-процессуальный кодекс РФ: принят 18.12.2001г. № 174-ФЗ //Собрание Законодательства РФ.- 2001.- № 52.- Ст. 4921.О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 //Собрание законодательства РФ.- 1995.- № 47.- Ст. 4472.Учебная и научная литература:Алексеев С.С. Теория права / С.С.Алексеев.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: БЕК, 1995.-311 с.Андреева О. А. Некоторые вопросы методологии истории государства и права //Юридической образование. 2004. № 1. С. 12-14.Баялджиев Д. Идея правового государства и функционирование государства в условиях переходного периода / Д. Баялджиев // Вестник МГУ. Серия 11, Право.- 1998.- № 6.- С.76-92.Бусурманов Ж. Д. Евразийский союз в контексте прав человека: взгляд из будущего на интеграционный проект // Государственное управление и государственная служба. —№ 3. —2013. —С. 29–32.Гегель Г.В.Ф. Философия права / Гегель Георг Вильгельм Фридрих // Антология мировой правовой мысли: в 5 т.- М, 1999.- Т.З: Европа, Америка. ХVII -ХХ вв.- С. 323-345.Грязнова Т. Е. Проблема соотношения конституционного и правового государства в Российской юридической науке конца XIX начала XX в. // Вестник Омского университета. Серия «Право». —№ 2 (39). —2014. —С. 18–29.Дворяк, В. Е. Российская Федерация как правовое государство / В. Е. Дворяк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87590/ (дата обращения: 24.02.2024).Ерофеева К. В., Воронова Т. А. Проблемы формирования правового государства в современной России // Студенческий научный форум. —2012. —С. 5–10.Жадан, В.Н. Об идее, понятии и конституционных основах правового государства в России / В.Н. Жадан // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - № 1. - С. 365-372.Кант И. Учение о праве / Кант Имманул // Антология мировой правовой мысли: в 5 т.- М, 1999.- Т.З: Европа, Америка. ХУИ-ХХ вв.- С. 311-319.Кант И. Учение о праве // Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М, 1999. Т.З С. 315.Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое //Вопросы философии. 1990. №6. С. 144.Мальцев Г. В. Правовая система субъекта Российской Федерации. Государственность и право республики в составе Российской Федерации. Ростов: Свема, 2016. — 125 с. Коваленко, С. М. Пути формирования в современной России правового государства и гражданского общества / С. М. Коваленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 282-284. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103214/ (дата обращения: 03.03.2024).Никонова Ю. И. Система органов государственной власти субъектов РФ. // ПиЖ. — N 12. — 2018. — С. 4–12. Полянов С. К. Субъект РФ: правовое положение и полномочия. — 3-е изд. — М.: НОРМА, 2017. — 235 с. Рубанцова, Т. А. Проблемы построения правового государства в России / Т. А. Рубанцова, Н. А. Фомина. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10078/ (дата обращения: 03.03.2024).Тихомиров Ю. А. Публичное право. — 2-е изд. — М.: АСТ, 2016. — 125 с.Тихомиров Ю. А. Правовое государство: проблемы формирования и развития // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование—№ 5. —2011. —Ст.3–10. Томилина Е. Е., Кузнецова Ю. А. Актуальные проблемы правового государства на современном этапе развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. —№ 2–2. —2015. —Ст.3–10.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993г. // Российская газета.- 1993.- 25 дек.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: принят 18.12.2001г. № 174-ФЗ //Собрание Законодательства РФ.- 2001.- № 52.- Ст. 4921.
3. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 //Собрание законодательства РФ.- 1995.- № 47.- Ст. 4472.
Учебная и научная литература:
1. Алексеев С.С. Теория права / С.С. Алексеев.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: БЕК, 1995.-311 с.
2. Андреева О. А. Некоторые вопросы методологии истории государства и права //Юридической образование. 2004. № 1. С. 12-14.
3. Баялджиев Д. Идея правового государства и функционирование государства в условиях переходного периода / Д. Баялджиев // Вестник МГУ. Серия 11, Право.- 1998.- № 6.- С.76-92.
4. Бусурманов Ж. Д. Евразийский союз в контексте прав человека: взгляд из будущего на интеграционный проект // Государственное управление и государственная служба. —№ 3. —2013. —С. 29–32.
5. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Гегель Георг Вильгельм Фридрих // Антология мировой правовой мысли: в 5 т.- М, 1999.- Т.З: Европа, Америка. ХVII -ХХ вв.- С. 323-345.
6. Грязнова Т. Е. Проблема соотношения конституционного и правового государства в Российской юридической науке конца XIX начала XX в. // Вестник Омского университета. Серия «Право». —№ 2 (39). —2014. —С. 18–29.
7. Дворяк, В. Е. Российская Федерация как правовое государство / В. Е. Дворяк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87590/ (дата обращения: 24.02.2024).
8. Ерофеева К. В., Воронова Т. А. Проблемы формирования правового государства в современной России // Студенческий научный форум. —2012. —С. 5–10.
9. Жадан, В.Н. Об идее, понятии и конституционных основах правового государства в России / В.Н. Жадан // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - № 1. - С. 365-372.
10. Кант И. Учение о праве / Кант Имманул // Антология мировой правовой мысли: в 5 т.- М, 1999.- Т.З: Европа, Америка. ХУИ-ХХ вв.- С. 311-319.
11. Кант И. Учение о праве // Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М, 1999. Т.З С. 315.
12. Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое //Вопросы философии. 1990. №6. С. 144.
13. Мальцев Г. В. Правовая система субъекта Российской Федерации. Государственность и право республики в составе Российской Федерации. Ростов: Свема, 2016. — 125 с.
14. Коваленко, С. М. Пути формирования в современной России правового государства и гражданского общества / С. М. Коваленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 282-284. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103214/ (дата обращения: 03.03.2024).
15. Никонова Ю. И. Система органов государственной власти субъектов РФ. // ПиЖ. — N 12. — 2018. — С. 4–12.
16. Полянов С. К. Субъект РФ: правовое положение и полномочия. — 3-е изд. — М.: НОРМА, 2017. — 235 с.
17. Рубанцова, Т. А. Проблемы построения правового государства в России / Т. А. Рубанцова, Н. А. Фомина. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10078/ (дата обращения: 03.03.2024).
18. Тихомиров Ю. А. Публичное право. — 2-е изд. — М.: АСТ, 2016. — 125 с.
19. Тихомиров Ю. А. Правовое государство: проблемы формирования и развития // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование—№ 5. —2011. —Ст.3–10.
20. Томилина Е. Е., Кузнецова Ю. А. Актуальные проблемы правового государства на современном этапе развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. —№ 2–2. —2015. —Ст.3–10.