индивидуальный проект «Начало цивилизации»
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 26.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Гоминиды 5
2. Цивилизация и сельское хозяйство 8
3. Крупные поселения 11
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Чатал-Хойюк был построен на месте, где было большое месторождение обсидиана (также называемого вулканическим стеклом). Обсидиан можно было измельчать для создания чрезвычайно острых инструментов и оружия. Орудия труда, изготовленные из обсидиана Чатал-Хойюка, были обнаружены археологами в сотнях миль от самого Чатал-Хойюка; таким образом, ясно, что Чатал-Хойюк уже был частью сетей междугородной торговли, обменивая обсидиан на другие товары с другими городами и деревнями. По сути, торговля обсидианом ЧаталХойюк доказывает, что специализированное производство (в данном случае обсидиановых инструментов) и торговые сети существовали с самого зарождения цивилизации.В свою очередь, социальные различия, обнаруженные в могилах ЧаталХойюк, раскрывают другой ключевой аспект цивилизации: специализацию. Сами социальные различия возможны только при наличии избытка продовольствия. Если всем приходится все время работать, чтобы добыть достаточно еды, у кого-то остается мало времени, чтобы специализироваться на других видах деятельности. Причина, по которой общества охотников-собирателей производят мало научных знаний или технологий, заключается в том, что у них нет ресурсов, чтобы люди могли специализироваться в этих областях. Однако, когда сельское хозяйство впервые в истории сделало возможным избыток продовольствия, не всем пришлось работать над получением достаточного количества продовольствия, и вскоре некоторым людям удалось претендовать на новые области знаний. Даже в таком древнем поселении, как Чатал-Хойюк, были ремесленники, строители и, что, пожалуй, самое интересное, жрецы. В руинах поселения археологи обнаружили десятки святилищ древних богов и свидетельства существования жречества.[8]Существование священства и организованного богослужения в Чатал-Хойюке поражает, потому что это означает, что люди систематически пытались понять, как устроен мир. В свою очередь, священники, вероятно, были первыми в мире интеллектуалами, людьми, зарабатывающими на жизнь своим умом. Жрецы, вероятно, направляли усилия по строительству ирригационных систем и принимали решения о строительстве и перестройке города, поскольку у них была монополия на объяснение более масштабных сил, действующих в человеческой жизни. Особенно в период, подобный древнему прошлому, когда природные силы – такие, как наводнения и болезни – были значительно мощнее, чем способность людей контролировать их, жрецы были единственными людьми, которые могли предложить объяснение.Не только в Месопотамии, но и по всему древнему миру имеются значительные свидетельства существования религиозных систем верований, сосредоточенных на двух основных темах: плодородии и смерти. Одним из примеров этого являются “статуэтки Венеры”, изображающие беременных женщин с преувеличенными физическими чертами. Подобные фигуры можно увидеть по всему древнему Ближнему Востоку и Европе, демонстрируя, что древние народы надеялись сформировать силы, которые были для них наиболее важны. Ранние религии надеялись обеспечить плодородие и предотвратить многие стихийные бедствия, над которыми древние народы не имели контроля.[4]Самое раннее сохранившееся литературное произведение в мире, месопотамская история, известная как "Эпос о Гильгамеше", была одержима темой человеческой смертности. Древние народы уже чувствовали, что люди находятся в процессе свершения вещей, которые никогда не были достигнуты раньше, а именно строительства крупных поселений, создания новых технологий и изобретения организованных религий, и все же они также чувствовали, что человеческий опыт может быть чреват страданиями, отчаянием и тем, что казались совершенно несправедливыми и произвольными бедствиями. И, как показывает Эпос о Гильгамеше, древние народы хорошо понимали, что какими бы великими ни были достижения человека при жизни, этот человек неизбежно умрет. Эту проблему – проблему придания смысла человеческому существованию перед лицом смерти – философы иногда называют “состоянием человека”, и именно с ней сталкивались древние народы в своих религиозных системах.[6]ЗаключениеЧто общего было у всех древних империй, помимо общей культуры, так это то, что они были очень неустойчивыми. Их бюрократия была недостаточно велика или организована, чтобы легко управлять большим населением, и восстания были частыми. Существовала также постоянная угроза со стороны тех, кого сохранившиеся тексты называют “бандитами”, что в данном контексте означает то же самое, что и “варвары”. К северу от Месопотамии начинаются великие степи Центральной Азии, источник безграничных и почти безостановочных вторжений на протяжении всей древней истории. Кочевники из степных регионов были первыми, кто одомашнил лошадей, и в течение тысячелетий только степные народы знали, как сражаться непосредственно верхом, вместо того чтобы использовать колесницы. Таким образом, правителям городов-государств и империй Месопотамии приходилось бороться с охраной своих границ от врага, которого они не могли преследовать, сохраняя при этом контроль над своими собственными городами.Эта неустойчивость была ответственна за тот факт, что эти ранние империи не были особенно долговечными и не смогли завоевать территорию за пределами самой Месопотамии. То, что появилось впоследствии, было первыми ранними империями, которые благодаря сочетанию методов управления, верований и технологий смогли стать намного больше и могущественнее.Список используемой литературыДерягина, М. А. Эволюционная антропология / М. А. Дерягина. – Москва: УРАО, 1999. – 209 с. – ISBN 5-204- 00192-1Зубов А. А. Палеоантропологическая родословная человека. М. Изд. Института этнологии и антропологии РАН. 2004. С. 5-92.Козлова М. С. Эволюция человека. История и теория // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. 2009. №4. Ламехов, Ю.Г. Антропогенез: учебно-практическое пособие / Ю.Г. Ламехов, М.В. Семенова; Министерство просвещения Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский госудерственныйгуманитарнопедагогический университет». – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуманит.-пед. ун-та, 2023. – 80 с. – ISBN 978-5-907611-90-0. – Текст: непосредственный.Марков, А. Эволюция человека. Книга I. Обезьяны, кости и гены / А. Марков. – Москва: АСТ, 2022. – 464 с. – ISBN 978-5-17-078088-4Рыбалов, Л. Б. Антропология / Л. Б. Рыбалов [и др.]. – Воронеж : Модэк, 2003. – 448 с. – ISBN 5-89502-728-8Тюмасева, З. И. Основы антропологии / З. И. Тю - масева. – Челябинск: Изд-во Южно-Ур. гос. гуман.-пед ун-та, 2019. – 201 с. – ISBN 978-5-907210-14-1Хрисанфова, Е. Н. Антропология: учебник / Е. Н. Хрисанфова, И. В. Перевозчиков. – 4-е изд. – Москва: Изд-во Моск. гос. ун-та: Наука, 2005. – 400 с. – ISBN 5-02- 010348-9
2. Зубов А. А. Палеоантропологическая родословная человека. М. Изд. Института этнологии и антропологии РАН. 2004. С. 5-92.
3. Козлова М. С. Эволюция человека. История и теория // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. 2009. №4.
4. Ламехов, Ю.Г. Антропогенез: учебно-практическое пособие / Ю.Г. Ламехов, М.В. Семенова; Министерство просвещения Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский госудерственный гуманитарнопедагогический университет». – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуманит.-пед. ун-та, 2023. – 80 с. – ISBN 978-5-907611-90-0. – Текст: непосредственный.
5. Марков, А. Эволюция человека. Книга I. Обезьяны, кости и гены / А. Марков. – Москва: АСТ, 2022. – 464 с. – ISBN 978-5-17-078088-4
6. Рыбалов, Л. Б. Антропология / Л. Б. Рыбалов [и др.]. – Воронеж : Модэк, 2003. – 448 с. – ISBN 5-89502-728-8
7. Тюмасева, З. И. Основы антропологии / З. И. Тю - масева. – Челябинск: Изд-во Южно-Ур. гос. гуман.-пед ун-та, 2019. – 201 с. – ISBN 978-5-907210-14-1
8. Хрисанфова, Е. Н. Антропология: учебник / Е. Н. Хрисанфова, И. В. Перевозчиков. – 4-е изд. – Москва: Изд-во Моск. гос. ун-та: Наука, 2005. – 400 с. – ISBN 5-02- 010348-9