Государственный орган: понятие, признаки, система.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 30.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 6
1.1.Механизм государства и орган государственной власти 6
1.2.Понятие, признаки, принципы организации и деятельности органов государственной власти 9
1.3.Классификация органов государственной власти 12
2 СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
2.1.Органы законодательной власти 14
2.2.Органы исполнительной власти 17
2.3.Органы судебной власти 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Сегодня судебная система в РФ включает в себя три самостоятельные подсистемы: конституционной, арбитражной и общей юрисдикции. Подсистема судов общей юрисдикции делится на две разновидности – федеральный уровень и уровень судов субъектов РФ. Первая категория включает в себя: Верховный Суд РФ, суды краев, республик, областные суды, районные суды, суды автономных округов и автономной области, военные суды, суды таких городов федерального значения, как Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. Вторая категория включает в себя мировых судей. Верховный Суд РФ находится во главе этой значительной по количеству судей и судов подсистемы. Верховный Суд РФ является высшим органом суда по административным, уголовным, гражданским делам, а также по решению экономических споров. Согласно ст. 18 ФКЗ «О судебной системе РФ» Верховный Суд РФ имеет три самостоятельных процессуальных качества, два из которых предусматривают содержание конституционного понятия «надзор за деятельностью судов общей юрисдикции». Во-первых, Верховный Суд РФ рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции в отношении решений, вынесенных судами на уровне субъектов либо им самим по первой инстанции и не вступивших в юридическую силу. Во-вторых, Верховный Суд РФ рассматривает дела в отношении решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции, не вступившие в юридическую силу, в надзорном порядке. Наряду с двумя рассмотренными формами судебного надзора необходимо также выделить еще одно косвенное полномочие – предоставление разъяснений ВС РФ по судебной практике.Существующие в Постановлениях Пленума ВС РФ разъяснения по вопросам, которые связаны с использованием законодательства и базирующиеся на законодательных нормах и обобщенной информации судебной статистики и практики, выявлении «мертвых» или не востребованных судебной практикой норм, пробелов в правовом регулировании, характере судебных ошибок и методов их устранения представляют из себя весьма важный ориентир для судебной системы и должны быть приняты во внимание во время вынесения судебных актов по гражданским делам.Последним признаком, раскрывающим понятие «высший судебный орган», считается юридическая сила его решений. Решения ВС РФ, вынесенные им в надзорном порядке, обладают окончательным характером и не могут в последующем быть опротестованы или обжалованы.Решения, которые были вынесены ВС РФ в первой инстанции, подлежат пересмотру им самим в рамках кассационного производства. Решения, которые были приняты ВС РФ в рамках кассационного порядка, подлежат пересмотру в надзорном производстве (но уже другим подразделением – Президиумом РФ).Решения, которые были вынесены в надзорном производстве, как в отношении решений, постановленных другими федеральными судами общей юрисдикции, так и им самим, подлежат пересмотру только по вновь открывшимся обстоятельствам. Между тем, следует заметить, что решения, которые были вынесены в рамках надзорного производства судебными коллегиями ВС РФ, также подлежат пересмотру его Президиумом.Также Верховный Суд РФ имеет еще одно, исключительное по собственной правовой природе, полномочие. Согласно части 1 статьи 93 Конституции РФ он принимает участие в процедуре отрешения Президента РФ от занимаемой должности, вынося заключение о наличии в деяниях Президента РФ отличительных особенностей тяжкого преступного деяния, в том случае, если Государственная Дума РФ выдвинет обвинение.Конституционный Суд РФ признается органом судебного контроля, независимо и самостоятельно осуществляющий судебную власть при помощи конституционного судопроизводства. Процедура формирования и деятельности, полномочия Конституционного Суда РФ установлены положениями Конституции РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».Учитывая вышеизложенное, следует заметить, что судебной системой является весь комплекс судов, действующих на территории РФ. Система судов основана на положениях Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ».Судебная система РФ выглядит следующим образом:- Конституционный Суд РФ;- арбитражные суды и суды общей юрисдикции, которые возглавляются Верховным Судом РФ.Следовательно, можно сделать вывод о том, что судебная власть – это предоставленные специальные органам государственной власти, а именно судам, полномочия по разрешению дел, имеющих отношение к их полномочиям, формирующимся в процессе правоприменительной практики, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного судебного процесса при соблюдении норм процессуального права, предоставляющие гарантию законности и справедливости всех принимаемых судебных решений.ЗАКЛЮЧЕНИЕОрган государства– это независимое подразделение аппарата государственной власти, а также оформленная на правовом уровне, организационно и экономически обособленная часть механизма государства, наделенная государственно-властной компетенцией и обладающая всеми необходимыми средствами для практической реализации государственных функций и задач в рамках собственных полномочий. Государственный орган формируется на основании нормативно-правовых актов, устанавливающих принципы его организации и область деятельности, как одного из подразделений аппарата государства.Виды органов государства:1) от порядка формирования: первичные и производные;2) от объема полномочий: высшие, центральные, местные;3) от широты компетенции: органы общей (правительство) и специальной (службы, министерства, агентства) компетенции;4) от организационно—правовых форм деятельности: законодательные, исполнительные, судебные;5) от действия в пространстве: федеральные, субъектов РФ; 6) от правовых форм деятельности: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.Вышеизложенное дает возможность прийти к выводу, что власть государства представляет из себя систему публичных полномочий власти, осуществляемые государственными органами и его должностными лицами, влияющими на все области жизни общества с использованием методов и форм, которые соответствуют целям существования государства. Каждый государственный орган власти представляет из себя элемент, либо звено аппарата государства, принимающего участие в реализации государственных функций, т. е. имеет отношение к одной из ветвей государственной власти.Основой разделения государственных органов власти является деление на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. В основе принципа разделения властей заложена концепция целостности и единства власти государства, по этой причине разделение властей основывается на функциональном принципе. И хотя эта теория подразумевает наличие единого источника власти, которым является народ, что на уровне государства выражается в формировании единого механизма государства, основополагающим в этой концепции является тезис о рациональном соотношении властей, предоставляющим возможность достичь баланса полномочий властей, включая самостоятельность, взаимный контроль, взаимодействие. Конституция РФ стала очередной стадией реформ органов государственной власти, провозгласив действие в РФ фундаментального принципа разделения властей. Опыт большинства государств, издавна предусмотревших разделение власти, свидетельствует о том, что важным компонентом власти признается баланс полномочий между парламентом и главой государства.Сегодня в РФ часто говорят об отсутствии подобного баланса, так как в стране отсутствует точное нормативное закрепление компетенции каждой ветви государственной власти, что является причиной размытия принципа разделения властей в части определения организации структур и механизмов функционирования государства в целом. Помимо этого, зачастую можно наблюдать взаимодействие ветвей власти по той причине, что каждая ветвь власти государства стремится достичь поставленных целей, руководствуясь исключительно собственной автономией, обособленностью от иных ветвей власти. Представляется, что в практической деятельности реальное разделение властей в нашем государстве только формируется.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативные правовые акты:1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.2.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) О судебной системе Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)// Российская газета, N 3, 06.01.19973.Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) О Конституционном Суде Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, N 13, ст. 14474.Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 14.07.2022) О Верховном Суде Российской Федерации // Российская газета, N 27, 07.02.20145.Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ О Правительстве Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 09.11.2020, N 45, ст. 7061Научная и учебная литература:6. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 497 с.7. Апалько М.С. Понятие и основные признаки судебной власти // Журнал «Научный Лидер» . - 2023. - № 53 (98). - С. 103-107.8. Барсукова Е.Н., Сазанкова О.В. Понятие судебной власти: ее содержание и признаки // Журнал «Юридический факт». - 2020. - № 42. - С. 19-23.9. Бояркина А.Г. Законодательная власть в системе разделения властей // Современные тенденции развития науки и образования в эпоху цифровизации. Сборник научных статей. - 2022. - С. 183.10. Гарибов Н.С. Место судебной власти в системе органов государственной власти // Журнал «Студенческий вестник». - 2022. - № 27-2 (219). - С. 44-4611. Горбенко П. Д. Законодательная власть в РФ: понятие и юридические основы // Журнал «TheNewmaninForeignpolicy». – 2022. – С.22-2412. Еркеев И. Х. К определению понятия «государственно-правовой механизм» // Журнал «Образование. Наука. Научные кадры». -2021. – С. 32-3313. Иванова В.В. Формирование системы органов исполнительной власти РФ // Журнал «Молодой ученый». -2020.- № 44 (334). - С. 214-217.14. Каирбекова Ф.К. Система и структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации // Журнал «Трибуна ученого». - 2021. - № 4. - С. 92-97.15. Комаров, С. А. Общая теория государства и права : учебник для вузов / С. А. Комаров. — 10-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 528 с.16. Комкова Г. Н. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 369 с.17. Лутенко Е.В. Система органов исполнительной власти в РФ // Журнал «NovaUm.Ru. - 2020.- № 28. - С. 248-250.18. Маилян С. С. Влияние государственных органов на государственное управление // Журнал «Вестник экономической безопасности». – 2021.- С. 19319. Мамаева С.М. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: состояние и перспективы // Журнал «Студенческий вестник». - 2020. - № 36-2 (134). - С. 6-8.20. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021. — 464 с.21. Непомнящая Е.В. Принципы организации и деятельности органов государственной власти // Журнал «Вестник науки». - 2020. - Т. 2. - № 9 (9). - С. 48-49.22. Нудненко, Л. А. Конституционное право: учебник для СПО / Л. А. Нудненко. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 472 с.23. Пахомов В.Г. Теория разделения властей: дискуссионные вопросы // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 2. - С. 53-5524. Прокин М.Р. Принципы деятельности органов государственной власти // Перспективы науки, образования, бизнеса в цифровой экономике. Сборник научных статей. – 2022. – С.123-124.25. Пронина А.А. Понятие, признаки и виды государственных органов // Инновационные исследования как основа развития научной мысли. Сборник научных статей. - 2022. - С. 14.26. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 455 с.27. Стрекозов В. Г. Конституционное право : учебник / В. Г. Стрекозов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 279 с.28. Тонконогов А.В. К вопросу о самостоятельности органов судебной власти РФ // Журнал «Закон и право». -2020. - № 1. - С. 130-133.29. Филиппова В.А. Орган государства в механизме реализации функций государства: понятие, сущность, основные классификации // Журнал «Форум молодых ученых». – 2021. – С. 37330. Четян М.А., Редкозуб А.В. К вопросу о понятии и признаках механизма государства // Журнал «Государство и право в XXI веке». - 2020. - № 1. С. 18.31. Шутков А.С. Понятие и сущность судебной власти // Журнал «Студенческий вестник». - 2022. - № 39-3 (231). - С. 51-52.
Нормативные правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) О судебной системе Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)// Российская газета, N 3, 06.01.1997
3.Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) О Конституционном Суде Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, N 13, ст. 1447
4.Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 14.07.2022) О Верховном Суде Российской Федерации // Российская газета, N 27, 07.02.2014
5.Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ О Прави-тельстве Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 09.11.2020, N 45, ст. 7061
Научная и учебная литература:
6. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 497 с.
7. Апалько М.С. Понятие и основные признаки судебной власти // Журнал «Научный Лидер» . - 2023. - № 53 (98). - С. 103-107.
8. Барсукова Е.Н., Сазанкова О.В. Понятие судебной власти: ее содержание и признаки // Журнал «Юридический факт». - 2020. - № 42. - С. 19-23.
9. Бояркина А.Г. Законодательная власть в системе разделения властей // Современные тенденции развития науки и образования в эпоху цифровизации. Сборник научных статей. - 2022. - С. 183.
10. Гарибов Н.С. Место судебной власти в системе органов государственной власти // Журнал «Студенческий вестник». - 2022. - № 27-2 (219). - С. 44-46
11. Горбенко П. Д. Законодательная власть в РФ: понятие и юридические основы // Журнал «TheNewmaninForeignpolicy». – 2022. – С.22-24
12. Еркеев И. Х. К определению понятия «государственно-правовой механизм» // Журнал «Образование. Наука. Научные кадры». -2021. – С. 32-33
13. Иванова В.В. Формирование системы органов исполнительной власти РФ // Журнал «Молодой ученый». -2020.- № 44 (334). - С. 214-217.
14. Каирбекова Ф.К. Система и структура федеральных органов исполни-тельной власти в Российской Федерации // Журнал «Трибуна ученого». - 2021. - № 4. - С. 92-97.
15. Комаров, С. А. Общая теория государства и права : учебник для вузов / С. А. Комаров. — 10-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 528 с.
16. Комкова Г. Н. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 369 с.
17. Лутенко Е.В. Система органов исполнительной власти в РФ // Журнал «NovaUm.Ru. - 2020.- № 28. - С. 248-250.
18. Маилян С. С. Влияние государственных органов на государственное управление // Журнал «Вестник экономической безопасности». – 2021.- С. 193
19. Мамаева С.М. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: состояние и перспективы // Журнал «Студенческий вестник». - 2020. - № 36-2 (134). - С. 6-8.
20. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021. — 464 с.
21. Непомнящая Е.В. Принципы организации и деятельности органов государственной власти // Журнал «Вестник науки». - 2020. - Т. 2. - № 9 (9). - С. 48-49.
22. Нудненко, Л. А. Конституционное право: учебник для СПО / Л. А. Нудненко. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 472 с.
23. Пахомов В.Г. Теория разделения властей: дискуссионные вопросы // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 2. - С. 53-55
24. Прокин М.Р. Принципы деятельности органов государственной власти // Перспективы науки, образования, бизнеса в цифровой экономике. Сборник научных статей. – 2022. – С.123-124.
25. Пронина А.А. Понятие, признаки и виды государственных органов // Инновационные исследования как основа развития научной мысли. Сборник научных статей. - 2022. - С. 14.
26. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 455 с.
27. Стрекозов В. Г. Конституционное право : учебник / В. Г. Стрекозов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 279 с.
28. Тонконогов А.В. К вопросу о самостоятельности органов судебной власти РФ // Журнал «Закон и право». -2020. - № 1. - С. 130-133.
29. Филиппова В.А. Орган государства в механизме реализации функций государства: понятие, сущность, основные классификации // Журнал «Форум молодых ученых». – 2021. – С. 373
30. Четян М.А., Редкозуб А.В. К вопросу о понятии и признаках механизма государства // Журнал «Государство и право в XXI веке». - 2020. - № 1. С. 18.
31. Шутков А.С. Понятие и сущность судебной власти // Журнал «Студенческий вестник». - 2022. - № 39-3 (231). - С. 51-52.