Методические приемы обучения младших школьников решению простых задач
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 11 + 11 источников
- Добавлена 28.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Сущность и содержание понятия «задача» в начальном общем образовании. 5
1.2. Возрастные особенности формирования умения решать простые задачи на уровне начального общего образования. 9
1.3. Методика формирования умения решать простые задачи в современных УМК по математике для начальной школы. 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1 Выявление уровня сформированности у детей решать простые задачи младшего школьного возраста 19
2.2 Опыт работы по формированию умения решать простые задачи в начальном общем образовании 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
Например, вопросы, требующие подсчета общего количества объектов, оказались более сложными для определенной группы учеников.Пример работы показан на рисунках 2.5 и 2.6.Рисунок 2.5Работа Елены Г. (Оценка 3)Рисунок 2.6 Работа Константина Г. (Оценка 2)Результаты теста предоставили ценную информацию для персонализации образовательного процесса, выделив конкретные темы, которые могут потребовать дополнительных объяснений и практики в рамках учебного плана. Преподаватели могут использовать эти результаты для разработки индивидуальных подходов к обучению, ориентированных на конкретные потребности каждого ученика, и тем самым обеспечить более эффективное и целенаправленное обучение.Общий результат тестирования может также служить отправной точкой для последующего мониторинга прогресса и коррекции методов обучения в соответствии с изменениями в понимании материала учащимися.2.2 Опыт работы по формированию умения решать простые задачи в начальном общем образовании В процессе формирования умения решать простые задачи в начальном общем образовании осуществляется важный этап развития учеников. Опыт работы в этой области позволяет выявить эффективные методы, способствующие усвоению базовых навыков.В ходе моей педагогической практики был осуществлен акцент на использование интерактивных методов обучения, игр и практических задач для стимулирования интереса к математике. Этот опыт позволил повысить уровень понимания школьников и развить у них навыки самостоятельного решения простых математических задач, что способствует успешной учебе в дальнейших этапах образования.Для более глубокого понимания опыта и методов работы учителей начальных классов по формированию умений решать простые математические задачи нами было проведено анкетирование. Опрос включал в себя вопросы о предпочтительных методах обучения, использовании игровых элементов, применении технологий и оценке эффективности выбранных стратегий. (Приложение 2)В ходе тестирования были получены следующие результаты:Какие методы обучения математике вы предпочитаете использовать в начальных классах?- 45% учителей предпочитают комбинированный метод, включающий игровые элементы и традиционные уроки.- 30% используют интерактивные технологии для более визуального обучения.- 25% предпочитают акцентировать внимание на коллективных проектах и групповой работе.Рисунок 2.2 Методы обученияПрименяете ли вы игровые элементы в процессе обучения математике? Если да, какие?- 70% учителей внедряют игровые элементы, такие как математические настольные игры и образовательные приложения.- 20% используют ролевые игры для применения математических навыков в практических ситуациях.- 10% предпочитают традиционные методы обучения без игровых элементов.Рисунок 2.3 Игровые элементы в процессе обучения математикеКакую роль технологии играют в ваших занятиях по математике?- 50% учителей интегрируют интерактивные доски и онлайн-ресурсы для более интерактивного обучения.- 30% используют образовательные программы для индивидуализации учебного процесса.- 20% предпочитают традиционные методы без активного использования технологий.Рисунок 2.4 Роль технологий в занятиях по математикеКакие стратегии вы используете для стимулирования интереса детей к решению математических задач?- 60% применяют конкурсные формы, включая математические игры и турниры.- 25% используют реальные примеры и приложения математики в повседневной жизни.- 15% ориентируются на индивидуализированный подход и поощряют самостоятельное исследование.Рисунок 2.5 Стратегии для стимуляции интереса детейСчитаете ли вы важным индивидуализировать учебный процесс с учетом стилей обучения учащихся?- 80% учителей считают важным адаптировать методы под разные стили обучения.- 15% считают, что универсальные методы эффективны для большинства учащихся.- 5% не видят необходимости в индивидуализации.Рисунок 2.6 Идивидуализирование учебного процессаКак оцениваете эффективность своих методов в формировании умений решать простые математические задачи у детей?- 65% учителей заметили положительное влияние на успехи детей в математике.- 25% отмечают появление большего интереса и уверенности у учащихся.- 10% еще оценивают результаты, проводя более долгосрочные наблюдения.Рисунок 2.7 Эффективность методовЕсть ли у вас опыт совместной работы с коллегами для обмена опытом и разработки лучших практик?- 90% учителей активно обмениваются опытом и идеями с коллегами.- 8% участвуют в профессиональных сообществах для обмена передовыми практиками.- 2% пока не находятся в сети совместного обучения.Рисунок 2.8 Обмен опытом с коллегамиРезультаты этого тестирования предоставляют ценную информацию, которая может быть использована для улучшения методов обучения математике в начальных классах:Разнообразие методов: Понимание предпочтений учителей в использовании разнообразных методов позволит создать более гибкий учебный план, учитывающий потребности различных учащихся.Игровые элементы: Отмеченное внедрение игровых элементов говорит о их эффективности. Это может стимулировать других учителей рассмотреть возможность внедрения игр в свои методы обучения.Интеграция технологий: Положительные результаты использования технологий подчеркивают их важность в образовательном процессе, что может стимулировать учителей к большему использованию интерактивных инструментов.Стимулирование интереса: Учитывая успешные стратегии стимулирования интереса, можно разработать дополнительные активности для увлекательного обучения математике.Индивидуализация: Большинство учителей поддерживает индивидуализацию. Это может стать основой для создания более гибких учебных программ, учитывающих разнообразие стилей обучения учащихся.Оценка эффективности: Результаты оценки эффективности помогут учителям следить за успехами и корректировать свои методы обучения в соответствии с потребностями класса.Совместная работа: Положительная динамика в обмене опытом между коллегами подчеркивает важность совместной работы и может способствовать созданию образовательного сообщества для постоянного обмена идеями и опытом.В рамках исследования так же было проведено наблюдение за уроками математики с целью оценить эффективность применения методических приемов учителями начальных классов. В результате получены следующие выводы:Интерактивные методы: Учителя, применяющие интерактивные методы обучения, продемонстрировали более высокий уровень вовлеченности учащихся в учебный процесс. Использование игровых элементов и коллективных задач стимулировало активное участие детей.Технологии в учебе: Учителя, интегрирующие технологии в процесс обучения, демонстрировали более эффективную визуализацию материала, что положительно сказывалось на понимании и запоминании учебного материала учащимися.Индивидуализация подхода: Учителя, учитывающие индивидуальные особенности учащихся и адаптирующие методы обучения под их потребности, получили высокие оценки за эффективность. Это подчеркивает важность персонализированного подхода в обучении математике.Стимулирование интереса: Методы, направленные на стимулирование интереса к математике, такие как использование практических примеров и связь с реальной жизнью, показали положительные результаты в формировании у учащихся положительного отношения к предмету.Сотрудничество и обмен опытом: Учителя, активно сотрудничающие и обменивающиеся опытом, продемонстрировали более широкий набор методов обучения и создали благоприятную образовательную среду.Таким образом, наблюдение за уроками математики подтвердило важность инновационных методов обучения и стимулирования интереса, что может служить основой для дальнейшего совершенствования педагогической практики в начальных классах.В заключение, результаты тестирования, наблюдения за уроками математики и анализа методов обучения в начальных классах выявили ключевые аспекты, способствующие успешному формированию умений решать простые математические задачи.Разнообразие методов, включая использование игровых элементов, интеграцию технологий и индивидуализацию подхода, оказали положительное воздействие на интерес учащихся к математике. Важным фактором стало также сотрудничество между учителями и обмен опытом, что способствует постоянному улучшению педагогической практики.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2Выводы данного исследования главы 2 курсовой работы:В начальном образовании важным этапом развития учеников является формирование умения решать простые задачи. Опыт работы позволяет выявить эффективные методы для освоения базовых навыков.Использование интерактивных методов обучения, игр и практических задач способствует повышению понимания и развитию самостоятельных навыков учеников. Это, в свою очередь, способствует успешной учебе в последующих этапах образования.Результаты тестирования предоставляют ценную информацию для улучшения методов обучения математике в начальных классах. Разнообразие методов, использование игровых элементов и интеграция технологий являются эффективными стратегиями, которые могут быть внедрены в учебный план.Оценка эффективности и сотрудничество между учителями являются ключевыми факторами успешного применения методических приемов в начальных классах. Индивидуализация подхода и стимулирование интереса к предмету также играют важную роль в успехе образовательного процесса.Наблюдение за уроками математики подтверждает важность инновационных методов обучения и стимулирования интереса, что может быть использовано для совершенствования педагогической практики в начальных классах.Выводы исследования показывают, что для успешного формирования умений решать простые математические задачи необходимо использовать разнообразные методы, игровые элементы и интеграцию технологий. Также важно сотрудничество между учителями и обмен опытом для улучшения педагогической практики. Все это помогает развивать интерес учеников к математике и успешно формировать их навыки.ЗаключениеВ заключение курсовой работы "Методические приемы обучения младших школьников решению простых задач" можно сделать следующие выводы.В этой работе была проведена тщательная исследовательская деятельность, включающая теоретическое и практическое рассмотрение проблемы формирования способности младших школьников решать простые задачи. Первая глава работы посвящена определению сути и содержания понятия "задача" в начальном общем образовании, а также выявлению особенностей формирования способности решать простые задачи на начальном этапе образования. Особое внимание уделено методике формирования этой способности, представленной в современных учебниках по математике для начальной школы.Глава 1 позволяет понять важность задач в начальном общем образовании и их роль в формировании учебных и жизненных компетенций учащихся. Изучение методики решения простых задач показывает, что использование интерактивных методов обучения, игр и практических задач способствует повышению понимания и развитию самостоятельных навыков учеников.Во второй главе была проведена практическая работа, включающая выявление уровня сформированности у детей решать простые задачи младшего школьного возраста и опыт работы по формированию этого умения в начальном общем образовании.Тестирование дает ценную информацию о методах обучения и поддерживает внедрение разнообразных стратегий и технологий в учебный процесс. Важными факторами успешного обучения являются оценка эффективности, сотрудничество между учителями, индивидуализация подхода и стимулирование интереса к предмету. Анализ уроков математики подтверждает важность инновационных методов обучения и стимулирования интереса, что может быть использовано для совершенствования педагогической практики в начальных классах.В результате исследования было установлено, что методические приемы обучения младших школьников решению простых задач являются важным элементом формирования их математической компетенции. Было выявлено, что использование современных учебников и методик помогает повысить эффективность обучения и развития умений решать задачи.Следовательно, разработка и применение методических приемов обучения решению простых задач в начальном общем образовании является актуальной и необходимой задачей. Это способствует развитию математической компетенции у учащихся и их успешности в обучении. Дальнейшее исследование и разработка методик в данной области является перспективным направлением работы педагогов и ученых.Список литературы Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496 с.Балл Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии. 1970. №6. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций / А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 455 с.Занкова Л. В. Сборник программ для четырехлетней начальной школы /– Москва: «Учебная литература». 2020.Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1984. — 496 с.Истомина Н. Б. Обучение младших школьников решению текстовых задач, сборник статей / Н. Б. Истомина; под общ. Ред. Г. Г. Шмырева. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2005. – 271 с.Математическое мышление [Электронный ресурс] 2021. - Режим доступа - https://externat.foxford.ru/polezno-znat/matematicheskoe-myshlenieСимакова А. А. Дипломная работа "Формирование учебной деятельности в процессе решения простых задач"., сайт: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/149607-diplomnaja-rabota-formirovanie-uchebnoj-dejat (дата обращения: 03.02.2024г.)Столяр А. А. Роль математики в гуманитаризации образования [Текст] / А. А. Столяр // Математика в школе. – 2020. - №6. – с. 5-7.Фридман Л. М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. Москва. 2002. 208 с.ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1ФИО ученика _____________ Класс ____________Инструкция: «Внимательно прочитай задания и выполни их. Ответ вноси в бланк. Работай внимательно и самостоятельно»Задача: Если у тебя было 5 яблок, а ты съел(а) 2, сколько у тебя останется?Задача: У Маши было 8 красных маркеров, а потом она подарила своей подруге 3. Сколько красных маркеров у Маши осталось?Задача: Если у тебя есть 4 книги, а ты купил(а) еще 2, сколько книг у тебя теперь?Задача: У Пети было 10 конфет, и он поделился ими поровну между собой и своим братом. Сколько конфет получил каждый из них?Задача: в коробке было 7 красных и 5 синих мячей. Сколько всего мячей в коробке?Задача: Если у Вани было 6 рублей, и он заработал еще 3 рубля, сколько у него теперь всего?Задача: Коля собрал 9 ягод, а его сестра собрала в 2 раза больше. Сколько ягод собрала сестра Коли?Задача: Если у Марины было 15 конфет, и она подарила половину своих конфет своему другу, сколько конфет у неё осталось?Задача: в классе 24 ученика. Если 8 из них несут рюкзаки, сколько учеников не несут рюкзаки?Задача: Если у Вити было 9 игрушек, а у его друга в 3 раза больше, сколько игрушек у друга Вити?Приложение 2Какие методы обучения математике вы предпочитаете использовать в начальных классах?Применяете ли вы игровые элементы в процессе обучения математике? Если да, какие? Какую роль технологии играют в ваших занятиях по математике?Какие стратегии вы используете для стимулирования интереса детей к решению математических задач?Считаете ли вы важным индивидуализировать учебный процесс с учетом стилей обучения учащихся? Как оцениваете эффективность своих методов в формировании умений решать простые математические задачи у детей?Есть ли у вас опыт совместной работы с коллегами для обмена опытом и разработки лучших практик?
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496 с.
Балл Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии. 1970. №6.
Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций / А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 455 с.
Занкова Л. В. Сборник программ для четырехлетней начальной школы /– Москва: «Учебная литература». 2020.
Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
Истомина Н. Б. Обучение младших школьников решению текстовых задач, сборник статей / Н. Б. Истомина; под общ. Ред. Г. Г. Шмырева. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2005. – 271 с.
Математическое мышление [Электронный ресурс] 2021. - Режим доступа - https://externat.foxford.ru/polezno-znat/matematicheskoe-myshlenie
Симакова А. А. Дипломная работа "Формирование учебной деятельности в процессе решения простых задач"., сайт: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/149607-diplomnaja-rabota-formirovanie-uchebnoj-dejat (дата обращения: 03.02.2024г.)
Столяр А. А. Роль математики в гуманитаризации образования [Текст] / А. А. Столяр // Математика в школе. – 2020. - №6. – с. 5-7.
Фридман Л. М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. Москва. 2002. 208 с.