Сущность, основные черты и принципы демократии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 32 32 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 10.04.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика демократии 5
1.1.Понятие и принципы демократии 5
1.2.Виды демократий 8
1.3.Демократия как государственно-правовое явление: проблемы становления 13
Глава 2.Россия как демократическое государство 17
2.1.Конституционные гарантии прямого народовластия (демократии) в РФ 17
2.2.Выборы как форма демократии в России 21
2.3. Тенденции развития законодательства в области демократии и прав человека и гражданина 24
Заключение 28
Список литературы и источников 31

Фрагмент для ознакомления

Выборы дают выход сложившемуся у известной части граждан недовольству действиями властей, они предоставляют единственно возможный путь демократического решения противоречий, сложившихся в обществе, исключая физические столкновения граждан путь навязыванию большинству мнения меньшинства либо некоторых политиков.2.3. Тенденции развития законодательства в области демократии и прав человека и гражданинаПоложения Конституции пронизаны ее основным постулатом, содержащимся в ст. 2, в котором определено, что: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».Конституция Российской Федерации со всей определенностью рассматривает человека как исключительную ценность и как цель всей государственной деятельности. Современный период российской государственности связан с реформированием принципиально важных аспектов общественно-государственной жизни, с изменением вектора государственно-правового развития, а значит, и с изменением понимания права, направленного на защиту прогрессивных политико-правовых завоеваний, связанных с позицией государства выражать и защищать интересы различных социальных слоев и групп населения в целях их гармонизации, ведущих к компромиссам, преодолению противоречий. В связи с этим Конституция Российской Федерации стремится и должна стать актом гражданского согласия.Еще одним направлением в развитии современного российского права является юснатурализм, то есть признание естественной и неотчуждаемой природы прав человека. Так, в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ закреплено: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Ст. 18 Конституции РФ, закрепляет, что «Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».Таким образом, необходимо отметить, что к направлениям развития прав и свобод человека в современной России относится:- все более широкое внедрение в общественное сознание представления о том, что именно человек является первичным и главным субъектом неотъемлемых прав, имеющих социальную природу (социально-природный характер);- распространение принципа правового равенства на все больший круг людей;- увеличение «каталога» этих прав (как следствие обогащения, рост потребностей их носителей), которому, однако, не всегда соответствуют реальные возможности осуществления некоторых прав;- рост числа стран, которые допускают надгосударственный (международный) контроль за состоянием соблюдения в них прав человека.Со времен Второй мировой войны уважение прав человека постепенно перестало быть чисто внутренним делом государств; с тех пор идея установления нового международного правопорядка укрепилась. Среди наиболее важных направлений его формирования можно выделить следующие:- универсализация проблематики и концепции прав человека, распространение ее на все большее количество государств;- распространение примата, верховенства норм международного права по правам человека относительно соответствующих норм внутригосударственного законодательства;- диверсификация, то есть разнообразие конкретного содержания и объема прав человека в разных странах;- объективная информированность мировой общественности о состоянии соблюдения этих прав в разных странах;- образования и развертывания деятельности негосударственных, неправительственных организаций по защите прав человека, международная и государственная поддержка таких правозащитных структур;- повышение эффективности международных контрольных механизмов в сфере защиты прав человека.Одним из общих направлений развития института прав человека в XX - XXI веках является его глобальная универсализация. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что к договорным актам ООН по правам человека - Международный пакт о гражданских и политических правах; международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Конвенция о правах ребенка; Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации - присоединились начиная с 70-х годов до 90 процентов всех государств мира, а заключительный документ проведенной в 1993 г. в Вене Всемирной конференции по правам человека подписали представители всех 170 государств, принявших в ней участие.Рассматривая содержательный аспект данной тенденции, необходимо отметить, что она проявляется в том, что на современном этапе абсолютное большинство государств:- признали существование проблем и защиты неотъемлемых, «естественных» прав и свобод человека и необходимость постепенного решения таких проблем;- дали согласие на закрепление во Всеобщей декларации прав человека минимально необходимого перечня названий прав и свобод как своеобразного пакета образцов, на которых должна быть ориентирована политика каждой цивилизованной, демократической страны (и действительно, большинство этих названий воспроизведена в большей части современных конституций или других фундаментальных государственных законов);- договорились о создании международных (надгосударственных или межгосударственных) органов, которые даны полномочия отслеживать соблюдение прав человека в соответствующих государствах-участниках и подвергать его своему контролю и влияния, а также дали согласие на выполнение рекомендаций и решений этих органов;- пришли к единому мнению в отношении самой процедуры рассмотрения вопросов, связанных с нарушениями прав человека в различных государствах и с определением мероприятий международного реагирования на такие нарушения.Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что одного лишь наличия норм, регламентирующих основные права, недостаточно, так как требуются конкретные гарантии реализации этих прав. Как придерживаются многие ученые, для РФ необходима разработка и внедрение в практику судов эффективных юридических гарантий, направленных на обеспечение законных прав и свобод личности, сдерживание и предотвращение злоупотреблений властью со стороны государственных чиновников.ЗаключениеПодводя итог всему вышеизложенному, можно прийти к следующим выводам.Демократия — вид политического устройства государства, при котором народ осуществляет законодательные и исполнительные функции власти непосредственно (прямая демократия) либо через своих представителей (представительная демократия).Принципы демократии:- принцип народного суверенитета, согласно которому единственным источником высшей политической власти при демократии выступает народ;- свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей;- участие граждан в управлении делами государства с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной);- конституционализм, при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом;- наличие оппозиции, которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство;- принцип разделения властей, в соответствие с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них.Традиционно выделяют две формы демократии - непосредственную и представительную. Первичной, с точки зрения значимости принятого решения, его приоритета, является непосредственная демократия (референдумы, выборы и др.). Представительная демократия реализуется посредством избрания гражданами своих представителей в органы публичной власти, а также органы общественного территориального самоуправления.Конституция РФ провозглашает и устанавливает в качестве единственного источника власти многонациональный народ Российской Федерации и признает за ним всю полноту верховной власти, устанавливает порядок ее осуществления, где основное место занимает непосредственное изъявление воли народа, т.е. прямое правление, а высшим его проявлением признаются выборы и референдум.Подводя определенные итоги, следует отметить, что в настоящее время, когда доверие к демократии в Российской Федерации подорвано, когда «не существует консенсуса о том, является ли демократическая парламентская организация власти лучшей в условиях российской действительности», когда уровень юридической культуры населения находится на низком уровне, когда действующее законодательно является несовершенным и не развита экономическая основа общества, не стоит однозначно говорить о роли референдумов в механизме формирования и развития правового государства с демократической формой правления в РФ.Большую остроту данной проблеме придает отсутствие механизма согласования между органами государственной власти РФ и субъектов РФ во время принятия решения о проведения референдума на общероссийском уровне по вопросам взаимного ведения. От властных органов на местах по большей части зависит психологический фактор, которые определяет, в конечном итоге, придут ли люди на голосование или нет.До настоящего времени нет чёткости в определении полномочий, осуществляемых различными органами публичной власти, происходит перманентное перераспределение этих полномочий, прежде всего между органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Мы считаем, что необходимо в дальнейшем развивать и на правовом уровне закреплять такие институты непосредственной демократии, как опросы граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, правотворческая инициатива, публичное обсуждение и общественная экспертиза законопроектов. Именно государство в лице органов публичной власти выступает координатором и гарантом их успешной реализации. В процессе такого взаимодействия произойдет усиление связей органов государственной власти и местного самоуправления с населением, общественными формированиями. Действие принципа обратной связи проявляется в том, что при адекватном и своевременном реагировании на инициативы и обращения граждан, их положительном разрешении происходит реальное укрепление установленной законом связи между гражданами и государством. В свою очередь, это усилит государство, его публичные институты и способствует развитию самосознания населения и в целом формированию гражданского общества. Список литературы и источниковНормативные правовые акты:1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.20202. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) О Конституционном Суде Российской Федерации // Российская газета, N 138 - 139, 23.07.19943. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.12.2023) Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации // Российская газета, N 106, 15.06.2002Научная и учебная литература:4. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс : учебное пособие : в 2 томах. Том 1 / С. А. Авакьян. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2024. — 864 с.5.Ахмеджанов Р.А., Маркова М.А. Демократия как идеальная модель и проблемы ее практической реализации // Журнал «Медицинское право». - 2023. - С. 374-379.6.Бронская Ю.А. Сущность и содержание демократии // Журнал «Академическая публицистика».- 2020. - № 6. - С. 346-349.7. Василевич Г.А. Демократия – важнейший фактор устойчивого развития // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. – 2021. – С. 108-1108. Галиев А.У. Конституционные основы правового положения личности в РФ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 5-2 (44). - С. 218-220.9. Губанова В.В. Демократия как политический режим: некоторые проблемы на пути к народовластию // Лучшая студенческая статья 2020. Сборник статей XXXIV Международного научно-исследовательского конкурса. - 2020. - С. 186-189.10. Дахин А.В. Россия как демократическое государство: философия, идеология, конституция // Журнал «Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России». - 2023. - № 1 (61). - С. 165-166.11. Каргина А.В. Формы непосредственной демократии в современной России // Журнал «Перо науки». - 2020. - № 27. - С. 77-8012. Каримова К., Кротова Е.С. Выборы как одна из форм прямой демократии // Журнал «Государственно-правовые исследования». - 2020. - № 3. - С. 521-524.13. Коханова Ю.В., Родак В.И., Севостьянова О.Г. Проблемы построения демократии в современной России // Журнал «Интеллектуальный потенциал Сибири. Сборник научных статей. - 2022. - С. 55-59.14. Кузнецов А.А., Бережная Е.О. Проблема реализации прав и свобод человека и гражданина в России // Журнал «Наукосфера». - 2022. - № 3-1. - С. 279-282.15.Нудненко Л. А. Конституционное право России: учебник для вузов / Л. А. Нудненко. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 527 с.16. Рогачев Е.В. Понятие и сущностные характеристики демократии // Журнал «Крымский Академический вестник». - 2021.- № 20. - С. 218-224.17. Смирнова Ю.Ю. Кризис демократии и проблемы трансформации моделей политического участия // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. - 2023. -№ 2. - С. 84-87.18.Стрекозов В. Г. Конституционное право России : учебник для вузов / В. Г. Стрекозов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 256 с.19.Чекмасов Д.А. Выборы как одна из форм прямой демократии // Устойчивое развитие региона: проблемы и тенденции. Сборник научных статей. - 2023. - С. 138-142.20. Чернова Э.Р. Теоретические основы демократии // Актуальные проблемы государства и права на современном этапе. Сборник научных статей. - 2022. - С. 47-50.21. Ямковая И.Н. Теоретико-правовой анализ формирования и функционирования избирательных систем // Журнал «Современный ученый». - 2021. - № 5. - С. 281-286.

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) О Конституционном Суде Российской Федерации // Российская газета, N 138 - 139, 23.07.1994
3. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.12.2023) Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации // Российская газета, N 106, 15.06.2002

Научная и учебная литература:

4. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс : учебное пособие : в 2 томах. Том 1 / С. А. Авакьян. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2024. — 864 с.
5. Ахмеджанов Р.А., Маркова М.А. Демократия как идеальная модель и проблемы ее практической реализации // Журнал «Медицинское право». - 2023. - С. 374-379.
6. Бронская Ю.А. Сущность и содержание демократии // Журнал «Академическая публицистика».- 2020. - № 6. - С. 346-349.
7. Василевич Г.А. Демократия – важнейший фактор устойчивого развития // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. – 2021. – С. 108-110
8. Галиев А.У. Конституционные основы правового положения личности в РФ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 5-2 (44). - С. 218-220.
9. Губанова В.В. Демократия как политический режим: некоторые проблемы на пути к народовластию // Лучшая студенческая статья 2020. Сборник статей XXXIV Международного научно-исследовательского конкурса. - 2020. - С. 186-189.
10. Дахин А.В. Россия как демократическое государство: философия, идеология, конституция // Журнал «Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России». - 2023. - № 1 (61). - С. 165-166.
11. Каргина А.В. Формы непосредственной демократии в современной России // Журнал «Перо науки». - 2020. - № 27. - С. 77-80
12. Каримова К., Кротова Е.С. Выборы как одна из форм прямой демократии // Журнал «Государственно-правовые исследования». - 2020. - № 3. - С. 521-524.
13. Коханова Ю.В., Родак В.И., Севостьянова О.Г. Проблемы построения демократии в современной России // Журнал «Интеллектуальный потенциал Сибири. Сборник научных статей. - 2022. - С. 55-59.
14. Кузнецов А.А., Бережная Е.О. Проблема реализации прав и свобод человека и гражданина в России // Журнал «Наукосфера». - 2022. - № 3-1. - С. 279-282.
15. Нудненко Л. А. Конституционное право России: учебник для вузов / Л. А. Нудненко. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 527 с.
16. Рогачев Е.В. Понятие и сущностные характеристики демократии // Журнал «Крымский Академический вестник». - 2021.- № 20. - С. 218-224.
17. Смирнова Ю.Ю. Кризис демократии и проблемы трансформации моделей политического участия // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. - 2023. -№ 2. - С. 84-87.
18. Стрекозов В. Г. Конституционное право России : учебник для вузов / В. Г. Стрекозов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 256 с.
19. Чекмасов Д.А. Выборы как одна из форм прямой демократии // Устойчивое развитие региона: проблемы и тенденции. Сборник научных статей. - 2023. - С. 138-142.
20. Чернова Э.Р. Теоретические основы демократии // Актуальные проблемы государства и права на современном этапе. Сборник научных статей. - 2022. - С. 47-50.
21. Ямковая И.Н. Теоретико-правовой анализ формирования и функционирования избирательных систем // Журнал «Современный ученый». - 2021. - № 5. - С. 281-286.