Организация работы, учебником на уроках в начальных классах
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 19 + 19 источников
- Добавлена 12.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы работы с учебником 6
1.1 Работа учащихся с учебником как метод обучения 6
1.2 Учебный текст в структуре учебника для начальной школы 9
Глава 2. Методика организации работы с текстовым материалом учебника на уроках чтения 16
2.1 Дидактические основы работы с текстом 16
2.2 Использование системы развивающих заданий и упражнений на анализ текстового материала 19
Заключение 28
Список литературы 30
д.:В каких еще произведениях рассказывается о ...? Чем они подобны миме собой? Чем отличаются? Где интереснее описано? Почему? Какое из приведенных пословиц наиболее точно отражает главную мысль произведения?- на привлечение жизненного опыта учащихся:Читал ты раньше о событиях, описанных в тексте? Что известно тебе об этом явлении? Что нового узнал ты о нем?Особую значимость в условиях личностно ориентированного обучения приобретают задачи на формирование эмоционально-ценностного отношения к действительности, на анализ чувственной сферы автора произведения, его героев, собственных переживаний. Умение ученика перенести пережитое героем произведения на себя, почувствовать в тексте присутствие автора считают весомым показателем личностного развития школьника.Укажем еще на такие важные, на наш взгляд, моменты:- во-первых, уместно учить учащихся самостоятельно формулировать вопросы к тексту, а не только отвечать на поставленные (стоит обратить внимание второклассников на то, что вопрос имеют определенную познавательную ценность; побудить ставить проблемные вопросы, направленные на выяснение причинно-следственных связей; выбирать среди них наиболее интересные и содержательные). Данный подход имеет важное значение, поскольку ставит ученика в позицию искателя знаний, активизирует учебную деятельность школьников. Путем анализа ученических вопросов, задач учебника и демонстрации образца удачного формулировка вопроса учитель формирует у учащихся любознательность как важное качество личности;- во-вторых, мы сосредоточили основное внимание на анализе художественного произведения, хотя нетрудно заметить, что часть из предложенных задач касается и учебно-познавательных текстов.Работа с учебником предусматривает неоднократное перечитывание произведения. В связи с этим напомним некоторые традиционные виды чтения: чтение шепотом, тихо, громко; чтение в лицах; хоровое (групповое) чтения; чтение цепочкой; комбинированное (учитель - ученики); молчаливое чтение; выборочное; с ориентацией на знаки препинания и др.Заметно активизируют деятельность учащихся на уроке так называемые нетрадиционные виды чтения: чтение с сокращением текста, когда дети ищут в произведении слова или предложения, которые можно опустить; чтение на скорость; чтения-гудение (вполголоса, в разном темпе); чтение с соответствующим настроением; чтение с разной силой голоса; чтения «дождиком» (вполголоса чтения текста на протяжении нескольких минут всем классом, каждый в своем темпе); чтения «буксиром» (учитель или хорошо подготовленный ученик читает текст в замедленном темпе, а дети вполголоса прочитывают за ним; темп чтения постепенно ускоряется) чтение конкурс (следует четко сформулировать условия конкурса) чтение скороговоркой и др.Чтобы избежать механического перечитывания материала учениками, перед каждым видом чтения важно формулировать установку на восприятие (например. Прочитайте молча и отыщите .... Подумайте, на сколько частей можно разделить текст. Прочитайте текст и скажите ... и др.).Приведем ориентировочные образцы таких указаний:Найдите слова, в которых автор передает свое отношение к изображаемому. Подпишите иллюстрации строками текста. Прочитайте и подумайте, что истинно, а что - вымышленное. На сколько частей можем разделить текст? Какие иллюстрации нарисуете к произведению? Найдите слова, которые передают главную мысль. Зачитайте место, где описано волнения героя. Прочитайте смешное место в рассказе. Подготовьтесь к чтению в лицах. Найдите слова, которые стали пословицами. Найдите описание природы. Какое слово чаще всего повторяется в тексте? Прочитайте предложения, которые передают определенные чувства. Найдите авторскую подсказку о том, как надо читать. Прочитайте текст и сформулируйте вопрос о самом главном в нем. Выберите отрывок, который больше всего понравился. Найдите часть текста деформированным планом. Восстановите деформирован план по смыслу произведения. Прочитайте текст, отыщите непонятные слова. Выберите высказывания, которые больше всего понравились. Прочитайте произведение и подумайте, почему он так называется. Найдите описание внешнего вида героя. Зачитайте отрывок текста, распространив его «своими» предложениями. Сравните содержание текста с иллюстрацией. Прочитайте произведение и простели за изменениями в настроении (поведении) персонажей. Найдите самый напряженный момент в рассказе. Подготовьтесь к пересказу текста по данному плану. Подготовьтесь к пересказу текста по данному плану. Подумайте, что нового узнали вы из текста по сравнению с рассказом учителя? Подготовьтесь к выразительному чтению (подумайте, в каком темпе, с каким настроением, силой голоса надо читать произведение).Составление плана прочитанного тесно связано с умением устанавливать последовательность событий и выделять главную мысль произведения. Чтобы сформировать у второклассников обобщенный подход к выяснению структуры текста (отношение «сначала - потом»), советуем обратить внимание учащихся на следующие взаимосвязанные моменты: о чем идет речь в начале повествования; что было потом; чем заканчивается произведение.С целью наращивания сложности задач на определение главной мысли О.Я.Савченко предлагает пользоваться такой последовательности:- поиск учениками слов с наибольшей смысловой нагрузкой;- выделение предложений, в которых передаются важнейшие мысли;- определение (раскрытия) содержания мысли, переданной в названии произведения;- сопоставление «главных» слов текста с его названием;- определение главного действующего лица;- установление связи между главной мыслью произведения и содержаниемсоответствующих пословиц и поговорок.Пропедевтикой к самостоятельному составлению плана являются такие приемы:- демонстрации образца составленного плана;- ответы на вопросы, которые являются узловыми (канвой) для последующейработы над составлением плана;- разделение текста на логически завершенные (смысловые) части (как наоснове плана, предложенного учителем, так и самостоятельно);- подбор к ним заголовков- поиск частей текста сформулированным планом;- составление рисуночного плана;- восстановление деформированного плана в соответствии с текстом и тому подобное.Заметим, что план не только способствует более глубокому осознанию и пониманию содержания прочитанного, но и является важным приемом запоминания учебного материала, необходимым условием подготовки учащихся к переводу произведения. Распространенными видами переводов в начальных классах являются: дословный, сжатый, выборочный, творческий. Как показывает практика, младшим школьникам наиболее доступен подробный перевод (его разновидностью является перевод текста по данному плану), что предполагает преимущественно репродуктивную деятельность (основной акцент делается на детскую память). С другой стороны, он формирует умение выражать одну и ту же мысль разными способами, то есть развивает синонимика речи.Модель личностно ориентированного обучения нацеливает учителя на использование тех видов деятельности, которые активизируют логическое мышление, учат выделять главное, обобщать. Эффективным в данном аспекте является краткий пересказ, когда содержание произведения ученик передает коротко, конспективно. Заметим, что это один из самых тяжелых видов переводов, который предусматривает сложную аналитико-синтетическую деятельность: выделить в прочитанном основное; передать его связно, последовательно; не допускать пропусков существенного.Выборочный перевод предусматривает воссоздание отдельного эпизода, события; внешнего вида персонажа, предмета, природы, местности и тому подобное.Среди творческих переводов выделяют переводы с творческим дополнением и с перестройкой текста. К первому виду можно отнести следующие: на продолжение произведения (сказки, рассказы) на расширение сюжета новыми эпизодами; на творческое дополнение начала или конца произведения; на введение описаний природы, местности и т.д.; на словесное рисование иллюстраций к тексту.Таким образом, мы рассмотрели наиболее распространенные виды работы над текстом: обсуждение заголовка, ответы на вопросы по содержанию прочитанного, самостоятельное формулирование вопросов к тексту, различные виды чтения, составление плана произведения, пересказ прочитанного.ЗаключениеНа основе анализа соответствующей психолого-педагогической и методической литературы установлено, что работа с учебником как метод обучения может происходить в разных формах: под непосредственным руководством учителя и в форме самостоятельной работы учащихся с книгой (заметим, что второй способ возможен при условии, что у школьников сформированы соответствующие умения); на разных этапах урока; с каждым из основных компонентов учебной книги (в том числе и с текстом).Изучение научной литературы по проблеме исследования свидетельствует о том, что текст признано основным структурным компонентом учебника. Учебные тексты ученые (С. М. Бондаренко, Г. Г. Граник, Д. Д. Зуев, Ю. Кулюткин и др.) классифицируют по различным признакам: по объему (макро- и микротексты) по доминирующей функцией (основной, дополнительный и пояснительный) по функциональному стилю (предметное ориентированные, инструментальное ориентированы и ценностное ориентированные) в зависимости от метода обучения, заложенного в содержании (тексты, обслуживающих объяснительно-иллюстративный метод, содержащие проблемное изложение знаний, а также те, реализующих частично-поисковый метод). В зависимости от коммуникативной задачи, от внутренней цели текст может быть оформлен в виде рассказа, описания, рассуждения, каждый из которых имеет свои структурные и языковые особенности.Основными признаками учебного текста признаны такие: информативность, наличие заголовка, связность, смысловую целостность, наличие схемы построения текста.Обосновано, что эффективность организации работы с текстом на уроках чтения в начальной школе значительно повысится, если учебный процесс строить на таких дидактических основах: подготовка учащихся к восприятию произведения; поэтапность работы над текстом; использование системы развивающих заданий и упражнений на анализ текстового материала.Подготовка учащихся к восприятию нового произведения имеет целью актуализации их знаний, представлений, чувств, которые в той или иной степени влияют на качествоего обработки. Поэтому этот процесс содержит содержанию, эмоциональные и операционные аспекты. Преимущество той или иной составляющей обусловлена жанровыми особенностями произведения, сложностью содержания, его удаленностью от жизненного опыта детей, продолжительностью работы над текстом.Выделены следующие этапы обработки художественных произведений на уроках чтения: первичное чтение текста с целью ознакомления с содержанием; аналитическое чтение (смысловой, структурной, художественный анализ содержания), что имеет практическую направленность и осуществляется на основе многократного перечитывания текста; совершенствование качеств читательской навыки, которое происходит на разных этапах; вывод-обобщение по прочитанному; творческая работа на основе прочитанного.Наиболее распространенными видами работы над текстом: обсуждение заголовка, ответы на вопросы по содержанию прочитанного, самостоятельное формулирование вопросов к тексту, различные виды чтения, составление плана произведения, пересказ прочитанного. Указанные виды деятельности реализуются путем использования системы развивающих заданий и упражнений на анализ текстового материала учебника по чтению.Список литературы1. Внутрипредметные и межпредметные связи в начальном обучении: Межвуз. сб. научи, трудов / Ред. коллегия: Г.В. Бельтюкова, Т.С. Назарова; Отв. ред. Т.Г. Рамзаева. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2011. -130с.2. Григорчук А., Чеховская Л. Изучение художественного произведения // Начальная школа. - 2015. - № 11. - С. 11-14.3. Граник Г. Г., Бондаренко С. М. О типах учебных текстов // Проблемы школьного учебника. -М.: Просвещение, 1975. – Вып. 3. – С. 73-85.4. Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. О перспективах расширения функций учебника // Проблемы школьного учебника. – М.: Просвещение, 2012.-Вып. 15.-С. 102-116.5. Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. О реализации закономерностей понимания в учебном тексте // Проблемы школьного учебника. – М.: Просвещение, 2011. – Вып. 20. – С. 45-61.6. Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М.: Педагогика, 2013. – 240 с.7. Игнатенко Н.В. Дидактическое обеспечение понимания учебных текстов учениками начальных классов: Автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.09 / Институт педагогики АПН. - М., 2011. - 20 с.8. Кодлюк Я. П. Теория и практика создания учебников в начальном образовании: Учебник. для магистрантов и студ. пед. Ф-тов. - М .: Наше время, 2016. - 368 с.9. Кулюткин Ю. Н. Анализ функциональных стилей учебного текста // Проблемы школьного учебника.- М.: Просвещение, 2014. – Вып. 5. – С. 91-97.10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова . – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр „Академия», 2014-512с.11. Пономарева К. Формирование у младших школьников умений строить связные высказывания // Начальная школа. - 2015. - № 11. - С. 29-33.12. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Под ред. Е.Д. Божович. – М.: Московский психолого -социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭЬС», 2000. -192с.13. Савченко А. Вариативность построения уроков чтения // Начальная школа. -2006.-№9. -С. 3-8.14. Савченко А. Этапы обработки художественных произведений на уроках чтения // Начальная школа. - 2005. - № 9. - С. 22-21.15. Савченко А. Методические указания по работе с новым учебником «Чтение», 2 класс (часть первая) // Начальная школа. - 2002. - № 9.-С.6-11.16. Савченко О.Я. Чтение в 4 классе. М .: Просвещение, 2001.-160с.17. Савченко А. Я., Кодлюк. П. Организация работы учащихся с учебником // Обучение и воспитание учащихся 2 класса: Методическое пособие для учителей / Сост. Я. Савченко. - М .: Изд-во «Начальная школа», 2003. - С. 109-124.18. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т.- Т.2.- М .: Просвещение, 1976.-670с.19. Янченко А. Формирование у младших школьников умения работать с учебником: Методические рекомендации. - Тернополь: Учебники и пособия, 2016. - 64с.
1. Внутрипредметные и межпредметные связи в начальном обучении: Межвуз. сб. научи, трудов / Ред. коллегия: Г.В. Бельтюкова, Т.С. Назарова; Отв. ред. Т.Г. Рамзаева. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2011. -130с.
2. Григорчук А., Чеховская Л. Изучение художественного произведения // Начальная школа. - 2015. - № 11. - С. 11-14.
3. Граник Г. Г., Бондаренко С. М. О типах учебных текстов // Проблемы школьного учебника. -М.: Просвещение, 1975. – Вып. 3. – С. 73-85.
4. Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. О перспективах расширения функций учебника // Проблемы школьного учебника. – М.: Просвещение, 2012.-Вып. 15.-С. 102-116.
5. Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. О реализации закономерностей понимания в учебном тексте // Проблемы школьного учебника. – М.: Просвещение, 2011. – Вып. 20. – С. 45-61.
6. Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М.: Педагогика, 2013. – 240 с.
7. Игнатенко Н.В. Дидактическое обеспечение понимания учебных текстов учениками начальных классов: Автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.09 / Институт педагогики АПН. - М., 2011. - 20 с.
8. Кодлюк Я. П. Теория и практика создания учебников в начальном образовании: Учебник. для магистрантов и студ. пед. Ф-тов. - М .: Наше время, 2016. - 368 с.
9. Кулюткин Ю. Н. Анализ функциональных стилей учебного текста // Проблемы школьного учебника.- М.: Просвещение, 2014. – Вып. 5. – С. 91-97.
10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова . – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр „Академия», 2014-512с.
11. Пономарева К. Формирование у младших школьников умений строить связные высказывания // Начальная школа. - 2015. - № 11. - С. 29-33.
12. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Под ред. Е.Д. Божович. – М.: Московский психолого -социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭЬС», 2000. -192с.
13. Савченко А. Вариативность построения уроков чтения // Начальная школа. -2006.-№9. -С. 3-8.
14. Савченко А. Этапы обработки художественных произведений на уроках чтения // Начальная школа. - 2005. - № 9. - С. 22-21.
15. Савченко А. Методические указания по работе с новым учебником «Чтение», 2 класс (часть первая) // Начальная школа. - 2002. - № 9.-С.6-11.
16. Савченко О.Я. Чтение в 4 классе. М .: Просвещение, 2001.-160с.
17. Савченко А. Я., Кодлюк. П. Организация работы учащихся с учебником // Обучение и воспитание учащихся 2 класса: Методическое пособие для учителей / Сост. Я. Савченко. - М .: Изд-во «Начальная школа», 2003. - С. 109-124.
18. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т.- Т.2.- М .: Просвещение, 1976.-670с.
19. Янченко А. Формирование у младших школьников умения работать с учебником: Методические рекомендации. - Тернополь: Учебники и пособия, 2016. - 64с.