Организация работы, учебником на уроках в начальных классах

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 31 31 страница
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 12.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы работы с учебником 6
1.1 Работа учащихся с учебником как метод обучения 6
1.2 Учебный текст в структуре учебника для начальной школы 9
Глава 2. Методика организации работы с текстовым материалом учебника на уроках чтения 16
2.1 Дидактические основы работы с текстом 16
2.2 Использование системы развивающих заданий и упражнений на анализ текстового материала 19
Заключение 28
Список литературы 30

Фрагмент для ознакомления

д.:В каких еще произведениях рассказывается о ...? Чем они подобны миме собой? Чем отличаются? Где интереснее описано? Почему? Какое из приведенных пословиц наиболее точно отражает главную мысль произведения?- на привлечение жизненного опыта учащихся:Читал ты раньше о событиях, описанных в тексте? Что известно тебе об этом явлении? Что нового узнал ты о нем?Особую значимость в условиях личностно ориентированного обучения приобретают задачи на формирование эмоционально-ценностного отношения к действительности, на анализ чувственной сферы автора произведения, его героев, собственных переживаний. Умение ученика перенести пережитое героем произведения на себя, почувствовать в тексте присутствие автора считают весомым показателем личностного развития школьника.Укажем еще на такие важные, на наш взгляд, моменты:- во-первых, уместно учить учащихся самостоятельно формулировать вопросы к тексту, а не только отвечать на поставленные (стоит обратить внимание второклассников на то, что вопрос имеют определенную познавательную ценность; побудить ставить проблемные вопросы, направленные на выяснение причинно-следственных связей; выбирать среди них наиболее интересные и содержательные). Данный подход имеет важное значение, поскольку ставит ученика в позицию искателя знаний, активизирует учебную деятельность школьников. Путем анализа ученических вопросов, задач учебника и демонстрации образца удачного формулировка вопроса учитель формирует у учащихся любознательность как важное качество личности;- во-вторых, мы сосредоточили основное внимание на анализе художественного произведения, хотя нетрудно заметить, что часть из предложенных задач касается и учебно-познавательных текстов.Работа с учебником предусматривает неоднократное перечитывание произведения. В связи с этим напомним некоторые традиционные виды чтения: чтение шепотом, тихо, громко; чтение в лицах; хоровое (групповое) чтения; чтение цепочкой; комбинированное (учитель - ученики); молчаливое чтение; выборочное; с ориентацией на знаки препинания и др.Заметно активизируют деятельность учащихся на уроке так называемые нетрадиционные виды чтения: чтение с сокращением текста, когда дети ищут в произведении слова или предложения, которые можно опустить; чтение на скорость; чтения-гудение (вполголоса, в разном темпе); чтение с соответствующим настроением; чтение с разной силой голоса; чтения «дождиком» (вполголоса чтения текста на протяжении нескольких минут всем классом, каждый в своем темпе); чтения «буксиром» (учитель или хорошо подготовленный ученик читает текст в замедленном темпе, а дети вполголоса прочитывают за ним; темп чтения постепенно ускоряется) чтение конкурс (следует четко сформулировать условия конкурса) чтение скороговоркой и др.Чтобы избежать механического перечитывания материала учениками, перед каждым видом чтения важно формулировать установку на восприятие (например. Прочитайте молча и отыщите .... Подумайте, на сколько частей можно разделить текст. Прочитайте текст и скажите ... и др.).Приведем ориентировочные образцы таких указаний:Найдите слова, в которых автор передает свое отношение к изображаемому. Подпишите иллюстрации строками текста. Прочитайте и подумайте, что истинно, а что - вымышленное. На сколько частей можем разделить текст? Какие иллюстрации нарисуете к произведению? Найдите слова, которые передают главную мысль. Зачитайте место, где описано волнения героя. Прочитайте смешное место в рассказе. Подготовьтесь к чтению в лицах. Найдите слова, которые стали пословицами. Найдите описание природы. Какое слово чаще всего повторяется в тексте? Прочитайте предложения, которые передают определенные чувства. Найдите авторскую подсказку о том, как надо читать. Прочитайте текст и сформулируйте вопрос о самом главном в нем. Выберите отрывок, который больше всего понравился. Найдите часть текста деформированным планом. Восстановите деформирован план по смыслу произведения. Прочитайте текст, отыщите непонятные слова. Выберите высказывания, которые больше всего понравились. Прочитайте произведение и подумайте, почему он так называется. Найдите описание внешнего вида героя. Зачитайте отрывок текста, распространив его «своими» предложениями. Сравните содержание текста с иллюстрацией. Прочитайте произведение и простели за изменениями в настроении (поведении) персонажей. Найдите самый напряженный момент в рассказе. Подготовьтесь к пересказу текста по данному плану. Подготовьтесь к пересказу текста по данному плану. Подумайте, что нового узнали вы из текста по сравнению с рассказом учителя? Подготовьтесь к выразительному чтению (подумайте, в каком темпе, с каким настроением, силой голоса надо читать произведение).Составление плана прочитанного тесно связано с умением устанавливать последовательность событий и выделять главную мысль произведения. Чтобы сформировать у второклассников обобщенный подход к выяснению структуры текста (отношение «сначала - потом»), советуем обратить внимание учащихся на следующие взаимосвязанные моменты: о чем идет речь в начале повествования; что было потом; чем заканчивается произведение.С целью наращивания сложности задач на определение главной мысли О.Я.Савченко предлагает пользоваться такой последовательности:- поиск учениками слов с наибольшей смысловой нагрузкой;- выделение предложений, в которых передаются важнейшие мысли;- определение (раскрытия) содержания мысли, переданной в названии произведения;- сопоставление «главных» слов текста с его названием;- определение главного действующего лица;- установление связи между главной мыслью произведения и содержаниемсоответствующих пословиц и поговорок.Пропедевтикой к самостоятельному составлению плана являются такие приемы:- демонстрации образца составленного плана;- ответы на вопросы, которые являются узловыми (канвой) для последующейработы над составлением плана;- разделение текста на логически завершенные (смысловые) части (как наоснове плана, предложенного учителем, так и самостоятельно);- подбор к ним заголовков- поиск частей текста сформулированным планом;- составление рисуночного плана;- восстановление деформированного плана в соответствии с текстом и тому подобное.Заметим, что план не только способствует более глубокому осознанию и пониманию содержания прочитанного, но и является важным приемом запоминания учебного материала, необходимым условием подготовки учащихся к переводу произведения. Распространенными видами переводов в начальных классах являются: дословный, сжатый, выборочный, творческий. Как показывает практика, младшим школьникам наиболее доступен подробный перевод (его разновидностью является перевод текста по данному плану), что предполагает преимущественно репродуктивную деятельность (основной акцент делается на детскую память). С другой стороны, он формирует умение выражать одну и ту же мысль разными способами, то есть развивает синонимика речи.Модель личностно ориентированного обучения нацеливает учителя на использование тех видов деятельности, которые активизируют логическое мышление, учат выделять главное, обобщать. Эффективным в данном аспекте является краткий пересказ, когда содержание произведения ученик передает коротко, конспективно. Заметим, что это один из самых тяжелых видов переводов, который предусматривает сложную аналитико-синтетическую деятельность: выделить в прочитанном основное; передать его связно, последовательно; не допускать пропусков существенного.Выборочный перевод предусматривает воссоздание отдельного эпизода, события; внешнего вида персонажа, предмета, природы, местности и тому подобное.Среди творческих переводов выделяют переводы с творческим дополнением и с перестройкой текста. К первому виду можно отнести следующие: на продолжение произведения (сказки, рассказы) на расширение сюжета новыми эпизодами; на творческое дополнение начала или конца произведения; на введение описаний природы, местности и т.д.; на словесное рисование иллюстраций к тексту.Таким образом, мы рассмотрели наиболее распространенные виды работы над текстом: обсуждение заголовка, ответы на вопросы по содержанию прочитанного, самостоятельное формулирование вопросов к тексту, различные виды чтения, составление плана произведения, пересказ прочитанного.ЗаключениеНа основе анализа соответствующей психолого-педагогической и методической литературы установлено, что работа с учебником как метод обучения может происходить в разных формах: под непосредственным руководством учителя и в форме самостоятельной работы учащихся с книгой (заметим, что второй способ возможен при условии, что у школьников сформированы соответствующие умения); на разных этапах урока; с каждым из основных компонентов учебной книги (в том числе и с текстом).Изучение научной литературы по проблеме исследования свидетельствует о том, что текст признано основным структурным компонентом учебника. Учебные тексты ученые (С. М. Бондаренко, Г. Г. Граник, Д. Д. Зуев, Ю. Кулюткин и др.) классифицируют по различным признакам: по объему (макро- и микротексты) по доминирующей функцией (основной, дополнительный и пояснительный) по функциональному стилю (предметное ориентированные, инструментальное ориентированы и ценностное ориентированные) в зависимости от метода обучения, заложенного в содержании (тексты, обслуживающих объяснительно-иллюстративный метод, содержащие проблемное изложение знаний, а также те, реализующих частично-поисковый метод). В зависимости от коммуникативной задачи, от внутренней цели текст может быть оформлен в виде рассказа, описания, рассуждения, каждый из которых имеет свои структурные и языковые особенности.Основными признаками учебного текста признаны такие: информативность, наличие заголовка, связность, смысловую целостность, наличие схемы построения текста.Обосновано, что эффективность организации работы с текстом на уроках чтения в начальной школе значительно повысится, если учебный процесс строить на таких дидактических основах: подготовка учащихся к восприятию произведения; поэтапность работы над текстом; использование системы развивающих заданий и упражнений на анализ текстового материала.Подготовка учащихся к восприятию нового произведения имеет целью актуализации их знаний, представлений, чувств, которые в той или иной степени влияют на качествоего обработки. Поэтому этот процесс содержит содержанию, эмоциональные и операционные аспекты. Преимущество той или иной составляющей обусловлена ​​жанровыми особенностями произведения, сложностью содержания, его удаленностью от жизненного опыта детей, продолжительностью работы над текстом.Выделены следующие этапы обработки художественных произведений на уроках чтения: первичное чтение текста с целью ознакомления с содержанием; аналитическое чтение (смысловой, структурной, художественный анализ содержания), что имеет практическую направленность и осуществляется на основе многократного перечитывания текста; совершенствование качеств читательской навыки, которое происходит на разных этапах; вывод-обобщение по прочитанному; творческая работа на основе прочитанного.Наиболее распространенными видами работы над текстом: обсуждение заголовка, ответы на вопросы по содержанию прочитанного, самостоятельное формулирование вопросов к тексту, различные виды чтения, составление плана произведения, пересказ прочитанного. Указанные виды деятельности реализуются путем использования системы развивающих заданий и упражнений на анализ текстового материала учебника по чтению.Список литературы1. Внутрипредметные и межпредметные связи в начальном обучении: Межвуз. сб. научи, трудов / Ред. коллегия: Г.В. Бельтюкова, Т.С. Назарова; Отв. ред. Т.Г. Рамзаева. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2011. -130с.2. Григорчук А., Чеховская Л. Изучение художественного произведения // Начальная школа. - 2015. - № 11. - С. 11-14.3. Граник Г. Г., Бондаренко С. М. О типах учебных текстов // Проблемы школьного учебника. -М.: Просвещение, 1975. – Вып. 3. – С. 73-85.4. Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. О перспективах расширения функций учебника // Проблемы школьного учебника. – М.: Просвещение, 2012.-Вып. 15.-С. 102-116.5. Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. О реализации закономерностей понимания в учебном тексте // Проблемы школьного учебника. – М.: Просвещение, 2011. – Вып. 20. – С. 45-61.6. Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М.: Педагогика, 2013. – 240 с.7. Игнатенко Н.В. Дидактическое обеспечение понимания учебных текстов учениками начальных классов: Автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.09 / Институт педагогики АПН. - М., 2011. - 20 с.8. Кодлюк Я. П. Теория и практика создания учебников в начальном образовании: Учебник. для магистрантов и студ. пед. Ф-тов. - М .: Наше время, 2016. - 368 с.9. Кулюткин Ю. Н. Анализ функциональных стилей учебного текста // Проблемы школьного учебника.- М.: Просвещение, 2014. – Вып. 5. – С. 91-97.10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова . – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр „Академия», 2014-512с.11. Пономарева К. Формирование у младших школьников умений строить связные высказывания // Начальная школа. - 2015. - № 11. - С. 29-33.12. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Под ред. Е.Д. Божович. – М.: Московский психолого -социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭЬС», 2000. -192с.13. Савченко А. Вариативность построения уроков чтения // Начальная школа. -2006.-№9. -С. 3-8.14. Савченко А. Этапы обработки художественных произведений на уроках чтения // Начальная школа. - 2005. - № 9. - С. 22-21.15. Савченко А. Методические указания по работе с новым учебником «Чтение», 2 класс (часть первая) // Начальная школа. - 2002. - № 9.-С.6-11.16. Савченко О.Я. Чтение в 4 классе. М .: Просвещение, 2001.-160с.17. Савченко А. Я., Кодлюк. П. Организация работы учащихся с учебником // Обучение и воспитание учащихся 2 класса: Методическое пособие для учителей / Сост. Я. Савченко. - М .: Изд-во «Начальная школа», 2003. - С. 109-124.18. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т.- Т.2.- М .: Просвещение, 1976.-670с.19. Янченко А. Формирование у младших школьников умения работать с учебником: Методические рекомендации. - Тернополь: Учебники и пособия, 2016. - 64с.

Список литературы

1. Внутрипредметные и межпредметные связи в начальном обучении: Межвуз. сб. научи, трудов / Ред. коллегия: Г.В. Бельтюкова, Т.С. Назарова; Отв. ред. Т.Г. Рамзаева. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2011. -130с.
2. Григорчук А., Чеховская Л. Изучение художественного произведения // Начальная школа. - 2015. - № 11. - С. 11-14.
3. Граник Г. Г., Бондаренко С. М. О типах учебных текстов // Проблемы школьного учебника. -М.: Просвещение, 1975. – Вып. 3. – С. 73-85.
4. Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. О перспективах расширения функций учебника // Проблемы школьного учебника. – М.: Просвещение, 2012.-Вып. 15.-С. 102-116.
5. Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. О реализации закономерностей понимания в учебном тексте // Проблемы школьного учебника. – М.: Просвещение, 2011. – Вып. 20. – С. 45-61.
6. Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М.: Педагогика, 2013. – 240 с.
7. Игнатенко Н.В. Дидактическое обеспечение понимания учебных текстов учениками начальных классов: Автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.09 / Институт педагогики АПН. - М., 2011. - 20 с.
8. Кодлюк Я. П. Теория и практика создания учебников в начальном образовании: Учебник. для магистрантов и студ. пед. Ф-тов. - М .: Наше время, 2016. - 368 с.
9. Кулюткин Ю. Н. Анализ функциональных стилей учебного текста // Проблемы школьного учебника.- М.: Просвещение, 2014. – Вып. 5. – С. 91-97.
10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова . – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр „Академия», 2014-512с.
11. Пономарева К. Формирование у младших школьников умений строить связные высказывания // Начальная школа. - 2015. - № 11. - С. 29-33.

12. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Под ред. Е.Д. Божович. – М.: Московский психолого -социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭЬС», 2000. -192с.
13. Савченко А. Вариативность построения уроков чтения // Начальная школа. -2006.-№9. -С. 3-8.
14. Савченко А. Этапы обработки художественных произведений на уроках чтения // Начальная школа. - 2005. - № 9. - С. 22-21.
15. Савченко А. Методические указания по работе с новым учебником «Чтение», 2 класс (часть первая) // Начальная школа. - 2002. - № 9.-С.6-11.
16. Савченко О.Я. Чтение в 4 классе. М .: Просвещение, 2001.-160с.
17. Савченко А. Я., Кодлюк. П. Организация работы учащихся с учебником // Обучение и воспитание учащихся 2 класса: Методическое пособие для учителей / Сост. Я. Савченко. - М .: Изд-во «Начальная школа», 2003. - С. 109-124.
18. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т.- Т.2.- М .: Просвещение, 1976.-670с.
19. Янченко А. Формирование у младших школьников умения работать с учебником: Методические рекомендации. - Тернополь: Учебники и пособия, 2016. - 64с.