Модели федерализма: достоинства и недостатки, проблемы реализации.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 31 31 страница
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 21.04.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Общие положения о федерации…………………………………..….…6
1.1 Понятие и признаки федерации………………………………………….…..6
1.2 Виды федераций………………………………………………………...……11
1.3 Достоинства и недостатки федерализма……………………………………15
Глава 2. Проблемные аспекты федеративного устройства на примере Российской Федерации…………………………………………………..………18
2.1 Проблемы федеративного устройства современной России……..………..18
2.2 Пути совершенствования федеративной модели России…………………..21
Заключение…………………………………………………………………….…27
Список использованной литературы……………………………………..…….29

Фрагмент для ознакомления

Также существует проблема с качеством государственного управления на региональном уровне. В некоторых случаях региональные власти неэффективно используют финансовые и административные ресурсы, что приводит к низкому уровню жизни населения и негативно сказывается на развитии регионов. Возникает также проблема с координацией политики в области социального и экономического развития между федеральным и региональным уровнями власти.Существует также проблема борьбы за влияние и ресурсы между центральным федеральным правительством и региональными властями. В некоторых случаях этот борьба приводит к конфликтам и спорам, которые ослабляют федеративную систему и создают преграды для развития страны в целом. Возникает также риск конфронтации между регионами и угроза для единства и целостности Российской Федерации.Важной проблемой федеративного устройства России является отсутствие в определенных случаях реального механизма участия граждан в принятии решений на местном уровне. Россия остается регионом с высоким уровнем вертикальной власти, и решения принимаются сверху вниз без должного учета мнений и потребностей населения. Это создает общественное недовольство и отчуждение граждан от политической системы.Однако несмотря на эти проблемы, Россия продолжает функционировать как модель федеративного государства. Федеративная система обеспечивает баланс интересов центра и регионов, учитывает специфику и особенности каждого субъекта федерации, способствует развитию местного самоуправления и гражданского общества.Таким образом, современная Россия сталкивается с рядом проблем, связанных с федеративным устройством государства. Неравномерность развития регионов, отсутствие контроля над региональными властями, низкое качество государственного управления, борьба за влияние и ресурсы, а также отсутствие реального участия граждан – все это вызывает тревогу и требует поиска эффективных решений. Российская Федерация должна стремиться к совершенствованию федеративной системы, чтобы обеспечить равные возможности и развитие для всех регионов и граждан страны.2.2 Пути совершенствования федеративной модели РоссииРассмотрение вышеуказанных вопросов позволяет говорить о том, что Россия в целом является примером успешной реализации федеративного модели государства. Федерализм позволяет более равномерно распределить политическую и экономическую власть, учитывая специфические условия и потребности каждого региона. Несмотря на проблемы, федеративный строй способствует сохранению единства и разнообразия России, обеспечивает стабильность и государственную безопасность.Федеративное устройство Российской Федерации является одной из основных принципов организации государства. Оно предполагает наличие различных уровней власти - федеральной, региональной и муниципальной. Однако несмотря на то, что федерализм создает условия для учета интересов различных регионов и групп населения, существуют и проблемы, связанные с его реализацией и функционированием, рассмотренные нами в предыдущем параграфе.Существующая федеративная модель России была установлена в начале 1990-х годов и является одним из основных принципов организации государственной власти в стране. В соответствии с этой моделью, Российская Федерация представляет собой объединение различных субъектов с различной степенью автономии, которые имеют право на управление своими внутренними делами. Однако, несмотря на то, что федеративная модель имеет свои преимущества, отмечаются также некоторые недостатки, которые необходимо преодолеть для достижения более совершенной системы управления.Один из основных способов совершенствования федеративной модели России состоит в уравновешивании власти между центральным правительством и регионами. В настоящее время наблюдается сосредоточение власти в федеральном правительстве, что может приводить к неравенству в распределении ресурсов и возникновению конфликтов между регионами. Поэтому необходимо предоставить субъектам федерации больше полномочий в принятии решений по вопросам внутренней политики, экономики и социальной сферы. Это позволит учесть специфику каждого региона и обеспечить их устойчивое развитие.Вторым путем совершенствования федеральной модели России является расширение практики действительного самоуправления субъектов федерации. В большинстве российских регионов в настоящее время существуют местные органы власти, но их полномочия ограничены и они зависят от федерального правительства. Для достижения более совершенной федеративной модели необходимо усилить местное самоуправление и дать местным органам власти больше возможностей принимать решения и реализовывать программы развития.Третьим путем совершенствования федеративной модели России является повышение прозрачности и открытости в принятии решений. Открытые и прозрачные процедуры позволяют гражданам и организациям участвовать в принятии решений и контролировать деятельность государственных органов. Это также способствует борьбе с коррупцией и повышению доверия к власти. Поэтому важно создать эффективные механизмы обратной связи между центральным правительством, регионами и гражданами, а также обеспечить публикацию информации о работе органов власти и проведении публичных слушаний.Четвертым путем совершенствования федеративной модели России является развитие инновационной деятельности и поддержка регионального развития. Федеральное правительство должно выступать в роли активного участника в процессе развития регионов, предоставлять финансовую и экономическую поддержку для научных исследований и развития местного предпринимательства. Таким образом, будет стимулироваться устойчивое развитие регионов и повышаться качество жизни населения.Перспективы дальнейшего развития России как федерации опираются на ряд важных факторов, которые в последние годы играют значительную роль в формировании общенациональной идентичности и закреплении роли федерации как центра сближения и взаимодействия различных субъектов страны.Важную роль играет охрана и развитие региональной и культурной идентичности. Несмотря на то, что Россия является многонациональным государством, охрана и развитие культурного наследия и языковых традиций народов субъектов Российской Федерации являются одним из приоритетов государственной политики. Установление и поддержка национально-региональных фестивалей, культурных и образовательных программ и проектов, а также популяризация и сближение различных народов позволят не только укрепить национальные идентификационные основы, но и создать основу для развития хорошей практики государственного управления и диалога между регионами.Кроме того, дальнейшее развитие федерации требует активного развития экономического потенциала регионов. В России существуют большие различия в экономическом развитии между различными регионами. Однако, благодаря новым программам и стратегиям, направленным на развитие инноваций и модернизацию экономики, возможно сократить разрывы и стимулировать развитие отстающих регионов.Также важным аспектом развития России как федерации является развитие и совершенствование институтов гражданского общества. Современные технологии связи и информации позволяют обеспечить открытое и прозрачное взаимодействие между государственными властями и общественностью на различных уровнях. Развитие интернет-пространства и социальных сетей, а также внедрение электронного правительства, предоставляют новые возможности для активного участия граждан в процессах принятия решений и контроля деятельности властей. Формирование и развитие гражданского общества внутри федерации будет способствовать активизации гражданской инициативы, повышению ответственности властей и повышению эффективности управления.Однако, в решении данных задач может возникнуть ряд сложностей и проблем. Одна из главных проблем – это проявление сентиментов сепаратизма в ряде регионов Российской Федерации, которые стремятся к большей автономии и независимости. В данной ситуации важно находить баланс между укреплением федеративных принципов как основы государственности и удовлетворением легитимных амбиций и интересов регионов. Это может быть достигнуто путем создания механизмов диалога и сотрудничества, а также путем проведения реформ, направленных на повышение экономической и политической самостоятельности регионов.Таким образом, перспективы дальнейшего развития России как федерации основываются на укреплении культурной и гражданской идентичности, развитии экономического потенциала регионов и совершенствовании институтов гражданского общества. Важно создать условия для взаимодействия и сотрудничества между регионами, чтобы обеспечить сбалансированный и устойчивый развитие всей страны. Вместе с тем, необходимо активно работать над устранением проблем и сложностей, возникающих в процессе укрепления федеративной системы и удовлетворения интересов регионов, стремящихся к большей автономии. Только таким образом у России будет улучшаться перспективы дальнейшего развития как федерации.В целом, российская федеративная модель имеет потенциал для дальнейшего совершенствования. Для достижения этой цели необходимо уравновесить власть между центральным правительством и регионами, развить самоуправление на местном уровне, обеспечить прозрачность и открытость в принятии решений, а также активно поддерживать региональное развитие и инновационную деятельность. Только таким образом можно создать более совершенную федеративную модель, которая будет служить интересам всех граждан России.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключение данной курсовой работы можно сделать следующие выводы.В ходе исследования рассмотрено понятие федеративного государства и его виды. Федерация – это форма государственного устройства, в которой сильные и слабые стороны объединяются в одно государство, сохраняя при этом свою относительную автономию. Главная цель федерации - обеспечение стабильности, согласия и общенационального развития.На примере таких стран, как Бельгия, Германия, Россия и другие, прослеживается, что федеративное государство может иметь различные модели распределения власти. Существует два основных типа федерации - симметричная и асимметричная. В симметричной федерации все члены имеют одинаковые права и обязанности, в то время как в асимметричной федерации различные территории имеют разную степень автономии.Кроме того, имеют место различные виды федераций. Каждый из видов имеет свои особенности и специфику внутреннего устройства. Важным аспектом федеративного государства является распределение компетенций между центром и регионами. В ходе работы установлено, что децентрализация власти и передача полномочий на местный уровень способствуют развитию регионов и повышению уровня жизни населения. Однако, слишком большая автономия может привести к раздробленности и неэффективности управления.На основе проведенного анализа можно заключить, что федеративное государство является эффективной формой организации политической системы, особенно в многонациональных и многокультурных странах. Оно позволяет учесть интересы различных регионов и народностей, обеспечивая им равные возможности развития и самоуправления.В заключение следует отметить, что федеративное государство не является универсальным решением для всех стран. Каждая страна должна учитывать свою историю, особенности культуры и национальное стремление при выборе формы государственного устройства. Однако, опыт различных федераций может служить полезным уроком, помогающим разрабатывать эффективные модели управления и достижения долгосрочной стабильности.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список нормативно-правовых актов:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.

Список научной и учебной литературы:
2. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: Учебное пособие: В 2 томах / С.А. Авакьян. Москва: Норма: ИНФРА-М, 2011. Т. 1.
3. Гуляков А.Д. Федерализм: механизм возникновения и основные направления развития. Историко-государствоведческое исследование: монография / А.Д. Гуляков. Москва: РИОР; ИНФРА, 2020.
4. Добрынин Н.М. Российский федерализм и федерация: конъюнкция смыслов и реалий / Н.М. Добрынин // Российский юридический журнал. 2020. N 2 (131). С. 71 - 79.
5. Дзидзоев Р.М. Федерация как форма государственного устройства: конституционные иллюзии и реальность // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 4. С. 50 - 53.
6. Добрынин Н.М. Конституционализм и федерализм: несколько тезисов о созвучии смыслов и ценностей в контексте современного российского правопонимания // Конституционное право: итоги развития, проблемы и перспективы: Сборник материалов международ. науч. конференции / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: РГ-Пресс, 2021.
7. Ежукова О.А. Модель федеративного устройства России в контексте мировой практики федеративных отношений // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 9. С. 46 - 54.
8. Ильин И.М. Конституционная модель бюджетного федерализма России: особенности, проблематика и перспектива конституционной настройки (модернизации) / И.М. Ильин // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 9. С. 55 - 58.
9. Ирхин И.В. Территории с особым статусом в составе федеративных государств (конституционно-правовое исследование): монография / И.В. Ирхин. Москва: ИНФРА-М, 2020.
10. Кожевников О.А., Кузнецова С.С. Принцип федерализма в миграционной политике России и зарубежных стран: сравнительно-правовое исследование // Российский юридический журнал. 2023. N 4. С. 42 - 59.
11. Кононов П.И. Актуальные проблемы административного права: учебник. Москва: КНОРУС, 2023.
12. Конституционное право: Учебник / Ответственный редактор В.И. Фадеев. Москва: Проспект, 2014.
13. Мжельская А.С. Конституционно-правовая проблема федерализма в Швейцарии XXI в.: конфедерация или федерация? // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 2. С. 60 - 64.
14. Попондопуло В.Ф. Организация публичной власти как гарантия прав и свобод человека // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 10. С. 11 - 19.
15. Садовская Т.Д., Попкова Ж.Г., Рашидов О.Ш. Принцип федерализма как основа функционирования финансовой системы государства // Финансовое право. 2023. N 11. С. 24 - 29.
16. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 г. М.: Изд-во МГУ, 1984.
17. Сергевнин С.Л., Елисеева А.А. Об отдельных проблемах сравнительно-правовых исследований в сфере федерализма // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 6. С. 29 - 36.
18. Чеботарев Г.Н. Как укрепить единую систему публичной власти? // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 3. С. 19 - 23.