Работа с устойчивыми выражениями на уроках в начальной школе в 3 классе
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 22.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Понятие устойчивых выражений 5
1.2. Место изучения устойчивых выражений в программе русского языка в начальной школе 7
1.3. Анализ опыта изучения устойчивых выражений в программе русского языка в начальной школе 9
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УСТОЙЧИВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ 3 КЛАССА 15
2.1. Оценка уровня знаний об устойчивых выражений у обучающихся в 3 классе 15
2.2. Предложения по коррекции уровня знаний об устойчивых выражений у обучающихся в 3 классе 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
2) (Медвежья, собачья, волчья) услуга. 3) Бить (мух, баклуши, ящики). Можно ли заменить слова во фразеологизмах?Группа 4. Являются ли фразеологизмы члена предложения? Если да, то какими? 1) Петя на уроке математики работал плохо. Он бездельничал. 2) Петя на уроке математики работал спустя руками. Он бил баклуши. Итак, какие выводы мы можем сделать?Верно, фразеологизмов очень много и их значение можно найти в словарях как в печатном виде, так и в сети Интернет. Фразеологизмы – это неделимое словосочетание, его части нельзя заменить на другие слова, фразеологизмы употребляются целиком. Фразеологизмы в предложении выступают одним членом предложения. Они могут быть как главными членами предложения (подлежащими и сказуемыми), так и второстепенными членами предложения (дополнение, обстоятельство). А теперь снова работаем в группах. У каждого из вас есть цветные карточки с фразеологизмами. На доске есть таблица с таким графами как бездельничать, обманывать и быстро. Распределите свои карточки по этой таблице. Фразеологизмы – «сидеть сложа руки», «втирать очки», «сломя голову», «лодыря гонять», «водить за нос», «Во все лопатки», «бить баклуши», «вводить в заблуждение», «со всех ног».А теперь посмотрите на экран. Здесь вы видите изображения, которые иллюстрируют отдельные фразеологизмы. Давайте их расшифруем.Посмотрите внимательно на нашу таблицу. Что вы можете о ней сказать?Верно. Фразеологизмы в каждой из групп обозначают одно и тоже, но звучат они по разному. Значит они синонимичны. Поработаем в парах. У вас есть карточки с фразеологизмами. Вы поочередно читаете их, а ваш партнер предлагает синонимичные фразеологизмы. Например, «лясы точить» – «молоть языком».А могут ли у фразеологизмом быть антонимы? Конечно. Пример – «человек с большой буквы» и «дьявол во плоти». Давайте попробует придумать анонимичные фразеологизмы к следующим примерам: «ходячая энциклопедия» («нахватался по верхам»), «ума палата» («без царя в голове»), «себе на уме» («святая простота»), «как кошка с собакой» («душа в душу»). Давайте подумаем, зачем нам нужны фразеологизмы? Какую роль они играют в нашей жизни?Фразеологизмы нужны для того, чтобы сделать речь более экспрессивной, эмоционально окрашенной, запоминающейся, яркой. Очень активно они применяются в художественном тексте. Посмотрите на экран. Здесь вы видите примеры использования фразеологизмов в художественных произведениях. Давайте подумаем вместе, какое значение они имеют и с какой целью используются авторами: 1) Душа ее, вся ее психология у него как на ладони. (А. Чехов) 2) Стручков обитал у черта на куличках. Шли, шли к нему и наконец пришли. (А. Чехов) 3) Пан Улянский был старый холостяк, появившийся на нашем дворе бог весть откуда. (В. Короленко) 4) Чувство, что я опять работаю, доставляло мне такое наслаждение, что я всю неделю трудился не покладая рук. (М. Твен) 5) На другой день ни свет ни заря я устремился в лес. (Ю. Нагибин).Итак, мы с вами изучили тему «Фразеологизмы». Давайте попробует обобщить все сказанное выше еще раз. Итак, что такое фразеологизмы? Если фразеологизм вам не известен, то как его найти? Можно ли делить фразеологизм, заменять его отдельные части на синонимы? Каким членом предложения может быть фразеологизм?Рефлексия. Закончите предложения:Сегодня я узнал(а)…Было интересно …Я выполнил(а)…Теперь я могу …Меня удивило …Мне захотелось …Домашнее задание. Напишите мини-сочинение, в котором будет использовано не менее 30 фразеологизмов.Таким образом, на основе полученных сведений было предложено занятиена тему «Фразеологизмы», котороепожет детям повысить уровень знаний в данной области.ЗАКЛЮЧЕНИЕФразеологизмы – это стабильные и неразделимые сочетания слов, используемые в переносном смысле. Замена фразеологизма одним словом невозможна, поскольку удаление или замена хотя бы одного слова отнимет у него значение (пример: повесил нос и повесил пальто). Фразеологизмы представляют собой исторически сложившиеся выражения с неизменной структурой.Начальная школа уделяет недостаточно внимания изучению фразеологизмов, в то время как мы повсеместно сталкиваемся с ними в повседневной жизни. Большинство программ по русскому языку для младших классов сосредоточены только на поверхностном знакомстве учеников с фразеологическими единицами. Эксперты подчеркивают, что регулярная работа над этой темой способствует развитию речи у детей, стимулирует мышление, расширяет активный словарный запас и вызывает стремление использовать словари фразеологизмов, антонимов и синонимов.При изучении фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школе используются такие формы работы как индивидуальная, групповая, парная. Среди методов работы выделяются объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский метод, а также словесные, наглядные, практические методы обучения.В классе не было детей с высоким уровнем знаний. У 7,69% детей показатели были средними. Оставшиеся 84,62% детей имели низкий уровень знаний. Мы предложили урок на тему «Фразеологизмы». Предложенный нами урок может проводиться как в условиях занятий по русскому языку, так и во время внеурочных занятий.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБауринаЕ.В. Методические аспекты обучения фразеологии в русской школе / Е.В. Байрина // Rhema. Рема, 2011. – № 4. – С. 102-106ВоробеваЕ.А. Нравственный аспект изучения фразеологизмов в начальной школе / Е.А. Воробьева, В.В. Зунтова // Дошкольное и начальное образование: вариативность подходов. Материалы международной конференции «Чтение Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ, 2016. – С. 199-205КисилеваЮ.А. Знакомство с фразеологизмами в начальной школе / Ю.А. Кисилева // Тенденции развития науки и образования, 2015. – № 2. – С. 15-16.МешавкинаН.Н. Воспитательный эффект использования фразеологизмов на уроках русского языка (родного) русского языка в начальной школе / Н.Н. Мешавкина // Научный альманах, 2021. – № 8-1 (82). – С. 40-43.Пантелеев А.Ф. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология: учебное пособие / А.Ф. Пантелеев, В.В. Богусловская, Н.А. Белик. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2023. – 318 с. ПодласыйИ.П. Педагогика: учебник для бакалавров: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 т. Т. 1. Теоретическая педагогика / И.П. Подласый. – М.: Юрайт, 2013. – 777 сПриказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 22.03.2024).Садовская И.Л. Методы обучения: новая концепция / И.Л. Садовская // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2007. – № 1. – С. 56-61.СластенинВ.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.Современная фразеология: тенденции и инновации: Монография / Н.Ф. Алефиренко, В.И. Зимин, А.П. Василенко, Т.Н. Федуленкова, Д.О. Добровольский, А.М. Мелерович, В.М. Мокиенко; под ред. А.П. Василенко. – М., СПб., Брянск: Новый проект, 2016. – 200 с. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. высш. учеб.заведений. В 2 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щеболева; под ред. Е.И. Дибровой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.Федеральная рабочая программа начального общего образования «Русский язык» (для 1-4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/01_ФРП_Русский-язык_1-4-классы.pdf (дата обращения: 22.03.2024).
2. Воробева Е.А. Нравственный аспект изучения фразеологизмов в начальной школе / Е.А. Воробьева, В.В. Зунтова // Дошкольное и начальное образование: вариативность подходов. Материалы международной конференции «Чтение Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ, 2016. – С. 199-205
3. Кисилева Ю.А. Знакомство с фразеологизмами в начальной школе / Ю.А. Кисилева // Тенденции развития науки и образования, 2015. – № 2. – С. 15-16.
4. Мешавкина Н.Н. Воспитательный эффект использования фразеологизмов на уроках русского языка (родного) русского языка в начальной школе / Н.Н. Мешавкина // Научный альманах, 2021. – № 8-1 (82). – С. 40-43.
5. Пантелеев А.Ф. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология: учебное пособие / А.Ф. Пантелеев, В.В. Богусловская, Н.А. Белик. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2023. – 318 с.
6. Подласый И.П. Педагогика: учебник для бакалавров: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 т. Т. 1. Теоретическая педагогика / И.П. Подласый. – М.: Юрайт, 2013. – 777 с
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 22.03.2024).
8. Садовская И.Л. Методы обучения: новая концепция / И.Л. Садовская // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2007. – № 1. – С. 56-61.
9. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.
10. Современная фразеология: тенденции и инновации: Монография / Н.Ф. Алефиренко, В.И. Зимин, А.П. Василенко, Т.Н. Федуленкова, Д.О. Добровольский, А.М. Мелерович, В.М. Мокиенко; под ред. А.П. Василенко. – М., СПб., Брянск: Новый проект, 2016. – 200 с.
11. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. высш. учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щеболева; под ред. Е.И. Дибровой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
12. Федеральная рабочая программа начального общего образования «Русский язык» (для 1-4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/01_ФРП_Русский-язык_1-4-классы.pdf (дата обращения: 22.03.2024).