Влияние техники «аппликация» на развитие детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 09.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития детей старшего дошкольного возраста посредством техники «аппликация» 5
1.1. Основные подходы развития детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2. Особенности влияния аппликации на всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста 9
Глава 2. Практическая часть 13
2.1. Экспериментальная методика 13
2.2 Рекомендации на основе данных исследования 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 33
Поддержка детей в самостоятельном творчестве через создание собственных аппликаций играет важную роль в их развитии. Вот более подробное объяснение этого процесса:Стимуляция творческого мышления: Предоставление детям возможности создавать свои собственные аппликации способствует развитию их творческого мышления. Это позволяет им выражать свою индивидуальность и фантазию через уникальные творческие работы.4. Обеспечивать дифференцированный подход в обучении через аппликацию, учитывая индивидуальные особенности развития каждого ребенка.Самореализация и самоутверждение: Когда дети создают свои собственные аппликации, они чувствуют себя увереннее в своих способностях и могут проявить свою уникальность. Это способствует развитию самореализации и самоутверждения каждого ребенка.Развитие мелкой моторики и координации: Работа над аппликациями требует точности и аккуратности в движениях, что способствует развитию мелкой моторики и координации движений у детей.Поддержка самостоятельности: При создании собственных аппликаций дети принимают на себя ответственность за свои творческие решения. Это помогает им развивать навыки самостоятельности и саморегуляции.Поддержка оценки и признание усилий: Важно поощрять и поддерживать детей в их творческих начинаниях. Похвала за усердие и старания способствует укреплению самооценки и мотивации.В итоге, поддержка детей в создании собственных аппликаций является важным аспектом в их развитии, поскольку это способствует не только творческому развитию, но и укреплению самооценки, самореализации и навыков самостоятельности.4. Обеспечивать дифференцированный подход в обучении через аппликацию, учитывая индивидуальные особенности развития каждого ребенка.Обеспечение дифференцированного подхода в обучении с использованием техники аппликации представляет собой важный аспект работы с детьми старшего дошкольного возраста. Индивидуальные особенности развития каждого ребенка могут существенно влиять на эффективность усвоения материала и развитие их творческих способностей. Вот несколько подробных моментов, которые следует учитывать при обеспечении дифференцированного подхода в обучении через аппликацию:Уровень подготовки и способности ребенка: Важно учитывать уровень подготовки и способности каждого ребенка при выборе заданий по аппликации. Для детей с разным уровнем развития необходимо подбирать соответствующие по сложности задачи, чтобы обеспечить им возможность освоения материала.Индивидуальные интересы: Знание интересов каждого ребенка позволит создать задания по аппликации, которые будут привлекательными и стимулирующими для них. Например, если ребенок увлекается животными, можно предложить задания на создание аппликаций с изображениями животных.Особенности развития: Дети могут различаться по скорости развития мелкой моторики или восприятия цвета. При дифференцированном подходе необходимо учитывать эти особенности и предлагать задания, которые помогут развивать слабые стороны каждого ребенка.Формы обратной связи: Организация понятной и конструктивной обратной связи с каждым ребенком позволит адаптировать методику обучения с учетом его индивидуальных особенностей. Позитивная реакция на творческие достижения поможет мотивировать детей и укрепить их самооценку.Индивидуальный и гибкий подход в обучении через аппликацию способствует не только усвоению материала, но и развитию у ребенка чувства уверенности в своих силах, что является важным фактором для самореализации и формирования позитивного отношения к учебному процессу.5. Оценивать результаты обучения с использованием методики аппликации для регулярного контроля эффективности обучения и корректировки педагогического процесса.Оценка результатов обучения с применением методики аппликации играет важную роль в обеспечении эффективности обучения и корректировке педагогического процесса. Вот несколько ключевых моментов, которые следует учитывать при проведении оценки и анализе результатов обучения через методику аппликации:Цели и задачи обучения: Первым шагом при оценке результатов обучения является сопоставление достигнутых результатов с поставленными целями и задачами. Необходимо проанализировать, насколько ученики достигли поставленных педагогических целей через выполнение работ по аппликации.Критерии оценки: Разработка критериев оценки результатов аппликации поможет объективно оценить успехи учеников. Критерии могут включать в себя такие аспекты, как точность выполнения задания, творческий подход, использование различных материалов и техник.Индивидуальный подход: При оценке результатов обучения через аппликацию важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Некоторым детям может требоваться больше времени или поддержки для успешного выполнения задания, поэтому важно применять дифференцированный подход к оценке.Формы обратной связи: Обратная связь является ключевым элементом успешной оценки результатов обучения. Педагог должен обеспечить четкую и конструктивную обратную связь каждому ученику, помогая им понять свои сильные и слабые стороны в выполнении заданий по аппликации.Корректировка педагогического процесса: Анализ результатов оценки позволяет выявить успешные методики работы с учениками и те аспекты, которые требуют дальнейшей корректировки. Используя полученные данные, педагог может адаптировать учебный процесс, внедрять новые методики и стратегии для повышения эффективности обучения через методику аппликации.Проведение систематической оценки результатов обучения с применением методики аппликации не только позволяет оценить уровень достижений учеников, но и является мощным инструментом для повышения качества образовательного процесса и индивидуализации подхода к каждому ученику.ЗаключениеВрезультатепроведенногоисследованияпотеме«Влияниетехники«аппликация»наразвитиедетейстаршегодошкольноговозраста»мывыяснили, чтоиспользованиеданнойтехникиоказываетположительноевлияниенахудожественноеразвитиедетей. Творческиезанятиясаппликациейспособствуютразвитиюмелкоймоторики, воображения, творческогомышленияиэстетическоговосприятияудетей. Обучениеаппликацииспособствуетформированиюудетейнавыковработысматериалами, цветовоговосприятияикомпозиционныхумений. Входеэкспериментабылоотмеченоповышениеуровняхудожественныхспособностейвэкспериментальнойгруппе, чтосвидетельствуетобэффективностииспользованиятехникиаппликациивпедагогическойпрактике. Данноеисследованиеподтверждаетважностьвключенияразнообразныхтворческихметодик, такихкакаппликация, вобразовательныйпроцесссдетьмистаршегодошкольноговозрастасцельюихвсестороннегоразвития. Развитие художественных способностей у детей дошкольного возраста зависит от многих факторов: а именно, возраста, умственного развития, особенностей развития, а также индивидуальных особенностей каждой личности и от разработанности всего процесса обучения и воспитания.Изучение теоретической литературы по данному вопросу показало, что проблема развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации и также недостаточное внимание к ней в практике всё-таки актуальны.Художественное творчество – это сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности у детей дошкольного возраста.Аппликация - этотехникадекоративно-прикладногоискусства, прикоторойизразличныхматериаловсоздаюткомпозицииилиузорынаоснове. Длявыполненияаппликациииспользуютразнообразныематериалы: бумагу, ткань, кожу, фольгу, пластмассуидругие. Этиматериалывырезаютсяинаклеиваютсянаоснову, чтобысоздатьжелаемыйрисунокилиузор. Аппликацияширокоиспользуетсявдетскомтворчестве, обучениииремесленныхработах, способствуяразвитиютворческогомышления, мелкоймоторикиивоображенияудетей. В организованном экспериментальном исследовании участвовало 29 дошкольников в возрасте 5-6 лет. Исследовательская работа состояла из трех основных этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.Исходяизрезультатовнашегоэкспериментаможнозаключить, чтонашаисходнаягипотезаоказаласьверной: проведениезанятийсиспользованиемаппликациидействительноспособствуетразвитиюхудожественныхспособностейдетейстаршегодошкольноговозраста, присоблюденииопределенныхпедагогическихусловий. Детипроявляютувеличенныйинтересктворчеству, активноучаствуютвигровыхситуацияхипроявляютинтерескразличнымвидамаппликации.Вдальнейшемрекомендуетсяпродолжитьизучениевлиянияразличныххудожественныхтехникнаразвитиедетей, чтопозволитсовершенствоватьпедагогическуюпрактикуиобогащатьметодическоеарсеналвработесдетьмиданнойвозрастнойгруппы.Таким образом, в результате проведения с детьми дошкольного возраста занятий по средствам аппликации происходит активное развитие художественных способностей. Мы считаем целесообразным последующее изучение проблемы развития творчества у детей дошкольного возраста не только средствами аппликации, но и в других видах изобразительной деятельности и художественного труда. Список использованной литературы1. Акулина, Н.А. Развитие творческих способностей детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования [Текст] / Н.А. Акулина // Изобразительное искусство в школе. – 2020. – № 5. – С. 62-77.2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2. / Б.Г. Ананьев. – М.: 2020. – 288 с.3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Д.Б. Богоявленская. – М.: Издательский центр «Академия», 2022. – 320 с.4. Ветлугская, Н.А. Художественное творчество и ребенок / под редакцией Н.А. Ветлугская. – М.: 2020. – 174 с.5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: методическое пособие / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2019.6. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебн. пособие / под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М., 2019.7. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.Г. Григорьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2020.8. Гусакова, М.А. Аппликация [Текст]: учебное пособие для учащихся пед. училищ / М.А. Гусакова. – М.: Просвещение, 2020.9. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст]: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 2019.10. Динерштейн, И.В. Проблема соотношения общих и специальных творческих способностей в детском возрасте [Текст]: дис. канд. психол. наук. / И.В. Динерштейн. – М. – 2022. – 130 с.11. Дружинин, В.Н. Развитие и диагностика способностей [Текст]: методическое пособие / под редакцией В.Н. Дружинина, В.Н. Шадрикова. – М.: 2021. – 170 с.12. Дубровская, Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2021.13. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 1988. – №6. – С. 34-35.14. Запорожец, И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника / И.Д. Запорожец. – М.: 2021. – 186 с.15. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. – М., Просвещение. – 2020.16. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.В. Квач. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2021.17. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений - 4-е изд. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2022. – 416 с.18. Колдина, Д.Н. Нетрадиционные техники рисования с детьми 5–6 лет // Современное дошкольное образование. – 2020. – №4.19. Комарова, Т.С. Детское изобразительное творчество. Что под этим следует понимать? / Т.С. Комарова //Дошкольное воспитание. – 2020. – №2. – С. 80.20. Королёва, С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет [Текст]: пособие для педагогов-психологов ДОУ / С.Г. Королёва. – М.: Учитель, 2019. – 114 с.21. Корчикова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребёнка») / О.В. Корчикова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2022.22. Ломов, Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы психологии. – М.: 2021. – № 8. – С. 34-47.23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М., 2019. – 462 с.24. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта [Текст]: Педагогика / В.С. Мухина. – М.: 2020. – 240 с.25. Никитин, Б.Н. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.Н. Никитин. – М: Просвещение, 2019 – 160 с.26. Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. // Вопросы психологии.2020. – № 1. – С. 16.27. Просова, Н.В., Соловьёва, Т.К. Путешествие в страну волшебной бумаги // Дошкольное воспитание. – 2022. – №10. – С. 42-43.28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: 2022.29. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2021.30. Сидорчук, Т. А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук. / Т.А. Сидорчук. – М., 2019.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Список детей, участвовавших в экспериментальном исследовании на базе МДОУ детского сада № 111 «Радуга» г. Волжского Волгоградской области:1. Андреев Даниил2. Беляева Полина3. Боброва Алена4. Гаврилов Иван5. Григорьев Дмитрий6. Гусева Анна7. Дмитриева Ангелина8. Захарова Виктория9. Иванова Анна10. Карпов Антон11. Козлов Артем12. Крылов Павел13. Кузнецов Даниил14. Лебедева Арина15. Макаров Алексей16. Морозова Дарья17. Никитин Илья18. Орлова Ксения19. Осипов Егор20. Павлов Михаил21. Петров Максим22. Романова София23. Семенов Артемий24. Сергеева Наталья25. Сидорова Екатерина26. Соколова Алина27. Тихонова Ева28. Федорова Елизавета29. Щербаков Денис
2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2. / Б.Г. Ананьев. – М.: 2020. – 288 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Д.Б. Богоявленская. – М.: Издательский центр «Академия», 2022. – 320 с.
4. Ветлугская, Н.А. Художественное творчество и ребенок / под редакцией Н.А. Ветлугская. – М.: 2020. – 174 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: методическое пособие / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2019.
6. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебн. пособие / под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М., 2019.
7. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.Г. Григорьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2020.
8. Гусакова, М.А. Аппликация [Текст]: учебное пособие для учащихся пед. училищ / М.А. Гусакова. – М.: Просвещение, 2020.
9. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст]: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 2019.
10. Динерштейн, И.В. Проблема соотношения общих и специальных творческих способностей в детском возрасте [Текст]: дис. канд. психол. наук. / И.В. Динерштейн. – М. – 2022. – 130 с.
11. Дружинин, В.Н. Развитие и диагностика способностей [Текст]: методическое пособие / под редакцией В.Н. Дружинина, В.Н. Шадрикова. – М.: 2021. – 170 с.
12. Дубровская, Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2021.
13. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 1988. – №6. – С. 34-35.
14. Запорожец, И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника / И.Д. Запорожец. – М.: 2021. – 186 с.
15. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. – М., Просвещение. – 2020.
16. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.В. Квач. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2021.
17. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений - 4-е изд. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2022. – 416 с.
18. Колдина, Д.Н. Нетрадиционные техники рисования с детьми 5–6 лет // Современное дошкольное образование. – 2020. – №4.
19. Комарова, Т.С. Детское изобразительное творчество. Что под этим следует понимать? / Т.С. Комарова //Дошкольное воспитание. – 2020. – №2. – С. 80.
20. Королёва, С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет [Текст]: пособие для педагогов-психологов ДОУ / С.Г. Королёва. – М.: Учитель, 2019. – 114 с.
21. Корчикова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребёнка») / О.В. Корчикова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2022.
22. Ломов, Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы психологии. – М.: 2021. – № 8. – С. 34-47.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М., 2019. – 462 с.
24. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта [Текст]: Педагогика / В.С. Мухина. – М.: 2020. – 240 с.
25. Никитин, Б.Н. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.Н. Никитин. – М: Просвещение, 2019 – 160 с.
26. Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. // Вопросы психологии.2020. – № 1. – С. 16.
27. Просова, Н.В., Соловьёва, Т.К. Путешествие в страну волшебной бумаги // Дошкольное воспитание. – 2022. – №10. – С. 42-43.
28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: 2022.
29. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2021.
30. Сидорчук, Т. А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук. / Т.А. Сидорчук. – М., 2019.