Организация внеурочной работы младших школьников с использованием пленэрной живописи
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 22.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации работы младших школьников на пленэре 7
1.1 Понятие «пленэр» и особенности его организации 7
1.2 Пленэр как средство эстетического воспитания младшего школьника 13
1.3. Характеристика основных приемов организации работы младших школьников на пленэре. 18
Глава 2. Педагогическое исследование организации деятельности младших школьников на пленэре. 22
2.1 Анализ организации работы детей младшего школьного возраста на плэнере 22
2.2. Работа по организации пленэрной практики младших школьников 26
2.3. Методические рекомендации по организации пленэрной практики младших школьников 31
Заключение 34
Список использованных источников 37
На целевых прогулках, экскурсиях дети вели наблюдения за постепенным изменением окраски листьев, любовались их золотисто-багряным нарядом. В беседах обращалось внимание на своеобразие осенней цветовой гаммы с преобладанием желтых, оранжевых, красных тонов. Дети собирали коллекцию опавших листьев разных пород деревьев, делали их отпечатки, фротажи, составляли декоративные натюрморты. На пленэрных занятиях осваивались приемы письма акварелью по-сырому, мазками, раздельным мазком. Итогом цикла стали сюжетно-тематические композиции «Танец осенних листьев», «Улетают журавли», «Прощание с осенью».В зимнем цикле «Хрустальная сказка» акцент делался на передачу состояний зимней природы, разнообразия оттенков снега, игры света и тени. Дети сравнивали цвет и форму снежных сугробов в солнечный и пасмурный день, утром и вечером. На пленэре осваивались графические приемы штриховки, передачи разнообразия фактур снежной поверхности. Особый интерес у детей вызывали наблюдения за снегопадом, передача его динамики в рисунках. Итоговые композиции «Снежная королева», «Морозные узоры», «Зимние игры» отличались декоративностью, выразительным силуэтным решением.Весенний цикл «Весенняя капель» был построен на передаче изменчивости весенних состояний природы, первого тепла, яркости красок пробуждающейся жизни. Дети с увлечением наблюдали за набухающими почками, появлением первых листочков, восхищались свежей зеленью, сравнивали цвет неба до и после дождя. Осваивались приемы передачи пространства в пейзаже, планов, воздушной среды. Композиции «Грачи прилетели», «Ручьи звенят», «Первые цветы» потребовали более сложного композиционного решения, продуманного подбора цветовых отношений.Летний цикл «Краски лета» строился на эстетическом освоении многообразия форм и красок летней природы. Дети любовались цветущими лугами, радугой после дождя, рисовали воду в реке и озере, передавая ее прозрачность и отражения. Летние композиции «Бабочки над лугом», «Лесные тропинки», «Утро на реке» показали возросшую смелость цветовых решений, свободу и раскованность исполнения.На протяжении всего эксперимента поддерживался интерес детей к пленэрным занятиям, стимулировалось их творческое самовыражение. Для этого использовались разнообразные формы занятий:конкурсы пейзажистов на лучший рисунок с натуры, самый интересный цветовой этюд, необычный ракурс, оригинальную композицию;путешествия в «волшебный лес», «подводное царство», «небесные просторы» с поиском сказочных сюжетов и персонажей;игры «Палитра осени», «Охота за интересным мотивом», «Найди десять оттенков зеленого»;выставки-импровизации «Утренние краски», «Закат над рекой», «После дождя».Большой интерес у детей вызывало ведение специального пленэрного дневника, где они не только зарисовывали интересные природные мотивы, но и записывали свои впечатления, сочиняли сказки, загадки, рифмовки о том, что увидели и нарисовали. При анализе рисунков внимание обращалось не столько на грамотность исполнения, сколько на оригинальность замысла, необычность видения натуры, умение по-своему передать ее красоту.Контрольный срез, проведенный в конце учебного года, показал существенные качественные изменения в рисунках детей. У большинства второклассников (75%) повысилась эмоциональная восприимчивость к образам природы, умение видеть красоту и гармонию окружающего мира. Дети научились более внимательно вглядываться в натуру, передавать цветом и линией ее характерные черты, настроение.Таблица 8 - Результаты бесед с детьми (50 человек)ПоказательКоличество детей%Типичные высказыванияИспытывают интерес к пленэру4080%«На природе интереснее», «Можно придумывать сюжеты»Хотели бы чаще заниматьсяБольшинство-«Люблю рисовать облака», «Как будто картина сама»Отмечают редкую организациюБольшинство-«Учитель редко организует»В композициях на темы, в декоративных пейзажах проявилось богатство фантазии, умение трансформировать природные мотивы, создавать оригинальные образы. Дети свободнее стали владеть изобразительными средствами, освоили новые графические и живописные приемы передачи состояний природы. В коллективных беседах выяснилось, что пленэрные занятия, работа над пейзажем доставляет второклассникам большую радость, становятся любимым видом художественной деятельности.Подводя итог экспериментальной работы, можно констатировать, что целенаправленная, систематическая организация пленэра существенно обогатила эстетические представления детей, расширила их изобразительные возможности. Разработанная методика, включающая поэтапное ознакомление с сезонными состояниями природы, освоение специфических средств их передачи в рисунке, декоративно-сюжетные интерпретации мотивов и образов природы, оказалась весьма эффективной. Введение игровых моментов, проблемных ситуаций, элементов исследования стимулировало творческую активность детей, побуждало к самостоятельному поиску и экспериментированию с художественными материалами и техниками. Опыт проведенной работы подтверждает огромный развивающий потенциал пленэрной практики и намечает дальнейшие перспективы ее совершенствования в начальной школе.2.3. Методические рекомендации по организации пленэрной практики младших школьниковНа основе теоретического анализа и результатов экспериментальной работы можно сформулировать ряд методических рекомендаций по организации пленэрной практики в начальной школе:Пленэрные занятия должны стать обязательной составной частью программы по изобразительному искусству, органично связанной со всей системой эстетического воспитания младших школьников. Следует планировать работу на пленэре в течение всего учебного года, используя богатство и разнообразие сезонных состояний природы.Содержание пленэрных занятий должно включать разнообразные виды художественно-творческой деятельности детей: наблюдения и зарисовки с натуры, этюды отдельных предметов и фрагментов пейзажа, композиции по мотивам наблюдений, по представлению и воображению, декоративные интерпретации природных форм и явлений. Важно постепенно усложнять задачи восприятия натуры, обогащать сенсорный опыт детей.Основой методики пленэрных занятий должно стать эстетическое освоение конкретного природного мотива во всем богатстве его живописно-пластических свойств. Наблюдая один и тот же уголок природы, дети должны научиться видеть его по-разному – в различных состояниях, в изменении освещения и цветовых отношений, с разных точек зрения, в разное время суток. Это развивает способность восприятия, эмоциональную отзывчивость, образное мышление.В методике преподавания следует шире использовать игровые приемы и элементы соревнования. Игра помогает увлечь детей, повысить интерес к пленэрным занятиям, внести элемент непринужденности и раскованности в творческий процесс. Разнообразные творческие задания типа «подбери рифму к пейзажу», «оживи картину», «письмо с пленэра» стимулируют детскую фантазию, способствуют образной трактовке впечатлений.Большую роль играет вопрос организации восприятия детей на пленэре. Начинать работу над пейзажем лучше с общего знакомства с мотивом, определения его эмоционального звучания и образного строя. Беседуя с детьми, учитель должен обратить их внимание на красоту и неповторимость различных состояний природы, характер освещения и погоды, цветовую гамму. Важно «увидеть мотив глазами художника», т.е. найти наилучшую точку зрения, определить формат и положение листа бумаги.Процесс практической работы над рисунком нужно строить как поиск выразительного композиционного и колористического решения. Учитель должен помочь ребенку определить общий цветовой строй этюда, движение основных цветовых масс и ритмов, характер мазка. При этом недопустим жесткий диктат, навязывание определенных шаблонов изображения. Пусть ребенок проявит свою индивидуальность в трактовке мотива, «расскажет» о нем по-своему.На пленэре должны применяться разнообразные художественные материалы и техники – простой и цветные карандаши, акварель, гуашь, восковые мелки, пастель, уголь. Разные материалы расширяют выразительные возможности ребенка, учат его смелее обращаться с цветом, формой, осваивать новые способы передачи фактуры и пространства. Полезно использовать и нетрадиционные техники – монотипию, набрызг, рисование мятой бумагой, которые вносят в детские работы свежесть и непосредственность.При анализе рисунков следует уделять главное внимание не столько грамотности изображения, сколько выразительности образного решения, самобытности авторского видения натуры. Не следует требовать от всех детей единообразия в трактовке мотива, поощрять штампы и стереотипы. Напротив, нужно всячески стимулировать оригинальность замысла, нестандартные композиционные и цветовые решения, умение по-своему передать красоту и своеобразие природы.Важной частью творческого процесса должно стать ведение детьми пленэрных дневников, куда они будут заносить свои зарисовки с натуры, этюды, наброски композиций. Возможность вести «творческую летопись» своих наблюдений и впечатлений, иллюстрировать ее рисунками, значительно повышает интерес детей к пленэрным занятиям, способствует формированию эстетического и бережного отношения к природе.Для развития у детей интереса к пленэрным занятиям большое значение имеет позиция педагога, его собственное отношение к работе на природе. Педагог должен не просто руководить процессом рисования, но стать настоящим соучастником творческих поисков детей. Собственные этюды и зарисовки учителя, его эмоциональный рассказ о красоте родного края послужат для детей примером неравнодушного, действенного отношения к миру. Только в атмосфере совместной увлеченности педагога и детей может по-настоящему расцвести детское творчество, разовьется способность тонко чувствовать и образно мыслить.Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что планомерная и целенаправленная организация пленэрных занятий качественно изменит уроки изобразительного искусства в начальной школе, будет способствовать становлению творческой личности младшего школьника. Работа на пленэре поможет детям открыть прекрасное в окружающем мире, полюбить родную природу, научит тонко чувствовать ее красоту и выражать в собственном творчестве. И эта способность видеть мир глазами художника сохранится у ребенка на всю жизнь, сделает его духовно богаче и счастливее.ЗаключениеПодводя итоги проведенного исследования, можно констатировать, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение. Действительно, систематическая и целенаправленная организация пленэрных занятий является действенным средством эстетического воспитания младших школьников при соблюдении следующих условий:приобщение детей к красоте родной природы во всем многообразии ее сезонных состояний, развитие эмоционально-эстетической отзывчивости;обогащение сенсорного опыта детей, развитие «пленэрного видения»: целостного восприятия натуры, чувства цветовой гармонии, воздушной перспективы и т.д.использование разнообразных форм и приемов организации творческой деятельности детей: наблюдения, игры, конкурсы, сюжетно-тематические задания;постепенное усложнение изобразительных, декоративных и композиционных задач, стимулирование творческого самовыражения каждого ребенка;систематическая работа по формированию интереса к пленэрным занятиям, психологического комфорта и творческой атмосферы.В ходе исследования были реализованы поставленные задачи. Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил раскрыть сущность понятия «пленэр», выявить его роль как средства эстетического воспитания, охарактеризовать основные методические приемы организации работы на открытом воздухе.Анализ передового педагогического опыта и результаты констатирующего эксперимента убедительно доказали огромный развивающий потенциал пленэрной практики и вместе с тем недостаточную методическую оснащенность учителей начальных классов в вопросах ее организации. Были выявлены типичные трудности: отрывочность восприятия детьми натуры, слабое владение изобразительными средствами, неумение компоновать пейзаж и передавать пространство.В процессе формирующего эксперимента удалось разработать и апробировать систему пленэрных занятий, построенную по принципу поэтапного освоения образов природы разных времен года. Использование нетрадиционных форм занятий – конкурсов, игр, путешествий, ведение пленэрных дневников, значительно повысило интерес детей к рисованию на природе.Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного срезов экспериментальной работы показал значительный рост уровня творческого развития детей по всем критериям: эмоционально-эстетическому восприятию природы, оригинальности замысла, выразительности рисунка.Дети научились более внимательно вглядываться в окружающий мир, видеть красоту в разных состояниях и настроениях природы, по-своему передавать ее в рисунке. Многие второклассники начали проявлять устойчивый интерес к пленэрным занятиям, воспринимать их как любимый вид художественно-творческой деятельности.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: организованная особым образом система пленэрных занятий с младшими школьниками действительно является эффективным средством их эстетического воспитания. Общение с природой, эстетическое освоение ее образов обогащает духовный мир детей, учит видеть прекрасное в окружающей жизни, переживать и творчески передавать свои впечатления.Проведенное исследование не исчерпывает всей глубины проблемы. В перспективе планируется расширить тематику пленэрных занятий, включить циклы занятий, посвященные природе родного края, сезонным народным праздникам, мифологическим образам природы. На наш взгляд, актуальным является дальнейший поиск путей интеграции пленэра с другими видами эстетического воспитания – музыкой, литературой, театром. Интересным направлением может стать организация межпредметных пленэрных проектов, объединяющих изобразительную деятельность с освоением природоведческих знаний, развитием речи, математических представлений и т.д.Перспективным направлением представляется также разработка новых диагностических методик, позволяющих более точно определять уровень эстетического развития детей средствами пленэрной практики. Создание портфолио творческих работ школьников, проведение ежегодных отчетных выставок, персональных вернисажей юных художников будет способствовать развитию детской одаренности, формированию у них активной жизненной позиции.Можно с уверенностью сказать, что проблема использования пленэрной практики в эстетическом воспитании детей останется актуальной для педагогической науки и практики. Занятия изобразительным творчеством на природе развивают художественные способности детей, обогащают их палитру чувств. Но самое главное – они учат видеть и ценить красоту окружающего мира, воспитывают любовь к родному краю, развивают эстетическое и бережное отношение к природе, что особенно важно в наш техногенный век.Список использованных источниковБабинцева В.Ю., Солкина Е.А. Развитие текстовой компетентности обучающихся 2-го класса в условиях дополнительного образования младших школьников в период летних каникул (на примере литературного пленэра) // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tekstovoy-kompetentnosti-obuchayuschihsya-2-go-klassa-v-usloviyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya-mladshih-shkolnikov-v-period (дата обращения: 23.03.2024).Варкки, Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003.Вахрушева А. В., Кувалдина Е. А. Эстетическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 450–452. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770896.htm.Кашекова И. Э., Кашеков А. Л. Изобразительное искусство. 3 класс. – 2-е изд. –М.: Академкнига, 2014. – 112 с.Крамаренко М.В. Уроки изобразительного искусства как средство развития творческих способностей школьников // E-Scio. 2020. №6 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroki-izobrazitelnogo-iskusstva-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-shkolnikov (дата обращения: 23.03.2024).Кузнецов Е.Ф., Кузнецов М.Е. Пленэрная практика как неотъемлемая часть образовательной программы обучения будущих специалистов творческих специальностей: дизайнеров, архитекторов, градостроителей // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 2А.С. 340-347. DOI: 10.34670/AR.2020.95.46.044Максимова Е.В. Нетрадиционные техники рисования – средство развития творческих способностей детей // Искусство в школе. 2013. № 4. С. 19-21.Маслов, Н. Я. Пленэр: практика по изобразительному искусству: учеб. пособие для студентов ХГФ пед. ин-тов.– М. : Просвещение, 1984. – 112 с.Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 2009.— 246 с.Рабилова З. Ж., Головачева Н. П. Специфика творческой деятельности в пленэрной живописи // ОНВ. 2015. №1(135). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka. ru/article/n/spetsifika-tvorcheskoy-deyatelnosti-vplenernoy-zhivopisi (дата обращения: 21. 03. 2024).Тюлюбаева В.А., Стерхова Н.С. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в кружковой работе с младшими школьниками: учеб.-метод. пособие для студентов направления подготовки «Пед. образование» профиль «Нач. образование». Шадринск: ШГПУ, 2022. 96 с.Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся / Щукина Г.И. - М.: Педагогика, 2007. - 352–358 сЮсов Б.П. Новые горизонты школьного искусства и культуры // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания: сб. науч. статей. – М., 2003. – С. 96.Интернет-сайт «Социальная сеть работников образования nsportal.ru». URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2019/05/27/rabochaya- programm а-ро-1 iteratumomu-chteniy u-3 -klasОсобенности пленэра с учащимися младшего школьного возраста, электронный ресурс: https://педакадемия.рф/попивняк-и-с-публикация/Пленэр в 2-3 классах ДШИ, электронный ресурс: https://razvitum.ru/articles/masters/2014-04-24-05-49-40 Роль и значение акварели в обучении детей младшего школьного возраста на пленэре, электронный ресурс: https://www.pedmasterstvo.ru/categories/4/articles/554
1. Бабинцева В.Ю., Солкина Е.А. Развитие текстовой компетентности обучающихся 2-го класса в условиях дополнительного образования младших школьников в период летних каникул (на примере литературного пленэра) // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tekstovoy-kompetentnosti-obuchayuschihsya-2-go-klassa-v-usloviyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya-mladshih-shkolnikov-v-period (дата обращения: 23.03.2024).
2. Варкки, Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003.
3. Вахрушева А. В., Кувалдина Е. А. Эстетическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 450–452. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770896.htm.
4. Кашекова И. Э., Кашеков А. Л. Изобразительное искусство. 3 класс. – 2-е изд. –М.: Академкнига, 2014. – 112 с.
5. Крамаренко М.В. Уроки изобразительного искусства как средство развития творческих способностей школьников // E-Scio. 2020. №6 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroki-izobrazitelnogo-iskusstva-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-shkolnikov (дата обращения: 23.03.2024).
6. Кузнецов Е.Ф., Кузнецов М.Е. Пленэрная практика как неотъемлемая часть образовательной программы обучения будущих специалистов творческих специальностей: дизайнеров, архитекторов, градостроителей // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 2А.С. 340-347. DOI: 10.34670/AR.2020.95.46.044
7. Максимова Е.В. Нетрадиционные техники рисования – средство развития творческих способностей детей // Искусство в школе. 2013. № 4. С. 19-21.
8. Маслов, Н. Я. Пленэр: практика по изобразительному искусству: учеб. пособие для студентов ХГФ пед. ин-тов.– М. : Просвещение, 1984. – 112 с.
9. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 2009.— 246 с.
10. Рабилова З. Ж., Головачева Н. П. Специфика творческой деятельности в пленэрной живописи // ОНВ. 2015. №1(135). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka. ru/article/n/spetsifika-tvorcheskoy-deyatelnosti-vplenernoy-zhivopisi (дата обращения: 21. 03. 2024).
11. Тюлюбаева В.А., Стерхова Н.С. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в кружковой работе с младшими школьниками: учеб.-метод. пособие для студентов направления подготовки «Пед. образование» профиль «Нач. образование». Шадринск: ШГПУ, 2022. 96 с.
12. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся / Щукина Г.И. - М.: Педагогика, 2007. - 352–358 с
13. Юсов Б.П. Новые горизонты школьного искусства и культуры // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания: сб. науч. статей. – М., 2003. – С. 96.
14. Интернет-сайт «Социальная сеть работников образования nsportal.ru». URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2019/05/27/rabochaya- programm а-ро-1 iteratumomu-chten iy u-3 -klas
15. Особенности пленэра с учащимися младшего школьного возраста, электронный ресурс: https://педакадемия.рф/попивняк-и-с-публикация/
16. Пленэр в 2-3 классах ДШИ, электронный ресурс: https://razvitum.ru/articles/masters/2014-04-24-05-49-40
17. Роль и значение акварели в обучении детей младшего школьного возраста на пленэре, электронный ресурс: https://www.pedmasterstvo.ru/categories/4/articles/554