Особенности применения ИКТ в образовательном процессе начальной школы как средства формирования УУД
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 23.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Задание на курсовую работу 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы применения икт в образовательном процессе начальной школы как средства формирования УУД 6
1.1. Суть и содержание понятия УУД в образовательном процессе начальной школы 6
1.2. Применение ИКТ в образовательном процессе в начальной школе как средства формирования УУД 11
Глава 2. Практическая работа по изучению особенностей применения икт в образовательном процессе начальной школы как средства формирования УУД 17
2.1. Характеристика базы исследования 17
2.2. Изучение опыта работы учителя начальных классов Карповой Лидии Юрьевны по применению ИКТ в образовательном процессе как средства формирования УУД 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Возможности интерактивной доски включают в себя:демонстрацию изображений, видеороликов, презентаций; создание и сохранение рисунков без использования компьютерной мыши и их демонстрация всему классу;возможность выделения отдельных участков экрана; вырезание, копирование и вставку объектов; а также вращение и перемещение объектов, что предоставляет широкие возможности для формирования различных умений и навыков, УУД, для развития логического мышления, например его пространственной составляющей. Использование интерактивной доски позволяет реализовать один из основных принципов обучения в начальной школе – наглядность. В младшем школьном возрасте, как известно, преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а интерактивная доска является отличным инструментом для визуализации материала.Лидия Юрьевна владеет широким кругом программных средств, среди которых ведущее место занимает программа MicrosoftPowerPoint. Данная программа крайне важна, поскольку большая часть уроков с применением ИКТ проводится с использованием презентаций, а данная программа обладает широчайшим функционалом для их составления. На своих уроках педагог стремится использовать максимальное количество интернет-ресурсов, включая энциклопедию «Кирилла и Мефодия», а также флеш-игры, например, размещенные на платформе Учи-ру, Образовариум, Learningapps.org. Лидия Юрьевна активно внедряет онлайн-тренажеры в свою работу. Применение компьютерного тренажера оправдано по следующим причинам: Эффективная обработка результатов; Выявление проблемных моментов; Объективная оценка учащегося.Данный ресурс находит широкое применение в качестве помощника учителя при проведении фронтальной работы с классом. Он идеально подходит для проведения орфографических пятиминуток на уроках русского языка и также может быть использован для проведения устного счёта на уроках математики. Кроме того, этот ресурс оказывает ценную помощь при индивидуальной работе и самостоятельной подготовке дома. Основная цель использования тренажtров заключается в создании оптимальных условий для закрепления изученной темы и отработки соответствующих навыков.Лидия Юрьевна полагает, что при применении ИКТ можно формировать различные УУД, в частности.познавательные УУД–формируются умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;умение представлять информацию в виде схемы; умение на основе анализаобъектов делать выводы; коммуникативные УУД: формирование уменияслушать и понимать других; формирование умения оформлять свои мысли вустной форме; регулятивные УУД: формирование умения высказыватьсвоё предположение на основе работы с материалом учебника; формируемумение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); личностныеУУД: формирование умение выражать свои эмоции; мотивации к обучению.Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что использование ИКТ при проведении уроков в начальной школе не только помогает расширить и укрепить знания учащихся, но и активно развивает различные УУД. В начальной школе использование таких технологий позволяет каждому ученику проявить себя, при этом формы работы могут быть самыми разными. Мы уверены, что применение ИКТ может модифицировать традиционные методы обучения, оптимизировать учебные процессы, облегчить понимание и запоминание учебного материалаобучающимися, а главное - существенно повысить интерес детей к изучению того или иного предмета.ЗаключениеУУД – это умение обучающегося учиться, его способность к саморазвитию за счет осуществления активной познавательной деятельности. Функциями УУД можно назвать предоставление обучающимся возможности самостоятельно находить новые знания, ставить учебные цели и задачи, достигать их, контролировать полученные результаты. Это создает условия для гармоничного, всестороннего развития личности обучающегося, формирования у него способности, готовности к постоянному обучению, самообразования. РегулятивнымиУУД можно назвать совокупность способов действий у обучающихся по самостоятельному усвоению новых знаний, контролю и оценке результативности этого процесса. ПознавательныеУУД включают общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановку и решение проблемы. Коммуникативные УУД – это совокупность способов действий обучающихся, которая обеспечивает самостоятельное усвоение ими знаний, формирование умения и навыков в том или ином направлении.Систематическое и целенаправленное внедрение в образовательный процесс специальных ИКТ позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи.Компьютерные технологии позволяют создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка.Благодаря последовательному появлению изображений на экране дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить процесс, делает его выразительным.В использовании ИКТ учителем можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе обучения ведет к положительным результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной. Все это способствует формированию УУД у младших школьников.Исследование было проведено на базе МБОУСОШ №16 им. И.В. Гудовича город-курорт Анапа. Был проанализирован опыта работы учителя начальных классов Лидии Юрьевны КарповойЛидии Юрьевна Карпова активно применяет ИКТ, что позволяет активизировать формирование ИКТ. Педагог применяет большое число оборудования, программного обеспечения, платформ. Педагог применяет ИКТ на многих уроках.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.Список использованной литературыАглотковаН.Н. ИКТ-компетентность – фундамент для формирования УУД в современной школе / Н.Н. Аглоткова // Интернет-технологии в образовании, Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2018. – № 128-131.Бабанова С.С. Методико-процессуальные основы компьютерных технологий при обучении русскому языку в начальной школе / С.С Бабанова // Вопросы педагогики, 2020. – № 12-2. – С. 27-30.БараковаЕ.А. Реализация методики формирования регулятивных учебных действий обучающихся средствами МЭШ / Е.А. Баракова // Ученые записки Орловского государственного университета, 2019. – № 4 (85). – С. 205-209.ГараевС.Т. Сущность информационно-коммуникативных технологий / С.Т. Гараев // Инновационная наука, 2016. – № 6-2. – С. 52-55.Гареева Н.Н. Формирование регулятивных умений на уроках математики в основной школе / Н.Н. Гареева // Вестник Набережноцельнинского государственного педагогического университета, 2020. – № 4 (29). – С. 41-44.ГейнА.А. Диагностика качества сформированности универсальных учебных действий (УУД) на уроках технологии / А.А. Гейн, Л.В. Козуб // Общество: социология, психология, педагогика, 2022. – № 6 (98). – С. 157-163.Гнездилова Л.А. Формирование коммуникативных УУД на уроках английского языка / Л.А. Гнездилова // Инновационная наука, 2021. – № 9-1. – С. 29-31.Дмитриева С.Н. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в малокомплексной школе / С.Н. Дмитриева, Т.В. Евдокарова // Проблемы современного педагогического образования, 2020. – №63-3. – С. 30-34.ДрандровГ.Л. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе обучения «Школе мяча»: монография / Г.Л. Драндов, А.А. Пауков. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2019. – 159 с.Иванова В.Н. Коммуникативные универсальные учебные действия, формы взаимодействия учащихся школы / В.Н. Иванова, О.А. Штырбу // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2022. – № 6 (70). – С. 141-148.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 151 с.Каневская Ж.О. Методы и приемы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе межличностных отношений на уроках / Ж.О. Каневская, Л.Н. Авдеева, А.Э. Ширванян // Обучение и воспитание: методики и практика, 2016. – № 29. – С. 108-113.ЛипскаяС.П. Использование ИКТ на уроках русского языка как средство формирования УУД / С.П. Липская, В.А. Соколова // Интернет-технологии в образовании. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2018. – С. 140-144.Мамедова М.А. Компьютерные технологии в сфере образования и их этапы развития / М.А. Мамедова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2021. – №3(193). – С. 264-267.Мусина А.А. Методологические подходы к развитию УУД младших школьников: опыт использования ИКТ-насыщенной среды / А.А. Мусина // Пермский педагогический журнал, 2012. – № 3. – С. 52-55.Мухортова Е.Н. Развитие учащихся в процессе формирования УУД / Е.Н. Мухортова // Архивариус, 2020. – № 4 (49). – С. 5-6.ПоречинаЕ.Я. Технические средства обучения в школе / Е.Я. Поречина, Е.П. Простак // Базис, 2021. – №1(9). – С. 53-56.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федеральному государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 23.03.2024)Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования». URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-372/ (дата обращения: 23.03.2024).СергинаО.А. Применение средств ИКТ для формирования коммуникативных УУД у младших школьников / О.А. Сергина // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2016. – № 4 (42). – С. 97-98.ТанкаеваМ.С. Понятие «информационно-коммуникационные технологии» в научно-педагогической литературе / М.С. Танкаева // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018030012 (дата обращения: 23.03.2024).ТешеваМ.М. Применение современных информационно-коммуникационных технологий в образовании / М.М. Тешева, В.А. Тешев, В.В. Шалатов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика, 2020. – № 2 (260). – С. 125-129.ТюриковаС.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности / С.А. Тюрикова // Вестник евразийской науки, 2014. – № 3 (22). – С. 159-163.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Системе заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Водорарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.ХнычкинаЕ.Е. Познавательные универсальные учебные действия и их оценка – стратегия развития учителя / Е.Е. Хнычкина // Муниципальное образование: инновация и эксперимента, 2014. № 4. – С. 18-20.Яковлева Н.Н. Педагогические условия развития коммуникативных умений учащихся 4-6-х классов: автореферат дис. .. .кандидата педагогических наук: 13.00.01. – СПБ., 2005. – 24 с.
1. Аглоткова Н.Н. ИКТ-компетентность – фундамент для формирования УУД в современной школе / Н.Н. Аглоткова // Интернет-технологии в образовании, Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2018. – № 128-131.
2. Бабанова С.С. Методико-процессуальные основы компьютерных технологий при обучении русскому языку в начальной школе / С.С Бабанова // Вопросы педагогики, 2020. – № 12-2. – С. 27-30.
3. Баракова Е.А. Реализация методики формирования регулятивных учебных действий обучающихся средствами МЭШ / Е.А. Баракова // Ученые записки Орловского государственного университета, 2019. – № 4 (85). – С. 205-209.
4. Гараев С.Т. Сущность информационно-коммуникативных технологий / С.Т. Гараев // Инновационная наука, 2016. – № 6-2. – С. 52-55.
5. Гареева Н.Н. Формирование регулятивных умений на уроках мате-матики в основной школе / Н.Н. Гареева // Вестник Набережноцельнинского государственного педагогического университета, 2020. – № 4 (29). – С. 41-44.
6. Гейн А.А. Диагностика качества сформированности универсальных учебных действий (УУД) на уроках технологии / А.А. Гейн, Л.В. Козуб // Общество: социология, психология, педагогика, 2022. – № 6 (98). – С. 157-163.
7. Гнездилова Л.А. Формирование коммуникативных УУД на уроках английского языка / Л.А. Гнездилова // Инновационная наука, 2021. – № 9-1. – С. 29-31.
8. Дмитриева С.Н. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в малокомплексной школе / С.Н. Дмитриева, Т.В. Евдокарова // Проблемы современного педагогического образования, 2020. – № 63-3. – С. 30-34.
9. Драндров Г.Л. Формирование у младших школьников универсаль-ных учебных действий в процессе обучения «Школе мяча»: монография / Г.Л. Драндов, А.А. Пауков. – Чебоксары: Чувашский государственный педаго-гический университет им. И.Я. Яковлева, 2019. – 159 с.
10. Иванова В.Н. Коммуникативные универсальные учебные действия, формы взаимодействия учащихся школы / В.Н. Иванова, О.А. Штырбу // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2022. – № 6 (70). – С. 141-148.
11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 151 с.
12. Каневская Ж.О. Методы и приемы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе межличностных отношений на уроках / Ж.О. Каневская, Л.Н. Авдеева, А.Э. Ширванян // Обучение и воспитание: методики и практика, 2016. – № 29. – С. 108-113.
13. Липская С.П. Использование ИКТ на уроках русского языка как средство формирования УУД / С.П. Липская, В.А. Соколова // Интернет-технологии в образовании. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2018. – С. 140-144.
14. Мамедова М.А. Компьютерные технологии в сфере образования и их этапы развития / М.А. Мамедова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2021. – №3(193). – С. 264-267.
15. Мусина А.А. Методологические подходы к развитию УУД млад-ших школьников: опыт использования ИКТ-насыщенной среды / А.А. Мусина // Пермский педагогический журнал, 2012. – № 3. – С. 52-55.
16. Мухортова Е.Н. Развитие учащихся в процессе формирования УУД / Е.Н. Мухортова // Архивариус, 2020. – № 4 (49). – С. 5-6.
17. Поречина Е.Я. Технические средства обучения в школе / Е.Я. Поречина, Е.П. Простак // Базис, 2021. – №1(9). – С. 53-56.
18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федеральному государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 23.03.2024)
19. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утвер-ждении федеральной образовательной программы начального общего образо-вания». URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-372/ (дата обращения: 23.03.2024).
20. Сергина О.А. Применение средств ИКТ для формирования комму-никативных УУД у младших школьников / О.А. Сергина // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2016. – № 4 (42). – С. 97-98.
21. Танкаева М.С. Понятие «информационно-коммуникационные тех-нологии» в научно-педагогической литературе / М.С. Танкаева // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018030012 (дата об-ращения: 23.03.2024).
22. Тешева М.М. Применение современных информационно-коммуникационных технологий в образовании / М.М. Тешева, В.А. Тешев, В.В. Шалатов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика, 2020. – № 2 (260). – С. 125-129.
23. Тюрикова С.А. Коммуникативные универсальные учебные дей-ствия: сущность и показатели сформированности / С.А. Тюрикова // Вестник евразийской науки, 2014. – № 3 (22). – С. 159-163.
24. Формирование универсальных учебных действий в основной шко-ле: от действия к мысли. Системе заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Водорарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
25. Хнычкина Е.Е. Познавательные универсальные учебные действия и их оценка – стратегия развития учителя / Е.Е. Хнычкина // Муниципальное образование: инновация и эксперимента, 2014. № 4. – С. 18-20.
26. Яковлева Н.Н. Педагогические условия развития коммуникативных умений учащихся 4-6-х классов: автореферат дис. .. .кандидата педагогических наук: 13.00.01. – СПБ., 2005. – 24 с.