Исследование нормативного словаря ОНР

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 42 42 страницы
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 24.04.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВАРЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Лингвистические и психолингвистические основы изучения словаря существительных у детей 6
1.2. Формирование словаря имен существительных в онтогенезе 11
1.3. Характеристика общего недоразвития речи 14
1.4. Особенности словаря существительных у дошкольников с ОНР 24
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВАРЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ С ОНР 27
2.1. Анализ методик исследования словаря существительных 27
2.2.Анализ результатов исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Фрагмент для ознакомления

А. Ковшикова, Л.Ф. Спировой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Н.Н. Малофеева, Н.В. Симоновой, И.А. Смирновой, Л.Б. Халиловой, С.Н. Шаховской, рассматривающие особенности нарушения лексики у детей с различными формами речевой патологии; современные научные знания о развитии лексики и ее аспектах: становлении смыслового значения слов и его развитии в онтогенезе, о семантических полях и особенностях их формирования в онтогенезе (А.А. Уфимцева, А.М. Шахнарович).В исследовании использовались следующие методы:1.Эмпирические методы (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, анкетирование);2.Анализационные (сравнительный, комплексный);3.Биографические (изучение и анализ исторических данных и медико-педагогической документации);4.Интерпретационные (методологический анализ).В констатирующем эксперименте была использована методика Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой.В результате исследования было обследовано 20 детей в возрасте 6-7 лет, из которых 10 детей с нормальным речевым развитием (контрольная группа) и 10 детей с таким логопедическим заключением, как общее недоразвитие речи III уровня (экспериментальная группа). Все дети, участвующие в исследовании, имели сохранный слух, зрение, интеллект.Констатирующее исследование осуществлялось в три этапа.На первом этапе было проведено логопедическое обследование с целью формирования контрольной и экспериментальной группы, включающее в себя сбор анамнеза, обследование речи ребенка. Исходя из этого обследования, было выделено 10 детей контрольной группы и 10 детей экспериментальной группы.На втором этапе осуществлялось экспериментальное исследование по разработанной методике изучения лексики Р.И. Лалаевой. На третьем этапе констатирующего эксперимента осуществлялся качественный и количественный анализ экспериментальных данных контрольной и экспериментальной группы. После результаты исследования были обобщены и на их основе были сформулированы выводы.У детей контрольной группы речевое развитие соответствует возрастной норме. Дети имеют достаточный пассивный словарь, употребляют лексико-грамматические конструкции, понимают трехсложные инструкции, умеют определять отношения между членами предложения. Звукопроизношение детей сформировано в соответствии с возрастной нормой: присутствуют все звуки раннего и позднего онтогенеза. В экспрессивной речи дети имеют довольно большой номинативный словарь, глагольный словарь, словарь прилагательных, словарь существительных. Также они способны употреблять и изменять существительные по числам, падежам, родам. Фонематическое восприятие детей не нарушено. Отсутствуют органические повреждения артикуляционного аппарата и нарушения иннервации артикуляционной мускулатуры. Дети используют фразовую речь.Дети экспериментальной группы имеют общее недоразвитие речи. При формировании экспериментальной группы, отбор дошкольников производился на основе логопедического обследования, анамнестических данных и изучения документации медико-психолого-педагогического характера. При изучении анамнестических данных детей с ОНР экспериментальной группы выяснилось, что у большинства детей присутствовали асфиксии, родовые травмы, факторы неблагоприятного течения беременности и родов. Методика исследования словаря имен существительных подбиралась на основе заданий методики Р.И. Лалаевой и включала следующие задания. Исследование пассивного словаряЗадание 1. Покажи картинкуЦель: изучение пассивного словаря существительных.Инструкция: «Я буду называть слово, а ты покажи картинку. Покажи зайчика. Покажи машину. Покажи собачку. Покажи тарелку. Покажи стол. Покажи стул. Покажи полотенце. Покажи стакан. Покажи кресло и т.д.»Материал: предметные картинки по лексическим темам. Критерии оценивания:5 баллов – задание выполнено верно;4 балла – задание выполнено с 1-2 ошибками, самокоррекция;3 балла – выполнено половина задания верно, незначительная помощь педагога;2 балла – больше половины задания выполнено неверно, помощь педагога;1 балл – задания не выполнены, помощь не использовалась.По результатам выполнения всех заданий определялся средний балл, который соответствует уровню сформированности пассивной лексики:Высокий уровень (5 баллов) – объем импрессивного словаря в пределах нормы, ребенок правильно, самостоятельно выполняет пробы, не проявляют необходимости дополнительного разъяснения экспериментального задания;Уровень выше среднего (4 балла) – ребенок хорошо ориентируется в названиях предметов, действий, неточно определяет прилагательные, не выделяет наречия;Средний уровень (3 балла) – ребенок правильно определяет названия предметов, показывает действия по сюжетным картинкам, путает грамматические категории числа существительных и глаголов, неправильно подбирает признаки при согласовании прилагательных с существительными;Уровень ниже среднего (2 балла) – ребенок правильно показывает предметы по названию, неточен в выборе действий, прилагательные и наречия не различает, для выполнения задания необходима помощь логопеда, темп работы замедленный;Низкий уровень (1 балл) – ребенок не точно показывает предметы, не соотносит их с названиями, определяет хорошо знакомые предметы, игрушки; при выполнении заданий помощь экспериментатора не использует, отказывается от выполнения задания.Исследование активного словаряЗадание 2. Назови картинкуЦель: изучение активного словаря существительных Инструкция: «Я буду показывать картинку, а ты назови, что ты видишь на картинке»Материал: предметные картинки по лексическим темам. Критерии оценивания5 баллов – задание выполнено верно,4 балла – задание выполнено с 1-2 ошибками, самокоррекция,3 балла – выполнено половина задания верно, незначительная помощь педагога,2 балла – больше половины задания выполнено неверно, помощь педагога,1 балл – задания не выполнены, помощь не использовалась.По результатам исследования определялся средний балл, который соответствует уровню сформированности активного словаря:Высокий уровень (5 баллов) – объем активного словаря соответствуют возрасту, словарный запас содержит родовидовые понятия, ребенок правильно и быстро подбирает слова;Уровень выше среднего (4 балла) – словарный запас в пределах возрастной нормы, активный словарь меньше пассивного, темп работы замедленный, ребенок не точно подбирает слова, исправляется после указаний экспериментатора;Средний уровень (3 балла) – отмечаются трудности актуализации точных слов, подобранные слова недостаточно точно характеризуют лексическое значение, работает самостоятельно;Уровень ниже среднего (2 балла) – ограниченный и бедный словарь, сформированы отдельные родовидовые понятия, малое число слов, точно отражающих лексическое значение, нуждается в помощи, медленный темп работы;Низкий уровень (1 балл) – словарь крайне ограничен, объем активного словаря в пределах бытовой лексики, малое число точных слов, требуется организующая помощь экспериментатора.2.2.Анализ результатов исследованияПредставим результаты по методике исследования словаря имен существительных подбираласьна основе заданий методики Р.И. Лалаевой по параметру «Исследование пассивного состава слов»Таблица № 1. Результаты исследования пассивного словаряДети с ОНРДети с нормойУровень%Количество детей%Количество детейВысокий уровень00%220%Выше среднего уровень110%220%Средний уровень440%440%Ниже среднего уровень330%220%Низкий уровень220%00%Ср.зн.2,43,2Рисунок № 1. Результаты исследования пассивного словаряПо результатам исследования, можно отметить, что в группе детей с ОНР 20% дошкольников не точно показывают предметы, не соотносят их с названиями, определяют хорошо знакомые предметы, игрушки; при выполнении заданий помощь экспериментатора не используют, что указывает на низкий уровень развития пассивного словаря, в группе детей с нормой речевого развития детей с данным уровнем не выявлено. У 30% детей с ОНР и 20% детей с нормой речевого развития определен уровень ниже среднего, что говорит о том, что дети правильно показывают предметы по названию, однако неточны в выборе действий, прилагательные и наречия не различают, для выполнения задания им необходима помощь логопеда.Для 40% детей обоих групп характерен средний уровень развития пассивного словаря, дошкольники правильно определяют названия предметов, показывают действия по сюжетным картинкам, однако путают грамматические категории числа существительных и глаголов, неправильно подбирают признаки при согласовании прилагательных с существительными.Для 10% детей с ОНР и 20% детей с нормой речевого развития характерен уровень соответствующий вышесреднего, эти дети хорошо ориентируются в названиях предметов, действий, неточно определяют прилагательные, не выделяют наречия.Для 20% детей с нормой речевого развития характерен высокий уровень развития пассивного словаря, они правильно, самостоятельно выполняют пробы, не проявляют необходимости дополнительного разъяснения экспериментального задания. В группе детей с ОНР не выявлено детей с высоким уровнем развития пассивного словаря.Рассмотрим результаты по следующему параметру - «Исследование активного словаря»Таблица № 2. Результаты исследования активного словаряДети с ОНРДети с нормойУровень%Количество детей%Количество детейВысокий уровень00%220%Выше среднего уровень110%330%Средний уровень330%440%Ниже среднего уровень440%110%Низкий уровень220%00%Ср.зн.2,33,3Рисунок № 2. Результаты исследования активного словаряВ группе детей с ОНР результаты отличаются от детей с нормой речевого развития, так у 20% детей с ОНР выявлен низкий уровень развития активного словаря, словарь этих детей крайне ограничен, объем активного словаря в пределах бытовой лексики, малое число точных слов.Для 40% детей с ОНР и 10% детей с нормой речевого развития характерен уровень ниже среднего, что говорит о том, что активный словарь этих детей ограничен и беден, сформированы отдельные родовидовые понятия, малое число слов, точно отражающих лексическое значение.У 30% детей с ОНР и 40% детей с нормой речевого развития выявлен средний уровень активного словаря, у них отмечаются трудности актуализации точных слов, подобранные слова недостаточно точно характеризуют лексическое значение.Уровень выше среднего характерен для 10% детей с ОНР, и 30% детей с нормой речевого развития, словарный запас в пределах возрастной нормы, активный словарь меньше пассивного, темп работы замедленный, дети не точно подбирают слова, однако исправляются после указаний экспериментатора.Для 20% детей с нормой речевого развития характерен высокий уровень развития активного словаря, объем активного словаря соответствуют возрасту, словарный запас содержит родовидовые понятия, ребенок правильно и быстро подбирает слова.Проанализируем результаты полученные по параметру «Исследование лексических парадигм» Таблица № 3. Результаты исследования лексических парадигмДети с ОНРДети с нормойУровень%Количество детей%Количество детейВысокий уровень00%110%Выше среднего уровень00%330%Средний уровень440%550%Ниже среднего уровень440%110%Низкий уровень220%00%Ср.зн.2,12,9Рисунок № 3. Результаты исследования лексических парадигмДля 20% детей с ОНР характерен низкий уровень развития лексических парадигм, объем словаря существительных соответствует бытовой лексике, процессы классификации, обобщения не сформированы.У 40% детей с ОНР и 10% детей с нормальным развитием речи отмечается уровень развития словаря ниже среднего. Это говорит о том, что у этих детей ограничен выбор обобщающих слов, а также частично сформированы родовидовые понятия и мало слов, соответствующих точному значению.У 40% детей с ОНР и 50% детей с нормой речевого развития выявлен средний уровень. У 30 % детей с нормой речевого развития выявлен уровень выше среднего и у 10% - высокий.Изучив результаты исследования, можно сделать вывод о значительных различиях между группами детей. Было обнаружено, что одной из особенностей речи детей с ОНР является недостаточный объем пассивного словаря. У них отмечается недостаток лексического запаса. Хотя дошкольники с ОНР понимают многие слова, их активное использование и ассоциации вызывают затруднения. Они часто не знают многих слов, особенно прилагательных и глаголов. Трудности возникают при использовании слов обобщенного или абстрактного значения, выражается неточность в их использовании, что приводит к вербальным парафазиям. В целом, дети с ОНР имеют проблемы с использованием и пониманием широкого спектра слов и выражений.В ходе исследования было замечено, что одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является значительное отставание словарного запаса. ЗаключениеКак и в норме, так и в патологии, развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Знание слов и их значений играет ключевую роль в формировании речи и развитии умственных способностей ребенка. Понимание слов позволяет накапливать и уточнять представления, формировать понятия и развивать мышление. Освоение словарного запаса происходит через операции анализа, синтеза и обобщения. Недостаточный словарный запас затрудняет коммуникацию и общее развитие, в то время как богатый словарный запас свидетельствует о хорошо развитой речи и высоком уровне интеллектуального развития. Подготовка к школьному обучению включает в себя и своевременное обогащение словаря ребенка.Анализируя полученные результаты, можно отметить, существенную разницу в группах детей. В ходе исследования было замечено, что одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного словаря. Дети затрудняются в актуализации многих существительных, характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафпзиях. Проявления неточности или неправильного употребления слои и речи детей с OНР многообразны. Стоит отметить, что у детей в норме, количество использованных слов, которые они показали логопеду больше, чем у детей с ОНР. Кроме всех предметов, дети с речью в норме, показывали по просьбе логопеда все вышеназванные предметы и объекты, а также: корову, собаку, кошку, медведя, лису, зайца, скворца, ласточку, грача, автобус, самолет, фургон.Таким образом, можно отметить, что существует разница в словаре существительных у детей с ОНР и с нормой речевого развития.Таким образом, цели и задачи работы достигнуты, гипотеза исследования – подтверждена.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.Валявко С. М., Шулекина Ю. А. Особенности смыслового восприятия слова детьми с нарушениями речевого развития // Специальное образование. – 2013. – № 3 (31). – С. 14–31.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб: Детство, 2004. – 130 с.Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова; под ред. С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2012. - 364 с.Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2006 – 224 с.Гальскова Н.Д. Теория формирования предметного словарного запаса детей дошкольного возраста: Учеб пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. Pаведений. – М.: «Академия», 2004. – 134 с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 471 с.Гербова В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности // Ученые записки: МГЗПИ. – 1970.Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. – М.: Владос, 1990.Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1975. – С. З–5.Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. / М., 1973. 136 с. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить // М.М. Кольцова, М.С. Рузина. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург, 2006. – С. 3–169.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СП.: Союз,2001. – 218 с.Левина, Р.Е. Логопедия. Основы теории и практики/ Р.Е. Левина. – М.: Альянс, 2017. – 364сЛеонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – М., 2004.Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения/А.Н. Леонтьев – М.: Смысл, 2019. – 432с.Потебня А.А.Мысль и язык. – Москва : Лабиринт, 2010. – 239 с. Розенгардт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Акад. пед. наук РСФСР. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. – 96 с.Серебрякова Н.В. Особенности организации семантических полей у детей с общим недоразвитием речи // Изучение и коррекция речевых расстройств / под.ред. Л.Г. Парамонова. – Л., 1986. – 284 с.Стерликова, В.В. Теория и методика развития речи детей/ В.В. Стерликова. – 3–е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2019. – 203 с.Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.: Юрайт, 2022. – 161 с. Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика/ Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2021. – 680с.Фомина Л. В. Роль движений пальцев рук в развитии моторной речи ребенка./ М: МГПИИЯ, 1971. С.36-40. Харченко В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения // Детская речь как предмет лингвистического изучения / Под ред. С.Н. Цейтлин. – Л., 1987.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2000.Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–7 лет: сборник упражнений / В.Н. Чернякова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с. Чистякова М. И. Психогимнастика. / М.: ВЛАДОС, 1990. 160 с.Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. Лексика. Семантика. Грамматика. – М., 1999.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Валявко С. М., Шулекина Ю. А. Особенности смыслового восприятия слова детьми с нарушениями речевого развития // Специальное образование. – 2013. – № 3 (31). – С. 14–31.
3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб: Детство, 2004. – 130 с.
4. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова; под ред. С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2012. - 364 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996.
6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2006 – 224 с.
7. Гальскова Н.Д. Теория формирования предметного словарного запаса детей дошкольного возраста: Учеб пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. Pаведений. – М.: «Академия», 2004. – 134 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 471 с.
9. Гербова В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности // Ученые записки: МГЗПИ. – 1970.
10. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. – М.: Владос, 1990.
11. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1975. – С. З–5.
12. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. / М., 1973. 136 с.
13. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить // М.М. Кольцова, М.С. Рузина. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург, 2006. – С. 3–169.
14. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СП.: Союз,2001. – 218 с.
15. Левина, Р.Е. Логопедия. Основы теории и практики/ Р.Е. Левина. – М.: Альянс, 2017. – 364с
16. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – М., 2004.
17. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения/А.Н. Леонтьев – М.: Смысл, 2019. – 432с.
18. Потебня А.А. Мысль и язык. – Москва : Лабиринт, 2010. – 239 с.
19. Розенгардт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Акад. пед. наук РСФСР. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. – 96 с.
20. Серебрякова Н.В. Особенности организации семантических полей у детей с общим недоразвитием речи // Изучение и коррекция речевых расстройств / под. ред. Л.Г. Парамонова. – Л., 1986. – 284 с.
21. Стерликова, В.В. Теория и методика развития речи детей/ В.В. Стерликова. – 3–е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2019. – 203 с.
22. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.: Юрайт, 2022. – 161 с.
23. Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика/ Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2021. – 680с.
24. Фомина Л. В. Роль движений пальцев рук в развитии моторной речи ребенка./ М: МГПИИЯ, 1971. С.36-40.
25. Харченко В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения // Детская речь как предмет лингвистического изучения / Под ред. С.Н. Цейтлин. – Л., 1987.
26. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2000.
27. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–7 лет: сборник упражнений / В.Н. Чернякова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.
28. Чистякова М. И. Психогимнастика. / М.: ВЛАДОС, 1990. 160 с.
29. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. Лексика. Семантика. Грамматика. – М., 1999.