Формирование навыка письма у младших школьников в период обучения грамоте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 35 35 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 25.04.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования навыка письма у младших школьников 5
1.1 Понятие навыка письма и его значение в процессе обучения грамоте 5
1.2 Методы и подходы к формированию навыка письма у младших школьников 8
1.3 Оценка результатов формирования навыка письма у младших школьников 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формирование навыка письма у младших школьников в период обучения грамоте 19
2.1 Исследование уровня сформированности навыка письма у младших школьников 19
2.2 Направления и содержание работы по формированию навыка письма у младших школьников 24
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 34

Фрагмент для ознакомления

Проведенная работа основывалась на определенных принципах обучения.Помимо общих принципов, таких как осознанность, доступность, прогрессивная сложность и повторение, использовались принципы, вытекающие из специфики формирования навыков письма:- принцип наглядности обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма, использованием рецептов, таблиц и других пособий;- принцип осознанности достигается через объяснение приемов и последовательности написания писем, а также через упражнения по поиску и исправлению своих и чужих недостатков;- в процессе упражнений реализуется принцип повторения. Наиболее проверенным способом приобретения навыка является упражнение, т. е. повторное выполнение, сопровождающееся анализом выполнения, сравнением с образцом, исправлением ошибок и т. д.;- принцип умения предусматривает постепенное нарастание трудности, что особенно важно при обучении письму шестилетних детей, так как процесс письма у них затруднен из-за медлительности и недостаточной твердости движений рук;- принцип учета индивидуальных особенностей сводится к постоянному наблюдению преподавателя за работой каждого ученика с учетом особенностей его зрения, моторики, осанки и т.п.;- принцип параллелизма, заключающийся в одновременном обучении чтению и письму, что обеспечивает грамотное и осознанное письмо.Определяя направления работы по формированию навыков письма у младших школьников, мы выделили два этапа работы: подготовительный и основной. На подготовительном этапе были выбраны игры и упражнения, способствующие формированию навыков письма у младших школьников. Они представлены в таблице 3 (приложение 2).Примеры игр и упражнений, используемых на подготовительном этапе, представлены в приложениях. Задания были расположены по возрастающей степени сложности. Навыки, формируемые у детей с помощью заданий, постоянно закреплялись и автоматизировались.Прежде чем перейти к основному этапу развития навыков письма у младших школьников, мы рекомендуем детям ознакомиться с основными правилами, сформулированными М. М. Безруких, которые будут способствовать формированию навыков письма:- соблюдать правильную осанку при рисовании и письме;- правильно держать карандаш (ручку);- правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.Эти правила позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык и, следовательно, сделать письмо практичным, понятным и быстрым. Чтобы научить детей правильно выполнять графические движения, необходимо учитывать определенные условия:- не требовать от ребенка работы по принципу «делай, как я», он может видеть движение по-своему;- объяснить и показать, как выполнять движение, затем выполнить его вместе;- зафиксировать внимание на начальной точке движения;- объяснить, что означает стрелка, указывающая направление движения.В процессе реализации основного этапа работы использовались методы и приемы, описанные в работах М. М. Безрукова, О. Б. Иншаковой, С. П. Ефимовой, В. В. Воронкова, И. Н. Садовниковой и других, направленные на развитие навыков письма:- показ написания логопедом. Сопровождается объяснением, с чего начать писать, как провести линию. На доске для всех детей или индивидуально в детской тетради;- списывание с готового образца - приведенные в инструкции образцы, запишите их на доске или в тетради;- копировальный метод – это упражнение на выполнение правильного движения. Они выполняются механически, поэтому необходимо чередовать их с осознанным письмом. Например, ребенок обводит две буквы, затем сам пишет букву, затем еще раз обводит две буквы для закрепления материала;- воображаемое письмо осуществляется по схеме, написанной логопедом. Учащиеся опираются на двигательные ощущения и зрительный образ буквы.- усвоение правил письма – способствует осознанию необходимости учиться письму. Правила сформулированы кратко и состоят из задач, которые логопед ставит на занятии.- письмо под счет – это развитие плавного ритма письма, определенного темпа. Основные движения сопровождаются партитурой.Определены условия, при которых процесс обучения графомоторным навыкам является успешным:- эмоциональность урока;- доступность, все более сложные задачи;- связь выбранного материала с жизненным опытом детей;- стимулировать творческую активность школьников.Для основного этапа были выбраны игры и упражнения, способствующие формированию навыков письма у младших школьников. Они представлены в таблице 4 (приложение 2).Схематически ход работы по формированию навыков письма на основном этапе можно изобразить так, как показано на рисунке 2.Рис. 2. Процесс обучения навыку письма младших школьников на основном этапеВ результате проводимой логопедической работы по формированию навыков письма у младших школьников дети должны приобрести следующие навыки:1. Научиться правильно сидеть (правильная осанка – положение туловища, головы, положение тетради или листа).2. Научитесь правильно держать ручку.3. Четко дифференцировать строку (верхнюю, нижнюю и среднюю).4. Уметь четко различать и писать вертикальные элементы (правые и левые).5. Уметь выполнять последовательные ритмичные движения (количество движений в цикле и ритм ребенок выбирает сам).6. Уметь копировать сложные комбинации волнистых линий.Таким образом, можно сделать вывод, что работа по обучению письму должна строиться на общих и специальных принципах. Она включает в себя использование таких методов, как списывание, копирование, воображаемое письмо и т.д.При обучении необходимо также использовать приемы и игровые приемы младших школьников. Это способствует развитию у них интереса к логопедическим урокам, они легче воспринимают новый и сложный материал.Разработанная работа основана на детских ошибках, а также на современных исследованиях этих проблем на основе традиционных направлений работы. В качестве приоритетных направлений формирования навыков письма выделено развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, точности движений и взаимной координации.ЗаключениеВ заключение, процесс формирования навыка письма у младших школьников в период обучения грамоте играет важную роль в их общем развитии. Приобретение этого навыка не только способствует улучшению языковых и когнитивных способностей, но также развивает моторику и креативность у детей.Эффективное обучение письму требует терпения, индивидуального подхода и поддержки со стороны учителей и родителей. Регулярные упражнения, поощрение и конструктивная обратная связь помогают детям улучшить свои навыки письма и достичь успеха в обучении грамоте.Важно помнить, что формирование навыка письма является важным этапом в языковом развитии детей и оказывает положительное влияние на их обучение и будущие успехи. Поэтому уделение должного внимания этому аспекту обучения способствует развитию комплекса навыков у младших школьников и подготавливает их к успешной учебной деятельности в будущем.Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы:1. Формирование навыка письма у младших школьников в период обучения грамоте является неотъемлемой частью их языкового развития. Этот процесс способствует не только усвоению письменной грамотности, но и развитию моторики, координации движений и креативности у детей.2. Регулярные занятия и индивидуальный подход к каждому ученику играют важную роль в успешном формировании навыка письма. Учителя и родители должны создать стимулирующую обучающую среду, где дети могут уверенно и творчески развивать свои навыки.3. Обучение письму не должно ограничиваться лишь техническими аспектами, но также должно включать развитие языкового богатства, орфографии и грамматики. Этот комплексный подход способствует полноценному формированию навыка письма у детей.4. Важно помнить, что успешное формирование навыка письма у младших школьников является важным шагом на пути к их образовательному успеху. Поддержка со стороны учителей, родителей и широкого образовательного сообщества играет ключевую роль в этом процессе.Таким образом, формирование навыка письма у младших школьников в период обучения грамоте имеет долгосрочное значение для их языкового, когнитивного и социального развития, подготавливая их к успешной учебе и жизни в целом.Список литературы1. Ерастова, Н. В. Психофизиологические основы процесса письма младшего школьного возраста / Н. В. Ерастова. // Молодой ученый. - 2021. — № 19 (123). - С. 347-350. 2. Носачева, Н. В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения / Н. В. Носачева. // Молодой ученый. - 2022. - № 11.1 (145.1). - С. 44-47. 3. Сухорукова, Т. В. Система поэтапного обучения чтению и письму первоклассников / Т. В. Сухорукова. // Молодой ученый. - 2023. - № 2 (136). - С. 632-634. 4. Ткачук, Ю. Г. Становление навыка письма у детей младшего школьного возраста / Ю. Г. Ткачук. // Молодой ученый. - 2021. - № 11 (115). - С. 1558-1560. 5. Феденкова, Е. В. Методические проблемы обучения письму детей с левосторонней латерализацией / Е. В. Феденкова. // Молодой ученый. - 2016. - № 8 (112). - С. 1058-1060. Электронные ресурсы6. Безбородова М.А. Формирование графического навыка письма в начальной школе. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-graficheskogo-navyka-pisma (дата обращения: 26.03.2024).7. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000756283?ysclid=lu89pb88t4570600063 (дата обращения: 26.03.2024).8. Габдуллина А.Т. Педагогические условия формирования навыков грамотного письма младшего школьника. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 26.03.2024).9. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004582055?ysclid=lu89m1ponb64516085 (дата обращения: 26.03.2024).10.Зегебарт, Г.М. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. - URL: https://sbiktimirova.ru/upload/information_system_32/3/2/8/item (дата обращения: 26.03.2024).11. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000970409?ysclid=lu89kx9j75483706685 (дата обращения: 26.03.2024).12. Мартынова А.В. К вопросу о процессе формирования письменной компетенции младшего школьника. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-protsesse-formirovaniya-pismennoy (дата обращения: 26.03.2024).13. МБОУ Школа № 9- URL: https://school9nnov.ru/ (дата обращения: 26.03.2024).14. Морозова, Л.А. Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003137924?ysclid=lu89i0ui8k193565180 (дата обращения: 26.03.2024).15.Немов, Р.С. Психология. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008026388?ysclid=lu89ne3gx4422767316 (дата обращения: 26.03.2024).ПриложенияПриложение 1Таблица 1. Результаты обследования навыка письма у младших школьниковФИГрафический диктантОбводилкиЗаборчикФонемат. восприятЗапомни рисунки1Игорь В.32414102Лида П.2231073Олег Н.101744Рома С.223775Оля Н.000436Петя И.3241097Катя Ч.212648Толя К.112459Костя Б.0114310Женя Р.11043Таблица 2 - Уровень сформированности навыка письма у младших школьниковФИОбщее кол-воПроцентУровень1 Игорь В.33100%высокий2 Лида П.2472,7%средний3 Олег Н.1339,3%низкий4 Рома С.2163,6%средний5 Оля Н.721,2%низкий6 Петя И.2884,4%средний7 Катя Ч.1545,4%низкий8 Толя К.1545,4%низкий9 Костя Б.927,2%низкий10 Женя Р.927,2%низкийПриложение 2Таблица 3 - Игры и упражнения, направленные на формирование навыка письма у младших школьников на подготовительном этапеНаправления работыЦелиИгры и упражненияРазвитие зрительного восприятияузнавание изображений реальных предметов и их контуров«Какие предметы спрятались в картинке?».формирование зрительного слежения«Улитка», «Клубочки»формирование зрительномоторной координации«Обводилка», «Исследователь», «По дорожке маленькими ножками…», «Конструктор»Развитие мелкой моторикиформирование и совершенствование мелкой моторики рук, умения контролировать свои движения, развитие координации движений рук и пальцев, развитие моторики пальцев рук, развитие мышц рук«Пальчиковая гимнастика», «Теневой театр», «Театр картинок», «Настольный театр», «Театр Петрушки», «Пуговицы», «Застежки», «Выпрямитель»Развитие точности движенийформирование точности движений, направленных на развитие основных графических навыков, формирование навыка равномерного движения руки под контролем зрения.«Штриховка», «Обводка по контору», «Рисование дорожек», «Рисование по точкам», «Графический диктант», «Дорисуй картинку», «Продолжи картинку»Развитие реципрокной координацииформирование и совершенствование координированных движений пальцев, умения переключаться с одного движения на другое.«Сжать и разжать кулаки», «Чередовать: палец-кулак», «Чередовать: кулак-реброладонь», пальчиковая гимнастика, игры на переключаемость движений пальцев рук.Развитие фонематического восприятияразвитие фонематического слуха, обучение детей различению звуков на слух, обучение анализу звуковых букв«Поймай звук», «Охотник», «Волшебники», «Гусеницы», «Правильное слово», «Регулировщик»Развитие зрительной памятиразвитие зрительной памяти с прогрессивным аппаратным усложнением«Найди отличия», «Фотографы», «Симметричные рисунки», «Поможем художнику».Таблица 4 - Игры и упражнения, направленные на формирование навыка письма у младших школьниковНаправление работыИгры и упражненияУчить рисовать прямые и наклонные параллельные линии«Палочки», «Грибы», «Лопаточки», «Цветы», «Нитки для шариков», «Травка»Учить придерживаться ограничительной линейки-строкиУчить рисовать полуовалы и овалыУчить писать печатные буквыДля этого направления работы можно использовать различные прописи.Учить элементам прописных букв

1. Ерастова, Н. В. Психофизиологические основы процесса письма младшего школьного возраста / Н. В. Ерастова. // Молодой ученый. - 2021. — № 19 (123). - С. 347-350.
2. Носачева, Н. В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения / Н. В. Носачева. // Молодой ученый. - 2022. - № 11.1 (145.1). - С. 44-47.
3. Сухорукова, Т. В. Система поэтапного обучения чтению и письму первоклассников / Т. В. Сухорукова. // Молодой ученый. - 2023. - № 2 (136). - С. 632-634.
4. Ткачук, Ю. Г. Становление навыка письма у детей младшего школьного возраста / Ю. Г. Ткачук. // Молодой ученый. - 2021. - № 11 (115). - С. 1558-1560.
5. Феденкова, Е. В. Методические проблемы обучения письму детей с левосторонней латерализацией / Е. В. Феденкова. // Молодой ученый. - 2016. - № 8 (112). - С. 1058-1060.
Электронные ресурсы
6. Безбородова М.А. Формирование графического навыка письма в начальной школе. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-graficheskogo-navyka-pisma (дата обращения: 26.03.2024).
7. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000756283?ysclid=lu89pb88t4570600063 (дата обращения: 26.03.2024).
8. Габдуллина А.Т. Педагогические условия формирования навыков грамотного письма младшего школьника. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 26.03.2024).
9. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004582055?ysclid=lu89m1ponb64516085 (дата обращения: 26.03.2024).
10.Зегебарт, Г.М. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. - URL: https://sbiktimirova.ru/upload/information_system_32/3/2/8/item (дата обращения: 26.03.2024).
11. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000970409?ysclid=lu89kx9j75483706685 (дата обращения: 26.03.2024).
12. Мартынова А.В. К вопросу о процессе формирования письменной компетенции младшего школьника. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-protsesse-formirovaniya-pismennoy (дата обращения: 26.03.2024).
13. МБОУ Школа № 9- URL: https://school9nnov.ru/ (дата обращения: 26.03.2024).
14. Морозова, Л.А. Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003137924?ysclid=lu89i0ui8k193565180 (дата обращения: 26.03.2024).
15.Немов, Р.С. Психология. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008026388?ysclid=lu89ne3gx4422767316 (дата обращения: 26.03.2024).