Ознакомление с миром природы детей 5-6 лет в процессе наблюдений на прогулках.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 30 30 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 26.04.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Ознакомление детей с миром природы 6
1.1 Характеристика понятия «ознакомление детей с природой» 6
1.2 Возрастные особенности восприятия природы детьми 5-6 лет 8
1.3 Программные требования к представлениям детей 5-6 лет о природе 10
1.4 Методика работы воспитателя по ознакомлению детей 5-6 лет с природой 12
ГЛАВА 2. Наблюдение за природой детьми 5-6 лет 15
2.1 Сущность и содержание метода наблюдения за природой 15
2.2 Классификация видов наблюдения за природой, которые могут применяться у детей 5-6 лет 17
2.3 Особенности организация наблюдений за природой в процессе проведения прогулок 19
2.4 Опыт работы воспитателя А.С. Перегудовой по организации наблюдения за природой детьми 5-6 4лет 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Фрагмент для ознакомления

Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.2.4 Опыт работы воспитателя А.С. Перегудовой по организации наблюдения за природой детьми 5-6 летРассмотрим несколько примеров тематических прогулок, которые воспитатель А.С. Перегудова проводит для организации наблюдения за природой детьми 5-6 лет.ПРОГУЛКА 1. Наблюдение за цветочной клумбойЦель прогулки:изучение разнообразия растений;изучение взаимодействия растений и животных (насекомых);изучение строения и разнообразия форм и окрасок цветков растений;формирование понимание роли света и воды в жизни растений, приспосабливаемости растений к тем или иным условиям среды;практическая деятельность по уходу за цветником;изучение способов размножения растений;развитие у детей познавательных способностей;физическое развитие детей;трудовое воспитание детей.Ход прогулки: Воспитатель выбирает две клумбы, одна из которых в тени, вторая на солнечной стороне. Обязательно необходимо подготовить карточки, ан которых будут отображены и подписаны виды растений. Воспитатель задает детям вопросы:Зачем растению нужен цветок?Как устроен цветок?Какие растения вы видите на клумбе?Какого цвета у них цветы?Чем отличаются цветы?Каких насекомых вы видите на клумбе?Зачем цветку нужна пчела?Зачем нужно поливать цветы?Зачем растениям свет?Зачем растению нужны семена?Трудовая деятельность: Цель – формирование бережного отношения к природе, воспитание трудолюбия, целеустремлённости. Полив цветов.Сбор семян цветов.Подвижные игры: бег на перегонки. Цель – развитие ловкости, быстроты, выносливости, умения быстро ориентироваться в ситуации.Индивидуальные занятия: прыжки по меткам на земле. Цель – развитие ловкости и координации движений.ПРОГУЛКА 2. Наблюдение за кленом и сосной осенью в период листопада (любое хвойное и лиственное дерево)Цель прогулки:изучение сезонных явлений в жизни растений;изучение разнообразия деревьев;изучение роли света и температуры в жизни деревьев;понятие о листопадных и вечнозеленых деревьях;изучение роли деревьев в жизни человека;развитие у детей познавательных способностей;физическое развитие детей;трудовое воспитание детей.Ход прогулки: Воспитатель определятся с местом проведения прогулки так, чтобы в встретить хвойное (не лиственница) и лиственное дерево. В качестве дополнительного материала нужно подготовить карточки с рисунками различных листьев, фотографиями вечнозеленых деревьев, шишек.Воспитатель задает детям вопросы:Что такое листопад?Когда он происходит?Почему у деревьев опадают листья?Какого цвета листья вы видите (сбор гербария)?Какие деревья не опадают на зиму?Какие деревья вы здесь видите?Расскажите о пользе деревьев для человека?Чем отличаются листья, которые вы собрали и листья сосны (ели, пихты и т.д.)?Трудовая деятельность: Цель – формирование навыков сбора материала по заданию воспитателя, закрепление навыков сбора мелких предметов (развитие мелкой моторики).Сбор гербария.Подвижные игры: бег между деревьями. Цель – развитие ловкости, быстроты, выносливости, скорости реакции.Индивидуальные занятия: броски шишек в ведерко. Цель – развитие ловкости, внимания и координации движений.ПРОГУЛКА 3. Изучение свойств воды, зимы как времени годаЦель прогулки:изучение различных агрегатных состояний воды;изучение сезонных изменений в природе;изучение времен года;изучение сезонных явлений в природе (снегопад);знакомство с термометром;формирование бережного отношения к природе;развитие у детей познавательных способностей;физическое развитие детей;трудовое воспитание детей.Ход прогулки: Воспитатель выбирает место и время прогулки так, чтобы застать снегопад и открытую воду (берег водоема, лужи, ручьи). Воспитатель подготавливает в прогулке термометр, которым можно измерить температуру воздуха, снега и воды. Необходимо подготовить карточки с изображением времен года – зимы, весны, лета, осени. На зимней прогулке как никогда важно чередовать занятие с ответом на вопрос учителя и активные игры.Воспитатель задает детям вопросы:Что такое лед?Что такое снег?Что будет, если снег и лед перенести в теплую комнату?Чем отличаются лед, снег и вода?Что стало зимой с растениями?Что стало зимой с деревьями?Что стало зимой с землей?Что стало зимой с птицами?Почему зимой важно подкармливать птиц?Почем опасно выходить на лед?Какие вы знаете времена годы?Что происходит с природой зимой, весной, летом и осенью?Трудовая деятельность: Цель – формирование бережного отношения к природе, развитие мелкой моторики рук.Организация кормушек для птиц.Сбор природного материала для гербария.Подвижные игры: сбей кеглю. Цель – развитие ловкости, быстроты, координации движений.Индивидуальные занятия: догонялки. Цель – развитие выносливости, скорости, координации движений.Таким образом, воспитатель использует прогулки как метод наблюдения за природой во все времена года, что позволяет постоянно развивать, обновлять уровень знаний, умений и навыков детей по организации наблюдения, вырабатывать у них определенный уровень самостоятельность в данном виде деятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ процессе проведения исследования мы изучили литературные данные по проблеме ознакомления детей с природой, охарактеризовали место наблюдений на прогулках в процессе ознакомления детей 5-6 лет с природой, проанализировали опыт А.С. Перегудовой по организации наблюдения за природой детьми 5-6 лет.Полученные результаты позволили заключить следующее:Одна из основных задач обучения в дошкольной организации является – формирование у подрастающегопоколения системы знаний, умений, в т.ч. и в части природы. При этом формируются знания о совокупностях растений иживотных, занимающих определенную территорию, обобщаются знания о делении растений и животных на группы,формируются знания о сезонных явлениях в природе.Эта работа должна вестись как на теоретическом, так и на практическом уровне, в т.ч. и в рамках наблюдений, которое организуется на прогулках.Целевая прогулка – это одна их форм организации различных видов двигательной активности, которая сочетается с познавательно-исследовательской, продуктивной, игровой, трудовой деятельностью. Целевые прогулки способствуют развитию познавательных интересов у старших дошкольников, в частности памяти, внимания, воображения, мышления.Опыт А.С. Перегудовой по организации наблюдения за природой детьми 5-6 лет показывает, что существует огромное количество форм знакомства детей с природой – это труд на природе, опытно-поисковая деятельность, экологические минутки, экологические сказки, дидактические игры, природоохранные акции, экологические праздники. Но, в связи с возрастными особенностям дошкольников, наиболее весомыми формами можно считать экологические маршруты, экскурсии, целевые прогулки. Воспитатель активно использует целевые прогулки, они делятся на циклы, проводится круглый год в соответствии со сменой времен года, сезонными изменениями в природе.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫИные нормативные правовые актыПриказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Литературные источникиВолгина В.С. Роль природы в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста / В.С. Волгина // Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы: материалы научно-практической конференции, 2015. – С. 44-48.Дерябо, С.Н. Экологическая педагогика и психология. / С.Н. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов на Дону, 1996. – 476 с.Кравченко И.А. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группа: Методическое пособие / И.А. Кравченко, Т.Л. Долгова; под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.Крылова Н.М Детский сад – Дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Н.М. Крылова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 352 с.МаханеваМ.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2004. – 320 с.Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: Акцилент, 1998. – 319 сНиколаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве / С.Н. Николаева. – М.: Новая школа, 2005. – 128 с.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие для студентов сред.пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 184 с. Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 592 с.От рождения дол школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 сПлохийЗ.П. Формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей 5-го и 6-го года жизни: на материале животного мира: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Киев, 1983. – 257 с.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2001. – 432 с.Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. – Нижний Новгород: НГПУ, 2005. – 136 с.юТерентьева Е.Ф. Формирование у детей 6-ти лет первоначальных знаний о единстве организма и среды: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Ленинград, 1980. – 171 с.ХристовскаяТ.В. Ознакомление старших дошкольников с изменениями в природе: на примере роста растений: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00,01. – М.: 1989. – 201 с.ЧичаеваД.И. Воспитание экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности / Д.И. Чичаева // Научные исследования: от теории к практике, 2015. – № 1 (2). – С. 136-137.ЯнакиеваЕ.К. Ознакомление с природой как средство обогащения изобразительной деятельности детей 4-5 лет: диссертаций … кандидата педагогических наук: 13.00.01. – М., 1986. – 241 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Иные нормативные правовые акты
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Литературные источники
2. Волгина В.С. Роль природы в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста / В.С. Волгина // Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы: материалы научно-практической конференции, 2015. – С. 44-48.
3. Дерябо, С.Н. Экологическая педагогика и психология. / С.Н. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов на Дону, 1996. – 476 с.
4. Кравченко И.А. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группа: Методическое пособие / И.А. Кравченко, Т.Л. Долгова; под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
5. Крылова Н.М Детский сад – Дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Н.М. Крылова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 352 с.
6. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2004. – 320 с.
7. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: Акцилент, 1998. – 319 с
8. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве / С.Н. Николаева. – М.: Новая школа, 2005. – 128 с.
9. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 184 с.
10. Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 592 с.
11. От рождения дол школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с
12. Плохий З.П. Формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей 5-го и 6-го года жизни: на материале животного мира: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Киев, 1983. – 257 с.
13. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2001. – 432 с.
14. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. – Нижний Новгород: НГПУ, 2005. – 136 с.ю
15. Терентьева Е.Ф. Формирование у детей 6-ти лет первоначальных знаний о единстве организма и среды: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Ленинград, 1980. – 171 с.
16. Христовская Т.В. Ознакомление старших дошкольников с изменениями в природе: на примере роста растений: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00,01. – М.: 1989. – 201 с.
17. Чичаева Д.И. Воспитание экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности / Д.И. Чичаева // Научные исследования: от теории к практике, 2015. – № 1 (2). – С. 136-137.
18. Янакиева Е.К. Ознакомление с природой как средство обогащения изобразительной деятельности детей 4-5 лет: диссертаций … кандидата педагогических наук: 13.00.01. – М., 1986. – 241 с.