Механизм правового регулирования
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 28.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Понятие и структура механизма правового регулирования 6
2. Соотношение правового регулирования и правового воздействия 15
3. Пределы и эффективность правового регулирования 19
Заключение 27
Библиография 29
Поиск показателей эффективности норм права и законодательных актов, законодательства в целом является в известной степени проблемным. Это обусловлено разнохарактерностью общественных отношений, регулируемых нормами различных отраслей права, нормативными актами отдельных отраслей законодательства. Ввиду этого представляется неизбежной постановка задачи выработки индивидуальных показателей эффективности. Тем не менее, очевидно наличие универсальных показателей, которые в равной степени допустимо применять в оценке эффективности реализации абсолютного большинства нормативных правовых актов. К ним относятся статистические, абсолютные и сопоставительные, финансовые и экономические показатели и др. Благодаря применению этих показателей достигается понимание сущности явлений, их оценка, вследствие чего наблюдатель может сделать объективный вывод. В конце концов, благодаря применению этих показателей в праве появляется возможность составить представление о наблюдаемой правовой реальности.Эффективность правового регулирования - это результативность правового инструментария, всех юридических средств, используемых в правовом регулировании, - нормативных и правоприменительных актов, его способность производить необходимый эффект в общественной жизни.Определяя результативность правового регулирования, надо исходить из того, что правовые нормы направлены, во-первых, на закрепление юридическими средствами общественных отношений, уже сложившихся в обществе, во-вторых, на стимулирование дальнейшего развития существующих отношений, в-третьих, на вытеснение социально вредных и опасных связей и отношений.Закон должен предусматривать уже «в самом себе» четкий механизм реализации декларированных в нем норм, т. е. содержать нормы, которые обращены прямо к государственным и общественным органам, должностным лицам и гражданам, и непосредственно применяться на практике. При этом, чем конструктивнее сама идея закона, чем конкретнее и объективнее его законоположения, тем легче такой закон воплощается в жизнь, тем эффективнее действует.Объявляя саму цель критерием эффективности, нельзя отказывать в этом качестве средствам, которые ведут к данной цели, в силу их диалектического единства и взаимообусловленности. Без средств цели - не реальны, не осуществимы, равно как и при отсутствии целей действительные средства не приводят к положительному результату.При определении эффективности правового регулирования можно обратиться не только к правовой составляющей дефиниции, но и рассмотреть эффективность через деятельность государственного аппарата, реализацию задач, функций, поставленных обществом. Повышение эффективности современного российского механизма следует рассматривать через призму легитимности государственного аппарата, так как только легитимная власть может быть в подлинном смысле эффективной. Развитие института правовой культуры общества и отдельных граждан; состояние законности государственного механизма; создание конкретной, четкой, понятной и доступной каждому гражданину системы государственно-правовых стимулов и ограничений, индивидуальный и дифференцированный подходы к их реализации.Наличие в качестве центрального компонента отечественной государственности сильного государства, функционирование дееспособного гражданского общества, центральным элементом которого выступает активная личность, реализация принципа законности в деятельности государственного аппарата отмечается лишь тогда, когда происходит взаимовлияние общества и государства. Действительно, российская государственность не может быть достаточно эффективной без реальных действующих форм участия граждан в управлениигосударством и обществом, и только в этом случае юридически возможно будет говорить об эффективности правового регулирования в современной России.Незыблемость основного содержания права указывает на высокую роль индивидуальной свободы, которая реализуется в правовом урегулировании. Игнорирование подобной правовой аксиомы означает не только неэффективность нормативного регулирования, но и утрату им правового качества. Всякая правовая деятельность бессмысленна, если она не приносит социального блага, сопряженного со свободой индивида. Поэтому свобода личности, её место в структуре права с формально юридической точки зрения может выступить начальным корректирующим средством в вопросе эффективности правового регулирования.Актуален такой критерий эффективности правового регулирования, как правотворческая деятельность. Здесь важно понять, что гибкость правотворчества, соблюдение законодателем интересов и стремлений российского общества имеют важнейшее значение в дальнейшем действии механизма правового регулирования. Кроме того, формирование нового качества правовой культуры в обществе, отношения граждан к результатам проводимой политики, состояние законных интересов личности также может выступить критериями эффективности правового регулирования в данной сфере.В итоге только при обновлении правовых категорий, таких как «эффективность», «критерии эффективности», «эффективность регулирования» (как в теоретическом, так и практическом плане) можно будет говорить о достижении эффективности полного (системного) правового регулировании, вт.ч. в деятельности государственного аппарата, а значит и проведение в жизнь социально значимых и востребованных правовых реформ, укрепления основ российской правовой государственности.Таким образом, в современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:1) совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования, т. е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу;2) совершенствование правоприменения, «дополняющее» действенность нормативного регулирования. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение — учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права;3) повышение уровня правовой культуры субъектов права, которое также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.Интересы человека — вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышение его эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.ЗаключениеПравовое регулирование в широком смысле представляет собой установление общеобязательных правил (требований, стандартов) для целенаправленного воздействия на определенную сферу.К признакам правового регулирования следует отнести:- системность – общество применяет большое количество социальных регуляторов (мораль, право, религия, идеология), консолидировав их в систему, где каждому регулятору отводится собственное место, специально отведенное для него;- нормативность – регламентирование на основании социальных норм, которое рассчитано на общее массовое использование в типичной ситуации;- объективность – нормативное регулирование в объективной форме определяется потребностями общества;- конкретно-исторический характер состоит в том, что система нормативного регулирования свойственна для любого конкретно-исторического общества;- регулятивность – сущность нормативного регулирования заключается в подчинении людей объединенным общим стандартом, заключении поведения граждан в установленные рамки;- целевой характер – нормативное регулирование прямо направлено на достижение порядка в обществе;- социальный характер – нормативное регулирование прямо направлено на упорядочение общения граждан друг с другом; в этом случае следует различать социальное нормативное регулирование от технического, предусматривающего стандарты и правила общения людей с техникой;- обеспеченность мерами социального принуждения – любой социальный регулятор включает в себя специальное средство, которое направлено на обеспечение его эффективности, то есть принудительные меры.Следовательно, можно говорить о том, что праву отводится особенное место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Данное место характеризуется, в первую очередь, тем, что оно по факту охватывает в собственных нормах все самые важнейшие общественные отношения, необходимость регулирования которых объективно имеется.Предмет правового регулирования – это область, на которую распространяется право и которая располагается под его юрисдикцией. Он считается основным, материальным критерием отграничения правовых норм по отраслям, так как обладает объективным содержанием, предопределяется характером общественных отношений и не зависит от законодательной воли. Именно предмет, в первую очередь, диктует объективную потребность выделения той либо другой отрасли, а когда отрасли выделяется, возникает и конкретный метод регулирования, который в существенной степени зависит от законодательной воли.Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие — как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.Пределы правового регулирования — это границы регулирующего действия права, границы, в рамках которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.Эффективность правового регулирования - это соотношение выполненных задач и результата правового регулирования, так же можно определить как успех, с которым осуществляется правовое регулирование.БиблиографияНаучная и учебная литература:1.Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 497 с.2. Бакирова Д.М. Основные подходы к определению понятия «юридический факт» // Журнал «Пробелы в российском законодательстве». - 2023. - Т. 16. - № 1. - С. 29-33.3. Беляева Г.С., Палеха Р.Р., Ярычев Н.У. Правовое воздействие и правовое регулирование: диалектика взаимосвязи // Журнал «Право и государство: теория и практика». - 2020. - № 4 (184). - С. 55-57.4. Березина Е.А. Пределы правового регулирования общественных отношений: проблемы понимания, классификация и значение в механизме правового регулирования // Журнал «Актуальные проблемы российского права». - 2020. - Т. 15. - № 4 (113). - С. 42-445.Гавриков В. П. Теория государства и права: учебник и практикум / В. П. Гавриков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 461 с.6.Жинкин С.А. Некоторые современные социальные аспекты эффективности права и правового регулирования // Журнал «Очерки новейшей камералистики». - 2020. - № 4. - С. 2-5.7.Зайцева Е.С. Пределы правового регулирования как научно-практическая проблема // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2020. - Т. 26. - № 3 (78). - С. 66-70.8. Зуев А.В., Бруевич М.Ю., Билашенко Е.В., Рубцов С.Н. Подходы к понятию и сущности правового регулирования: проблемные вопросы // Журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право». - 2023. - № 5. - С. 101-105.9. Казармин И.А. Понятие, виды и предмет правового регулирования // Управление, право, экономика, социум: теории и практики. Сборник научных статей. - 2023. - С. 83-85.10.Кожокарь И.П. Правовое регулирование: понятие и формы // Журнал «Государство и право». - 2020. - № 12. - С. 112-11311. Лунева М.А., Кулапов В.Л. Правовое регулирование и правовое воздействие: понятие и соотношение // Журнал «Аллея науки». - 2023. - Т. 1. - № 9 (84). - С. 334.12. Николаев М.А. Эффективность механизма правового регулирования // Вестник Национального Института Бизнеса. - 2020. - № 39. - С. 146-151.13. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 341 с. 14. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 455 с.15. Рыженков А.Я. Предмет правового регулирования: необходимость пересмотра концепции // Журнал «Современное право». - 2022. - № 10. - С. 24-29.16.Садовченко Е.В. «Правовое воздействие» и «правовое регулирование»: сущность, сходство и различие, механизмы воздействия // Всероссийский юридический форму. Сборник научных статей. – 2021. – С.16-2217. Шабуров А.В. Правовое регулирование как форма правового воздействия // Правоприменение в публичном и частном праве. Сборник научных статей. –Омск. - 2021. - С. 324-328.18. Шагиева Р.В. Предмет правового регулирования и его роль для системного осмысления права // Журнал «Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата». - 2020. - № 2 (57). - С. 59-65. 19. Шелегов Ю.В. Механизм правового регулирования: структура и критерии эффективности // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2023. - № 4 (107). - С. 21-27.
Научная и учебная литература:
1.Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 497 с.
2. Бакирова Д.М. Основные подходы к определению понятия «юридический факт» // Журнал «Пробелы в российском законодательстве». - 2023. - Т. 16. - № 1. - С. 29-33.
3. Беляева Г.С., Палеха Р.Р., Ярычев Н.У. Правовое воздействие и правовое регулирование: диалектика взаимосвязи // Журнал «Право и государство: теория и практика». - 2020. - № 4 (184). - С. 55-57.
4. Березина Е.А. Пределы правового регулирования общественных от-ношений: проблемы понимания, классификация и значение в механизме правового регулирования // Журнал «Актуальные проблемы российского права». - 2020. - Т. 15. - № 4 (113). - С. 42-44
5.Гавриков В. П. Теория государства и права: учебник и практикум / В. П. Гавриков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 461 с.
6.Жинкин С.А. Некоторые современные социальные аспекты эффектив-ности права и правового регулирования // Журнал «Очерки новейшей камералистики». - 2020. - № 4. - С. 2-5.
7.Зайцева Е.С. Пределы правового регулирования как научно-практическая проблема // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2020. - Т. 26. - № 3 (78). - С. 66-70.
8. Зуев А.В., Бруевич М.Ю., Билашенко Е.В., Рубцов С.Н. Подходы к понятию и сущности правового регулирования: проблемные вопросы // Журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право». - 2023. - № 5. - С. 101-105.
9. Казармин И.А. Понятие, виды и предмет правового регулирования // Управление, право, экономика, социум: теории и практики. Сборник научных статей. - 2023. - С. 83-85.
10.Кожокарь И.П. Правовое регулирование: понятие и формы // Журнал «Государство и право». - 2020. - № 12. - С. 112-113
11. Лунева М.А., Кулапов В.Л. Правовое регулирование и правовое воздействие: понятие и соотношение // Журнал «Аллея науки». - 2023. - Т. 1. - № 9 (84). - С. 334.
12. Николаев М.А. Эффективность механизма правового регулирования // Вестник Национального Института Бизнеса. - 2020. - № 39. - С. 146-151.
13. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 341 с.
14. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 455 с.
15. Рыженков А.Я. Предмет правового регулирования: необходимость пересмотра концепции // Журнал «Современное право». - 2022. - № 10. - С. 24-29.
16.Садовченко Е.В. «Правовое воздействие» и «правовое регулирование»: сущность, сходство и различие, механизмы воздействия // Всероссийский юридический форму. Сборник научных статей. – 2021. – С.16-22
17. Шабуров А.В. Правовое регулирование как форма правового воздействия // Правоприменение в публичном и частном праве. Сборник научных статей. –Омск. - 2021. - С. 324-328.
18. Шагиева Р.В. Предмет правового регулирования и его роль для системного осмысления права // Журнал «Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата». - 2020. - № 2 (57). - С. 59-65.
19. Шелегов Ю.В. Механизм правового регулирования: структура и критерии эффективности // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2023. - № 4 (107). - С. 21-27.