формирование универсальных учебных действий у младших школьников в проектной. деятельности.
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 29.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Особенности младших школьников в проектной деятельности 5
1.2 Методы формирования универсальных учебных действий в проектной деятельности 9
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
2.1Диагностический инструментарий определения сформированности универсальных учебных действий у младших школьников 17
2.2 Программа организации проектной деятельности у детей младшего школьного возраста 21
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
» Предварительный опрос проводился среди участников, окончивших начальную школу, среди родителей.В ходе реализации проекта были отобраны стихи, песни о школьных принадлежностях, о школе в целом, об учителях. Дети выбрали режиссера из числа участников проекта, роли распределились между детьми. Родители учеников активно приняли участие в проекте. Также установили декоры, сделали укроп и украсили комнату. Проект защищается в форме праздничного концерта: «Мы прощаемся с тобой, Начальная школа».Как показала практика, использование проектной деятельности как организованного метода познания помогает активно вовлекать практически всех учащихся в обсуждение различных тем программы. Выражайте свое мнение, свою точку зрения, выражайте свои чувства, чувства, эмоции, наблюдения при общении с другими людьми, с миром в целом.2.3Сравнительный анализ результатов исследованияСтартовая диагностика личностных УУД была проведена в мае 2022 года в конце третьего года обучения. Вот данные о количестве задействованных детей. Всего в эксперименте были задействованы два класса школы №118. Общее количество детей - 49 человек, в том числе класса «А» - 29 человек (экспериментальный), класса «Б» - 20 человек (контрольный).Делая вывод о исходном уровне подготовленности к индивидуальной универсальной образовательной деятельности по установленным показателям среди всех обучающихся, можно сказать, что средний процент обучающихся с высоким уровнем подготовленности составляет 18,4% или иначе лежит в пределах от 12,5. до 24,3%, что определяет низкий процент от общего числа детей, принявших участие в исследовании. Высокий средний процент - 45,9%, или диапазон от 38,8 до 53,0% студентов, имеют низкий уровень сформированности личности УУД по вышеуказанным показателям. Анализируемые данные представлены графически на рисунке 2.1.Рисунке 2.1 - Первоначальный уровень сформированности личностных универсальных учебных действий среди всех обследуемых учащихсяПредставим результаты диагностики, полученные на последнем этапе работы. Диагностика проводилась по определенным нами методикам на подготовительном этапе и после завершения работ по организации проектной деятельности.Данные и сравнительный анализ данных по показателю «адекватно судить о причинах своих успехов/неуспехов в обучении», сформированным в конце 3-го и 4-го годов обучения в экспериментальном классе, представлены на рисунке 2.2.Рисунок 2.2 - Сравнительный анализ данных по показателю «адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении» среди учеников экспериментального классаСогласно рисунку 2.2, по показателю «адекватно судить о причинах своих успехов/неуспехов», сформированному в конце третьего и четвертого годов обучения у учащихся младшего экспериментального класса, мы отмечаем положительную тенденцию к увеличению в количестве студентов с высоким уровнем адекватной оценки своих учебных результатов.Анализируя данные рисунка 2.3 по показателю «адекватно судить о причинах своих успехов/неуспехов в обучении», сформированному в конце третьего и четвертого годов обучения у всех студентов первого цикла, можно сказать что произошло увеличение числа, соответственно, процента учащихся экспериментального класса.Рисунок 2.3 - Сравнительный анализ данных по показателю «адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении», полученных на конец 4-го года обучения в экспериментальном и контрольном классахДанные и сравнительный анализ данных показателя «Осознание своих способностей к обучению из сравнения «Я» и «хороший ученик», сформированного в конце 3 и 4 годов обучения в экспериментальном классе, представлены на рисунке 2.4. Рисунок 2.4 - Сравнительный анализ данных по показателю «осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик», полученных на конец 3-го и 4-го годов обучения в экспериментальном классеНа рисунке 2.4 видна положительная тенденция к увеличению количества студентов с высоким уровнем осознания своих педагогических способностей.Кроме того, анализируя данные рисунка 2.5 (приложение 1), можно сказать, что произошло увеличение количества учащихся экспериментального класса и контрольного класса соответственно по сравнению с данными высокого уровня низкого уровня. Проведя обучение в разных классах до и после эксперимента, можно сказать, что в экспериментальном классе количество детей с низким уровнем подготовленности стало значительно меньше, чем детей контрольного класса.Согласно рисунку 2.6 (приложение 1), по показателю «Сформированность учебной мотивации», сформированному в конце третьего и четвертого годов обучения, мы видим положительную тенденцию к увеличению количества студентов с высоким уровнем успеваемости. обучение мотивации обучения.Анализируя рисунок 2.7 (приложение 2) в целом, можно сказать, что в конце четвертого курса произошло увеличение количества, соответственно, процента учащихся экспериментального класса в зависимости от высокого уровня подготовки по этому показателю. В то же время к окончанию начальной школы количество детей с высокой мотивацией к обучению в опорном классе уменьшилось.Согласно рисунку 2.8 (приложение 2), по показателю «умение отличать хорошие действия от плохих», сформированному в конце 3-го и 4-го годов обучения, мы видим положительную тенденцию к увеличению количества студентов с высокий уровень тренированности в умении отличать хорошие действия от плохих.На рисунке 2.9 (приложение 3) представлены сравнительные данные об уровне сформированности личностных УУД на конец третьего и четвертого годов обучения у учащихся экспериментального класса. Сравнивая показатели таблицы и рисунка 9, мы сделали следующий вывод об уровне сформированности личных универсальных учебных действий в конце четвертого года обучения по сравнению с предыдущим периодом по этим показателям у студентов экспериментальной группы. На рисунке 2.10 (приложение 3) представлены сравнительные данные об уровне развития личностных УУД в конце третьего и четвертого годов обучения среди всех студентов, принявших участие в исследовании. Сравнивая цифры, представленные на рисунке 10 ниже, мы видим в целом положительную тенденцию к увеличению количества детей с высоким уровнем сформированности личностных УУД и уменьшению количества учащихся с низким уровнем.Важную роль в этом изменении сыграло увеличение числа высокоуспевающих детей и уменьшение числа низкоуспевающих детей в экспериментальном классе. Это может свидетельствовать о положительном влиянии проектной деятельности на формирование личностного развития детей.Выводы из главы 2. Практические действия по организации проектной деятельности младших школьников как одно из условий формирования личных универсальных учебных действий доказали свою применимость и эффективность, что отражается в динамике положительных результатов, повышении уровня обучения УУД.Как показали результаты выбранных и примененных нами методов диагностики, в ходе практической и исследовательской деятельности происходит постепенное снижение низких показателей сформированности личностных универсальных учебных действий и повышение высокого уровня обучаемости. УУД. У детей экспериментального класса наблюдались изменения в сторону повышения уровня самооценки, мотивации и морально-этической уверенности.ЗАКЛЮЧЕНИЕФормирование универсальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности играет ключевую роль в их образовании и развитии. Изучение теоретических аспектов этого процесса позволяет понять важность интеграции проектной методики в образовательный процесс и выявить оптимальные стратегии для развития учебных навыков у детей.Одним из главных выводов из проведенного исследования является то, что проектная деятельность способствует не только усвоению конкретных знаний, но и развитию критического мышления, коммуникативных навыков, творческого подхода к решению задач и самостоятельности учащихся. Важно понимать, что формирование универсальных учебных действий требует системного подхода и постоянной поддержки со стороны педагогов.Кроме того, успешное формирование универсальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности требует учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, создавать условия для развития их потенциала и мотивации к обучению. От учителей зависит создание стимулирующей образовательной среды, где дети могут проявить свои способности и учебные умения.Так, интеграция проектной деятельности в образовательный процесс с учетом формирования универсальных учебных действий у младших школьников не только способствует повышению качества образования, но и готовит детей к успешной адаптации в современном информационном обществе, где важны не только знания, но и способность к творческому мышлению, самостоятельности и коммуникации.Важно отметить, что формирование универсальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности не только способствует их академическому успеху, но и развивает навыки, которые будут им полезны в будущем, вне зависимости от выбранной профессии. Умение работать в команде, анализировать информацию, принимать решения и реализовывать идеи – все эти навыки становятся неотъемлемой частью личностного развития каждого ребенка.Исследования показывают, что учебная деятельность, основанная на проектах, способствует более глубокому усвоению материала, поскольку дети учатся не просто запоминать факты, а применять полученные знания на практике. Этот подход к обучению стимулирует интерес учащихся к учебе, развивает их творческое мышление и способствует формированию критического взгляда на окружающий мир.В заключение, формирование универсальных учебных действий у младших школьников в рамках проектной деятельности – это не только современный подход к образованию, но и инвестиция в будущее каждого ребенка. Педагоги играют ключевую роль в этом процессе, поэтому важно продолжать исследования, развивать методики и практики, которые способствуют эффективному формированию универсальных учебных действий у детей, обеспечивая им возможность реализовать свой потенциал и стать успешными гражданами в будущем.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе./ А. Г. Асмолов. - М., 2022г. - 163с.2. Баймуханова, Т. Ч. Исследовательская и проектная деятельность школьников / Т. Ч. Баймуханова. // Педагогика: традиции и инновации. -Челябинск: Два комсомольца, 2021. - С. 112-115. 3. Калиткина, Е. В. Организация проектной деятельности младших школьников / Е. В. Калиткина. // Молодой ученый. - 2020. - № 1 (239). - С. 168-170. 4. Козлова, М. М. Проектная деятельность младших школьников / М. М. Козлова. // Молодой ученый. - 2021. - № 18 (98). - С. 451-453. 5. Петрова, И. Ю. Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности / И. Ю. Петрова. // Актуальные задачи педагогики - Чита : Издательство Молодой ученый, 2023. - С. 114-118. 6. Трипольникова, Н. В. Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников / Н. В. Трипольникова. // Молодой ученый. - 2021.- № 42 (280). - С. 300-302. 7. Шаламова, М. И. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности / М. И. Шаламова // Школьная педагогика. - 2020. - № 3 (19). - С. 21-24. Электронные ресурсы8. Возняк, И.В. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01007502437?ysclid=lucgfazlz7820308053 (дата обращения 29.03.2024). (23)9. Кашицына Л.Г. Особенности проектной деятельности младших школьников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proektnoy-deyatelnosti (дата обращения 29.03.2024).10. Лейчуг, Л.И. Методика выявления уровня нравственно-этической ориентации учащихся. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://мбоусош71.рф/data/_uploaded/file/Methods_of_identifying_the_level_of_moral_and_ethical (дата обращения 29.03.2024).11. МАОУ СОШ №118 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://школа118.рф/?ysclid=lucg8g07lq992203932 (дата обращения 29.03.2024).12. Методика Дембо-Рубинштейн и ее модификация. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-dembo-rubinshteyn (дата обращения 29.03.2024).13. Семенова Н. А. Проектная деятельность младших школьников в урочное время. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-mladshih (дата обращения 29.03.2024).14. Уфимцева, Л.П. Электронный учебно-методический комплекс "Диагностика нарушений познавательной деятельности у младших школьников" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004963702?ysclid=lucgh7k75u395700139 (дата обращения 29.03.2024). 15. ФГОС НОО [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sh-sazonovskaya-r19.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files (дата обращения 29.03.2024).16. Шаталова, О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01006503005 (дата обращения 29.03.2024). ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Рисунок 2.5 - Сравнительный анализ данных по показателю «осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»», полученных на конец 4-го года обучения в экспериментальном и контрольном классахРисунок 2.6 - Сравнительный анализ данных по показателю «сформированность учебной мотивации», полученных на конец третьего и четвертого годов обучения в экспериментальном классеПриложение 2Рисунок 2.7 - Сравнительный анализ данных по показателю «сформированность учебной мотивации», полученных на конец четвертого года обучения в экспериментальном и контрольном классахРисунок 2.8 - Сравнительный анализ данных по показателю «умение отличать хорошие поступки от плохих поступков», полученных на конец третьего и четвертого годов обучения в экспериментальном классеПриложение 3Рисунок 2.9 - Сравнительные данные по уровню сформированности личностных УУД на конец третьего и четвертого годов обучения среди учащихся, экспериментального классаРисунок 2.10 - Сравнительные данные по уровню сформированности личностных УУД на конец третьего и четвертого годов обучения среди всех учащихся, участвовавших в исследовании
1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе./ А. Г. Асмолов. - М., 2022г. - 163с.
2. Баймуханова, Т. Ч. Исследовательская и проектная деятельность школьников / Т. Ч. Баймуханова. // Педагогика: традиции и инновации. -Челябинск: Два комсомольца, 2021. - С. 112-115.
3. Калиткина, Е. В. Организация проектной деятельности младших школьников / Е. В. Калиткина. // Молодой ученый. - 2020. - № 1 (239). - С. 168-170.
4. Козлова, М. М. Проектная деятельность младших школьников / М. М. Козлова. // Молодой ученый. - 2021. - № 18 (98). - С. 451-453.
5. Петрова, И. Ю. Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности / И. Ю. Петрова. // Актуальные задачи педагогики - Чита : Издательство Молодой ученый, 2023. - С. 114-118.
6. Трипольникова, Н. В. Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников / Н. В. Трипольникова. // Молодой ученый. - 2021.- № 42 (280). - С. 300-302.
7. Шаламова, М. И. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности / М. И. Шаламова // Школьная педагогика. - 2020. - № 3 (19). - С. 21-24.
Электронные ресурсы
8. Возняк, И.В. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01007502437?ysclid=lucgfazlz7820308053 (дата обращения 29.03.2024). (23)
9. Кашицына Л.Г. Особенности проектной деятельности младших школьников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proektnoy-deyatelnosti (дата обращения 29.03.2024).
10. Лейчуг, Л.И. Методика выявления уровня нравственно-этической ориентации учащихся. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://мбоусош71.рф/data/_uploaded/file/Methods_of_identifying_the_level_of_moral_and_ethical (дата обращения 29.03.2024).
11. МАОУ СОШ №118 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://школа118.рф/?ysclid=lucg8g07lq992203932 (дата обращения 29.03.2024).
12. Методика Дембо-Рубинштейн и ее модификация. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-dembo-rubinshteyn (дата обращения 29.03.2024).
13. Семенова Н. А. Проектная деятельность младших школьников в урочное время. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-mladshih (дата обращения 29.03.2024).
14. Уфимцева, Л.П. Электронный учебно-методический комплекс "Диагностика нарушений познавательной деятельности у младших школьников" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004963702?ysclid=lucgh7k75u395700139 (дата обращения 29.03.2024).
15. ФГОС НОО [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sh-sazonovskaya-r19.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files (дата обращения 29.03.2024).
16. Шаталова, О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01006503005 (дата обращения 29.03.2024).