Тема: Развитие словарного запаса у нормотипичных дошкольников и детей с задержкой психического развития в игровой деятельности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 27 27 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 10.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Содержание и особенности развития словарного запаса у нормотипичных дошкольников и детей с задержкой психического развития 5
2. Игровая деятельность по развитию словарного запаса у нормотипичных дошкольников и детей с задержкой психического развития 11
3. Организация работы воспитателя по развитию словарного запаса у нормотипичных дошкольников и детей с задержкой психического развития в игровой деятельности 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 26


Фрагмент для ознакомления

Уточнение значений слов с использованием различных приемов семантизации; уточнение понятийных и контекстуальных компонентов значений слов на основе расширения познавательного и речевого опыта.Формирование лексической системности (подбор антонимов и синонимов на материале существительных, глаголов, прилагательных). Совершенствование представления об антонимических и синонимических отношениях между словами, знакомство с многозадачностью слов.Формирование предикативной стороны речи за счет обогащения словаря прилагательными и глаголами.Углубленная работа по формированию обобщающих понятий.Таким образом, в процессе словарных игр с дошкольниками с ЗПР, важно развивать лексику совместно с психическими функциями и представлением об окружающей действительности (согласно ФГОС ДО). Также важно отметить значимость углубленной работы по формированию обобщающих понятий, так как из-за нарушения процессов анализа и синтеза, дошкольникам трудно дается процесс обобщения.Затрагивая организацию работы воспитателя по развитию словарного запаса у дошкольников с ЗПР, Е. И. Тихеева отмечает следующие моменты[19]:На первых занятиях упражнения проводятся в медленном темпе, так каквоспитателю приходится часто исправлять ответы детей с ЗПР, подсказывая нужно слово. Затем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. Передначалом игры, необходимо вызвать у дошкольников с ЗПР интерес и желание играть, чего можно достигнуть различными приемами: загадки, считалочки, интригующий вопрос, сговор на игру. Б. М. Гриншпун делится опытом формирования словаря прилагательных старших дошкольников с ЗПР на основе поэтапной работы над словом, который можно использовать в процессе словесных игр [8]:Пассивное распознавание слов.Активное распознавание слов.Воспроизведении слов с подсказкой.Воспроизведении слов без подсказки.Самостоятельное называние прилагательных и словосочетаний с ними.Самостоятельное называние прилагательных «без выбора».Таким образом, организация работы воспитателя по развитию словарного запаса у нормотипичных дошкольников и детей с задержкой психического развития в игровой деятельности схожа по своему процессу, подачей материла от простого к сложному, учетом возрастных особенностей (ФОП ДО, ФГОС ДО). Важно учитывать, что дошкольники с ЗПР имеют особенности в развитии, поэтому их формирование словарного запаса и участие в игровой деятельности значительно отстает от нормотипичных сверстников.Так, организовывая работу по развитию словарного запаса детей дошкольного возраста с ЗПР, важны следующие аспекты:Побуждение к игровой деятельности.Формирование лексики происходит во взаимосвязи с формированием психических процессов и познавательной деятельности.Более углубленное знакомство с многозадачностью слов и обобщающих понятий.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе проделанной работы была реализована цель исследования – теоретически обосновать процесс развития словарного запаса у нормотипичных дошкольников и детей с задержкой психического развития в игровой деятельности.Мы сравнили содержание и особенности развития словарного запаса у обоих категорий детей, придя к следующему выводу: по мере взросления у всех дошкольников формируется словарный запас в качественных и количественных аспектах, что подробно описано в научной и методической литературе. Так, дети сначала усваивают бытовой словарь, затем природоведческий, обществоведческий и другие. Развитие и содержание лексики дошкольников с ЗПР имеет свои особенности: словарный запас ограничен; в словаре преобладают существительные с конкретным значением; нарушено формирование синонимических и антонимических средств языка и др. Так, словарь этой категории детей развивается медленнее.Нами была изучена игровая деятельность по развитию словарного запаса у нормотипичных дошкольников и детей с задержкой психического развития. Так, мы пришли к выводу о том, что игровой процесс является эффективным для формирования лексики у обоих категорий детей, однако стоит учитывать, что игровая деятельность дошкольников с ЗПР развивается медленнее. Также нами был проведен анализ организацииработы воспитателя по развитию словарного запаса у обоих категорий детей. Так, в нормативной документации (ФГОС ДО и ФОП ДО) подробно описано возрастное содержание образовательной деятельности дошкольников по развитию словарного запаса – от простого к сложному. В работах исследователей подробно описаны принципы, задачи, методы словарной работы для обоих категорий детей. Работа по формированию словаря у дошкольников с задержкой психического развития посредством игровой деятельности отличается наличием активного побуждения к игре, более углубленным знакомством с многозадачностью слов и обобщающих понятий.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫБлинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова.– М., 2016. – 136 с.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М., 2014. – 142 с.Борякова, Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний шестилетних детей с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова.– 1983, № 3. – с. 9-15.Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М. В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. – 2017. –№1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ontogenez-rechevogo-razvitiya (дата обращения: 27.03.2024).Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзер.– М.: Просвещение, 2017. – 195 с.Гербова, В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада / В.В. Гербова. – М., 1989.Городилова, С.А. Особенности лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития/ C.А. Гордилова, Е.М. Гагарская // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – №2. (дата обращения: 28.03.2024). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-leksicheskoy-storony-rechi-u-doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya Гриншпун, Б.М. Опыт формирования словаря старших дошкольников с ЗПР на основе поэтапной работы над словом / Б.М. Гриншпун. – 2017.Захарова, А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи / А.В. Захарова. – Новосибирск, 1975. –с.З-5.Иванова, М.В. Особенности словарного запаса детей с задержкой психического развития / М.В. Иванова, Е.П. Фуреева // The Scientific Heritage. –2020. – №45-7 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-slovarnogo-zapasa-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 28.03.2024).Ионова, Г.А. Роль дидактических игр и упражнений для обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста с нарушением речи/ Г.А. Ионова // Экономика и социум. – 2016. – №1 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-didakticheskih-igr-i-uprazhneniy-dlya-obogascheniya-slovarnogo-zapasa-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-narusheniem-rechi (дата обращения: 28.03.2024).Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. – М., 1973.Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для вузов / Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 2004. – 303 с.Маркова, Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития / Л.С. Маркова. – М., 2005.От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой– 5 изд. (инновационное), испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с. Панченко, Д.Д. Формирование сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с задержкой психического развития / Д.Д. Панченко // Дефектология и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования. –Краснодар, 2023. – с. 348-353. Сарьянова, В.В. Изучение развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / В.В. Сарьянова, Н.И. Отева, А.И. Березенцева. // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – №2 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-razvitiya-leksiki-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 28.03.2024).Терентьева, Н.В. Использование сюжетно-ролевых игр в коррекционно-воспитательной работе / Н.В. Тереньтева, Е.Г.Фокина // Интеграция, эволюция, модернизация: пути развития. – 2023. –с. 100.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева.– М.: Просвещение, 2005. – 159 с.Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. – Минск, 2016. – 117 с.Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М., 2001. – 173 с.Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера. 2023. – 224 с.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета. – 2013. – № 265 (25 ноября). Федоренко, В.А. Актуализация словаря у дошкольников с задержкой психического развития / В.А. Федоренко // Преемственность в образовании. – 2019, № 23(10). – с. 535-545. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника / Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Арго, 1997. – 94 с.Фролова, В.Б. Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста / В.Б. Фролова. – 2023.Харченко, В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения/ В.К. Харченко. //Детская речь как предмет лингвистического изучения.– М., 1987.Швачкин, Н.X. Развитие речевых форм у младшего дошкольника//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Н. Х. Швачкин. – М., 1948. – с.94-95Шихова, С.Э. Дидактическая игра как средство обогащения речи дошкольников/ С.Э. Шихова //Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. – №. 3. – с. 191-192.Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2013. – 448 с.ПРИЛОЖЕНИЕ № 1Игры для дошкольников с ЗПР на закрепление названий слов«Одежда» Цель: закрепить знания ребенка название деталей в одежде. Вместе с ребенком рассматриваем и называем предметы одежды, которые есть на нем (рукава, карманы, пуговицы) Объяснить, что куртка, юбка, платье, брюки и т.д. – это одежда. Предлагаю ребенку посмотреть рисунок – одежда, обувь, головные уборы. «Как ты думаешь, что надевают девочки, а что мальчики? Покажи пальчиком» Пальчиковая гимнастика по теме. И в закреплении ребенку предлагаю украсить шапочку и шарф (пшено, гречка, горох). «Домашние животные»Цель: тренируем ребенка в знании названия домашних животных.Показываю картинку кота, собаки, коровы. «Давай с тобой изобразим кто как кричит. Покажи, как умываются кошечка, как жует корова, как собака виляет хвостиком».Поиграть с ребенком в подвижную игру «корова». Хвалить ребенка за любую проявленную активность. В заключении прочитать стихотворение или потешку.«Транспорт» Цель: закрепить названия транспорта. «Какой бывает транспорт?» (автобус, трамвай, троллейбус, такси…) «Какого цвета? Какой марки?Зачем нужны автомобили?» (чтобы перевозить людей и грузы). «А куда можно доехать на машине?» (на автобусе к бабушке). «Кто водит машины?»Рассматривание картинки автомобиля: какие у него составляющие части (крыша, колеса, двери, капот, ...). Предложить ребенку пластинографию (паровозик).«Посуда» Цель: закрепление знаний о посуде. Показать ребенку картинки с посудой, проговорить, что с ней делают. Пальчиковая гимнастика. Поиграть в игру изобразить посуду. Чайник: одна руку поставить на пояс, другую поднять вверх, слегка согнуть. Вилка: вытянуть руку в перед, растопырить пальчики. Предложить ребенку раскрасить тарелочки. «Мебель»Цель: закрепить знания о мебели. Предложить ребенку рассмотреть картинку с мебелью. Назвать мебель. Распределить картинки, где мебель находится (спальня, столовой, кухни). Назвать мебель и ее отдельные части (крышка, ножки, спинка, ручка, дверца). «Из чего состоит мебель? Какая по форме может быть мебель?» Проговорить, для чего нужна мебель. Предложить ребенку сравнить кресло со стулом. Пальчиковая гимнастика. «Овощи»Цель: закрепить знания о овощах. Предложить ребенку рассмотреть картинки с овощами. Их цвет и форму, величину. Капуста зеленая, круглая, большая. Помидор круглый, маленький, красный. Уточнить что овощи растут в огороде. Отгадывание загадок. Прочитать вместе с ребенком овощной суп. «Однажды хозяйка с базара пришла...»


1. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. – М., 2016. – 136 с.
2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М., 2014. – 142 с.
3. Борякова, Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний шестилетних детей с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова. – 1983, № 3. – с. 9-15.
4. Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М. В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. – 2017. –№1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ontogenez-rechevogo-razvitiya (дата обращения: 27.03.2024).
5. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзер. – М.: Просвещение, 2017. – 195 с.
6. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада / В.В. Гербова. – М., 1989.
7. Городилова, С.А. Особенности лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития / C.А. Гордилова, Е.М. Гагарская // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – №2. (дата обращения: 28.03.2024). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-leksicheskoy-storony-rechi-u-doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya
8. Гриншпун, Б.М. Опыт формирования словаря старших дошкольников с ЗПР на основе поэтапной работы над словом / Б.М. Гриншпун. – 2017.
9. Захарова, А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи / А.В. Захарова. – Новосибирск, 1975. – с. З-5.
10. Иванова, М.В. Особенности словарного запаса детей с задержкой психического развития / М.В. Иванова, Е.П. Фуреева // The Scientific Heritage. –2020. – №45-7 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-slovarnogo-zapasa-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 28.03.2024).
11. Ионова, Г.А. Роль дидактических игр и упражнений для обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста с нарушением речи / Г.А. Ионова // Экономика и социум. – 2016. – №1 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-didakticheskih-igr-i-uprazhneniy-dlya-obogascheniya-slovarnogo-zapasa-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-narusheniem-rechi (дата обращения: 28.03.2024).
12. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. – М., 1973.
13. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для вузов / Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 2004. – 303 с.
14. Маркова, Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития / Л.С. Маркова. – М., 2005.
15. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой– 5 изд. (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
16. Панченко, Д.Д. Формирование сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с задержкой психического развития / Д.Д. Панченко // Дефектология и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования. –Краснодар, 2023. – с. 348-353.
17. Сарьянова, В.В. Изучение развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / В.В. Сарьянова, Н.И. Отева, А.И. Березенцева. // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – №2 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-razvitiya-leksiki-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 28.03.2024).
18. Терентьева, Н.В. Использование сюжетно-ролевых игр в коррекционно-воспитательной работе / Н.В. Тереньтева, Е.Г. Фокина // Интеграция, эволюция, модернизация: пути развития. – 2023. – с. 100.
19. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.
20. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. – Минск, 2016. – 117 с.
21. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М., 2001. – 173 с.
22. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера. 2023. – 224 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета. – 2013. – № 265 (25 ноября).
24. Федоренко, В.А. Актуализация словаря у дошкольников с задержкой психического развития / В.А. Федоренко // Преемственность в образовании. – 2019, № 23(10). – с. 535-545.
25. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника / Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Арго, 1997. – 94 с.
26. Фролова, В.Б. Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста / В.Б. Фролова. – 2023.
27. Харченко, В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения / В.К. Харченко. // Детская речь как предмет лингвистического изучения. – М., 1987.
28. Швачкин, Н.X. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Н. Х. Швачкин. – М., 1948. – с. 94-95
29. Шихова, С.Э. Дидактическая игра как средство обогащения речи дошкольников / С.Э. Шихова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. – №. 3. – с. 191-192.
30. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2013. – 448 с.