Приемы работы с географическими картами на уроках окружающего мира
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 29.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ КАРТАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1 Понятие «Картографические умения» 5
1.2 Роль географических карт при обучении младших школьников 9
Выводы по первой главе 13
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТОЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 14
2.1 Приемы работы с географической картой 14
2.2 Разработка занятия по окружающему миру 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
- Попробуйте отгадать загадку.Я ходил по разным странам,Плыл по рекам, океанам,По пустыне шёл отважно –На одном листе бумажном.- Верно, что у нас на доске?Отвечают на вопросы учителя- Анализируют.- Карта.- Тоже карта, России.Постановка учебной задачиОпределение темы и целей урока.-Ребята, глядя на доску с картой и опираясь на загадку, догадайтесь, о какой мы сегодня будем говорить?-Какие цели мы поставим на этом уроке?Предлагают свои варианты- «Карта России».- Узнать, что такое карта- Научиться читать карту- Научиться, правильно,показывать объекты на карте.«Открытие» детьми нового знанияОткрытие нового знания- Россия – самая большая страна в мире по площади. Ее площадь составляет 17 125 191 км².-Кто может назвать численность население? 144 554 993 человек.- Ребята, а теперь предлагаю вам сравнить изображение нашей страны на карте и глобусе, в чем разница?- В учебнике на странице 91 найдите определение «Карта», кто его будет читать?История возникновения карты в древности. В то время люди еще не знали письменности. Рисовали на камнях, бересте, дереве, шелке и костяных пластинах. Возраст первых найденных карт составляет 10 – 15 тысячелетий. В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный приказал «обмерить землю и составить карту государства». Первая карта в России называлась «Большой чертёж».- Ребята, чтобы путешествовать по карте, нужно научиться ее читать. На странице 95 мы прочитаем правила, как нужно показывать объекты на настенной карте.- Посмотрите внимательно, как это следует делать (демонстрация учителя).- Кто попробует поработать с картой таким же образом? (2 ученика)- Теперь мы научимся определять стороны горизонта на карте:север на карте вверху, юг внизу, запад слева, восток справа.Работать в парах:- Откройте тетради на стр. 59 № 3.- Проверяем задание.- Откройте учебники на стр.94 второй пункт, прочитайте, что же обозначают цвета на карте.- Почему же равнины обозначены разными цветами? - Какого цвета низины на карте?- Холмы?-Так мы с вами узнали, что такое карта, как ее читать и что нужно знать, и даже потренировались указывать объекты на карте, строго соблюдая правила.Изучают новую тему- На карте можно увидеть больше объектов, на глобусе точное изображение.- Карта – это уменьшенное…Анализируют.Читают правила работы с картой.Повторяют действия учителя-Выполняют задание в парах.- Проверяют по эталону.Голуб. – вода; зелен, желт.- равнины и корич. - суша. - Это низменности и возвышенности.- Жёлтым.- Зелёным.Первичное закреплениеПроверка полученных знаний- Откройте тетради на странице 60. Прочитайте задание.-Что вам нужно сделать?- Отлично. Приступайте к выполнению задания.-А теперь обменяйтесь тетрадями со своим соседом. Проверьте свою работу.- Прочитайте задание после упражнения 3 в рабочей тетради.- Сегодня мы учимся показывать объекты на карте, давайте выполним данное задание на карте, не забывая правила работы с картой(Несколько учеников).-Отлично. Молодцы ребята.- Давайте прочитаем пункт №3 в учебнике на страницах 94-95. - Итак, давайте поработаем с картой в учебнике и с символами.Найдите пальчиком в учебнике, условный знак столица РФ.Найдите несколько городов на своей карте в учебнике. Я всёНайдите на карте и назовите несколько озер и водохранилищ.-Отлично, молодцы!Закрепляют материал- Раскрасить как обозначены на карте, воду, горы и равниныРаботать с рабочей тетрадью, проверяют выполненное задание своего соседа по парте.- Показать на карте в учебнике водные объекты, равнины и горы.- Существуют условные знаки на карте, благодаря которым можно увидеть и другие объекты на карте.Самостоятельная работа с самопроверкойСамостоятельная работа- Откройте рабочие тетради на странице 61, вариант 1 и задание 2.- Готовы, проверяем. Выходит 1 человек и показывает на нашей карте задание 1, затем 2 человек, который показывает задание 2. Остальные проверяют.- Самостоятельная работа в парах.- Проверка у доски по карте.Включение в систему знаний, повторениеПовторение ранее изученного - Теперь подведем итоги урока.- Какова была тема нашего сегодняшнего урока?- Какие цели мы поставили на уроке?- Покажите значками, кто достиг целей.Домашнее задание:Учебник: с. 91-95Рабочая тетрадь: доделатьВспоминают прошлый материал урока- «Карта России»- Узнать, что такое карта, научиться читать карту, показывать объекты.- Записывают домашнее задание.Таким образом, использование географической карты на уроках окружающего мира позволяет не только углубить знания учащихся, но и активизировать умственную деятельность, развивая навыки анализа и коммуникативные способности. При разработке данного занятия для младших школьников по окружающему миру мы учитывали возрастные особенности учащихся, а также использовали интерактивный и увлекательный формат работы.Выводы по второй главеРабота по внедрению географической карты должнавестись последовательно и поэтапно.При изучении элементов географической карты педагог на первом этапе, прежде чем показать объектна карте, должен показать его на картинке,далее дать образный рассказ, провести беседу или объяснение, выделяя характеристики этого объекта, затем показать это на карте. На втором этапе работа должнаусложниться: педагог ничего не показывает, он лишь называет предмет и указывает, где его найти, а дети должны найти его на своих физических картах.На третьем этапе работы с физической картой России педагог записывает названия рек, берущих начало со Средне-Русской возвышенности, и предлагает детям найти их и сказать, куда они впадают.Наиболее эффективными приемами работы с географической картой в начальной школе являются следующие сочетания:работа по географической карте и картине, использование географической карты совместно с рисунками и фотографиями из учебника при работе над темой, показ фильмов, видеороликов и работа с географической картой, просмотр фильма перед работой с географической картой, использование натуральной наглядности и географической карты.В параграфе 2.2 мы разработали занятие«Россия на карте» с использованием географической карты для учащихся 2 класса.При разработке данного занятия для младших школьников по окружающему миру мы учитывали возрастные особенности учащихся, а также использовали интерактивный и увлекательный формат работы.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современном мире географические карты играют важную роль в обучении и познании окружающего нас мира. Школьная географическая карта – это средство обучения и предмет исследования, но использование карт в школьном обучении обязательно должно быть увлекательным, интересным и разнообразным. При умелом использовании карта выступает не только богатым и разнообразным источником знаний, но и стимулом умственного развития школьников.Один из основных приемов работы с географическими картами на уроках окружающего мира — это сравнение карт разных масштабов и типов. Это помогает учащимся понять, как меняется представление о мире в зависимости от масштаба карты и какие сведения можно получить с помощью различных типов карт. Например, сравнивая физическую и политическую карты одного и того же региона, ученики могут увидеть различия в изображении рельефа и границ государств.Другим важным приемом работы с географическими картами является использование дополнительных географических материалов. Например, атласы, глобусы, тематические карты и диаграммы могут быть использованы для получения дополнительной информации о географических объектах. Это помогает учащимся лучше понять пространственные отношения между объектами и облегчает запоминание географических фактов.Важно также учитывать возрастные особенности учащихся при работе с географическими картами на уроках окружающего мира. Для младших школьников целесообразно использовать игровые приемы, такие как квесты, головоломки и другие интерактивные задания. Это позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и запоминающимся. Таким образом, работа с географическими картами на уроках окружающего мира имеет большое значение для формирования у учащихся географической грамотности и понимания мира. Правильно подобранные приемы работы с картами помогают развивать у школьников умения анализа, сравнения, синтеза и обобщения информации. Важно помнить, что географические карты — это не только средство визуализации информации, но и мощный инструмент для активного обучения и познания окружающего мира.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАдольф, В. А. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления / В. А. Адольф // Высшее образование в России. - 2019. - № 1. - С. 81-87.Багров, Л. История русской картографии / Л. Багров. - М.: Центрполиграф, 2019. - 526 c.Бачерова, Н. М. Воспитание гармоничного отношения к природе. Игры-занятия с детьми / Н.М. Бачерова. - М.: Учитель, 2020. - 128 c.Берлянт, А. М. Картография / А.М. Берлянт. - Москва: СИНТЕГ, 2021. - 464 c.Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В. Буковская. - М.: Владос, 2019. - 192 c.Быковский, Н. М. Картография. Исторический очерк / Н.М. Быковский. - М.: Государственное издательство, 2021. - 204 c.Викторова, Л. Г. Инновационные процессы в образовании / Л.Г. Викторова // Инновации в образовании. - 2021. - № 2. - С. 4-10.Витковский, В.С. Картография / В.С.Витковский. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 480 c.Воробьева, Е. С. Введение в экологию. Наша прекрасная планета. 1 класс. Методические рекомендации к учебному пособию Е. С. Воробьевой / Е.С. Воробьева. - М.: Русское слово - учебник, 2020. - 597 c.Гринева, Е. А. Экологическая культура младших школьников. Духовно-нравственный аспект / Е.А. Гринева, Л.Х. Давлетшина. - М.: Прометей, 2021. - 158 c.Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 2 / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. - М.: Астрель, 2019. - 220 c.Королёва, В.Ю. Стиль педагогической деятельности и мотивация младших школьников / В.Ю. Королёва, О.Н. Булатова, М.С. Королёв. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2019. - 170 c.Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика. Краткий курс.Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2020. - 320 c.Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. - М.: Academia, 2020. - 256 c.Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2021. - 224 c.Курочкина, И. Н. Методика обучения и воспитания младших школьников. Этикет. Учебное пособие / И.Н. Курочкина. - М.: Юрайт, 2021. - 242 c.Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2020. - 256 c.Сальникова, Т.П. Педагогические технологии / Т.П. Сальникова. - М.: Сфера, 2021. - 88 c.Федотова, О. Н. Окружающий мир / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимо. - М.: Академкнига/Учебник, 2020. - 679 c.Виноградова, Н. И. Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы / Н. И. Виноградова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 115-116. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5154/ (дата обращения: 27.03.2024).
1. Адольф, В. А. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления / В. А. Адольф // Высшее образование в России. - 2019. - № 1. - С. 81-87.
2. Багров, Л. История русской картографии / Л. Багров. - М.: Центрполиграф, 2019. - 526 c.
3. Бачерова, Н. М. Воспитание гармоничного отношения к природе. Игры-занятия с детьми / Н.М. Бачерова. - М.: Учитель, 2020. - 128 c.
4. Берлянт, А. М. Картография / А.М. Берлянт. - Москва: СИНТЕГ, 2021. - 464 c.
5. Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В. Буковская. - М.: Владос, 2019. - 192 c.
6. Быковский, Н. М. Картография. Исторический очерк / Н.М. Быковский. - М.: Государственное издательство, 2021. - 204 c.
7. Викторова, Л. Г. Инновационные процессы в образовании / Л.Г. Викторова // Инновации в образовании. - 2021. - № 2. - С. 4-10.
8. Витковский, В.С. Картография / В.С.Витковский. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 480 c.
9. Воробьева, Е. С. Введение в экологию. Наша прекрасная планета. 1 класс. Методические рекомендации к учебному пособию Е. С. Воробьевой / Е.С. Воробьева. - М.: Русское слово - учебник, 2020. - 597 c.
10. Гринева, Е. А. Экологическая культура младших школьников. Духовно-нравственный аспект / Е.А. Гринева, Л.Х. Давлетшина. - М.: Прометей, 2021. - 158 c.
11. Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 2 / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. - М.: Астрель, 2019. - 220 c.
12. Королёва, В.Ю. Стиль педагогической деятельности и мотивация младших школьников / В.Ю. Королёва, О.Н. Булатова, М.С. Королёв. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2019. - 170 c.
13. Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика. Краткий курс.Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2020. - 320 c.
14. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. - М.: Academia, 2020. - 256 c.
15. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2021. - 224 c.
16. Курочкина, И. Н. Методика обучения и воспитания младших школьников. Этикет. Учебное пособие / И.Н. Курочкина. - М.: Юрайт, 2021. - 242 c.
17. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2020. - 256 c.
18. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии / Т.П. Сальникова. - М.: Сфера, 2021. - 88 c.
19. Федотова, О. Н. Окружающий мир / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимо. - М.: Академкнига/Учебник, 2020. - 679 c.
20. Виноградова, Н. И. Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы / Н. И. Виноградова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 115-116. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5154/ (дата обращения: 27.03.2024).