Развитие лексико-семантической сферы языка в онтогенезе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 36 36 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 05.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
ГЛАВА 1. Развитие лексико-семантической сферы языка в онтогенезе 4
1.1. Этапы развития лексико-семантической сферы у детей 4
1.2 Влияние окружающей среды на формирование языковых навыков 12
ГЛАВА 2. Факторы, влияющие на развитие лексико-семантической сферы языка 17
2.1. Роль семьи в развитии языка 17
2.2 . Значение образовательной среды 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список литературы 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 34

Фрагмент для ознакомления

Рекомендуется, чтобы лексикон младшего школьника пополнялся ежедневно 5-7 новыми единицами, половина из которых усваивается на уроках родного языка.Качественное совершенствование словаря: дети уточняют семантику известных слов, устанавливают семантические связи между ними, различают разные значения многозначных слов, усваивают лексическую сочетаемость и функционально-стилистические особенности слова.Активизация словаря: перевод слов из пассивного в активный словарь. Разница между объемом пассивного и активного словаря у детей более значительна, что требует специальных мер для совершенствования механизмов отбора слов и обогащения речи.Устранение нелитературных слов и их замена литературными эквивалентами. Диалектные, просторечные или жаргонные слова подлежат замене литературными формами, а также переводу из активного в пассивный словарь.Вся работа педагога с новым словом проходит через этапы семантизации, уточнения и активизации, что в комплексе обеспечивает его усвоение. При знакомстве с новым словом педагог раскрывает его значение, устанавливает связи с другими словами, организует наблюдение за его функционированием и стимулирует использование в речи.Постепенное усложнение лексико-семантической работы происходит при переходе от одного возрастного этапа к другому, учитывая особенности и потребности детей на каждом этапе. Однако, несмотря на изменения в методах обучения и материале, основные задачи остаются неизменными.Для обеспечения преемственности между этапами обучения родному языку педагогу важно знать содержание и особенности лексико-семантической работы на каждом из них.Важно отметить, что лексико-семантическая работа тесно связана с изучением лексики как уровня языковой системы. Даже в дошкольном возрасте дети начинают формировать представления о значениях слов, многозначности, синонимии и антонимии. В школе это знание углубляется, а также осваиваются базовые понятия лексикологии.Теоретическое изучение лексики не является обязательным для успешного обучения, но способствует формированию осознанного контроля над своей речью и самосовершенствованию. В то же время, лексико-семантическая работа создает основу для формирования лексикологических понятий и требует хорошего словарного запаса и точного понимания значений слов.Таким образом, успешная лексико-семантическая работа обеспечивает преемственность между этапами обучения родному языку, способствует формированию языковых навыков и развитию лексикологического сознания учащихся.Значение лексико-семантической работы в обучении, особенно в изучении родного языка, нельзя переоценить. Она является ключевым элементом развития речи детей, способствуя улучшению всех аспектов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма), так как все они связаны с использованием слова и информации, закодированной в нем.Бедность словаря и нечеткие представления о значениях слов могут препятствовать полноценному общению, пониманию текстов и точной выраженности мыслей. Без должного внимания к лексико-семантической работе невозможно достичь значительного прогресса в развитии речевых навыков.Лексико-семантическая работа также играет важную роль в усвоении знаний о языке. Например, для понимания фонематических противопоставлений или морфемной структуры слова необходим хороший словарный запас. Формирование правописных навыков также зависит от понимания смысла слова и умения быстро связать его с аналогичными словами.Развитие словаря ребенка также способствует развитию его мышления. В слове сосредотачиваются знания о мире, а умение обобщать эти знания, закодированные в слове, способствует формированию понятийного мышления.Лексико-семантическая работа имеет важное воспитательное значение. При работе с литературными произведениями дети учатся воспринимать слово эстетически, становятся более восприимчивыми к его многозначности и ассоциативности.Организация лексико-семантической работы в процессе обучения родному языку сталкивается с определенными трудностями, обусловленными значительными индивидуальными различиями в лексическом развитии детей, особенно с возрастом, и особенностями структуры лексического уровня языка. Эти сложности проявляются в том, что не существует четко определенного списка слов, которые должны быть овладены на каждом этапе обучения, а также в отсутствии ясных требований к уровню лексического развития ребенка.Образовательные программы редко содержат точные указания по этому поводу. В лучшем случае в программах дошкольного образования приводится примерный перечень лексики, которую ребенок должен овладеть. Например, программа может предложить активизировать использование в речи названий предметов, их частей, материалов, а также вводить в словарь детей слова, связанные с профессиями и трудовыми действиями.Однако русский язык содержит огромное количество слов, обозначающих предметы и действия, и педагог должен самостоятельно определить, какие из них должны быть приоритетными для изучения.Важное условие успешности лексико-семантической работы заключается в ее систематичности и последовательности. Этот общедидактический принцип подразумевает не только регулярное проведение лексических упражнений, но и установление определенных этапов работы над отдельными словами или группами слов, а также в общем процессе обогащения словаря и совершенствования лексической стороны речи детей. Постепенное усложнение лексического материала и видов упражнений является неотъемлемой частью этого процесса.Принцип доступности и связи обучения с жизнью следует учитывать при выборе материала для лексико-семантической работы и приемов семантизации слова. Например, для объяснения незнакомого слова младшему школьнику может быть достаточно его словесного описания или замены синонимом, но для дошкольника может потребоваться дополнительное использование картинки или наглядного образа.Лингводидактические принципы отражают общие закономерности усвоения языка и организации процесса его обучения, в том числе лексики. Экстралингвистический принцип предполагает учет связи лексических значений с окружающей действительностью, а функциональный принцип направлен на раскрытие правил и закономерностей функционирования слов в речи. Такие принципы помогают структурировать процесс обучения лексике и делают его более эффективным.Структурно-семантический принцип наиболее заметен в работе над производными словами, которые отличаются композиционной семантической структурой, соответствующей формальной структуре слова. Наблюдение за значением производных слов проводится с использованием элементарного словообразовательного анализа и установлением связей с производящим словом (например, "плетень" - это забор из сплетенных прутьев или веток).Часто при работе над значением слова требуется обращаться к его происхождению и этимологии, чтобы восстановить связь между словами (например, "кудесник" - от слова "чудо", "спичка" - от "спица") и показать, как изменялось значение слова за время его существования в языке (например, слово "жир" раньше означало "богатство, изобилие"). Обращение к истории языка не только помогает лучше понять значение слова, но и пробуждает интерес к слову и позволяет расширить знания детей об истории и культуре своего народа.Нормативно-стилистический принцип в словарной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста заключается в наблюдении за нормами и уместностью использования слов в зависимости от условий общения.Специфика лексической системы и ее представления в сознании человека проявляется в частно-методических принципах организации лексико-семантической работы. Парадигматический принцип подразумевает показ слова в его ассоциативных связях (родовидовых, синонимических, антонимических и т. д.). Анализ лексического значения слова в контексте его системных связей помогает обеспечить более полное понимание слова, его семантики и правил использования.Синтагматический принцип проявляется в показе возможного словесного окружения нового слова, его лексической и грамматической сочетаемости.Таким образом, работа над лексико-семантическим аспектом языка у детей нацелена не только на расширение словарного запаса, но и на улучшение качества их лексических навыков. Это включает в себя как добавление новых слов, так и углубленное понимание внутренних и взаимосвязей между ними, что облегчает процесс выбора правильного слова в речи и улучшает способность выражать свои мысли. Хотя развитие лексикона у детей менее прямоуправляемо, чем другие аспекты языка, понимание структуры индивидуального лексикона и его развития в процессе роста, а также использование общих принципов обучения и методических подходов могут значительно повысить эффективность работы над лексико-семантическими навыками.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе выполнения курсовой работы был проведен анализ развития лексико-семантической сферы языка в онтогенезе, с особым вниманием к детскому возрасту. Работа выявила ряд ключевых моментов:Систематичность и последовательность: Онтогенез лексико-семантической сферы языка подчинен принципам систематичности и последовательности. Процесс усвоения лексических единиц у детей происходит постепенно, начиная с простых слов и переходя к более сложным структурам.Влияние лингводидактических принципов: В работе отмечено, что лингводидактические принципы, такие как доступность материала, связь обучения с жизнью и учет особенностей лексической системы языка, играют важную роль в успешном развитии лексико-семантической сферы у детей.Роль контекста и общения: В процессе онтогенеза лексико-семантической сферы языка существенную роль играет контекст и общение с окружающими. Дети учатся новым словам и значениям в процессе взаимодействия с родителями, сверстниками и другими членами общества.Необходимость системного подхода: Развитие лексико-семантической сферы языка у детей требует системного подхода со стороны педагогов и родителей. Это включает в себя не только усвоение новых слов, но и понимание их значений, контекста использования и правил грамматической сочетаемости.В целом, курсовая работа подтверждает, что развитие лексико-семантической сферы языка в онтогенезе является сложным и многосторонним процессом, который требует внимания и систематического подхода со стороны образовательных учреждений и семьи. Дальнейшие исследования в этой области могут пролить свет на более детальные аспекты развития лексикона у детей и способы оптимизации этого процесса.Список литературыАрхипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб, пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - М., 2006.Бадалян, Л. О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш, пед. учеб, заведений / Л. О. Бадалян. - М., 2000.Выготский, Л. С. Мышление и речь / Собр. соч. в 8 т. Т. 2 - М., 1982.Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. -М., 2006.Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. -М., 1982.Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. -М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное (собрание трудов). – М.: Лабиринт, 2001. – 368с.Грибова О.Е. Онтогенетический принцип в логопедии // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б.Халиловой. - М.: Экономика, 2001. - С.31-40.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: Сага, 2002. - 224с.Бабанская М.М. Развитие речи детей в условиях дошкольного образования. // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 6. - С. 153-156. Челдышева К.В. Использование образовательных игр как средства формирования речевой активности детей старшего дошкольного возраста. // Современные научные исследования и инновации. - 2019. - № 5. - С. 148-151.Пащенко И.В. Организация речевой среды в дошкольном учреждении. // Педагогика и психология: проблемы, поиски, решения. - 2020. - № 3. - С. 92-97. Миронова С.А. Индивидуальный подход к развитию речи младших дошкольников. // Вестник психологии и педагогики. - 2018. - № 2. - С. 64-68.Логинова, И.Н. Проблема изучения уровней речевой активности старших дошкольников с общим нЛогинова, И.Н. Проблема изучения уровней речевой активностистарших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / И.Н.Логинова, Н.В. Дроздова // Стратегии коммуникативного поведения:Материалымеждунар. науч.-практ. конф. – Мн.: Мин.гос.лингвист.университет, 2015. – 129 с.Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений удошкольников [Текст]: учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова.–Спб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст]: учебное пособиедля студентов высших учебных заведений / А.Р. Лурия. – М.: Академия,2003. – 384 с.Малащенко, М.В. К вопросу о соотношении смысловой основы иинтерпретационных компонентов грамматической семантики [Текст] / М.В.Малащенко // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2008. – №1. – С.95-97.Новиков, А.Л. Эскиз семантического поля [Текст] /А.Л. Новиков// Вестник российского университета дружбы народов. – 2011. – № 2. – С. 7-17.Недоразвитием речи [Текст] / И.Н. Логинова, Н.В. Дроздова // Стратегии коммуникативного поведения: Материалы междунар. науч.-практ. конф. – Мн.: Мин.гос.лингвист. университет, 2015. – 129 с. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст]: учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – Спб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2003. – 384 с. Малащенко, М.В. К вопросу о соотношении смысловой основы и интерпретационных компонентов грамматической семантики [Текст] / М.В. Малащенко // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2008. – №1. – С.95-97. Новиков, А.Л. Эскиз семантического поля [Текст] /А.Л. Новиков // Вестник российского университета дружбы народов. – 2011. – № 2. – С. 7- 17.ПРИЛОЖЕНИЕ 1.ПРИЛОЖЕНИЕ 2.ПРИЛОЖЕНИЕ 3.ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб, пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - М., 2006.
2. Бадалян, Л. О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш, пед. учеб, заведений / Л. О. Бадалян. - М., 2000.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Собр. соч. в 8 т. Т. 2 - М., 1982.
4. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. -М., 2006.
5. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. -М., 1982.
6. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. -М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное (собрание трудов). – М.: Лабиринт, 2001. – 368с.
8. Грибова О.Е. Онтогенетический принцип в логопедии // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б.Халиловой. - М.: Экономика, 2001. - С.31-40.
9. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: Сага, 2002. - 224с.


10. Бабанская М.М. Развитие речи детей в условиях дошкольного образования. // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 6. - С. 153-156.
11. Челдышева К.В. Использование образовательных игр как средства формирования речевой активности детей старшего дошкольного возраста. // Современные научные исследования и инновации. - 2019. - № 5. - С. 148-151.
12. Пащенко И.В. Организация речевой среды в дошкольном учреждении. // Педагогика и психология: проблемы, поиски, решения. - 2020. - № 3. - С. 92-97.
13. Миронова С.А. Индивидуальный подход к развитию речи младших дошкольников. // Вестник психологии и педагогики. - 2018. - № 2. - С. 64-68.
14. Логинова, И.Н. Проблема изучения уровней речевой активности старших дошкольников с общим н Логинова, И.Н. Проблема изучения уровней речевой активностистарших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / И.Н.Логинова, Н.В. Дроздова // Стратегии коммуникативного поведения:Материалы междунар. науч.-практ. конф. – Мн.: Мин.гос.лингвист.университет, 2015. – 129 с.
15. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст]: учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова.– Спб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
16. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст]: учебное пособиедля студентов высших учебных заведений / А.Р. Лурия. – М.: Академия,2003. – 384 с.
17. Малащенко, М.В. К вопросу о соотношении смысловой основы и интерпретационных компонентов грамматической семантики [Текст] / М.В.Малащенко // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2008. – №1. – С.95-97.
18. Новиков, А.Л. Эскиз семантического поля [Текст] /А.Л. Новиков// Вестник российского университета дружбы народов. – 2011. – № 2. – С. 7-17.
19. Недоразвитием речи [Текст] / И.Н. Логинова, Н.В. Дроздова // Стратегии коммуникативного поведения: Материалы междунар. науч.-практ. конф. – Мн.: Мин.гос.лингвист. университет, 2015. – 129 с.
20. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст]: учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – Спб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
21. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2003. – 384 с.
22. Малащенко, М.В. К вопросу о соотношении смысловой основы и интерпретационных компонентов грамматической семантики [Текст] / М.В. Малащенко // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2008. – №1. – С.95-97.
23. Новиков, А.Л. Эскиз семантического поля [Текст] /А.Л. Новиков // Вестник российского университета дружбы народов. – 2011. – № 2. – С. 7- 17.