«Формирование коммуникативныхнавыков у обучающихся 4 класса во внеурочной деятельности»
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 01.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы Формирования коммуникативных навыков у обучающихся 4 класса во внеурочной деятельности 6
1.2. Сущность и характер коммуникативных навыков 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 7
1.3. Внеурочная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков 11
Глава 2. Опытная работа по изучению влияния внеурочной деятельности на коммуникативные навыки детей младшего школьного возраста 16
2.1. Выявление уровня коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста 16
2.2.Организация внеурочной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста 23
2.3 Оценка эффективности применения внеурочной деятельности по формированию коммуникативных навыков младшего школьника 26
Заключение 30
Список литературы 32
Определение компонентов речевой ситуации (кто – кому – о чём).Слово веселит, слово огорчает, слово утешает. Эмоции в речи. Давайте договоримся.Речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей;Формирование умений моделировать своё речевое поведение в различных коммуникативных ситуациях.Прощаемся в разных ситуациях общения. Правила вежливого поведения во время разговора.Учить уместно употреблять различные формы прощания в зависимости от адресата, закрепить употребление слов прощания.Мимика, жесты, поза.Несловесные (невербальные) средства общения; Умение использовать невербальные средства выразительности в собственной устной речи.Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю.Уметь слушать собеседника, услышать, понять говорящего.Реализация занятия «Кто – что – кому» предполагает изучение общение как процесс взаимодействия людей, в котором есть две стороны (кто говорит и кому говорит). Дети изучают компоненты общения. Они учитывают в процессе общения того, кому мы адресуем свою речь. В процессе изучения темы, дети практическими действиями с помощью речевой ситуации с одноклассниками показывают, что в общении принимают минимум 2 человека, кто говорит и с кем говорят.На следующем занятии «Адресант–адресат. Твои речевые роли» дети узнают, что общение как процесс взаимодействия людей, в котором есть две стороны (кто говорит и кому говорит). Определяют компоненты речевой ситуации (кто – кому – о чём). Дети знакомятся с произведениями русских писателей. Дети в группах создают речевую ситуацию разных сказок. Дальше идет закрепление в практической деятельности, детям в парах дается конверт с письмом, кто отправляет конверт-адресант, кто получает-адресат.Третье занятие «Слово веселит, слово огорчает, слово утешает. Эмоции в речи. Давайте договоримся». Просвещает детей о том речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей; формируется умения моделировать своё речевое поведение в различных коммуникативных ситуациях.Детям даются ситуации, в которых их одноклассники были огорчены, дети должны показать, каким образом они помогут знакомому. И выводят правила сами правила вежливого общения, отказа. Четвертое занятие «Прощаемся в разных ситуациях общения. Правила вежливого поведения во время разговора», дети учат уместно употреблять различные формы прощания в зависимости от адресата, закрепляют употребление слов прощания. Создают правила вежливого поведения во время разговора, чего делать нельзя. В практической деятельности показывают, как нужно общаться вежливо, какие слова уместно употребить в той или иной ситуации.В пятом внеурочном занятии «Мимика, жесты, поза», ученики изучают несловесные (невербальные) средства общения; на практике пытаются применить невербальные средства выразительности в собственной устной речи. Практическими действиями друг с другом дети показывают позы, например, низкий поклон (в пояс) – благодарность (на концерте); милости просим (народное приветствие); поднятые вверх руки – сдаюсь, выражение восторга; сидя – голова опирается на руку – раздумье. Пара пытается друг другу показать разные жесты, второй человек должен называть что означает жест. Шестое занятие «Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю», учит детей слушать собеседника, услышать, понять говорящего. Создание речевой ситуации, когда человек слышит и слушает, учащиеся рассматривают рисунки, определяют по позам, жестам, мимике, где адресат и адресант, делают выводы о том, какова цель слушающего в каждой из ситуаций.Наибольшие трудности у младших школьников были при взаимодействии с одноклассниками, с которыми они редко контактируют, они не знали, что сказать, как сказать, боялись реакции напарника.Данные занятия были практического характера, детям это очень понравилось, так как они не сидели на месте, а активно принимали участие, выражали свое мнение. 2.3 Оценка эффективности применения внеурочной деятельности по формированию коммуникативных навыков младшего школьникаОценка эффективности применения проектной деятельности опытной работы проводилась на базе МБОУ СОШ. Целью контрольного эксперимента явилось повторное определение уровня сформированности коммуникативных навыкову учеников 4 класса, после формирующего эксперимента и целенаправленного использования в работе внеурочной деятельности.Задачи контрольного эксперимента:Провести повторную диагностику уровня сформированности коммуникативных навыков в 4 «Е» классе.Провести сравнительный анализ уровней коммуникативных навыков в 4 «Е» классе на констатирующем этапе и после формирующегоэксперимента.Для проверки гипотезы нашего исследования, на контрольном этапе работы, мы использовали критерии оценки уровней коммуникативных навыков младших школьников те же, что и на констатирующем этапе работы и тот же диагностический инструментарий соответственно, который включает в себя:Для выявления эффективности проведенной практической работы с младшими школьниками был проведен контрольный эксперимент, который заключался в повторном опросе детей по методикам, использованным в ходе констатирующего эксперимента. В ходе контрольного этапа опытной работы повторно был выявлен уровень коммуникативных навыков младших школьников.Для более наглядного выявления эффективности разработанных занятий и использованных на них методов, и форм работы ниже проводится сравнение результатов тестирования на начальном и заключительном этапах эксперимента. Первое, что было проведено нами, оценивание сформированности коммуникативных склонностей у детей младшего школьного возраста Р.В. Овчаровой. Рисунок 3. Сравнительный анализ результатов уровня сформированности коммуникативных склонностей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (чел.)Интерпретируя данные результаты, нами установлено, что на высокий уровень перешли 3 человека итого 11 детей на данном уровне сформированности коммуникативных склонностей, на средний уровень перешел 1 ребенок итого 10 детей на данном уровне, на низком уровне осталось 11 детей. Сопоставив результаты констатирующего и контрольного этапов, полученные в ходе эксперимента по сформированности коммуникативных склонностей у детей младшего школьного возраста Р.В. Овчаровой, мы представили их на рисунке 4.Вторая методика, которую мы использовали в исследовании с целью выявления уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации) Г.А. Цукерман.Сравнительный анализ результатов представлен на рисунке 4.Рисунок 4. Сравнительный анализ результатов уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества(кооперация) на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (чел.)Интерпретируя результаты проверенной методики, нами выявлено, что на высоком уровне сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества6 детей, по численности на 2 ребенка больше показали высокий уровень на контрольном этапе, на среднем уровне 14 детей, это на 4 ребенка больше на контрольном этапе, и на низком уровне- 12 детей, что говорит нам о том что на констатирующем этапе уменьшилось число детей на 6 человек по сравнению с контрольным. Эти результаты свидетельствуют о том, что 2 ребят со среднего уровня перешли на высокий уровень сформированности кооперации, а 6 детей с низкого уровня на средний. В целом, становится ясно, что уровень коммуникативных навыков младших школьников после проведения эксперимента стал намного выше, чем ранее.Качественный анализ позволяет сделать следующие умозаключения. По результатам работы осталось пятеро младших школьников с низким уровнем коммуникативных навыков. На среднем уровне коммуникативных навыков находится 22 человека, на низком-5 детей. После проведения занятий, заметно выросли навыки детей: умения в разных видах речи, переключение с одного вида деятельности на другой, в зависимости от условий общения, владение языком. Большинство младших школьников пересмотрело свое поведение к своим одноклассникам и может их выслушать, чем-то помочь, их поведение стало корректным, адекватным и осмысленным.Таким образом, разработанный и апробированный на практике комплекс занятий оказал существенное влияние на процесс формирования коммуникативных навыков младших школьников. В целом уровень коммуникативных навыков младших школьников стал значительно выше.ЗаключениеПроведенное исследование научной литературы показало, что коммуникативные навыки и грамотная речь в общении с людьми сегодня являются одним из факторов успешного человека в любой сфере жизнедеятельности.Отсутствие элементарных навыков общения приводит к большому количеству конфликтов не только в семье, но и в школьном коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.В повседневной жизни ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школе, дома, в семье, с друзьями.Возникает проблема общения, умения осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. В современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения.Современная школа должна подготовить человека, думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Во второй главе нами было проведено исследование уровня сформированности коммуникативных навыков младших школьников. В результате проведения исследования на констатирующем уровне, можно сделать заключение, что в опытном классе 14 детей из 32 имеют низкий уровень коммуникативных навыков, 15 человек имеют средний уровень коммуникативныхнавыков, низкий уровень у 14 детей.Были разработаны и проведены внеурочные занятия для повышения уровня коммуникативных навыков младшего школьника.После реализации занятий в опытном классе всего 5 детей из 32 имеют теперь низкий уровень коммуникативных навыков до эксперимента их количество составляло 14, теперь 22 ребенка имеют средний уровень коммуникативных навыков, и 5 из 32 детей имеют высокий уровень коммуникативных навыков. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, цель достигнута.Список литературыБондарев, П.В. Внеурочная деятельность как средство развития детей младшего школьного возраста / П.В. Бондарев // Научный поиск. – 2016. – № 4. – С. 10-11.Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2014. – 156 с.Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. Ёрш, К. В. Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса / К.В. Ёрш // Юный ученый. – 2016. –№1. –С. 70-71.Журавель Д.А. Формирование духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте // Вестник науки. – 2022. - 2 (11 (56)), 67-73.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2019. - 304с. Лис Я.О., Андросова М.И. Содержание ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста Проблемы современного педагогического образования. – 2020. (67-1), 162-165.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина . - М.: Академия, 2017. – 217с.Митина О.Г. Социализация в младшем школьном возрасте // Символ науки. – 2016. (6-2), 185-187.Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: Учеб. Пособие / А.В. Мудрик. - М.: Пед. общество России, 2001. - 319 с.Норимбетов Т. Б. , Норимбетова Н.Т. Пон\ятие учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Orientalrenaissance: Innovative, educational, naturalandsocialsciences. – 2022. - 2 (5-2), 399-403.Носова, Н.В. Формирование УУД у младших школьников во внеурочной деятельности / Н.В. Носова // Научное обозрение. – 2015. – № 2. – С. 90-92.Рузская А.Г. Развитие общения школьников со сверстниками / А.Г. Рузская. - М.: Просвещение, 2017. – 217с.Савина, Н.В. Организация внеурочной деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения / Н.В. Савина // Региональное образование. – 2014. – № 6. – С. 103–104.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005. - 373 с.Сингурова, В.С. Деятельность педагога по реализации внеурочной деятельности // Наукаи образование. – 2018. – № 3(6). – С. 39-40.Степанова К.С. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста // Вестник магистратуры. – 2022. - (3-2 (126)), 128-132.Тураева Н.З. Мышление учащихся младшего школьного возраста // Ученый XXI века. – 2020., (1 (60)), 69-70.Фуфарева, М. А. Особенности формирования коммуникативных умений в коллективе младших школьников (первоклассников // Молодой ученый. - 2019. - № 49 (287). - С. 517-520
2.Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2014. – 156 с.
3.Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
4.Ёрш, К. В. Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса / К.В. Ёрш // Юный ученый. – 2016. –№1. –С. 70-71.
5.Журавель Д.А. Формирование духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте // Вестник науки. – 2022. - 2 (11 (56)), 67-73.
6.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2019. - 304с.
7.Лис Я.О., Андросова М.И. Содержание ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста Проблемы современного педагогического образования. – 2020. (67-1), 162-165.
8.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина . - М.: Академия, 2017. – 217с.
9.Митина О.Г. Социализация в младшем школьном возрасте // Символ науки. – 2016. (6-2), 185-187.
10.Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: Учеб. Пособие / А.В. Мудрик. - М.: Пед. общество России, 2001. - 319 с.
11.Норимбетов Т. Б. , Норимбетова Н.Т. Пон\ятие учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. – 2022. - 2 (5-2), 399-403.
12.Носова, Н.В. Формирование УУД у младших школьников во внеурочной деятельности / Н.В. Носова // Научное обозрение. – 2015. – № 2. – С. 90-92.
13.Рузская А.Г. Развитие общения школьников со сверстниками / А.Г. Рузская. - М.: Просвещение, 2017. – 217с.
14.Савина, Н.В. Организация внеурочной деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения / Н.В. Савина // Региональное образование. – 2014. – № 6. – С. 103–104.
15.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005. - 373 с.
16.Сингурова, В.С. Деятельность педагога по реализации внеурочной деятельности // Наукаи образование. – 2018. – № 3(6). – С. 39-40.
17.Степанова К.С. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста // Вестник магистратуры. – 2022. - (3-2 (126)), 128-132.
18.Тураева Н.З. Мышление учащихся младшего школьного возраста // Ученый XXI века. – 2020., (1 (60)), 69-70.
19.Фуфарева, М. А. Особенности формирования коммуникативных умений в коллективе младших школьников (первоклассников // Молодой ученый. - 2019. - № 49 (287). - С. 517-520