Организация досуговой деятельности детей и подростков в условиях КДУ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 47 47 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 22.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации досуговой деятельности детей и подростков в условиях КДУ 6
1.1.Особенности и специфика организации досуговой деятельности детей и подростков 6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей и подростков 13
Глава 2. Практические аспекты организации и формы культурно-досуговой деятельности детей и подростков 20
2.1. Методические рекомендации по организации досуговой деятельности детей и подростков в условиях КДУ 20
2.2. Программа организации досуговой деятельности детей и подростков в условиях КДУ 22
Заключение 42
Список литературы 43
Приложение 46


Фрагмент для ознакомления

На венках они гадали,Венки сняли, в речку побросали…Чей венок всплывает, ах,Милый вздохнет.Одна девушка не смолчала, Громким голосом она вскричала:- А мой потонул, ах,Милый обманул!К ней подружки-девушки сбежались,Уговаривать ее старались:- Не плачь, глупая, ах,Неразумная!Твой венок в волнах ныряет,Милый клятвой тебя уверяет,Хочет верным быть, ах,Лишь тебя любить.Девочки, вспорхнув, как птичья стая, вскакивают и бегут к речке, к правой кулисе, снимают с себя венки (восемь-девять девочек) и бросают их красивым размахом руки в речку (за кулису). Остальные не спеша собирают остатки еды и разбрасывают их вокруг березки, приговаривая: «Это тебе, кукушка!»«Березки» отходят на задний план сцены, а все девочки заводят хоровод плетень.Хор (нотный фрагмент №12).Завился, завился плетень,Завилася золотая трава,Утушка серая, лебедушка белая,Веди своих детушек,Ты в мед или патоку.Мелодию песни играет за кулисой какой-нибудь народный инструмент (желательно жалейка или свирель), а девочки плетут плетень-хоровод.На сцену выходит паренек, к нему бросаются две-три девочки, подхватывают его под руки и тащат на середину. Все остальные его быстро окружают и затевают игру-хоровод.Хор (нотный фрагмент №13).В середине полукруга паренек изображает те действия, о которых его просят в песне девушки.Проплыви-ка, проплыви-ка,Проплыви-ка, селезенька,Проплыви-ка, красотенький.Расскажи-ка, расскажи-ка,Как старушки в лесок ходят,Как грибы из леса носят?- Они эдак и вот так,Они эдак и вот так! (2р.)(Паренек, сгорбившись, еле «тащит корзину».)Девушки смеются, а паренек хочет уйти, но его быстро окружают хороводом и начинают игру-хоровод «Рыбка-окунечек», то открывая воротца, то снова их закрывая, когда паренек хочет в них пронырнуть. Игру ведут в два круга – один, маленький круг, где стоит пойманная «рыбка», а за ним – другой, большой. Пока звучит песня, паренек успевает пробраться в большой круг из маленького.Хор (нотный фрагмент №14).Уж ты, рыбка, рыбка-окунечек,Попадешься ты, рыбка, в неводочек,Попадешься ты рыбка, не дрыгайся,Неводочек порвать ты не старайся.Закончив эту песню, девушки сразу поют другую, завивая круг около паренька.Хор (нотный фрагмент №15).Вейся ты, вейся, капустка,Вейся ты, вейся, белая,Завивайся, белой кочешок. (2р.)Пропев эти слова, они под мелодию песни вьют «кочешок» вокруг паренька (мелодию играет баян, слева за кулисой). Когда завьют, то начинают развивать и поют:Развивайся капустка,Развивайся, белая,Развивайся, белой кочешок. (2р.)(Мелодию песни всегда играет баян.)Паренек, освободившись из девичьего плена, убегает, а девушки ему вслед кричат: «Иванушко! Не ходи далеко в лес, там нынче русалок бабы повстречали!» Паренек отмахивается и убегает. Девушки запевают песню о русалках, медленно идя по кругу.Хор (нотный фрагмент №16).Березынька речи девкам говорила,Люли, люли, речи говорила:«Приходите, девочки, приходите, душечки,Люли, люли, приходите, душечки.На меня, березу, а вы поглядите,Люли, люли, а вы поглядите».Как на той березе русалка сидела,Люли, люли, русалка сидела.Русалка сидела, рубашонку просила, Люли, люли, рубашонку просила.Хоть худым худеньку, но белым-беленьку,Люли, люли, но белым-беленьку.Девушки, допевая песню и размыкая хоровод в змейку, уходят со сцены, а с другой стороны идут друг за другом малыши. Все они уже успели отнести свои ветви за кулисы и держат в руках высоко поднятых кукол-русолок. Дети проходят по сцене, огибают ее и уходят за кулисы. Пока они идут, за сценой звучит в сольном исполнении (у левой кулисы) песня.Девочка (нотный фрагмент № 16а).На белой березе русалки сидели,Припев.Маю, маю зеленой, у!...(И разносится эхо.)Русалки сидели речи говорили:«Придите, девочки, к нам в луга, в лужочки.К нам в луга, в лужочки, ко белой березе.На нас, на русалок, а вы подивуйтесь».Мелодию песни продолжает свирель или рожок, а на подмостки выходят все участвовавшие в сценах праздника. Они стоят группами, сначала разрозненными, по трое, четверо, затем, взявшись за руки, спускаются со сцены и, захватывая по пути желающих присоединиться, идут по проходу между зрителями и поют:Хор (нотный фрагмент №17).Во зеленых лугах и (2р.)Во лугах было, во зеленых садах (2р.)Вырастала трава, да, (2р.)Вырастала трава шелковая. (2р.)Расцвели цветы, да, (2р.)Расцвели цветы лазоревые, (2р.)Понесли духи, да, (2р.)Понесли духи анисовые. (2р.)Я во тех лугах, да, (2р.)Я во тех лугах повыкормлю коня. (2р.)Поведу коня, да, (2р.)Поведу коня на ключ – на реку. (2р.)А потом сведу, да, (2р.)Сведу коня к свому батюшке. (2р.)Ты отдай меня, да, (2р.)Отдай меня родной батюшка,Отдай меня ты за ее ровнюшку.На фоне мелодии и танца фонограмма. Что же ты, добрый молодец, забыл, что в русальную неделю нельзя до ночи в лесу задерживаться одному! Русалки защекочут тебя до смерти, а ты ещё так молод. И не увидит тебя твоя Аленка! Мужск. Голос: Ничего! Лишь только день начнёт клониться к вечеру появятся молодые затейливые парни, они примутся за русалок. Появляются парни. Играет баян, видят русалок, кричат: Хоровод музыку ("Уходи горе "" Во поле берёза или песня в исполнении хора) " Семик обмахивает каждого берёзовой веткой. Уходи. Семик. Пусть уходит горе, болезни, неприятности! Пусть сгорит всё в этом огне, занесенном на "Зелёные ветки" вместе с этим соломенным пучком! Пусть будет лето урожайным и без пожаров..! (Поджигают костёр, сжигают чучело) (Исполнение песни) Звучит мелодия песни «Уходи горе» Добрый молодец и Красна девица на сцене. Добрый молодец. Русский народ говорит: хорошо живут там, где много поют. Красна девица. А мы сегодня много пели и плясали: Пройдёт время, опять придёт Семик и троица, загадаем о счастье ещё раз! Вместе. Всего вам доброго! Режиссерско-постановочной планТо обстоятельство, что действующие лица праздника Троица – дети, не только не осложняет постановку, но даже ее облегчает, потому что дети с их непосредственностью и способностью быстро входить в игровую ситуацию – лучшие помощники режиссера и актера. А создание атмосферы игры в постановке сценариев – необходимое условие для успеха.Излишне говорить о том, насколько расширяются возможности всестороннего эстетического развития детей и подростков. Ведь их можно адресовать самому разному возрасту, начиная от шестилеток и кончая старшеклассниками, когда они могут все вместе принять участие в празднике, выполняя разные задачи и роли.Необходимо отметить, что подготовка и проведение праздничной программы с детьми имеет свою специфику.При подготовке программы с участием детей нужно учитывать следующие факторы:1.Единство образовательно-воспитательных задач.2.Возрастные и психологические особенности детей и подростков, их физические возможности и быструю утомляемость. 3.Интересы и запросы аудитории разного возраста.4.Время года. Так как праздник Троица проходит летом лучше всего планировать его проведение на свежем воздухе.5.Наличие необходимой материально-финансовой базы, инвентаря.6.Обрудование и художественное оформление праздника, создание санитарно-гигиенических условий.7. Разновозростная и разнополовая компания соучастников праздника.8.Педагогическое мастерство организаторов праздника, их эрудиция и актерские способности.9.Культура проведения праздника.10.Создание бесконфликтной обстановки как гарантии творческого роста ребят.По своему существу и по форме праздник – явление коллективистское (в отличии от других видов жизнедеятельности человека), обязательно требующее присутствия непосредственного участия группы людей. Так как в празднике Троица участвуют дети разного возраста при подготовке и проведения праздника организатору необходимо найти подход ко всем участникам с учетом их возраста.Режиссерская партитураСцена 1Появляется 2 ведущих Красна девица и Добрый молодец ДиалогСцена 2 На сцену выходят девушки в красных сарафанах. Одна из девушек наряжена в «берёзку» (зелёный сарафан, венок из веток берёзы)Фонограмма 1Сцена 3На сцену, убранную березовыми ветками, с двух сторон выходят девочки-подростки в желто-зеленых венках, сплетенных из ветвей берез и цветов. У них в руках ветки берез, на которых закреплены колокольчики, издающие тихий звон. Девочки двумя змейками проходят, заполняя сцену восьмеркой, закручивая от середины сцены два круга.Нотный фрагмент № 1,2,Сцена 4В круге открываются воротца (три-пять), и в них забегают дети-малыши (березки), они одеты во все зеленое и держат в руках большие ветви.Нотный фрагмент № 3,4,5, 6Сцена 5На сцену вылетает «кукушка», она кружит вокруг деревца и стоящих рядом с ним девочек.Нотный фрагмент № 7,8,9Сцена 6 Дети подходят к «березкам», садятся, развязывают узелки и едят то, что принесли: пироги, яичницу, конфетки, пряники.Нотный фрагмент № 10,11Сцена 7ХороводыНотный фрагмент № 12,13,14,15,16,17Сцена 8Сцены с молодежью, поют девушкиПесня «Выйду на улицу»Сцена 9Добры молодцы и русалкиПесня «выйду на улицу»Сцена 10Хороводы.Русские народные песниСцена 11Поджигают. Сжигают чучело Песня «Уходи горе»Сцена 12ЗавершениеЗвуковая партитураВыбор музыки для проведения праздничной программы один из важных элементов. Она, как ни один другой вид искусства, способна с большой силой и всеобъемлющей полнотой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека. Поэтому знание особенностей музыки как выразительного средства, ее функций в праздничной программе, органического сочетание фонограмм и живого звучания необходимы режиссерам праздничных программ для организации более эффективного художественно-эмоционального воздействия на зрителей средствами музыкального искусства. Очень часто в сценариях праздника Троица используют музыку, записанную в Московской области: в Раменском, Можайском, Щелковском, Истринском районах, а также найденные Р.Ф. Васильевой в Зарайском районеФонограмма русских народных песен 60 минТекст, записанный на 2 голоса: (мужской и женский) 20 минФонограмма к сцене 15 минПесня «Во поле берёзка стояла»3 миннотный фрагмент №12 миннотный фрагмент №2.2 миннотный фрагмент №44 миннотный фрагмент №54 миннотный фрагмент №63 миннотный фрагмент №73 миннотный фрагмент №84 миннотный фрагмент №95 миннотный фрагмент №103 миннотный фрагмент №113 миннотный фрагмент №124 миннотный фрагмент №133 миннотный фрагмент №143 миннотный фрагмент №153 миннотный фрагмент №163 минПесня «Выйду на улицу»3 минПесня «Уходи горе»4 минВыписка по реквизитуКоличество1Цветы, ветки березы, венки20 ш.Спонсор2Костюмы ведущих и исполнителей15Предоставляет КДУ3Декорации для импровизированной сцены (кулисы, задник, березку)3Предоставляет КДУ4Угощение (конфеты, печенье, каравай, украшенный цветами)-СпонсорВыписка по оборудованию сценыКоличество1Декорации для сцены122Задник (черный бархат)1Предоставляет КДУ3Кулиса (зеленый бархат)1Предоставляет КДУ4Березка3Предоставляет КДУ5Дюралайт10м*3Спонсор6Ветки березы20 ш-7Цветы (колокольчики)10 ш.Предоставляет КДУВыписка по костюмамКоличество1Костюмы ведущих2Спонсор2Костюмы девушек (красные сарафаны)10 ш.Предоставляет КДУ3Костюм «берёзки» (зелёный сарафан, венок из веток берёзы1 шПредоставляет КДУ4Костюм «Русалки»1 ш.Предоставляет КДУ5Костюм «Кукушки»1 ш.Предоставляет КДУЗаключениеОсновное назначение учреждений культуры - создание условий для удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей и формирование мотивов поведения, что требует значительных организационно-педагогических усилий.Если рассматривать досуг и культуру с позиций жизни общества, то они важны для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т.д. Постепенно познавая возможности досуга, способствующего укреплению социального целого, на ранней стадии развития цивилизации были официально установлены прежде всего такие формы, как праздники и обряды, ставшие общезначимыми, то есть одинаково важными для всех членов социальной или этнической общности.Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, порождая таким образом заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного.Подростки находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью, любознательностью. Эти качества являются благодатной почвой для взращивания в сознании ребят духовных и нравственных ценностей.Основной задачей взрослых в работе с детьми и подростками является создание наиболее оптимальных условий, в которых в полной мере раскроются и реализуются все внутренние возможности детей с учетом индивидуальной эмоциональности каждого ребенка.Список литературыАлиева А.Н. Культурно-досуговая деятельность – универсальное решение А.Н. Алиева // Управление персоналом. – 2016. – №6. – С. 16-19.Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2014. – 221 с.Балог, А. И. Социальная активность студенческой молодежи / А.И. Балог // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – № 7 (6-2). – С. 143-146. Барышников, Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления / Е.Н. Барышникова // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 415 с.Блюм М.А. Воспитание культурой : учеб. пособие / М.А. Блюм, Б.И. Герасимов, Н.В. Молоткова. – 2-е изд. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. – 144 сБожович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.: Институт практической психологии, 2015.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум . - СПб.: Питер, 2021. - 624 c.Будеско, М. Г. Образовательное событие как форма организации урочной и внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе : студенческая научная работа / Московский педагогический государственный университет. – М.: Б.и., 2021 . – 77 с.Волкова И.А. Анимация как вид культурно-досуговой деятельности // Национальная ассоциация ученых. – 2020. - №57-2 (57). – С. 40-43.Голдберг, Д., Хаксли П. Распространенные психические расстройства: Биосоциальная модель/ Пер. с англ. Д. Полтавца. К.:Сфера, 2017. – 127с.Деткова И.В., Леонтьева А.В., Ковалева Н.В. Формирование психологической устойчивости как средство профилактики аддикций у подростков // КПЖ. – 2016. – №2-2 (115). Драганчук Л.С. Поведение учеников : учеб. пособие / Л.С. Драганчук. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 192 с.Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей / Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. – М.: Владос, 2019. – 349 с.Загвязинский, В.И. Общая педагогика. / В.И. Загвязинский. - М.: Высшая школа, 2020. - 391 c.Ибука М. После трёх уже поздно. – М.: Олта, 2018. Ильинская И.С. Культурно-досуговая деятельность как средство социализации подростков // Инновационная наука. – 2022. - №1-1. – С. 43-45.Казанская В.Г. Подросток: Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2014. – 283 с. – С. 196.Карсон, Р., Батчер, Дж., Минека С. Анормальная психология. 11-ое изд.: Питер: Наука, 2014. – 216с.Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2018. - 290 c.Курганова Н.Ю. Культурно-досуговая деятельность на практике / Н.Ю. Курганова. В сборнике: Взаимодействие науки и бизнеса сборник материалов международной научно-практической конференции. Московская гуманитарно-техническая академия. - 2016. - С. 48-51.Лебедева, Е. С. Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной работе : студенческая научная работа . – Калязин : Б.и., 2021 . – 88 с.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2021. –786 c.Малахова, Л. П. Организация детских досуговых программ : учебно-методическое пособие к спецпрактикуму . – Москва|Берлин : Директ-Медиа, 2015 . – 70 с.Опарина, Н. А. Растем, играем и творим. Для работы с дошкольниками и младшими школьниками в часы досуга. – Санкт-Петербург : Планета музыки, 2022 . – 184 с.Платонова М.Н. Культурно-досуговая деятельность в системе социализации личности // Проблемы современной науки и образования. – 2019. - №8 (141). – С. 78-81Рузанов В.И. Особенности социальной работы в культурно-досуговой сфере // Universum: общественные науки. – 2017. - №1 (31). – С. 22-25.Свиридова Н.В. Дополнительное образование детей: история и современность / Н.В. Свиридова. – М.: Юрайт, 2017. – 253 с.Серый Д.Г., Серая Н.Н., Хатит К.А. Векторы инноваций современной культурно-досуговой деятельности // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2023. - №2 (68). – С. 169-173.Тихоновская Г.С. Актуальные проблемы драматизации культурно-досуговых программ. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. - №6 (74). – С. 98-105.Шурухина Г.А., Биктагирова А.Р., Дмитриева Л.Г. Особенности агрессивности подростков с девиантным поведением // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №66. – С. 420.ПриложениеКрамской И.Н. "Русалки"Троицын день в Красном селе близ Москвы.


1. Алиева А.Н. Культурно-досуговая деятельность – универсальное решение А.Н. Алиева // Управление персоналом. – 2016. – №6. – С. 16-19.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2014. – 221 с.
3. Балог, А. И. Социальная активность студенческой молодежи / А.И. Балог // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – № 7 (6-2). – С. 143-146.
4. Барышников, Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления / Е.Н. Барышникова // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 415 с.
5. Блюм М.А. Воспитание культурой : учеб. пособие / М.А. Блюм, Б.И. Герасимов, Н.В. Молоткова. – 2-е изд. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. – 144 с
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.: Институт практической психологии, 2015.
7. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум . - СПб.: Питер, 2021. - 624 c.
8. Будеско, М. Г. Образовательное событие как форма организации урочной и внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе : студенческая научная работа / Московский педагогический государственный университет. – М.: Б.и., 2021 . – 77 с.
9. Волкова И.А. Анимация как вид культурно-досуговой деятельности // Национальная ассоциация ученых. – 2020. - №57-2 (57). – С. 40-43.
10. Голдберг, Д., Хаксли П. Распространенные психические расстройства: Биосоциальная модель/ Пер. с англ. Д. Полтавца. К.:Сфера, 2017. – 127с.
11. Деткова И.В., Леонтьева А.В., Ковалева Н.В. Формирование психологической устойчивости как средство профилактики аддикций у подростков // КПЖ. – 2016. – №2-2 (115).
12. Драганчук Л.С. Поведение учеников : учеб. пособие / Л.С. Драганчук. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 192 с.
13. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей / Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. – М.: Владос, 2019. – 349 с.
14. Загвязинский, В.И. Общая педагогика. / В.И. Загвязинский. - М.: Высшая школа, 2020. - 391 c.
15. Ибука М. После трёх уже поздно. – М.: Олта, 2018.
16. Ильинская И.С. Культурно-досуговая деятельность как средство социализации подростков // Инновационная наука. – 2022. - №1-1. – С. 43-45.
17. Казанская В.Г. Подросток: Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2014. – 283 с. – С. 196.
18. Карсон, Р., Батчер, Дж., Минека С. Анормальная психология. 11-ое изд.: Питер: Наука, 2014. – 216с.
19. Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2018. - 290 c.
20. Курганова Н.Ю. Культурно-досуговая деятельность на практике / Н.Ю. Курганова. В сборнике: Взаимодействие науки и бизнеса сборник материалов международной научно-практической конференции. Московская гуманитарно-техническая академия. - 2016. - С. 48-51.
21. Лебедева, Е. С. Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной работе : студенческая научная работа . – Калязин : Б.и., 2021 . – 88 с.
22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2021. –786 c.
23. Малахова, Л. П. Организация детских досуговых программ : учебно-методическое пособие к спецпрактикуму . – Москва|Берлин : Директ-Медиа, 2015 . – 70 с.
24. Опарина, Н. А. Растем, играем и творим. Для работы с дошкольниками и младшими школьниками в часы досуга. – Санкт-Петербург : Планета музыки, 2022 . – 184 с.
25. Платонова М.Н. Культурно-досуговая деятельность в системе социализации личности // Проблемы современной науки и образования. – 2019. - №8 (141). – С. 78-81
26. Рузанов В.И. Особенности социальной работы в культурно-досуговой сфере // Universum: общественные науки. – 2017. - №1 (31). – С. 22-25.
27. Свиридова Н.В. Дополнительное образование детей: история и современность / Н.В. Свиридова. – М.: Юрайт, 2017. – 253 с.
28. Серый Д.Г., Серая Н.Н., Хатит К.А. Векторы инноваций современной культурно-досуговой деятельности // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2023. - №2 (68). – С. 169-173.
29. Тихоновская Г.С. Актуальные проблемы драматизации культурно-досуговых программ. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. - №6 (74). – С. 98-105.
30. Шурухина Г.А., Биктагирова А.Р., Дмитриева Л.Г. Особенности агрессивности подростков с девиантным поведением // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №66. – С. 420.