Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в процессе использования пальчиковой игры.
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 07.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР 7
1.1.Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Пальчиковые игры: понятие, виды, особенности проведения в дошкольном возрасте 13
1.3. Педагогические условия развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 26
И.Ожеговаимеет три основных значения: обстановка, в которой что-нибудь происходит; обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; правила, введённые в определенной деятельности. Изучая подходы разных авторов к понятию педагогических условий можно говорить о том, что они представляют собой:- совокупность мер педагогического воздействия (В.А.Андреев, А. Я. Найн, Н.М. Яковлев);- содержание, методы и формы обучения воспитания (В. И. Андреев);- сочетание объективных форм, методов и средств материально-пространственной среды, которые направлены на решение задач (А.Я. Найн).По мнению Н.Ипполитовой и Н.Стреховой. педагогические условия представляют «один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие»[6]. В рамках нашего исследования под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность педагогических, психологических и материальных факторов, которые способствуют успешной реализации педагогического процесса. Педагогическими условиями развития мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр выступают:- организация образовательной деятельности, включающей разные виды пальчиковых игр;- создание предметно-пространственной среды (наполнение её атрибутами и материалами для совместных со взрослым и самостоятельных пальчиковых игр детей),- приобщение родителей к развитию мелкой моторики у детей.Рассматривая перечисленные условия, остановимся более подробно на пальчиковых играх, составляющих содержание образовательной деятельности по развитию мелкой моторики.При отборе пальчиковых игр важным моментом является содержание каждой игры: как её техническая сторона – собственно сами упражнения кистями и пальцами рук для развития моторики, так и сюжетная составляющая и наличие необходимых атрибутов. Так, увлекательный сюжет игры способствует эмоциональному подъему у детей и помогает установить контакт с ними. Использование нетрадиционного оборудования в процессе пальчиковых игр, такого как платочки, прищепки, шестигранные карандаши, зубные щётки, способствует развитию моторики рук. Эти игры основаны на стихотворениях, которые дети изображают с помощью предметов. В ходе игр задействованы голова, руки, ноги и туловище. Дети наслаждаются игрой с объектами-заместителями и придумывают им различные применения.Например, массажный шар можно использовать для воплощения стихотворения про ежа, вызывая ощущение «колючек» в руках. Прищепки могут стать лучиками солнца. Массаж пальцев и ладошек шестигранными карандашами также вызывает положительные эмоции. Например, дети могут представлять, что карандаш - это кран, поднимая его пальцами. Зубная щётка также может использоваться для массажа пальцев, что является увлекательным занятием.Использование обычного листка бумаги открывает множество возможностей: его можно использовать для рисования, изготовления корабликов или разрыва на кусочки. Упражнения с различными предметами приносят детям радость и приносят неоценимую пользу их развитию.Организация совместной деятельности взрослых с детьми, постоянное сотрудничество с родителями воспитанников приведет к высоким результатам в развитии мелкой моторики рук [16].Развитие общей и мелкой моторики старших дошкольников требует особого подхода, поскольку этим детям свойственны специфические нарушения тонких дифференцированных движений, координации. Работа по формированию ручной умелости детей проводится в следующих направлениях:1. Специальные игры (пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием матрешек).2. Обучение целенаправленно двигаться в бытовых ситуациях, формирование навыков самообслуживания.3. Формирование мелкой моторики в специально созданных ситуациях с использованием настольных игр, лепка, рисование, вырезание.Регулярные упражнения с пальчиками улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют эмоциональные напряжения, развивают координацию движений. Развитие мелких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляционных слогов. Также двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует их осмысленному использованию. Игры и упражнения на формирование тонких движений пальцев рук помогают повысить внимание и работоспособность детей. Они помогают развить умение слушать и понимать, являются прекрасным материалом для обогащения активного словаря детей.Важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Эти игры очень эмоциональные и захватывающие.Пальчиковые игры воспроизводят реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, явления природы. Дети, повторяя эти движения, активизируют моторику и речь. «Пальчиковые игры» - это инсценировка рифмованных рассказов, сказок с помощью пальчиков. Многие из них требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.п. Пальчиковая гимнастика – особый вид упражнений на развитие мелкой моторики, который не похож на другие детей. Любой малыш, еще не умея говорить, радостно реагирует на «сороку-ворону» или «куй, куй сапожок». Ему приятно чувствовать прикосновение маминых рук, слышать ее ласковый голос, весело играть с ней. Дети с удовольствием и радостью наблюдают за тем, как их пальчики с легкостью превращаются в животных, различные вещи и явления.Играть с пальчиками не только интересно и весело, а еще они имеют огромное влияние на общее развитие ребенка:- развивают координацию движений, мелкую моторику;- развивают память, воображение и другие произвольные когнитивные процессы;- повышают функциональную активность мозга;- устраняют напряжение.Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр при тесном взаимодействии с родителями, способствует общему развитию ребенка, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, и на развитие мелкой моторики в частности.ЗаключениеТеоретический анализ проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр позволяет сделать нам ряд основополагающих выводов.Согласно энциклопедическому словарю мелкая моторика представляет собой совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений пальцами рукК мелкой моторике можно отнести целый ряд различных движений: жесты, захват предметов, мелкие движения, которые характеризуются скоординированностью и синхронностью рук, гибкостью, точностью, ловкостью, быстротой, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом, выносливостью и правильным удержанием позы.Согласно исследованиям И.П. Павлова и И.М. Сеченова, развитие мелкой моторики у детей проходит ряд этапов от неосознанной манипуляции с предметами до целенаправленных точных скоординированных действий. Основным средством развития мелкой моторики детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают пальчиковые игры, которые представляют собой забавные упражнения, направленные на активизацию моторики пальцев и рук. Эти упражнения часто включают в себя инсценировки стихотворений, историй и сказок, что делает их не только увлекательными, но повышает результативность работы над развитием ручной умелости дошкольников.Пальчиковые игры делятся на такие виды как: игры-манипуляции, сюжетные пальчиковые игры, пальчиковые кинезиологические упражнения, пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.Успешность развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр необходимо обеспечивается педагогическими условиями, под которыми мы понимаем совокупность педагогических, психологических и материальных факторов, способствующих реализации педагогического процесса. Педагогическими условиями развития мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр выступают:- организация образовательной деятельности, включающей разные виды пальчиковых игр;- создание предметно-пространственной среды (наполнение её атрибутами и материалами для совместных со взрослым и самостоятельных пальчиковых игр детей),- приобщение родителей к развитию мелкой моторики у детей.В ходе теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования нами подобраны диагностические методики на выявление уровня мелкой моторики детей дошкольного возраста, а также разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей. Определяя содержание форм и методов по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, можно отметить, что развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке своей комнаты и т.п. Эти повседневные обязанности имеют не только воспитательную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.В научной и методической литературе представлено значительное разнообразие средств развития мелкой моторики, при этом очевидно, что средства развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста не исчерпываются пальчиковыми играми и могут быть дополнены различными сочетаниями в различных вариациях. Их выбор зависит от уровня профессиональной подготовки воспитателя и материально-технического оснащения детского сада. И от того, как умело и насколько разнообразно педагог будет этим пользоваться, напрямую зависит динамика развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Список использованных источниковБехтерев В.М. Объективная психология переиздано М.: Наука, 2016. 480 с.Бгажнокова, И.М. Психология умственно отсталого школьника / И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2007. – 123 с.Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.: Просвещение, 2008. – 204 с.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л.С. Выготский. М.: ЗАО Центрполиграф, 2019. 293с.Гуревич М., Озерецкий Н. Психомоторика: Пособие для педагогов. - М.: Государственное медицинское издательство, 2002. с.38Ипполитова Н, Стерхова Н. Аанализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education 1/2012/ URL: http://genproedu.com/paper/2012-01/full_008-014.pdf (дата обращения 30/05/2024)Лендрайтене Э.B., Петрушявичене Д.П., Андронавичюте Ю.P., Вapжaйтите Л.А., Крищюнас А.Й. Оценка навыков самостоятельности поведения и мелкой моторики у страдающих эпилепсией детей дошкольного возраста. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2014;114(42):3034Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг. М.: У-Фактория, 2016. 228 с.Кусмарцева, Т. А. Развитие мелкой моторики ребенка, как одна из проблем современного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 30. – С. 33–35.Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. М.: Гардарики, 2018. 255 с.Монтессори М. Помоги мне это сделать самому. М.: Педагогика, 2016.230 с.Озерецкий Н.И. Моторная одаренность. М.: ЦИТ, 2017. 280 С.Павлов И.П. Мозг и психика: избранные психологические труды. М.: Сфера, 2017. 358 с.Павлов И. П. О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах. М.: Сфера, 2018. 192 с.Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – 3-е изд., стер. – Москва : Большая рос. энцикл. : Дрофа, 2009. – 527 с. : ил., портр. – (Золотой фонд. Энциклопедический словарь). Шифр РНБ: С 2009-4/53 и Шифр РНБ: У Ч30/П-240Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Светлова. – М.: АСТ, 2014. – 56 с.Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. – М.: Концептуал, 2016. – 2 98 с.Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273; ФЗ Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».Фельдштейн Д.И. доклад на выездном пленарном заседании Президиума РАО в Нижнем Новгороде 19-20 апреля 2010 г. «Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развитияХушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» / А. Х. Хушбахтов. // Молодой ученый. 2017. № 23 (103). С. 1020-1022.
2. Бгажнокова, И.М. Психология умственно отсталого школьника / И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2007. – 123 с.
3. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.: Просвещение, 2008. – 204 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л.С. Выготский. М.: ЗАО Центрполиграф, 2019. 293с.
5. Гуревич М., Озерецкий Н. Психомоторика: Пособие для педагогов. - М.: Государственное медицинское издательство, 2002. с.38
6. Ипполитова Н, Стерхова Н. Аанализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education 1/2012/ URL: http://genproedu.com/paper/2012-01/full_008-014.pdf (дата обращения 30/05/2024)
7. Лендрайтене Э.B., Петрушявичене Д.П., Андронавичюте Ю.P., Вapжaйтите Л.А., Крищюнас А.Й. Оценка навыков самостоятельности поведения и мелкой моторики у страдающих эпилепсией детей дошкольного возраста. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2014;114(4 2):30 34
8. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг. М.: У-Фактория, 2016. 228 с.
9. Кусмарцева, Т. А. Развитие мелкой моторики ребенка, как одна из проблем современного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 30. – С. 33–35.
10. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. М.: Гардарики, 2018. 255 с.
11. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому. М.: Педагогика, 2016.230 с.
12. Озерецкий Н.И. Моторная одаренность. М.: ЦИТ, 2017. 280 С.
13. Павлов И.П. Мозг и психика: избранные психологические труды. М.: Сфера, 2017. 358 с.
14. Павлов И. П. О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах. М.: Сфера, 2018. 192 с.
15. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – 3-е изд., стер. – Москва : Большая рос. энцикл. : Дрофа, 2009. – 527 с. : ил., портр. – (Золотой фонд. Энциклопедический словарь). Шифр РНБ: С 2009-4/53 и Шифр РНБ: У Ч30/П-240
16. Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Светлова. – М.: АСТ, 2014. – 56 с.
17. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. – М.: Концептуал, 2016. – 2 98 с.
18. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273; ФЗ Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
19. Фельдштейн Д.И. доклад на выездном пленарном заседании Президиума РАО в Нижнем Новгороде 19-20 апреля 2010 г. «Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития
20. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» / А. Х. Хушбахтов. // Молодой ученый. 2017. № 23 (103). С. 1020-1022.