Роль подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста.
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 05.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР 5
1.1. Особенности физического развития детей дошкольного возраста 5
1.2. Понятие и виды подвижных игр детей дошкольного возраста 8
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР 13
2.1. Методика проведения подвижных игр и упражнений на занятиях по физической культуре 13
2.2. Анализ передового педагогического опыта по использованию подвижных игр в процессе физического воспитания дошкольников 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 27
При необходимости игра повторяется после того, как дети усвоили правила.
Перед игрой распределяются роли, определяются водящие – по назначению педагога, по жребию, по выбору играющих, по результатам предыдущих игр.
Распределение на команды осуществляется с помощью назначения педагога, построения в шеренгу, расчета на колонны, по сговору.
При необходимости каждая команда выбирает капитана, его помощников.
По ходу игры педагог наблюдает за действиями и поведением играющих.
Педагог может усложнить игру – изменить или дополнить игровые действия.
Также важное значение имеет поощрение игроков либо указание на нарушение дисциплины.
По ходу игры могут вноситься коррективы, педагог может показать отдельные приемы и двигательные действия, если дошкольники затрудняются в их выполнении.
Важный этап – это подведение итогов игры, анализ действий детей, разбор ошибок. Педагог должен правильно определить момент окончания игры (по решению задач игры, по признакам утомления играющих, по времени проведения). Важным элементом данного этапа является подведение итогов игры, анализ ошибок, неверных действий, подсчет баллов (очков) команд, определение победителя.
Игры должны обладать оптимальным уровнем трудности. Слишком легкие игровые задачи не заинтересовывают детей, слишком трудные – вызывают отказ.
Особенно эффективны подвижные игры на детской игровой площадке на свежем воздухе.
Для возникновения интереса к игре важную роль играет сюжет, соревновательный характер игры.
Необходимо учитывать возможности детей при организации игр – их повышенную утомляемость, слабость мускулатуры, недостаточная прочность опорного аппарата. В соответствии с этим игры должны включать разнообразные движения без длительных мышечных напряжений.
Важное значение имеет работа по воспитанию волевых качеств детей, умений действовать в команде, проявлять активность, самостоятельность.
Командные игры в начале года проводить нежелательно. Их нужно вводить постепенно, с приобретением двигательного опыта детей. В дальнейшем занятия могут включать игры с элементами соревнования в парах (в беге, гонке обручей, прыганье через скакалку, в катании мяча).
Для дошкольников лучше всего подойдут следующие игры:
– игры с короткими перебежками;
– игры врассыпную;
– игры с изменением направления движения;
– игры типа «догоняй – убегай», с увертыванием;
– игры с прыжками, метанием;
– игры на преодоление препятствий (условных – начерченный «ров», реальных – различные предметы, невысокая скамейка);
– игры с мячом.
Таким образом, анализ передового педагогического опыта показывает, что для физического развития детей дошкольного возарста используются подвижные игры с изменением направления движения, игры с увертыванием, игры с прыжками, метанием, игры на преодоление препятствий (условных – начерченный «ров», реальных – различные предметы, невысокая скамейка), игры с мячом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного анализа литературы и передового педагогического опыта были изучены возможности и роль подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста.
В результате изучения литературы были рассмотрены теоретические аспекты проблемы физического развития детей дошкольного возраста. Выявлено, что возрастные особенности организма детей повышают их возможности в освоении основных движений, в овладении различными видами физической деятельности. При организации систематических занятий физическими упражнениями повышается уровень физической подготовленности дошкольников. Для физического развития детей важное значение имеют систематические занятия физической культурой.
Среди средств физического развития дошкольников можно выделить подвижные игры. В практике физического воспитания используются два вида подвижных игр: свободные и организованные с установленными правилами. Свободные (творческие или вольные) игры прежде всего сюжетные. Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. По степени воздействия на организм ребенка подвижные игры подразделяются на игры малой, средней и высокой степени подвижности.
Методика проведения подвижной игры включает несколько этапов. Первый этап – это ознакомление детей с игрой, ее названием, основными правилами, игровыми действиями. Второй – это непосредственно игровая деятельность, ход которой контролируется педагогом. По ходу игры могут вноситься коррективы, педагог может показать отдельные приемы и двигательные действия, если дошкольники затрудняются в их выполнении. Третий этап – это подведение итогов игры, анализ действий детей, разбор ошибок.
Анализ передового педагогического опыта показывает, что для физического развития детей дошкольного возарста используются подвижные игры с изменением направления движения, игры с увертыванием, игры с прыжками, метанием, игры на преодоление препятствий (условных – начерченный «ров», реальных – различные предметы, невысокая скамейка), игры с мячом.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Галкин А.А., Молчанов В.П. Формы и виды занятий физическими упражнениями: учебно-методическое пособие. – Брянск: Брянский ГАУ, 2022. – 30 с.
Двинин Р.В. Ходьба и бег как доступные виды физических упражнений // Молодой ученый. – 2023. – № 25 (472). – С. 347-348.
Кириллова Ю.А. Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 3 до 4 лет. – СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 136 с.
Красилова Н.А. Современные виды физических упражнений и их влияние на организм человека // Гуманитарные и правовые проблемы современной России: материалы XVI межвузовской студенческой научно-практической конференции. – Новосибирск, 2021. – С. 289-291.
Ляшко И.А., Халявка А.А. Подвижные игры. – Краснодар: КГУФКСТ, 2022. – 115 с.
Модель Н.А. Играю. Двигаюсь. Учусь: секреты подвижных игр для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 109 с.
Модель Н.А. Подвижные игры с геометрическими фигурами. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 111 с.
Мустафина Т.В. Играю сам. Развитие самостоятельности у детей в подвижных играх. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 112 с.
Мухаметшина И.И., Ягудин Д.Р. Виды оздоровительных физических упражнений и их влияние на здоровье // Молодой ученый. – 2023. – № 12 (459). – С. 196-198.
Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики: пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. – 79 с.
Нищева Н.В. Подвижные и дидактические игры на прогулке: для координации движений, для релаксации, для развития быстроты реакции, на балансирах и фитболах, с природными материалами (сенсорные дорожки, сенсорные бассейны): 3-7 лет. – СПб.: Детство-Пресс, 2019. – 174 с.
Нищева Н.В. Подвижные игры, упражнения, физкультминутки для развития общей и мелкой моторики: межполушарное взаимодействие, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021. – 126 с.
Попов А.В. Подвижные игры. – Саратов: Саратовский источник, 2020. – 96 с.
Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр: для занятий с детьми 2-7 лет: сценарии игр, методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 162 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: в редакции 2023. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с.
Юматова Д.Б. Интерес. Движение. Игра. Развивающая двигательно-коммуникативная деятельность младших дошкольников (3-4 и 4-5 лет): методическое пособие. – М.: Просвещение, 2021. – 159 с.
Якуш Е.М. Средства, методы и принципы физического воспитания: пособие / Е.М. Якуш. – Минск: БГУФК, 2021. – 86 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста
№ п/п Название игры Задачи Правила игры Варианты 1 Мы весёлые ребята 1. Закрепить умение в беге.
2. Развитие ловкости, быстроты, силы, выносливости.
3. Воспитывать внимательность 1. На слова «Раз, два, три, лови», нужно перебежать на другую сторону.
2. Пойманные дети садятся на скамейку.
3. При ловле дотрагиваться до бегущего 1. Добавить основное движение – подлезание под шнур.
2. Выбрать 2 ловишек.
3. Увеличить расстояние бега 2 Удочка 1. Упражнять в прыжках в высоту
2. Развивать внимание, ловкость 1. Дети стоят по кругу, в центре – педагог. В руках – шнур, на конце его мешочек с песком.
2. Педагог вращает по кругу шнур смешочком, дети должны подпрыгнуть вверх.
3. Те, кого задели мешочком, выбывают из игры 1. Вместо педагога водит один из детей.
2. Увеличить скорость вращения.
3. Водить может выбывающий 3 Мяч 1. Упражнять в ловле и метании мяча.
2. Развивать у детей внимание 1. Дети движения с мячом. Тот, кто допустил ошибку, передает мяч другому.
2. Движения: а) подбросить мяч вверх, поймать двумя руками; б) ударить мяч об землю и хлопнуть в ладоши, поймать; в) ударить мяч об стену и поймать двумя руками 1. Добавить другие движения с мячом – метание друг другу, отбивание об землю 4 Совушка 1. Закрепить умение в беге.
2. Развивать умение действовать по сигналу
3. Воспитывать выдержку 1. Дети разбегаются по залу. По команде «Ночь» дети останавливаются и замирают.
2. «Совушка» вылетает из гнезда (обруч), того, кто пошевелился, совушка забирает в гнездо.
3. По команде «День» дети снова бегают по залу.
4. Игра продолжается до тех пор, пока гнездо не заполнится. 1. Выбрать несколько ловишек. 5 Прыжки через скакалку 1. Закрепить умение в прыжках.
2. Развивать умение действовать по сигналу
3. Воспитывать выдержку 1. Дети держат веревку или шнур. Медленно начинают крутить.
2. Дети прыгают через эту скакалку.
3. Тот, кто заденет, заменяет одного из крутящих веревку. В игре можно давать детям определенные. 1. Соревнование, например: «Кто без ошибки прыгнет 5-10 раз?» 6 Кегли 1. Закрепить умение в метании.
2. Развивать глазомер.
3. Воспитывать ловкость 1. Ставятся кегли, расстояние 3-5 см. Проводится линия.
2. Дети по очереди метают мячи, пытаясь сбить те, что за чертой.
3. Выигравает тот, кто собьет больше кеглей 1. Увеличить расстояние между кеглями.
2. Увеличить расстояние от кеглей до черты 7 Лохматый пес 1. Упражнять в беге.
2. Развивать быстроту реакции.
3. Воспитывать интерес к игре 1. Один из детей – «пес», он в центре зала.
2. Остальные тихонько приближаются к нему по мере произнесения текста, начинают «будить» пса.
3. «Пес» поднимается, дети разбегаются. Кого «пес» поймал, тот начинает водить 1. Увеличить расстояние бега 8 Охотники и зайцы 1. Закрепить умение в прыжках, метании.
2. Развивать глазомер.
3. Воспитывать ловкость 1. На площадке обозначается место охотника, напротив – место зайцев.
2. Зайцы выбегают на поляну, прыгают, по сигналу «Охотник» поворачиваются к охотнику спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом
3. В кого попали мячом, выбывает. 1. Несколько охотников 9 Поймай комара 1. Упражнять в прыжках на месте.
2. Развивать умение согласовывать движения со зрительным сигналом.
3. Воспитывать внимательность 1. Дети встают в круг, педагог в центре.
2. Педагог вращает по кругу шнур, к концу которого привязан «комар», немного выше головы играющих.
3. Дети внимательно следят за комаром и при его приближении подпрыгивают на месте, чтобы поймать его 1. Роль водящего исполняет один из детей.
2. Увеличить скорость и высоту вращения. 10 Попади мячом в обруч 1. Упражнять в метании мяча.
2. Развивать умение перебрасывать мяч через волейбольную сетку.
3. Воспитывать умение действовать в команде 1. Дети разделяются на две команды, встают друг напротив друга, между ними – сетка.
2. Необходимо перебрасывать поочерёдно через сетку, попадая как можно чаще в один обруч 1. Играть на время, выигрывает команда, которая за определенный промежуток времени чаще попала в обруч
2
7
2. Двинин Р.В. Ходьба и бег как доступные виды физических упражнений // Молодой ученый. – 2023. – № 25 (472). – С. 347-348.
3. Кириллова Ю.А. Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 3 до 4 лет. – СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 136 с.
4. Красилова Н.А. Современные виды физических упражнений и их влияние на организм человека // Гуманитарные и правовые проблемы современной России: материалы XVI межвузовской студенческой научно-практической конференции. – Новосибирск, 2021. – С. 289-291.
5. Ляшко И.А., Халявка А.А. Подвижные игры. – Краснодар: КГУФКСТ, 2022. – 115 с.
6. Модель Н.А. Играю. Двигаюсь. Учусь: секреты подвижных игр для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 109 с.
7. Модель Н.А. Подвижные игры с геометрическими фигурами. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 111 с.
8. Мустафина Т.В. Играю сам. Развитие самостоятельности у детей в подвижных играх. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 112 с.
9. Мухаметшина И.И., Ягудин Д.Р. Виды оздоровительных физических упражнений и их влияние на здоровье // Молодой ученый. – 2023. – № 12 (459). – С. 196-198.
10. Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики: пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. – 79 с.
11. Нищева Н.В. Подвижные и дидактические игры на прогулке: для координации движений, для релаксации, для развития быстроты реакции, на балансирах и фитболах, с природными материалами (сенсорные дорожки, сенсорные бассейны): 3-7 лет. – СПб.: Детство-Пресс, 2019. – 174 с.
12. Нищева Н.В. Подвижные игры, упражнения, физкультминутки для развития общей и мелкой моторики: межполушарное взаимодействие, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021. – 126 с.
13. Попов А.В. Подвижные игры. – Саратов: Саратовский источник, 2020. – 96 с.
14. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр: для занятий с детьми 2-7 лет: сценарии игр, методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 162 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: в редакции 2023. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с.
16. Юматова Д.Б. Интерес. Движение. Игра. Развивающая двигательно-коммуникативная деятельность младших дошкольников (3-4 и 4-5 лет): методическое пособие. – М.: Просвещение, 2021. – 159 с.
17. Якуш Е.М. Средства, методы и принципы физического воспитания: пособие / Е.М. Якуш. – Минск: БГУФК, 2021. – 86 с.