Особенности исследования памяти детей дошкольного возраста.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 02.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие памяти 5
1.2. Особенности дошкольного возраста с точки зрения развития памяти 10
1.3. Методы исследования памяти у дошкольников 17
1.4. Современные методы развития памяти дошкольников 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Ребенок смог запомнить менее 5-ти слов после четырехкратного повторения – 0 баллов.Во время проведения теста в таблице «10 слов», приведенной в Приложении, отмечаются слова, которые называет ребенок. Если он называет лишние слова, то их записывают в пустой клетке.Таким образом, методы исследования память у дошкольников крайне широки. Чаще всего применяются методы, при которых нужно запоминать слова, воспроизводить слова как непосредственно, так и отсроченно. Может применяться пауза между запоминанием и вопспроизведением (пустая или пауза с интерференцией). 1.4. Современные методы развития памяти дошкольниковРазвитие памяти дошкольников крайне важная часть работы воспитателя. Так, Н.П. Светлолобова, Е.В. Николаева полагают, что развитие памяти должно реализовываться через систему игр и упражнений в групповом методе обучения.Авторы выделяют следующие задачи:развивать основные виды памяти дошкольников; стимулировать развитие познавательных процессов, влияющих на развитие памяти: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное мышление, логическое мышление; способствовать развитию познавательных интересов и потребностей детей. Программа развития памяти должна быть основана на следующих принципах:принцип единства диагностики и коррекции; принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей; принцип комплексности методов психологического воздействия; принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в программе; принцип возрастания сложности; принцип учета эмоционального состояния детей; принцип наглядностиОсновными правилами организации занятий должно быть:систематичность занятий, поддержка со стороны родителей; четкие инструкции к упражнениям для детей и взрослых. Неточная организация работы с тем или иным упражнением может значительно ослабить эффект от занятий с ними; самоконтроль. Ребенок должен сам находить и исправлять свои ошибки (при индивидуальной работе). После выполнения ребенком задания, не говорите ему, верно или неверно он его выполнил. Пусть сначала проведет самопроверку. Ошибки ребенка – это ступеньки к вершине его победы;взаимоконтроль. Дети проверяют ошибки друг у друга (при групповой работе).Авторы предлагают применять такие игры как «Запомни фигуры по цвету», «Запомни 10 слов», «Магазин», «Кукловод». Игровые упражнения, организованные в группе дошкольников (к примеру, «Придумай рассказ», «Пересказ по кругу» и др.) позволяют детям принимать участие в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Во время выполнения заданий дети участвуют в работе группы, учатся распределять роли и договариваться друг с другом, слушать и понимать других.Е.И. Лысакова, Н.А. Шмидт, А.В. Ойцева, О.С. Мордовина предлагают такие упражнения для развития памяти дошкольников как:Первое упражнение – Каскад слов. Помогает развить краткосрочную память ребенка. Сначала педагог называет одно слово, потом два, затем более и более. Ребенок затем должен повторить указанные слова.Второе упражнение – Я кладу в мешок. Оно позволяет развить произвольную память. Педагог говорит предложение, а ребенок повторяет его и добавляет некое слово. Следующий дошкольник повторяет новое, дополненное предложение и называет свое слово в соответствии со смыслом. Предложения повторяются детьми по цепочке.Следующее упражнение – Фотоаппарат детектива. Оно направлено на развитие краткосрочной памяти. Ребенок смотрит на стол, шкаф, картину, человека, на ситуацию. Далее закрывает глаза и повторяет то, что увидел. Четвертое упражнение – Найди картинку. В данном контексте развивается произвольная образная память. Дети получают картинки и должны найти ту, которая соответствует критериям – наличие леса, людей, детей, города и так далее. Пятое упражнение – Запомни рассказ. Задача – развитие словесно-логической памяти. Педагог читает короткий рассказ, дети должны пересказать его. Шестое упражнение – Рисуем по памяти узоры. Цель упражнения – развитие зрительной памяти, концентрации, а также малой моторики рук. На листе бумаги нарисован узор, который ребенок обозревает пару минут, а затем по памяти рисует его. Седьмое упражнение – Воспроизведение фигур. Направлено на развитие зрительной памяти. Ребенку показывают карточки с фигурами, которые он должен нарисовать позже по памяти. Восьмое упражнение – Алфавит. Помогает развить слуховую и словесно-логическую память, концентрирует внимание. Детям раздают буквы алфавита, которые они должны позднее поставить в правильной последовательности, а также назвать слово с указанной буквой. Такое упражнение проводят при подготовке к школе. Девятое упражнение – Найди ошибки. Отрабатывается долгосрочная память. Детям читают текст, затем читают еще раз и просят найти неточности. Десятое упражнение – Передай смысл стихотворения. Нацелено на развитие логической и долгосрочной памяти. Детей делят на три команды, всем читают разные четверостишия два раза, а дети должны его пересказать. Чья команда лучше перескажет свое стихотворение, та и победитель.Е.В. Батенева в качестве средства развития произвольной памяти предлагает дидактические игры. Автор предлагает такие игры как «Вспомни друга» (запоминание слов на основе смысловых связей), «Сказки для Капризного Мышонка» (составление рассказа по словам).Подводя итоги, отметим, что память – это не стационарная структура. Память подлежит развитию. В возрасте 2-6 лет происходит дальнейшее развитие памяти, развивается произвольная память. До 2 лет память непроизвольная. Дети не ставят перед собой цели что-либо запомнить. После 2 лет превалирующим видом деятельности становится игра, для участия в которой необходимо запоминать правила, условия игры. К конце третьего года жизни ребенок воспринимает то, что ими переживалось в течение последнего месяца, к четырем года это уже воспоминания 1 года. На протяжении всего дошкольного период следует развивать память.ЗАКЛЮЧЕНИЕПамять – важнейшая составляющая психического развития личности. Она лежит в основе способностей человека к приобретению знаний, формированию умений и навыков. Память – это сложный нейро-физиологический процесс, который связан с восприятием, фиксацией, воспроизведением, забыванием информации.Память – это не статичный психический процесс, она постоянно развивается, совершенствуется.Одной их ступеней развития памяти является дошкольный возраст. Память детей-дошкольников – это особая материя, которая формируется и отрабатывается в игровом ключе, она активна и способна к восприятию большого количества вербальной информации. Ее потенциал нужно правильно использовать для развития личности ребенка в современных реалиях.Память на протяжении дошкольного возраста становится все более произвольной и осмысленной, так как дети начинают овладевать приемами и способами запоминания.Существует большое число методов диагностики памяти дошкольников. Они совершенствуются вместе с увеличением способностей детей к манипуляциям с предметами, чтению, обучению детей счету. Память диагностируется в рамках индивидуальной диагностики. Чаще всего применяются методы, при которых нужно запоминать слова, воспроизводить слова как непосредственно, так и отсроченно. Может применяться пауза между запоминанием и вопспроизведением (пустая или пауза с интерференцией). Развитие памяти дошкольников является одной из центральных проблем исследований. В связи с тем, что именно в этом возрасте начинается полноценное умственное развитие личности, которое связано с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности.Дошкольника необходимо научить использовать различные приемы и способы запоминания, а также факторы эффективного запоминания, в основе которых лежит: желание, осознание, яркие впечатления и хорошее внимание. Освоив их, дошкольник сможет запоминать любую необходимую информацию наиболее подходящим для него способом.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБатенева Е.В. Дидактические игры как метод развития познавательной памяти детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Батенева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. – № 5. – С. 402-404.БоднарА.М. Психология памяти: курс лекций: учеб.пособие / А.М. Боднар. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2014. – 100 с.ГайворонскийИ.В. Анатомия и физиология человека: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 496 с.ГлозманЖ.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 80 с.Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИЛ «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с.Зильбернагль С. Наглядная физиология/ С. Зильбернагль, А. Деспопулос; пер. с анг. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 408 с.Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.ЛысаковаЕ.И. Развитие памяти дошкольника в билингвальной среде детского сада / Е.И. Лысакова, Н.А. Шмидт, А.В. Ойцева, О.С. Мордовина // Педагогический журнал, 2023. – Т, 13. – № 5-1. Марцинковская Т.Д. Психология: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / Т.Д. Марцинковская. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 400 с.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для академического бакалавриата: учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2015. – 460 с.Общий психологический практикум / В.Ю. Александрова, Т.Я. Аникеева, А.В. Визгина и др.; под ред. С.А. Капустина. – СПб.: Питер, 2017. – 476 с.ОнишноваА.М. Исследование развития памяти у детей старшего дошкольного возраста / А.М. Онишнова // Инновационная наука, 2020. – № 5. – С. 175-177.Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с.От рождения дол школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.Павлова Н.Н. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений / Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. – М.: Генезис, 2008. – 80 с.Психология развития: учеб.для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / МарютинаТ.М. и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 352 с.Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: учебник / В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач и др.; под общ.ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Нева, 2001. – 652 с.Психология: учебник для бакалавров/ Под ред. Б.А. Сосновского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 825 с.СветлолюбоваН.П. Развитие памяти старших дошкольников средствами групповых методов обучения / Н.П. Светлолюбова, Е.В. Николаев // Оригинальные исследования, 2020. – Т. 10. – № 5. – С. 234-238.СтупницкийВ.П. Психология: учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. – М.: Издательство-торговая корпорация «Дашков и К0», 2013. – 520 с.Физиология человека: учеб.пособие/ А.А. Семенович; под ред. А.А. Семеновича. – 3-е изд., испр. – Минск: Выш. школа, 2009. – 544 с.ЦиркинВ.И. Нейрофизиология: физиология памяти: учебник для вузов / В.И. Циркин, С.И. Трухина, А.Н. Трухин. – 2-е изд., перепаб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 407 с.Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И.В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 457 с.
1. Батенева Е.В. Дидактические игры как метод развития познавательной памяти детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Батенева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. – № 5. – С. 402-404.
2. Боднар А.М. Психология памяти: курс лекций: учеб. пособие / А.М. Боднар. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 100 с.
3. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 496 с.
4. Глозман Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 80 с.
5. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИЛ «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с.
6. Зильбернагль С. Наглядная физиология/ С. Зильбернагль, А. Деспопулос; пер. с анг. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 408 с.
7. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.
8. Лысакова Е.И. Развитие памяти дошкольника в билингвальной среде детского сада / Е.И. Лысакова, Н.А. Шмидт, А.В. Ойцева, О.С. Мордовина // Педагогический журнал, 2023. – Т, 13. – № 5-1.
9. Марцинковская Т.Д. Психология: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / Т.Д. Марцинковская. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 400 с.
10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для академического бакалавриата: учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2015. – 460 с.
11. Общий психологический практикум / В.Ю. Александрова, Т.Я. Аникеева, А.В. Визгина и др.; под ред. С.А. Капустина. – СПб.: Питер, 2017. – 476 с.
12. Онишнова А.М. Исследование развития памяти у детей старшего дошкольного возраста / А.М. Онишнова // Инновационная наука, 2020. – № 5. – С. 175-177.
13. Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с.
14. От рождения дол школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
15. Павлова Н.Н. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений / Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. – М.: Генезис, 2008. – 80 с.
16. Психология развития: учеб. для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Марютина Т.М. и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 352 с.
17. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: учебник / В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач и др.; под общ. ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Нева, 2001. – 652 с.
18. Психология: учебник для бакалавров/ Под ред. Б.А. Сосновского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 825 с.
19. Светлолюбова Н.П. Развитие памяти старших дошкольников средствами групповых методов обучения / Н.П. Светлолюбова, Е.В. Николаев // Оригинальные исследования, 2020. – Т. 10. – № 5. – С. 234-238.
20. Ступницкий В.П. Психология: учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. – М.: Издательство-торговая корпорация «Дашков и К0», 2013. – 520 с.
21. Физиология человека: учеб. пособие/ А.А. Семенович; под ред. А.А. Семеновича. – 3-е изд., испр. – Минск: Выш. школа, 2009. – 544 с.
22. Циркин В.И. Нейрофизиология: физиология памяти: учебник для вузов / В.И. Циркин, С.И. Трухина, А.Н. Трухин. – 2-е изд., перепаб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 407 с.
23. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И.В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 457 с.