Использование приемов творческой работы на уроках литературы в 5-6классах.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 32 32 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 03.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты использования приемов творческой работы на уроках литературы 7
1.1. Роль литературы в развитии творческого мышления учащихся 7
1.2. Определение и характеристика приемов творческой работы 11
1.3. Приемы творческой работы на уроках литературы 15
Глава II. Практическое применение приемов творческой работы на уроках литературы в 5-6 классах 22
2.1. Использование ролевых игр 22
2.2. Создание коллективных проектов 25
Заключение 28
Список использованных источников 30

Фрагмент для ознакомления

Этот метод помогает учащимся лучше понять характер героев, развивает их эмпатию и позволяет применить креативные подходы к анализу текста. Чтобы ученики лучше понимали и вживались в образы литературных героев, можно предложить им сыграть их роли. Разделите класс на группы, каждая из которых получит задание изучить определенного героя. Далее учащиеся могут представить своих героев в форме небольших постановок или диалогов. Это поможет им лучше усвоить характеристики персонажей и их взаимоотношения.Для развития творческого мышления можно предложить ученикам изменить концовку произведения. Пусть каждый сам придумает альтернативный финал и объяснит, почему он выбрал именно такой вариант. Такой подход позволит детям вжиться в роль автора и проявить свою фантазию.Для развития литературного творчества можно предложить ученикам написать свою историю или стихотворение. Пусть каждый ребенок создаст своего героя, придумает интересный сюжет и запишет его на бумаге. После этого можно организовать зачитывание работ и обсуждение.Виды ролевых игр на уроках литературы:1. Диалоги. 2. Игра «Ситуация» поможет смоделировать жизненные ситуации, например, общение покупателя с продавцом, школьника с библиотекарем и т. п. Такое моделирование поможет не растеряться с похожей ситуацией, возникшей на самом деле. 3. Инсценировка. Поможет «примерить» на себя любые роли, например, роли литературных персонажей. 4. Дискуссия. 5. Устный журнал. 6. Сообщения на различные темы, где можно попробовать себя в роли экспертов в какой-либо области. 7. Игра «Редакция» позволяет проявить себя эрудированным учащимся с хорошими знаниями. Это может быть: - правка текста; - рецензия; - отзыв; - заметка. 8. «Я – учитель». Школьники могут попробовать себя в роли преподавателя, объясняя новый материал, а также давая задания на повторение. 9. Разнообразные викторины, кроссворды, игры со словами, материалом для которых служат термины, фамилии писателей, имена литературных героев. 10. Конкурс «знатоков» дает возможность примерить на себя роль компетентного, знающего человека, что само по себе является отличной мотивацией к учебе. 11. «Кто это сказал?» (По отрывку, литературным приемам или меткой фразе узнать автора произведения).12. «Продолжи стихотворение или рассказ». (Кто больше назовет произведений одного и того же писателя, поэта).13. «Кто мы?» (По диалогу узнать героев, название произведения, его автора и т.п.). 14. Игры, проводимые по аналогии с телевизионными. (Например, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и др.). Использование ролевых игр на уроках литературы в 5-6 классах позволяет не только сделать учебный процесс более интересным и запоминающимся, но и развивает творческое мышление у детей. Необходимо помнить, что очень важно создавать атмосферу доверия и поддержки, чтобы каждый ученик мог почувствовать себя комфортно и проявить свой потенциал.В процессе ролевых игр учащиеся могут выразить свои мысли и чувства, воплотить свои идеи в жизнь, раскрывая тем самым свой творческий потенциал. Кроме того, такой подход к обучению позволяет разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным и запоминающимся. Таким образом, использование ролевых игр на уроках литературы в 5-6 классах способствует не только углублению знаний о литературе, но и развитию творческих способностей и эмоциональной сферы учащихся. Этот метод обучения открывает новые возможности для самовыражения и самореализации, что делает уроки литературы более продуктивными и увлекательными.2.2. Создание коллективных проектовУроки литературы в 5-6 классах - отличная площадка для внедрения различных приемов творческой работы. Они позволяют не только более глубоко погрузиться в мир литературы, но и развивать у детей фантазию, креативность и умение работать в коллективе. Одним из эффективных методов является создание коллективных проектов. Проектная деятельность - это метод обучения, основанный на реализации конкретного проекта от идеи до результата. Дети выбирают тему проекта, исследуют её, планируют действия, работают в команде, решают проблемы, презентуют результаты. Этот процесс позволяет им применить знания на практике, а не просто учить теорию из учебника. Проектная деятельность основана на развитии познавательных навыков учащихся, их способности самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление, умение находить, формулировать и решать проблемы.Проекты могут быть разнообразными - от создания книги до организации мероприятия или спектакля поставленному по произведению. Этот подход позволяет детям развивать свои уникальные способности и интересы, что может значительно повысить их мотивацию к обучению. Кроме того, проектная деятельность способствует развитию творческого мышления, самостоятельности, ответственности и умению работать в команде.Создание коллективных проектов на уроках литературы позволяет ребятам не только расширить свои знания, но и научиться работать в команде, развивая навыки сотрудничества и творческого мышления. Уроки литературы становятся не просто занятиями, а увлекательным путешествием в мир книг и идей, где каждый ученик может проявить свой талант и внести свой вклад в общее дело. Коллективные проекты на уроках литературы не только способствуют более глубокому пониманию произведений, но и развивают социальные навыки учащихся. Работа в команде помогает детям учиться слушать друг друга, договариваться, выстраивать общую стратегию действий. Кроме того, коллективные проекты позволяют каждому ученику проявить свои сильные стороны и внести свой вклад в общее дело.Для начала выберите литературное произведение, которое будет основой для проекта. Это может быть как классика, так и современная литература, важно, чтобы текст был интересен и понятен учащимся. Затем разделите класс на небольшие группы и дайте каждой из них задание - создать коллективный проект на основе прочитанного произведения. Это может быть презентация, постановка сценки, создание книжного альбома и т.д.Использование и применения метода проектов на уроках литературы в 5-6 классах должно производиться согласно определенной структуре. Первым шагом при подготовке проекта является выбор темы. Тема должна быть интересной для учащихся, актуальной и соответствовать учебной программе. После определения темы необходимо сформировать группу участников проекта, учитывая их интересы, способности и роли, которые они будут выполнять в процессе работы.Далее следует провести анализ проблемной области, выявив основные вопросы и проблемы, которые будут рассмотрены в рамках проекта. Учащиеся могут выдвигать вопросы с помощью учителя, использовать наводящие вопросы, ситуации или видеоряды для определения проблем. Важно провести "мозговой штурм" для сбора идей и последующего коллективного обсуждения.По завершении работы над проектом проводится презентация результатов. Учащиеся демонстрируют свои исследования, выводы и рекомендации. После презентации происходит обсуждение проекта, отзывы со стороны учителей и одноклассников помогут улучшить работу и сделать выводы для будущих проектов.Структурирование проекта в школе играет важную роль в успешной реализации учебных задач. Соблюдение этапов выбора темы, анализа проблемной области, планирования и презентации результатов позволяет развивать учащихся, улучшать их учебные навыки и формировать командный дух. Подходя к проектам ответственно и систематически, можно достичь отличных результатов и создать интересные и содержательные образовательные проекты.Давайте рассмотрим пример коллективного проекта на основе произведения "Каштанка" Антона Чехова. Одна группа учащихся может подготовить презентацию о символике произведения, другая - постановку отдельных эпизодов, третья - создание книжного альбома с иллюстрациями и комментариями. После завершения проектов каждая группа представляет свою работу перед классом, что способствует обсуждению и обмену мнениями.В наше время, когда дети окружены разнообразными цифровыми развлечениями, интерес к чтению книг кажется утраченным. Однако, проектная деятельность предлагает новый подход к обучению, который не только заинтересовывает детей, но и развивает их креативное мышление, коммуникативные навыки и способность к самостоятельной работе.Использование коллективных проектов на уроках литературы в 5-6 классах - отличный способ не только углубить знания учащихся, но и развить их творческие способности и социальные навыки. Работа в команде на основе литературных произведений поможет детям лучше понимать окружающий мир, развивать воображение и умение находить общий язык с другими.ЗаключениеВ данном исследовании рассматривалась тема Использование приемов творческой работы на уроках литературы в 5-6классах. Для полноценного изучения исследуемой темы были решены различные задачи.В первой главе рассмотрены теоретические аспекты использования творческих приемов на уроках литературы, проанализирована роль литературы в развитии творческого мышления учащихся. Также дано определение и характеристика приемов творческой работы и рассмотрены сами творческие приемы. Во второй главе проанализировано практическое применение творческих приемов на уроках литературы в 5-6 классах на основе ролевых игры и групповой проектной деятельности.Работа с творческими заданиями на уроках литературы в основной школе остается актуальной для многих учителей-практиков. Виды творческих заданий постоянно меняются и совершенствуются, так как каждый учитель может придумать свою интерпретацию того или иного задания. Это не только разнообразит урок и заинтересует обучающихся, но и поможет развить в них фундамент творческих способностей.Современное общество нуждается в творческой, самостоятельной и активной личности. Уроки литературы открывают возможности для развития творческих способностей учащихся. Вовлечение учащихся в творческую работу способствует развитию внимания и самостоятельности. Игровые занятия и коллективное начало помогают развивать познавательную активность. Использование творческих элементов и нестандартных уроков способствует созданию творческой атмосферы на уроках литературы. Внеклассные мероприятия, такие как тематические вечера и литературные гостиные, воспитывают потребность в чтении и развивают творческий потенциал учащихся.Творческие задания помогают ученикам средних классов видеть своеобразие художественного мира, созданного поэтом: особенности поэтических образов, движение лирического сюжета (то есть характер настроения и его изменения), своеобразие художественного пространства.Список использованных источниковБердышева Л. Р. Использование приемов медиапроектирования на уроках литературы для достижения предметных и метапредметных результатов // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сб. науч. тр. XIМеждунар. науч.-практ. конф. В 2-х ч. Ч. 1. М.: 5 за знаниями; МПГУ 2019. С. 345-349.Васильев В. К. Методы и приемы развития творческой активности учащихся на уроках родной литературы. – 2011.Выготский, С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л. С. Выготский - СПб.: Союз, 1997. - 92 с.Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций/ Л. С. Выготский. – М.: 2000. – 380 с.Денисова, Г.А. Методические аспекты применения фанфиков на уроках литературы в системе среднего профессионального образования / Г.А. Денисова. - Текст : электронный // Открытый урок «1 сентября». - URL: https://urok.1sept.ru/articles/680003 (дата обращения: 25.03.2024).Залуцкая С. Ю, Никонова Н. И. Подготовка учителей русского языка и литературы:от наглядности к кроссмедийным технологиям. – 2021.Калинкина Л. А. Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения. – 2012.Клинцевич, Т. Использование приёма скетчноутинга на уроках русского языка и литературы / Т. Клинцевич. - URL: https://ng-press.by/2022/11/29/ispolzovanie-priyoma-sketchnoutinga-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury/ (дата обращения : 25.03.2024). - Текст : электронный.Крылова, Л. С. Современные инновационные технологии в образовании / Л. С. Крылова, Н. С. Крылова. — Текст: непосредственный // Вестник научных конференций. — 2020. — № 3–2(55). — С. 107–109.Лук, А. Н. Психология творчества. [Текст] / А. Н. Лук - М.: Наука, 1978. Ростов - на - Дону: Феликс, 2002. - 126 с.Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов / М. Р. Львов. -М.: Академия, 2017. -76 с.Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы / Л.В. Никитина // Начальная школа - 2001. - № 5. - С. 99-100.Пастухова Л.Н., Пастухова Е.Л. Использование нетрадиционных форм деятельности в образовательном процессе //Литература в школе.- 2004.- № 7.- С. 38-39.Полозова, Т. Д. Всем лучшим во мне я обязан книгам. [Текст] / Т. Д. Полозова, Т. А. Полозова - М.: Просвещение, 1990. - 256 с.Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100).Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. [Текст] / С. Л. Рубинштейн-М., 1973.-424 с.Словарь русского языка: Ок 53000 слов/ С.И.Ожегов; под общ. Ред. Проф. Л.И.Скворцова - 24-е изд.; испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. – 640 с.Семенова Ю. А.,Шавалеева К. А. Работа с творческими приёмами на уроках литературы в школе. – 2023.Тырченкова, Л. И. Приемы развития познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы / Л. И. Тырченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34 (168). — С. 123-124. — URL: https://moluch.ru/archive/168/45423/ (дата обращения: 03.04.2024).Устинова, Л.Ю. Скрайбинг на уроках литературы: создание визуального конспекта / Л.Ю. Устинова. - URL: http://www.schoolhels.fi/school/metod_kopilka/pdf_18_19/Skrajbing.pdf (дата обращения: 30.03.2024). - Текст : электронный.

Список использованных источников
1. Бердышева Л. Р. Использование приемов медиапроектирования на уроках литературы для достижения предметных и метапредметных результатов // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сб. науч. тр. XI Междунар. науч.-практ. конф. В 2-х ч. Ч. 1. М.: 5 за знаниями; МПГУ 2019. С. 345-349.
2. Васильев В. К. Методы и приемы развития творческой активности учащихся на уроках родной литературы. – 2011.
3. Выготский, С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л. С. Выготский - СПб.: Союз, 1997. - 92 с.
4. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций/ Л. С. Выготский. – М.: 2000. – 380 с.
5. Денисова, Г.А. Методические аспекты применения фанфиков на уроках литературы в системе среднего профессионального образования / Г.А. Денисова. - Текст : электронный // Открытый урок «1 сентября». - URL: https://urok.1sept.ru/articles/680003 (дата обращения: 25.03.2024).
6. Залуцкая С. Ю, Никонова Н. И. Подготовка учителей русского языка и литературы:от наглядности к кроссмедийным технологиям. – 2021.
7. Калинкина Л. А. Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения. – 2012.
8. Клинцевич, Т. Использование приёма скетчноутинга на уроках русского языка и литературы / Т. Клинцевич. - URL: https://ng-press.by/2022/11/29/ispolzovanie-priyoma-sketchnoutinga-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury/ (дата обращения : 25.03.2024). - Текст : электронный.
9. Крылова, Л. С. Современные инновационные технологии в образовании / Л. С. Крылова, Н. С. Крылова. — Текст: непосредственный // Вестник научных конференций. — 2020. — № 3–2(55). — С. 107–109.
10. Лук, А. Н. Психология творчества. [Текст] / А. Н. Лук - М.: Наука, 1978. Ростов - на - Дону: Феликс, 2002. - 126 с.
11. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов / М. Р. Львов. -М.: Академия, 2017. -76 с.
12. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы / Л.В. Никитина // Начальная школа - 2001. - № 5. - С. 99-100.
13. Пастухова Л.Н., Пастухова Е.Л. Использование нетрадиционных форм деятельности в образовательном процессе //Литература в школе.- 2004.- № 7.- С. 38-39.
14. Полозова, Т. Д. Всем лучшим во мне я обязан книгам. [Текст] / Т. Д. Полозова, Т. А. Полозова - М.: Просвещение, 1990. - 256 с.
15. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100).
16. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. [Текст] / С. Л. Рубинштейн-М., 1973.-424 с.
17. Словарь русского языка: Ок 53000 слов/ С.И.Ожегов; под общ. Ред. Проф. Л.И.Скворцова - 24-е изд.; испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. – 640 с.
18. Семенова Ю. А., Шавалеева К. А. Работа с творческими приёмами на уроках литературы в школе. – 2023.
19. Тырченкова, Л. И. Приемы развития познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы / Л. И. Тырченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34 (168). — С. 123-124. — URL: https://moluch.ru/archive/168/45423/ (дата обращения: 03.04.2024).
20. Устинова, Л.Ю. Скрайбинг на уроках литературы: создание визуального конспекта / Л.Ю. Устинова. - URL: http://www.schoolhels.fi/school/metod_kopilka/pdf_18_19/Skrajbing.pdf (дата обращения: 30.03.2024). - Текст : электронный.