Исследование лингвистических способностей у обучающихся 4 класса с дизорфографией.
Заказать уникальную курсовую работу- 62 62 страницы
- 41 + 41 источник
- Добавлена 03.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 2
Глава 1. Теоретические основы исследования лингвистических способностей младших школьников с дизорфографией ……………………………………... 5
1.1 Психофизиологические механизмы формирования навыка письма ……. 5
1.2 Современные научные представления о дизорфографии ……………….. 10
1.3 Особенности лингвистических способностей у младших школьников с дизорфографией ……………………………………………………………….. 17
Глава 2. Эмпирическое изучение лингвистических способностей младших школьников с дизорфографией ……………………………………………….. 24
2.1 Характеристика базы и методов исследования ………………………….. 24
2.2 Анализ результатов исследования ……………………………………….. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………... 39
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………... 43
Педагогика. Филология и журналистика. Философия’’. – Барнаул, 1997. – С. 52–58.Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2010. – 432 с.Елецкая, О. В. Коррекция дизорфографии у учащихся 5–6 классов. Методическиерекомендации и упражнения / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 64 с.Иванова, В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография / В. Ф. Иванова. – М.,1966. – 396 с.Лалаева, Р. И. Выявление дизорфографии у младших школьников / Р. И. Лалаева, И. В. Прищепова. – СПб: СпбГУПМ, 1999. – 36 с.Лекант, П. А. Современный русский литературный язык : учеб. пособие /П. А. Лекант. – 5-е изд. – М.: Высшая школа, 2001. – 462 с.Парамонова, Л. Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии : учебно-методич. пособие / Л. Г. Парамонова. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 54 с.ПРИЛОЖЕНИЯПРИЛОЖЕНИЕ 1.МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙУШКОЛЬНИКОВ С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ(Елецкая О.В.)1. Изучение языковых способностейПри изучении языковых лингвистических способностей оценивается состояние их фонематических, лексических и грамматических компонентов у школьников.Целью заданий, направленных на исследование состояния фонематических функций, является определение уровня сформированности фонематического восприятия, а также фонематического анализа, синтеза и представлений. Изучение лексического компонента языковых способностей предполагает оценку объема и качества номинативного словаря, владения синонимическимии антонимическими средствами языка. Кроме того, рассматривается способность школьников объяснять переносное значение слов и фразеологических оборотов, называть действия по предъявленному признаку, дифференцировать слова различных частей речи. При исследовании грамматического строя речи используются задания, позволяющие оценить состояние таких операций, как употребление имен существительных в единственном и множественном числе, а также предложно-падежных конструкций с использованием предлогов.Изучается способность школьниковдифференцировать глаголы единственного и множественного числанастоящего времени, совершенного и несовершенного вида. Оценивается владение способами образования относительных ипритяжательных прилагательных, существительных при помощи суффиксов. 1.1. Исследование звукопроизношения проводится по традиционной методике и подразумевает оценку фонетического строя речи школьников на речевом материале различной степени сложности. 1.2. Исследование состояния фонематических функций фонематическое восприятие (дифференциация фонем)Определение способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость – глухость,твердость – мягкость, свистящие – шипящие и т. д.Задание 1Материал исследованияСерии слов-квазиомонимов.Процедура и инструкцияПридумай и запиши предложения с каждым из слов – квазиомонимов.запирая – забирая, тело – дело, шакал – шагал, лесть – весть,вол – вой, галька – гайка, сорить – солить, свет – цвет, горячий – горящий, плечи – плети, плюс – плющ.Оценка результатовХарактер ошибок фиксируется в протоколах. На основаниианализа делается вывод о состоянии фонематического восприятия.Исследование фонематического анализа, синтеза и представленийЗадание 2. Выделение звуков из слов.Материал исследования.Серии слов.Процедура и инструкция.В предложенных словах выдели:а) гласные звуки.Завял, утюг, полет, рычит, электрик, жильцы, спелая, уютный, дышит;б) согласные, парные по глухости–звонкости.Сказочный, побег, твердый, громоздкий, жесткошерстный, фестиваль;в) согласные, парные по твердости–мягкости.Лиловый, сосенка, перерубленный, заземление, набекрень.Оценка результатов.За каждое правильно проанализированное слово начисляется 0,25 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за выполнение задания – 5 баллов.Задание 3Материал исследования.Серии слов.Процедура и инструкция.Составь слово из выделенных в сериях:а) первых звуков.Лопата, аист, строка, трава, осень, часть, кролик, аквариум.Стог, лошадь, озеро, воздух, остов;б) последних звуков.Укроп, смотр, метро, кросс, рот, свитер.Отвар, дорога, моряк, пишу, шалаш, сок, астра.Оценка результатов.За безошибочное выполнение начисляется 1,25 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за выполнение задания – 5 баллов.1.3. Оценка состояния лексики и лексико-грамматических операцийОценка объема и качества номинативного словаряЗадание 4. Оценка объема активного словаря.Материал исследования.Список из ста слов различных частей речи.Процедура и инструкция.Прочитай, пожалуйста, слова в этом списке и отметь только те, которые тебе известны и которыми ты пользуешься в своей речи. После того как ты это сделаешь, тебе надо будет объяснить смысл некоторых слов из тех, которые ты отметишь.Примитивный, вереница, молчать, аналогичный, копия, предварительно,принуждение, публиковать, барьер, ветхий, забавно,извне, изумление, оптимист, реплика, созидательный, эгоизм, гуманный,дебют, обилие, персональный, реставрация, такт, тщеславие,убогий, условный, возмездие, дерзкий, зависимый, заимствовать,закономерный, массивный, многообразие, мрак, наспех, нейтралитет, первооснова, поверхностный, подлинный, предельно,пренебрежение, пристрастие, рыхлый, свирепый, своеобразие, святыня, утрата, цитата, аромат, дефицит, диктатор, добросовестно,интеллектуальный, маневрировать, напоследок, недоверчиво,незабываемый, непреклонный, обобщение, образцовый, оживленный,опровержение,отрицание, периодический, пеший, плодородный, победоносный, подозрительный, помеха, предисловие, прения, приз, причудливый, радикальный, разбег, раздраженно, раскаиваться, рационализатор, регулярно, репродукция, смола, сомнительный, сплав, ставень, суетиться, торговец, транспортировать, угнетать, укоризненно, уместно, уют, фальшивый, фасад,целесообразный, человечность, чужбина, шеренга, шхуна, щадить, эшафот.Оценка результатов.Максимальная оценка за задание – 5 баллов. За каждое выделенное слово начисляется 0,05 балла. Подсчитывается общее количество баллов, полученных за выполнение задания, и производитсяих сравнение с нормативными данными, полученными на выборке.Среднее количество знакомых словв зависимости от возраста здоровых детей без речевой патологииВозраст, лет7891011121314Норма30,534,748,351,173,374,986,787,5Среднее количество балловв зависимости от возраста здоровых детей без речевой патологииВозраст, лет7891011121314Норма1,5251,7352,4152,5553,6653,7454,3354,375Называние действия по предъявленному предметуЗадание 5Материал исследования.Группы слов, обозначающих предмет, от которых необходимо образовать действие.В серии а) в результате перехода одной части речи в другую, б) на основе словообразовательного анализа сложного слова.Процедура и инструкция.Назови действия людей. Например: учитель учит, посудомойка моет посуду. а) водитель …, строитель …, писатель…, продавец …, творец …;б) сталевар …, лесоруб …, мореплаватель …, садовод …, полотер ….Оценка результатов.За безошибочное выполнение начисляется 0,5 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание – 5 баллов.Задание 6Материал исследования.Слова, обозначающие животных, насекомых, птиц.Процедура и инструкция.Запиши по образцу, что делают животные. Например: собака лает.Кошка …, мышь …, волк …, свинья …, овца …, корова …, кузнечик змея …, ворона …, птенец … .Оценка результатов.За безошибочное выполнение начисляется 0,5 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание – 5 баллов.Подбор слов-синонимовЗадание 7Материал исследования.Группы слов различных частей речи, содержащие синонимичные пары.Процедура и инструкция.Выпиши слова, имеющие одинаковое значение, парами.а) робкий, дорогой, дождливый, ненастный, ценный, трусливый;б) открыть, стукнуть, распахнуть, глядеть, выздороветь, ударить, поправиться, смотреть;в) налево, направо, вправо, рядом, влево, около.Оценка результатов.За безошибочное выполнение начисляется 0,5 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание – 5 баллов.Подбор слов-антонимовЗадание 8Материал исследования.Группы слов различных частей речи, содержащие антонимичные пары. Процедура и инструкция.Подбери к данным словам слова с противоположным значением. Например: богатство – бедность.Слова для справок: тепло, теплый, теплеет, тепло; война, военный, ссориться, ссорит; торопиться, быстро, быстрый, ускоренный; грустно, грустный, грусть, грустит; белым-бело, белизна, белый, белеет.а) холод –…, холодный – …, холодно – …, холодает – …;б) мир – …, мирный – …, мириться – …, примиряет – …;в) медлить – …, медленно – …, медленный –…, замедленный – …; г) радость – …, радостный – …, радостно – …, радуется – …;д) чернота – …, черный –…, черным-черно –…, чернеет – … .Оценка результатов.За безошибочное выполнение заданий в каждой группе начисляется 1 балл, задопущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.Объяснение переносного значения слов в словосочетаниях и предложенияхЗадание 9Материал исследования.Фразеологические обороты и группы слов, включающие в себя синонимы данных словосочетаний.Процедура и инструкция.Вычеркни лишние слова, оставив только синонимы устойчивых словосочетаний (фразеологизмов).Кот наплакал – мало, вредно, глупо. Куры не клюют – злобно, плохо, много. Водить за нос – заглушать, мешать, обманывать. Вешать нос – запоминать, требовать, огорчаться. Поставить крест – креститься, отказаться, унижать.Оценка результатов.За безошибочное выполнение начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.Задание 10Материал исследования.Предложения, содержащие устойчивые обороты речи.Процедура и инструкция.Письменно объясни значения предложений. До Москвы теперь рукой подать.В нашем доме началось вавилонское столпотворение. С горем пополам мы добрались до дома. С него все как с гуся вода. У мальчика золотое сердце.Оценка результатов.Данное задание выполняется в письменной форме для того, чтобы иметь возможность фронтального обследования группы детей, для сокращения времени проведения исследования и процедуры анализа полученных результатов. Качество письма при оценке задания не рассматривается. Оценивается количество предложений, содержащих устойчивые обороты речи, значение которых мог объяснить ребенок, и правильность данных определений.За безошибочное объяснение начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.Различение существительных, прилагательных и глаголовЗадание 11Материал исследования.Однокоренные существительные, прилагательные и глаголы.Процедура и инструкция.Продолжи таблицу, распределяя предложенные слова в три столбика по образцу: печаль, печальный, печалиться; синеть, синий, синева; радость, радоваться, радостный; грубый, грубость, грубить; переносной, перенос, перенести.смехсмешнойсмеятьсяОценка результатов.Оценивается правильность распределения по каждой группе слов. За безошибочное выполнение начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.1.4. Оценка состояния грамматических операцийУпотребление имен существительных в единственном и множественном числеЗадание 12Материал исследования.Существительные в единственном числе.Процедура и инструкция.Измени слова по образцу. Например: рука – руки. Велосипед – …, лес – …, дупло –…, стекло –…, снег – …, конь – …, слон –…, полка – …, платье – …, крыло – … .Оценка результатов.За безошибочное выполнение начисляется 0,5 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.Задание 13Материал исследования.Существительные в именительном падеже во множественном числе.Процедура и инструкция.Измени слова по образцу. Например: есть уши – нет ушей. Есть гостиницы – нет …, есть директоры – нет …, есть аттестаты – нет …,есть апельсины – нет …, есть помидоры – нет …,есть носки – нет …, есть чулки – нет …, есть трамваи – нет …, есть мебель – нет …, есть обезьяны – нет … .Оценка результатов.За безошибочное выполнение начисляется 0,5 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.Употребление предложно-падежных конструкций с использованием предлогов за, перед, над, под, в, на (с опорой на схемы)Задание 14Материал исследования.Изображения круга и куба в различных положениях относительно друг друга.Процедура и инструкция.Посмотри на схемы и письменно ответь на вопрос: где находится круг относительно куба.Оценка результатов.За безошибочное выполнение начисляется 1 балл, за допущенную ошибку– 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.Сочетание существительных с числительнымиЗадание 15Материал исследования.Существительные и числительные один, два, пять.Процедура и инструкция.Измени слова по образцу.Например: один стол, два стола, пять столов.Одна песня, две…, пять …; одно окно, два…, пять …; один милиционер, два …, пять …; одна кукла, две …, пять …; одно ухо, два … , пять … .Оценка результатов.За безошибочное выполнение каждой группы заданий начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.Дифференциация глаголов единственного и множественного числанастоящего времениЗадание 16 Материал исследования.Предложения с пропущенными глаголами в единственном и множественном числе.Процедура и инструкция.Вставь в предложения подходящие по смыслу пропущенные слова, употребив их в настоящем времени. Слова для справок: лает, лают, спряталась, спрятались, летит, летят, лепит, лепят, бежит, бегут. Собака … на кошку. – Собаки … на кошку. Мышь … в норку. – Мыши … в норку. Ласточка … на юг. – Ласточки … на юг. Мальчик … снеговика. – Мальчики … снеговика. Крыса … с тонущего корабля. – Крысы … с тонущего корабля.Оценка результатов.За безошибочное выполнение каждой группы заданий начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видаЗадание 17 Материал исследования.Предложения, в которых пропущены глаголы совершенного и несовершенного вида.Процедура и инструкция.Измени словосочетания по образцу: подмигнуть приятелю – подмигивать приятелю. Высоко подпрыгнуть – высоко …, воспитать сына – … сына, опрокинуть стакан – … стакан, … цветок – поливать цветок, … гнездо – свивать гнездо.Оценка результатов.За безошибочное выполнение начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.Образование относительных прилагательныхЗадание 18Материал исследования.Речевой материал, преобразуемый с помощью вопросов.Процедура и инструкция.Преобразуй фразу при помощи вопросов «Какая?», «Какое?» или «Какой?». Используй образец. Например: ручка из пластмассы – пластмассовая ручка.Сумка из кожи –… сумка, матрешка из дерева –… матрешка, стакан из стекла – … стакан, торт из шоколада –… торт, конверт из бумаги – … конверт.Оценка результатов.За безошибочное выполнение начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.Образование притяжательных прилагательныхЗадание 19Материал исследования.Речевой материал, преобразуемый с помощью вопросов.Процедура и инструкция. Преобразуй фразу при помощи вопросов «Чья это?», «Чье это?» или «Чей это?». Используй образец. Например: Логово волка – волчье логово.Дупло белки – …, уши зайца – …, хвост тигра – …, писк мыши – …,рев зверя – …,шляпа бабушки – …, дневник Сережи – …, пальто тети – …, шерсть овцы – …, вой волка – … .Оценка результатов.За безошибочное выполнение начисляется 0,5 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.Образование существительных при помощи суффиксовЗадание 20Материал исследования.Существительные и прилагательные, указывающие на размер объекта, который обозначает данное существительное.Процедура и инструкция.Закончи фразу, опираясь на образец. Например: средний – человек, маленький – человечек, а большой – человечище.Средний – червяк, маленький –…, а большой – … . Средний дом, маленький –…, а большой – … . Средний – динозавр, маленький – …, а большой – … . Средний – комар, маленький – …, а большой – … . Средний – кот, маленький – …, а большой – … .Оценка результатов.За безошибочное выполнение задания в каждой группе начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.2. Исследование чувства языка и лингвистического мышления у школьников с дизорфографиейИсследование состояния основных лингвистических способностей (чувства языка и лингвистического мышления) проводится на основе анализа словообразовательной модели. Для оценки уровня сформированности чувства языка школьникам предлагается серия заданий, направленных на определение значениячленимых слов с опорой на представления о семантике морфем, их составляющих. Понимание учащимися грамматическогозначения суффиксов проверяется на материале системных и контекстуальных дериватов (квазислов). Кроме того, при изучении способности школьников анализировать значение текста, опираясь на словообразовательную модель, детям предлагается провести анализ значения текста, состоящего из искусственных слов. Уровень сформированности навыков грамматико-словообразовательногоанализа определяется по результатам выполнения заданий, демонстрирующих качество усвоения детьми грамматическогозначения слов в связи с формальными признаками. Другой оцениваемый параметр в рамках данного направления – установление закономерности выбора конкретного словообразовательного средства, используемого при образовании того или иного производного слова с определенным (заданным) словообразовательным значением. И наконец, изучается, как школьники осуществляют подбор родственных слов и проводят их морфологический анализ. 2.1. Определение правила толкования значений членимых слов с опорой на представления о семантике морфем, составляющих то или иное словоПонимание грамматического значения суффиксов на материале системных дериватовЗадание 1Материал исследования.Слова, содержащие суффикс -ок-, имеющий различное значение.Процедура и инструкция.Распредели слова на группы в зависимости от значения суффикса -ок-. Вечерок, бугорок, обморок, пророк, язычок, холодок, поступок, знаток, игрок,ходок, слепок, ледок, ездок, звонок, снимок,уголок, грибок, прыжок, едок, уголек.мужчина, тот кто…действие, его результатуменьшительно-ласкательное значениеОценка результатов.За безошибочное выполнение начисляется 0,25 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.Понимание грамматического значения суффиксов на материале контекстуальных дериватов (квазислов)Задание 2 Материал исследования.Квазислова, образованные при помощи суффиксов, имеющих определенное значение.Процедура и инструкция.Распредели слова на группы в зависимости от значения суффиксов.а) лар, ларище, ларенок, ларица;б) калушица, калушонок, калушище, калуш; в) сюденок, сюд, сюдица, сюдище; г) мибр, мибрица, мибренок, мибрище; д) тусище, тусиха, тусенок, тусь.сказочный зверьдетеныш сказочного зверясамка сказочного зверябольшой сказочный зверьОценка результатов.За безошибочное выполнение начисляется 0,25 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.Способность анализировать значение текста на основании внимания к словообразовательной модели. анализ значения текста, состоящего из искусственных словЗадание 3Материал исследования.Отрывок из стихотворения Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье», состоящий из квазислов.Процедура и инструкция.Задание состоит из трех частей. В первой части задания детям предлагается провести семантическую оценку искусственной фразы. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Прочитай отрывок стихотворения из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»». Червело. Ужные мравиКузали на снову.За нисом прали курави,Склюняя пелаву.Затем школьникам предлагается оценить его смысловую структуру, подчеркнув одну из трех оценок, данных в таблице: «Фраза бессмысленна», «Фраза не бессмысленна» или «Фраза искусственная, поэтому нельзя оценить ее смысл». «Если Ваша оценка не совпадет ни с одной из них, то Вы можете дать собственную оценку, записав ее в графе «Особое мнение» (запишите его на обороте листа). Можете оставить задачу без решения, подчеркнув ответ «Затрудняюсь оценить фразу»».На втором этапе выполнения задания детям предлагается поработать с текстом исходя из заключения: «Фраза не бессмысленна». Предлагается следующая инструкция: «Спиши текст. Разбери каждое слово по составу и как часть речи. Объясни, как образовано каждое из слов этого необычного стихотворения». Оценка результатов.При оценке задания прежде всего учитывается оценка смысла предложенного стихотворения и разница в этой оценке на начальном и конечном этапах выполнения задания. При анализе результатов выполнения этой части задания предполагается, что каждый ответ является оригинальным частным мнением. Оценка «верно/неверно» не применяется.Во второй части задания оценивается правильность проведения морфологического и словообразовательного анализа (учитывается количество допущенных ошибок и анализируются основные их виды). Количественно оценивается разбор слов по составу. Предлоги на и за не разбираются, так как не являются псевдословами. За каждое правильно разобранное слово начисляется 0,5 балла. Максимальная оценка за задание – 5 баллов. Так же рассматриваются качественные показатели составленного текста: смысловая целостность, наличие связи между смыслом рассказа и грамматическим значением псевдослов, распознанным на основе анализа словообразовательной модели.2.2. Сформированность навыков грамматико-словообразовательного анализа словУсвоение грамматического значения слова и его связи с формальными признаками словаЗадание 4Определение рода существительного а) на материале производящих слов; б) на материале контекстуальных дериватов по окончанию.Материал исследования.Задание содержит две группы слов. Первая группа представлена существительными мужского, женского и среднего рода. Вторая группа состоит из контекстуальных дериватов, которые по своим грамматическим признакам также могут быть отнесены к существительным мужского, среднего и женского рода.Процедура и инструкция.Прочитайте слова, разделите их на три группы в зависимости от окончания. Что объединяет слова каждой группы?а) сено, вода, талон, парта, сосна, вагон, тесто, палка, лето, ведро, слон; б) холеныш, дорогиня, свистопад, неумелыш, безленица, суетория, предосенье, сыновство, предбережье.Оценка результатов.За безошибочное выполнение начисляется 0,25 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.Установление закономерности выбора конкретного словообразовательного средства, используемого при образовании того или иного производного слова с определенным (заданным) словообразовательным значениемЗадание 5Умение образовывать слова, относящиеся к разным частям речи, при помощи суффикса.Материал исследования.Производящий корень и выражения – стимулы, позволяющие образовывать производные слова на основе заданного.Процедура и инструкция.Замени выражения одним, словом, с корнем: а) -барабан-: бить, стучать в барабан – …; тот, кто играет на барабане – …; маленький барабан –…; играть на барабане –…;палочка для игры на барабане –… .б) -лес-: зверь, живущий в лесу – …; поросший лесом – …; человек, ухаживающий за лесом – …; маленький лес – …; лесной человечек, гномик –в) -гриб-: суп из грибов –…; маленький гриб – …; человек, собирающийгрибы – …; подземная часть гриба – …; летний теплый дождик, сопутствующий появлению грибов – … . г) -зуб-: врач, который лечит зубы – …; рыба, имеющая множество зубов – …; маленький зуб – …; человек, не имеющий зубов – …; предмет, с помощью которого чистят зубы – … .Оценка результатов.За безошибочное выполнение начисляется 0,25 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов. Подбор родственных слов и морфологический анализ словЗадание 6Отбор родственных слов из группы.Материал исследования.Серии, содержащие наряду с однокоренными слова с омонимичными корнями.Процедура и инструкция.Прочитай слова, найди и подчеркни в каждой группе «лишние» слова.Осина, осинка, осиновый, осиный, подосиновик, осинник; медовый, мед, медок, медаль, медный; ноc, носик, переносица, носовой, носильщик, носище; слеза, слезинка, прослезиться, слезать, слезка; вода, водитель, водица, водный, водяной.Оценка результатов.За безошибочное выполнение задания по каждой группе начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.Задание 7Умение находить в словах общую морфему.Материал исследования.Пары слов, содержащие одинаковые морфемы.Процедура и инструкция.Прочитай пары слов. Выдели в них общую часть. Объясни ее значение (увеличительность; уменьшительность; обладание свойством, характерным для предмета; доведение действия до чрезмерного результата; совершать действие с помощью предмета).Домище – человечище; садик – тазик; сиротливый – бережливый; пережарить – перезаниматься; боронить – бомбить.Оценка результатов.За безошибочное выполнение задания по каждой паре начисляется1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.3. Исследование актуального уровня сформированности орфографического навыка письма у школьников с дизорфографией (безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне)Состояние орфографического навыка изучается в таких видах деятельности, как слуховой диктант, вставка пропущенных букв, списывание, нахождение чужих ошибок в письменных работах и обнаружение «ошибкоопасных» мест. Основной задачей данного направления является изучение актуальных знаний учащихся и выявление пробелов в усвоении программного материала. Речевой материал состоит из слов, словосочетаний, предложений и текстов, содержащих орфографические задачи.Материал исследования.Речевой материал, используемый в заданиях «Обнаружение ошибкоопасных мест», «Списывание», «Вставки пропущенных букв» и «Нахождение ошибок», предъявляемый на печатном варианте на специальных бланках.Задание 1Найди в словах и отметь те места, где можно допустить ошибку.а) столовая, варенье, показаться, столбы, смотреть, кормилица, потрясение, фантазировать, затемно, звонить.Задание 2Спиши текстОтступили зимние морозы. Все ярче светит весеннее солнце. Потемнела, просохла дорога. Посинел, оттаял и поплыл на реке лед. Зазвенели в лесу ручьи. Воробей купается в луже. Надулись наберезах почки. Ветер гуляет в ее ветках. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи. Проснулись медведи и барсуки. Звонко поют в небе жаворонки. Весело квакают лягушки. Порхают разноцветные бабочки. (55 слов.)Задание 3Прочитай слова. Вставь пропущенную букву.Аквар…ум, м…ршрут, (с)права, св…бода, авт…мобиль,агр…ном, (в)право, в…зде, к…ртина, пи…нино.Задание 4.Процедура и инструкция.Найди и исправь ошибки в предложениях.Густой лествой покрылись диревья. Вдоль дороги стаят телеграфныесталбы. За ласихой идет рыжий ласенок. На сасне ведны виселые бильчата.Оценка результатов.Выявляется соотнесение фактически допущенных (n1) и вероятностных (n2) ошибок по каждому из перечисленных правил, или частота ошибочных написаний в расчете на орфограмму (k).n1/n2 = k
1. Безруких, М.М. Нейрофизиологические механизмы организации произвольных движений у детей (на примере письма): Диссертация ... д.б.н. / М.М. Безруких. – М., 1994. – 402 с.
2. Безруких, М.М. Психофизиологические критерии трудностей обучения письму и чтению у школьников младших классов / М.М. Безруких, О.Ю. Крещенко // Физиология человека. – 2004. – т. 30, № 5.
3. Безруких, М.М. Обучение письму / М.М. Безруких. – Екатеринбург: Рама Паблишинг. – 2009. – 607 с.
4. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе / М.М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009. – 464 с.
5. Бернштейн, H.A. О построении движений / Н.А. Бернштейн. – М., 1947. – 255 с.
6. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – С. 39-386.
7. Гурьянов, В.Е. Психология обучения письму / В.Е. Гурьянов. – М.: АПН РСФСРД, 1959. – 156 с.
8. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнеев. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.
9. Крещенко, О.Ю. Связь развития познавательных функций с трудностями письма у младших школьников / О.Ю. Крешенко // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. – М., 2005.
10. Крещенко, О.Ю. Гендерные особенности речевого развития и сформированность навыков письма и чтения у детей 9-10 лет / О.Ю. Крещенко, С.К. Хромова // Новые исследования. – 2011. – № 4. – С. 14-27.
11. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р. Лурия. – М.: Изд-во АПН, 1950.
12. Мачинская, Р.И. Динамика электрической активности мозга у детей 5-8-летнего возраста в норме и при трудностях обучения / Р.И. Мачинская, И.П. Лукашевич, М.Н. Фишман // Физиология человека. – 1997. – т. 23, № 5. – С. 5-11.
13. Alston J., Taylor J. Handwriting Theory. Research and Practice. – London,
1989. – 286 p.
14. Bowers P.G. Exploration of the basis for rapid naming’s relationship toreading// In M. Wolf (Ed.) Dyslexia, fluency, and the brain. – 2001. – p.41-63.
15. Deeney T., Wolf M., Goldberg A.G. “I like to take my own sweet time”: Case study of a Child With Naming-Speed Deficits and Reading Disabilities // Journal of Special Education. – 2001. – v. 35, Issue 3. – Р. 145-156.
16. Kher N. Blame It on the Written Word // Time Atlantic. – 2001. – N 4, vol.157, Issue 13. – Р. 71.
17. Manis F., Doi L., Bhadha B. Naming speed, phonological awareness and orthographic knowledge in second graders // Journal of Learning Disabilities. – 2000. – N 33. – p. 325-333.
18. Scardamalia M., et.al., The role of production factors in writing ability’s // What writers need to khow. – Acad.Press, 1982. – Р. 173-209.
19. Wann J.P. Trends in the refinement and optimization of fine-motor trajectories: observations from an analysis of the handwriting of primary scholl children //Motor.Behav. – 1987. – v. 19, N 1. – Р. 13-37.
20. Wolf M., Bowers P.G. The “Double-Deficit Hypothesis” for the developmental dyslexias // Journal of Educational Psychology. – 1999. – N 91. – Р. 1-24.
21. Азова О.И. Обследование младших школьников с дизорфографией / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 51 с.
22. Визель Т.Г., Дмитрова Е.Д. Дизорфография у учащихся средней и старшей школы // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: материалы I Междунар. конф. Российской ассоциации дислексии. – М. Изд-во МСГИ, 2004. – 296 с.
23. Елецкая О.В. Нарушение формирования навыка письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Логопед. – №3. – С. 18–27.
24. Комарова В.В., Милостивенко Л.Г., Сумченко Г.М. Соотношение дисграфических и дизорфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи // Патология речи. – СПб.: Образование, 1992. – С. 98–102.
25. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.
26. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей // Изучение нарушений письма чтенияю Итоги и перспективы: материалы I Междунар. конф. Рос. ассоциации дислексии. – М.: Изд-во МСГИ, 2004. – 296 с.
27. Парамонова Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотрным письмом. Профилактика дизорфографии. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 224 с.
28. Прищепова И.А. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. – СПб.: Образование, 1992. – 140 с.
29. Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 63 с.
30. Сизова Э.Я., Крутикова Э.Г., Сумченко Г.М., Храковская М.Г. Изучение дизорфографии у школьников: материалы XV Всерос. съезда отоларингологов, 25–29 сент.1995 г. Т. 2. – СПб., 1995. – С. 521–525.С
31. Азова, О. И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии
у младших школьников : автореф. дис. … канд. пед. наук / Ольга Ивановна Азова. – М., 2006. – 24 с.
32. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория : учебник для учеб. заведений с углубл.изуч. рус. яз / В. В. Бабайцева. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 432 с.
33. Русский язык : учеб. пособие / М. Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова[и др.]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 288 с.
34. Глазков, А. В. Орфографическая ошибка как предмет лингвистического исследования : автореф. дис… канд. филол. наук / Алексей Владимирович Глазков. – М., 1999.
35. Голев, Н. Д. Неканоническая орфография современного русского языка (к постановке проблем) / Н. Д. Голев // Известия АГУ. Серия ‘’История. Педагогика. Филология и журналистика. Философия’’. – Барнаул, 1997. – С. 52–58.
36. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2010. – 432 с.
37. Елецкая, О. В. Коррекция дизорфографии у учащихся 5–6 классов. Методическиерекомендации и упражнения / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 64 с.
38. Иванова, В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография / В. Ф. Иванова. – М.,1966. – 396 с.
39. Лалаева, Р. И. Выявление дизорфографии у младших школьников / Р. И. Лалаева, И. В. Прищепова. – СПб: СпбГУПМ, 1999. – 36 с.
40. Лекант, П. А. Современный русский литературный язык : учеб. пособие /
П. А. Лекант. – 5-е изд. – М.: Высшая школа, 2001. – 462 с.
41. Парамонова, Л. Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии : учебно-методич. пособие / Л. Г. Парамонова. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 54 с.