Дидактическая игра как средство достижения предметных результатов на уроках литературного чтения.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 25 25 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 04.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты дидактической игры как на уроках литературного чтения 5
1.1Понятие дидактической игры 5
1.2 Дидактическая игра на уроках литературного чтения 7
1.3 Эффективность применения дидактических игр 10
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию достижения предметных результатов на уроках литературного чтения посредством дидактической игры 13
2.1Диагностика уровня достижения предметных результатов на уроках литературного чтения посредством дидактической игры 13
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков по достижению предметных результатов на уроках литературного чтения при помощи дидактических игр 16
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Приложения 24

Фрагмент для ознакомления

Затем они задают друг другу вопросы, используя «толстые» и «тонкие» таблицы вопросов.Методика «Хорошо-плохо» направлена на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирование представления о том, как организовано противоречие. Формирует умение находить положительные и отрицательные стороны в любом предмете, ситуации; разрешить противоречия (убрать «недостатки», сохранив «достоинства»); оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.Вариант 1: Учитель определяет предмет или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют, что такое «хорошо», а что «плохо».Вариант 2: Учитель определяет объект (ситуацию). Учащийся описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, что вредного в этой последней ситуации и т. д.Пример 1. Класс делится на две команды. Первый найдет «плюсы» в предлагаемом объекте или ситуации, второй – «недостатки». Отвечаем по очереди, до первой остановки.О: Сегодня идет дождь. Это хорошая вещь. За что?Б: Потому что грибы будут расти быстрее.О: То, что грибы быстро растут, это плохо, почему?Б: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.О: Хорошо, что грибы стали червивыми. За что?Б: Червям это полезно, они смогут вырастить больше потомства... и т. д.Игра «Нарисуй карту». Учит понимать понимать мысли автора произведения, запоминать детали сюжета. Воспитатель читает произведение, после чего дети делятся на группы и дают задание нарисовать карту событий. Победит та группа, которая лучше всего покажет работу. Например: нарисуйте открытку к сказке «Колобок». Цвет для обозначения характеров персонажей.Прием «Виртуальное путешествие». Учитель предлагает отправиться в виртуальное путешествие в загадочную страну, например, имя которой Фольклор, или в страну сказок и т. д. и назвать реки, горы, моря, используя признаки Жанра.Игра «Мудрецы» организована с целью побудить учащихся объяснить новый предмет. Несколько человек (обычно 3-4) самостоятельно изучают материал, планируют свой ответ и готовятся рассказать тему одноклассникам, каждый по своему разделу или части темы. При подготовке студенты могут использовать учебники, дополнительные справочные материалы, онлайн-ресурсы и даже готовить задания или вопросы по теме.Обязательно проводится «репетиция»- преподаватель слушает «мудрых», помогает им понять тему и отвечает на их вопросы. На этом же уроке «мудрецов» по очереди раскрывают одноклассникам содержание темы урока. Воспитателю остается обобщить сказанное «мудрецами».Кроссворды, загадки и самостоятельное письмо. Викторина по литературным произведениям-загадкам и самостоятельному письму. Удивительные объявления, тайные письма и телеграммы, а также внештатные статьи. Какую рекламу может опубликовать дедушка Мазай? Дениска и ее мама? А кто дает эту телеграмму? «Спасите нас, Серый Волк хочет нас съесть!»«Общее» стихотворение. Каждый составляет первую строчку своего стихотворения и по сигналу учителя передает ее соседу слева. И так до тех пор, пока лист с готовым стихотворением не будет возвращен автору. Автор корректирует стихотворение и читает его.«Я начну, а ты продолжай…» (стиховое сочинение ручкой) Учащиеся должны самостоятельно закончить устное или письменное стихотворение в течение определенного времени, развивая последующий сюжет начатого.Игра как элемент технологии урока заняла прочное место, разработаны принципы ее применения:1. Игра должна соответствовать общим целям занятия, способствовать их достижению.2. Мыслительные операции, проводимые в игре, должны быть дозированными, уровень сложности должен соответствовать возрасту участников.3. Игра не должна представлять собой обычное упражнение с использованием наглядных пособий.4. Необходимо иметь совместно выработанные критерии успешности игры.5. При выборе правил игры необходимо учитывать психологические особенности детей.6. Обязательное подведение итогов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств — определение победителя.Алгоритм создания игры:1. Выберите произведение для определенного возраста или серию произведений, объединенных общей темой. Книги должны быть яркими, захватывающими, приключенческими, насыщенными, современными.2. Дети проходят предварительную подготовку – тренируют свой интеллект с помощью тестов. В нашем случае мы возьмем все известные тесты Г. Айзенка, П. Брайта и др., используемые психологами.3. Выберите игровое поле. Поля могут быть самыми разнообразными. Вы можете использовать Игровой барабан, мишень, кубики, пазлы, карты, нарисованные вручную поля из настольных игр – все зависит от выбранного задания.4. На основе тестов разрабатываем игровые задания по определенным темам.Таким образом, из всего вышеописанного содержания тренировочного этапа опыта можно сделать вывод, что комплекс занятий, разработанный с использованием дидактических игр, способствует достижению конкретных результатов на уроках литературного чтения.ЗаключениеВ заключение, следует отметить, что дидактические игры представляют собой мощное средство достижения предметных результатов на уроках литературного чтения. Использование игровых методик в образовательном процессе способствует не только более эффективному усвоению учебного материала, но и развитию разносторонних компетенций учащихся. Активизация учебной деятельности, индивидуализация обучения, развитие ключевых навыков и повышение мотивации - все эти аспекты делают дидактические игры неотъемлемой частью современного образования.Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:1. Эффективность обучения. Дидактические игры способствуют более эффективному усвоению учебного материала и активизации учебной деятельности учащихся на уроках литературного чтения.2. Развитие компетенций. Игровые методики способствуют развитию разносторонних компетенций учащихся, таких как критическое мышление, коммуникативные навыки, творческое мышление и способности к сотрудничеству.3. Повышение мотивации. Игровые задания на уроках литературного чтения способны повысить мотивацию учащихся к изучению предмета и обеспечить позитивное восприятие учебного процесса.4. Индивидуализация обучения. Дидактические игры позволяют учителю индивидуализировать обучение, учитывая потребности и особенности каждого ученика.Таким образом, внедрение дидактических игр как средства достижения предметных результатов на уроках литературного чтения является перспективным и эффективным подходом, способствующим успешному обучению и развитию учащихся.Список использованной литературы1. Авилова, Н. С. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся / Н. С. Авилова. // Молодой ученый. - 2023. - № 4 (190). - С. 218-221. 2. Башаркина Е. А. Педагогика современной школы. / Е. А. Башаркина. М.: РИВШ, 2022. 403 с.3. Бермус А. Г. Практическая педагогика./ Бермус А. Г. - М.: Юрайт, 2020. 128 с.4. Блинов В. И. Профессиональная педагогика./ Блинов В. И. - М.: Юрайт, 2024. 692 с.5. Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии./ Богданова Т. Г. - М.: Юрайт, 2019. 236 с.6. Грибова, Ю. Ю. Игра как метод обучения / Ю. Ю. Грибова. // Молодой ученый. - 2021. - № 12 (71). - С. 265-267. 7. Мишечкина, Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников / Н. А. Мишечкина. // Молодой ученый. - 2020. - № 52 (186). - С. 201-204. 8. Мухатдинова, С. С. Дидактическая игра как средство обучения детей. / С. С. Мухатдинова. // Молодой ученый. - 2021. - № 7 (349). - С. 67-69. 9. Рулева, С. Г. Воспитательный потенциал игры на уроках литературного чтения в начальной школе / С. Г. Рулева.// Актуальные задачи педагогики. - Чита : Издательство Молодой ученый, 2022. - С. 144-147. 10. Факторович, А.А. Педагогические технологии. / А. А. Факторович . – М.: Юрайт, 2020 . – 128 с.Электронные ресурсы11. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. [Электронный ресурс]. URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01003501509?ysclid=lukcf (дата обращения: 04.04.2024).12. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практическое пособие. [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004112843?ysclid=lukc5y1wg311504452 (дата обращения: 04.04.2024).13. МБОУ Школа № 104 [Электронный ресурс]. URL:https://school104.obrvrn.ru/?ysclid=lukc3cqoa8304682893 (дата обращения: 04.04.2024).14. Методика «Нерешаемая задача». Н. Н. Александрова, Т. И. Шульга [Электронный ресурс]. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1987/876/876130.htm (дата обращения: 04.04.2024).15. Туник Е.Е. Тест Торренса Диагностика креативности. [Электронный ресурс]. URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01002889633 (дата обращения: 04.04.2024).ПриложенияПриложение 1Рисунок 2.1 – Уровень развития самостоятельности младших школьников в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе экспериментаРисунок 2.2 – Уровень развития самостоятельности младших школьников в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе экспериментаПриложение 2Рисунок 2.3 – Уровень развития оригинальности воображения младших школьников в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе экспериментаРисунок 2.4 – Уровень развития способности к новизне результатов и способов деятельности младших школьников в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента

Список использованной литературы

1. Авилова, Н. С. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся / Н. С. Авилова. // Молодой ученый. - 2023. - № 4 (190). - С. 218-221.
2. Башаркина Е. А. Педагогика современной школы. / Е. А. Башаркина. М.: РИВШ, 2022. 403 с.
3. Бермус А. Г. Практическая педагогика./ Бермус А. Г. - М.: Юрайт, 2020. 128 с.
4. Блинов В. И. Профессиональная педагогика./ Блинов В. И. - М.: Юрайт, 2024. 692 с.
5. Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии./ Богданова Т. Г. - М.: Юрайт, 2019. 236 с.
6. Грибова, Ю. Ю. Игра как метод обучения / Ю. Ю. Грибова. // Молодой ученый. - 2021. - № 12 (71). - С. 265-267.
7. Мишечкина, Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников / Н. А. Мишечкина. // Молодой ученый. - 2020. - № 52 (186). - С. 201-204.
8. Мухатдинова, С. С. Дидактическая игра как средство обучения детей. / С. С. Мухатдинова. // Молодой ученый. - 2021. - № 7 (349). - С. 67-69.
9. Рулева, С. Г. Воспитательный потенциал игры на уроках литературного чтения в начальной школе / С. Г. Рулева.// Актуальные задачи педагогики. - Чита : Издательство Молодой ученый, 2022. - С. 144-147.
10. Факторович, А.А. Педагогические технологии. / А. А. Факторович . – М.: Юрайт, 2020 . – 128 с.
Электронные ресурсы
11. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. [Электронный ресурс]. URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01003501509?ysclid=lukcf (дата обращения: 04.04.2024).
12. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практическое пособие. [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004112843?ysclid=lukc5y1wg311504452 (дата обращения: 04.04.2024).
13. МБОУ Школа № 104 [Электронный ресурс]. URL:https://school104.obrvrn.ru/?ysclid=lukc3cqoa8304682893 (дата обращения: 04.04.2024).
14. Методика «Нерешаемая задача». Н. Н. Александрова, Т. И. Шульга [Электронный ресурс]. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1987/876/876130.htm (дата обращения: 04.04.2024).
15. Туник Е.Е. Тест Торренса Диагностика креативности. [Электронный ресурс]. URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01002889633 (дата обращения: 04.04.2024).