Уровневые задания на уроках математики в начальной школе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 32 32 страницы
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 05.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Особенности процесса обучения младших школьников на уроках 5
1.1. Сущность понятия процесса обучения на уроках математики 5
1.2. Особенности обучения младших школьников на уроках математики 6
2. Уровневая дифференциация на уроках математики 9
2.1. Характеристика уровневой дифференциации 9
2.2. Уровневые задания как фактор успешного обучения на уроках математики 15
3. Проектирование уроков математики с использованием приемов уровневых заданий 21
3.1. Критерии отбора уровневых заданий на уроках математики в начальной школе 21
3.2. Фрагмент урока математики в начальной школе 23
Заключение 28
Список литературы 29
Фрагмент для ознакомления

Для более точного определения массы предмета применяют граммы, единицу измерения массы. В одном килограмме содержится тысяча граммов. Одним из приборов, которыми измеряется масса предмета, являются весы. У меня на столе такие весы. К ним прилагаются грузики, которые называются гирями. Гири могут иметь различную массу, например, 5, 2, 1 килограмм, 500, 200, 100, 50, 20, 10, 5, 2 и 1 грамм.Если предмет весит 112 г, то какие гири мне нужно взять, чтобы весы были уравновешены (100 + 10 + 2 г)? Великолепно! Давайте попробуем произвести взвешивание некоторых предметов. Итак, у меня есть упаковка риса, которая должна весить 800 г. Я кладу эту упаковку на одну чашу весов. Для того, чтобы сделать весы равновесными, на вторую чашу мне понадобятся гири. Какие гири мне следует выбрать (например, 500 + 200 + 100 г)? Давайте попробуем произвести взвешивание риса.Отлично! Теперь давайте проверим ваши навыки в определении веса предметов. У вас на столе находятся различные предметы - желуди, каштаны и камни. Возьмите по одному предмету в каждую руку. Какой из них кажется вам тяжелее? Сможете ли вы определить это?Давайте проверим, правильно ли вы мыслите. Итак, обозначим некий предмет, массу которого мы не знаем. Для определения этой массы поставим предмет на одну чашу весов, а на другую – гирю. Для начала возьмем гирю массой 1 грамм. Что вы думаете, это мало или много? Если гиря оказалась слишком маленькой, мы будем добавлять еще гири до тех пор, пока весы не достигнут равновесия. После этого мы проведем аналогичные манипуляции с другим предметом. Итак, ответьте, были ли ваша догадка верной?А теперь давайте решим задание на экране. Итак, заполните пропуски. Масса автомобиля равна 1000 … (килограмм), масса слона равна 5000 … (килограмм), масса человека равна 70 … (килограмм), масса батона равна 500 … (грамм), масса комара равна 1 … (грамм).Итак, давайте ответим на вопрос – Как вы думаете, важно ли различать единицы массы?Верно. Необходимо и важно уметь различать единицы массы.Устали? Проведем небольшую физкультминутку.Хорошо, подумайте, где еще мы можем столкнуться с мерами массы? Верно, одним из примеров является магазин. Давайте сыграем в магазин. Я предлагаю вам купить продукты в магазине. Один из нас будет продавцом, а другой - покупателем. Покупатель просит у продавца определенное количество продуктов, например, 1 кг яблок, 1 кг 500 г картофеля, 1 кг 100 г моркови. Затем продавец взвешивает нужное количество продуктов и получает за них деньги. После этого роли меняются, и мы продолжаем игру.Теперь предстоит выполнить несколько заданий, каждое из которых оценивается определенным количеством баллов. За каждые набранные 5 баллов у вас появится возможность опубликовать статью в известном журнале. Напишите ответы на задания в вашей тетради и затем мы проверим их. Итак, первое задание стоит 1 балл. Среди представленных величин выберите единицу массы: 10 см, 5 кг, 13 км, 30 минут, 150 г, 1 м, 2 часа. Запишите свой ответ в тетради. Затем передайте тетрадь своему соседу по парте. Верный ответ – 5 кг и 150 г. Если ваш ответ верный, поднимите руку. Вот вам один балл.Второе задание. Оно будет стоит 3 балла. Вместо пропусков впишите нужные значения:1 кг = …… г. 1 ц = …… кг.1 т = …… кг.1 т = …… ц.Произведите запись ответа в вашей тетради и передайте ее соседу по парте. Верный ответ составляет 1000 грамм, 100 килограммов, 1000 килограммов и 10 центнеров. Если ваш ответ полностью верный, пожалуйста, поднимите руку. Это означает, что вы получаете 3 балла. Если вы правильно решили 2-3 равенства, пожалуйста, поднимите руку. В таком случае вы зарабатываете 2 балла. Если вы правильно решили только 1 неравенство, поднимите руку. Вам будет засчитан 1 балл.Следующее задание. Сравните.450 г ……. 960 г80 кг 50 г …… 18 кг 50 г1280 г …. 1 кг 280 гЗапишите ответ в свою тетрадь и передайте тетрадь своему соседу по парте. Ваше задание состоит в том, чтобы определить, какой из знаков - меньше (<), больше (>), или равно (=) - правильно заполняет пропуски. Если ваш ответ полностью верный, пожалуйста, поднимите руку и получите 3 балла. Если вы правильно угадали два равенства, поднимите руку и получите 2 балла. Если вы правильно угадали одно неравенство, поднимите руку и получите 1 балл.А теперь перейдем к задаче. Два бельчонка собирали орехи для зимы. Один из них собрал 1 килограмм 100 грамм орехов, в то время как другой собрал на 300 грамм меньше. Сколько орехов собрал второй бельчонок? А сколько орехов собрали вместе оба бельчонка? Пожалуйста, запишите свой ответ в тетрадях и передайте их своим соседям по парте. Верный ответ состоит в том, что второй бельчонок собрал 800 грамм орехов, а оба бельчонка вместе собрали 1 килограмм 900 граммов. Если ваш ответ полностью верен, пожалуйста, поднимите руку и получите 2 балла. Если вы правильно угадали хотя бы одно действие - поднимите руку и получите 1 балл.А теперь подсчитаем баллы. Кому нужны оценки поднимите руки.Заключительная часть.Мы с вами рассмотрели понятие грамм и изучили, сколько граммов содержится в одном килограмме. Теперь давайте решим задачу: если масса апельсина составляет 203 грамма, то какие гири нам нужно подобрать, чтобы определить эту массу?Все молодцы! На уроке вы научились решать задачи связанные с граммами и килограммами. Расскажите, что именно вам понравилось в процессе работы и что вызвало затруднение. Я жду ваших ответов.Домашнее задание. Упражнение №1, 3, с. 54 учебника.Представленный урок демонстрирует, что при изучении массы можно активно применять дифференцированное обучение.ЗаключениеВ процессе исследования мы изучили особенности разноуровневого обучения на уроках математики.Полученные сведения позволяют сделать следующие выводы:Разноуровневое обучение – это педагогическая технология организации учебного процесса, при которой обучающиеся делятся на разные уровни по степени, характеру, особенностям усвоения учебного материала. Это позволяет учитывать потребности детей с низкими уровнем развития и одновременно работать с более одаренными детьми.Технология разноуровневого обучения основывается на таких принципах как принцип равенства каждого обучающегося, осознания обучающимся процесса обучения, всеобщей талантливости и взаимного превосходства, оперативного психолого-педагогического мониторинга. В разноуровневом обучении используются такие уровни усвоения материала как стартовый, базовый и творческий. Как следствие, на низком уровне (уровень общеобразовательной подготовки) оцениваются знания обучающихся на уровне воспроизводства фактов, на среднем уровне (уровень повышенной подготовки) – на уровне реконструирования фактов, на высоком уровне (углубленное изучение предмета) – на вариантивном уровне.Применение разноуровневого обучения на уроках математики в начальной школе ведется активно. Специалисты отмечают эффективность такого рода занятий в массовой школе.Мы разработали занятие на тему «Грамм», в котором применили дифференцированный подход.Список литературыАбалаеваН.Н. Современные подходы к преподаванию: новые требования и новые возможности / Н.Н. Абалаева // Педагогическая наука и практика, 2021. – №1. – С. 43-45.АяповаА.А. Дидактические условия организации дифференцированного обучения в начальной школе / А.А. Аяпова, Е.В. Чухина, Э.Е. Айсина // Педагогическая наука и практика, 2014. – № 12 (3). – С. 33-35. БайрамуковаП.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций / П.У. Байрамукова, А,У. Уртенова. – Ростов-на-Дону, 2009. – 299 с.ВолынкинВ.И. Педагогика в схемах и таблицах / В.И. Волынкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 282 с.ИльбулатоваД.В. Дифференцированный подход к обучению математике / Д.В. Ильбулатова // Образование 2020: актуальные вопросы и современные аспекты. Сборник статей III Международной научно-практической конференции, 2020. – С.51-53.Ларионова Т.В. Дифференцированный подход к обучению младших школьников: опыт реализации / Т.В. Ларионова, Г.Н. Новак // Гаудеамус, 2013. – №1(21). – С. 134-137.Ларионова Т.В. Дифференцированный подход к обучению младших школьников: опыт реализации / Т.В. Ларионова, Г.Н. Новак // Гаудеамус, 2013. – С. 1- (21). – С. 134-137.ЛащеноваН.Е. Основание для дифференцированного подхода на уроках математики в начальной школе / Н.Е. Лещенко, Е.С. Чекшина // Инновационные и традиционные технологии естественнонаучного и математического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материалы исследовательских работ преподавателей и студентов педагогических вузов, учителей общеобразовательных школ / Н.Е. Лашенова, Е.С. Чекшина, 2022. – С. 66-70.Мальцева Е.В. Использование дифференцированного подхода на уроках математики в начальной школе / Е.В. Мальцева // Вестник Марийского государственного университета, 2013. – № 11. – С. 62-65.Математика. Методические рекомендации. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2017. – 112 с.Новоселова С.П. Дифференцированное обучение на уроках математики в начальной школе / С.П. Новоселова // Ребенок в языковом и образовательном пространстве, 2022. – С. 116-120.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е.С. Полат и др.; под ред. Е.С. Полат. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 268 с.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / А.П. Панфилов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2011. – 191 с.Петрова Н.В. Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальной школе а условиях дифференцированного обучения / Н.В. Петрова, Ю.Е. Симбрирская, Т.С. Хазыкова // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции, 2015. – С. 18-21.ПодласыйИ.П. Педагогика: учебник для бакалавров: учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 т. Т. 1. Теоретическая педагогика / И.П. Подласый. М.: Юрайт, 2013. – 777 с.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 02.04.2024). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 года №458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/565697396 (дата обращения: 02.04.2024).Примерная рабочая программа начального общего образования «Математика» (для 1-4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_nachalnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Matematika_proekt_.htm (дата обращения: 02.04.2024).Руденко А.Н. Педагогическая поддержка личностного роста студента средства разноуровневого обучения / А.Н. Руденко // Знание. Понимание. Умение, 2011. – №1. – С. 315-318.Савченко И.А. Технологии разноуровневой дифференциации как средство индивидуализации обучения школьников / И.А. Савченко // Современные информационные технологии и ИТ-образование, 2015. – Т. 1. – №11. – С. 357-361.Савченко И.А. Технологии разноуровневой дифференциации как средство индивидуализации обучения школьников / И.А. Савченко // Современные информационные технологии и ИТ-образование, 2015. – Т. 1. – № 11. – С. 357-361.СбродовВ.В. Разноуровневое дифференцированное обучение / В.В. Сбродов, О.И. Иваненко, Т.И. Рыбкина // Успехи в химии и химической технологии, 2008. – Т. 22. – № 2 (82). – С. 92-95.СластенинВ.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высшего образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.Технологии воспитания и обучения: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, О.М. Железнякова, Н.М. Новичкова; под ред. Н.Н. Никитиной. – Ульяновск: УлГПУ, 2011. – 210 с.Технология воспитания и обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, О.М. Железнякова, Н.М. Новичкова; под ред. Н.Н. Никитиной. – Ульяновск: Качалин Александр Васильевич, 2018. – 2019 с.ТимерхановД.Г. Технология разноуровневого обучения на основе средневзвешенной системы оценивания / Д.Г. Тимерханов // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования, 2021. – №3(14). – С. 35-42.Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.04.2024).

1.Абалаева Н.Н. Современные подходы к преподаванию: новые требования и новые возможности / Н.Н. Абалаева // Педагогическая наука и практика, 2021. – №1. – С. 43-45.
2.Аяпова А.А. Дидактические условия организации дифференцированного обучения в начальной школе / А.А. Аяпова, Е.В. Чухина, Э.Е. Айсина // Педагогическая наука и практика, 2014. – № 12 (3). – С. 33-35.
3.Байрамукова П.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций / П.У. Байрамукова, А,У. Уртенова. – Ростов-на-Дону, 2009. – 299 с.
4.Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах / В.И. Волынкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 282 с.
5.Ильбулатова Д.В. Дифференцированный подход к обучению математике / Д.В. Ильбулатова // Образование 2020: актуальные вопросы и современные аспекты. Сборник статей III Международной научно-практической конференции, 2020. – С.51-53.
6.Ларионова Т.В. Дифференцированный подход к обучению младших школьников: опыт реализации / Т.В. Ларионова, Г.Н. Новак // Гаудеамус, 2013. – №1(21). – С. 134-137.
7.Ларионова Т.В. Дифференцированный подход к обучению младших школьников: опыт реализации / Т.В. Ларионова, Г.Н. Новак // Гаудеамус, 2013. – С. 1- (21). – С. 134-137.
8.Лащенова Н.Е. Основание для дифференцированного подхода на уроках математики в начальной школе / Н.Е. Лещенко, Е.С. Чекшина // Инновационные и традиционные технологии естественнонаучного и математического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материалы исследовательских работ преподавателей и студентов педагогических вузов, учителей общеобразовательных школ / Н.Е. Лашенова, Е.С. Чекшина, 2022. – С. 66-70.
9.Мальцева Е.В. Использование дифференцированного подхода на уроках математики в начальной школе / Е.В. Мальцева // Вестник Марийского государственного университета, 2013. – № 11. – С. 62-65.
10.Математика. Методические рекомендации. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2017. – 112 с.
11.Новоселова С.П. Дифференцированное обучение на уроках математики в начальной школе / С.П. Новоселова // Ребенок в языковом и образовательном пространстве, 2022. – С. 116-120.
12.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е.С. Полат и др.; под ред. Е.С. Полат. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 268 с.
13.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / А.П. Панфилов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2011. – 191 с.
14.Петрова Н.В. Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальной школе а условиях дифференцированного обучения / Н.В. Петрова, Ю.Е. Симбрирская, Т.С. Хазыкова // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции, 2015. – С. 18-21.
15.Подласый И.П. Педагогика: учебник для бакалавров: учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 т. Т. 1. Теоретическая педагогика / И.П. Подласый. М.: Юрайт, 2013. – 777 с.
16.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 02.04.2024).
17.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 года №458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/565697396 (дата обращения: 02.04.2024).
18.Примерная рабочая программа начального общего образования «Математика» (для 1-4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_nachalnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Matematika_proekt_.htm (дата обращения: 02.04.2024).
19.Руденко А.Н. Педагогическая поддержка личностного роста студента средства разноуровневого обучения / А.Н. Руденко // Знание. Понимание. Умение, 2011. – №1. – С. 315-318.
20.Савченко И.А. Технологии разноуровневой дифференциации как средство индивидуализации обучения школьников / И.А. Савченко // Современные информационные технологии и ИТ-образование, 2015. – Т. 1. – №11. – С. 357-361.
21.Савченко И.А. Технологии разноуровневой дифференциации как средство индивидуализации обучения школьников / И.А. Савченко // Современные информационные технологии и ИТ-образование, 2015. – Т. 1. – № 11. – С. 357-361.
22.Сбродов В.В. Разноуровневое дифференцированное обучение / В.В. Сбродов, О.И. Иваненко, Т.И. Рыбкина // Успехи в химии и химической технологии, 2008. – Т. 22. – № 2 (82). – С. 92-95.
23.Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высшего образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.
24.Технологии воспитания и обучения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, О.М. Железнякова, Н.М. Новичкова; под ред. Н.Н. Никитиной. – Ульяновск: УлГПУ, 2011. – 210 с.
25.Технология воспитания и обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, О.М. Железнякова, Н.М. Новичкова; под ред. Н.Н. Никитиной. – Ульяновск: Качалин Александр Васильевич, 2018. – 2019 с.
26.Тимерханов Д.Г. Технология разноуровневого обучения на основе средневзвешенной системы оценивания / Д.Г. Тимерханов // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования, 2021. – №3(14). – С. 35-42.
27.Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.04.2024).