Формирование экологической культуры младших школьников в процессе использования народных сказок

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 39 39 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 05.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
-
Фрагмент для ознакомления

На 4 этапе исследования анализировались ответы по определению уровня экологических знаний (1 — б; 2 — а, б; 3 — а; 4 — б; 5 — б; 6 — в; 7 — а, б, в; 8 — б; 9 — б; 10 — а, в; 11 — б; 12 — а; 13 — г; 14 — б; 15 — в), каждый правильный ответ оценивался в 1 балл, неправильный 0 баллов, так от 0 до 6 правильных ответов — низкий уровень; от 7 до 11 верных ответов — средний уровень; от 12 до 15 правильных ответов — высокий уровень. Далее подсчитывалось общее количество баллов для определения уровня сформированности экологического сознания — 0–14 баллов — низкий уровень; от 15 до 23 баллов — средний уровень; от 24 баллов — высокий уровень, также подсчитывались баллы для определения уровня сформированности экологического отношения — 0–14 баллов — низкий уровень; от 15 до 23 баллов — средний уровень; от 24 баллов — высокий уровень. Затем, определяли уровень экологической культуры по сумме полученных баллов: 0–36 баллов — низкий уровень; от 37 до 59 баллов — средний уровень; от 60 баллов — высокий уровень.2.2. Содержание работы использования народных сказок по формированию экологической культуры.Основная цель работы со сказкой экологического содержания: развитие личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире природы через актуализацию имеющегося у него эмоционально чувственного и литературного опыта средствами экологической сказки.В работе с использованием экологической сказки, соблюдались следующие принципы:– накопление эмоционально-чувственных представлений об объектах природы, о связи их с условиями среды обитания и другими живыми существами, о существенных признаках и потребностях живого;– использование имеющегося у детей опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения;– создание представлений о многообразии сказочных образов природы;– создание условий для понимания детьми экологического содержания сказки в процессе знакомства с ней, используя синтез различных видов деятельности (двигательная, музыкальная, изобразительная, конструкторская и т.д.);– формирование у детей умения использовать имеющегося непосредственного общения с объектами природы в процессе создания новой сказки на основе известных сюжетов;– включение в процесс обсуждения сказки с экологических позиций различных форм коллективного, индивидуального творчества и сотворчества взрослого и детей.Сказка является ценным и неповторимым средством формирования любви к Родине и к родной земле. Это произведение народного творчества переживает века. В настоящее время дети могут самостоятельно изменять сказки. Пересказывая историю, которая у них не очень получается, ребенок может переделать ее так, чтобы получилось очень забавно. В сказках представлены разнообразные образы природы, людей, их быта. Они погружают ребенка в мир животных, способных размышлять, чувствовать и вести себя по-человечески.Рассмотрим русскую народную сказку «Репка». Сказка простая лишь на первый взгляд, но в ней немало очень важных и ценных идей. В сказке «Репке» наглядно показано, как усилия и деда, и бабки не могут принести результата. Старики, отчаявшись, зовут на помощь внучку, Жучку, кошку, но так и не могут вытащить огромный корнеплод. Но вместо того, чтобы отказаться от своей идеи, они принимают верное решение – позвать еще и мышку. Репка благополучно извлекается из земли.Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».В сказке Иванушка попил воды из лужи и превратился в козленочка. Значит, в сказке вода имеет мистическую силу. Сочинители пытались предостеречь людей не пить грязную воду, так как можно серьезно заболеть. От животных человек может заразиться опасными инфекционными заболеваниями. Одно из путей передачи инфекции – через воду. Вывод: вода – источник жизни. Нужно беречь наши водоемы.Сказка «Гуси-Лебеди». Идет сестрица искать братца, которого унесли гуси-лебеди. Встречает Яблоньку на своем пути и просит у нее помощи. И что же говорит ей Яблонька?А вот что:- Съешь моего лесного яблока, - скажу.А девочка что отвечает?- Да ну, у моего батюшки и садовые не едятся!Не помогла девочка Яблоньке – и Яблонька не помогла ей. И с Речкой, и с Печкой было то же самое.На обратном пути, убегая от гусей-лебедей, сестре с братом помогли и Печка, и Речка, Яблонька. А все почему? Да потому что, девочка помогла им, отнеслась к ним с уважением: и киселя попила, и пирожок съела, и яблоко лесное отведала. Вот вам и пример взаимопомощи, взаимодействия человека и природы!Сказка «Курочка Ряба».Помните: «Снесла Курочка Ряба яичко, да не простое, а золотое…»Золотое яйцо, то есть наша матушка природа, с лесами, лугами, полями, озерами, морями. А также растения, животные и минеральные ресурсы. В сказке народ хотел сказать, что нельзя разбрасываться и уничтожать наше богатство, ведь со временем человек останется ни с чем.«Теремок» – это сказка, которая на примере животных учит нас быть терпимыми друг к другу. Кроме того, в ней заложен большой экологический смысл. Теремок – это природа, лес. Издавна, люди берегли окружающую среду. Они стали бездушно и халатно относиться к дарам природы. Уничтожая леса, нарушают покой природы. В сказке Человек в образе медведя уничтожил мир и покой леса. Давайте рассмотрим сказку «Журавль и цапля», на основе которой можно проявить свои знания из курса биологии. Две птицы, соседи по болоту, построили себе дома и решали, что делать дальше. Жениться! Пришло первым в голову журавлю, и он отправился с предложением к цапле. Но у них ничего не получается. Почему?Серая цапляВ возрасте 2 лет у самцов наступает готовность к размножению. Он начинает строить гнездо первый. В перерыве от работы призывает самку громкими криками. Как только она прилетает, он отгоняет ее и так до тех пор, пока гнездо не будет почти готово. После происходит спаривание, самец с самкой вместе достраивает место для гнездования.Серый журавльСерый журавль – дневная птица. Пара привязана друг к другу, могут неоднократно гнездиться на одном месте. С середины апреля начинаются брачные игры – «танцы». Для этого есть постоянные излюбленные места, чаще всего песчаные гривы около болот. Во время брачных игр журавли подпрыгивают, подбрасывают траву, и громко курлыкают. После того как пара найдена, звуки превращаются в песню, которую поочередно исполняют оба партнера.«Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся».А всё потому, что «разговаривают они на разных языках».Таким образом, в сказке «Журавль и цапля» отражены межвидовые отношения различных видов птиц. В природе у серого журавля и серой цапли отличающееся поведение при создании пары. Они по-разному ухаживают за самкой и поэтому не могут, как и в сказке, понять друг друга.2.3 Анализ результатов исследования.Анкетирование, проведенное в рамках диагностирования уровня экологических знаний детей 9–10 лет (4 класс), показало, что у 45 % участников исследования отсутствуют знания или имеются узкие неправильное представления о животном и растительном мире. Учащиеся не знают экологические взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Учащиеся не проявляют инициативу, когда решают экологические проблемы, не знают правил и норм поведения в природе. У 33% учащихся экологические знания сформированы на среднем уровне, а именно, знания о единстве природы, экологических взаимосвязях организмов в природе сформированы недостаточно, а потребности приобрести экологические знания развиты недостаточно. Дети знают и выполняют правила поведения в природе не в полном объеме. В то время как, у 22 % учащихся начальной школы экологические знания, как один из элементов экологической культуры, сформированы достаточно хорошо. Высокий уровень экологической культуры характеризуется осведомленностью о закономерных связях природы. У детей сформированы прочные знания о единстве природы, о взаимосвязях и взаимозависимостях организмов в природе, высокоразвиты потребности в природе, в приобретении экологических знаний. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них, учащиеся знают и выполняют нормы и правила поведения в природе (табл. 1).Таблица 1Уровни экологических знаний учащихся 9–10 лет ГБОУ г. Москвы «Школа № 1601»Уровень экологических знанийКоличество опрошенных, (%)Низкий24 человека — 45 %Средний18 человек — 33 %Высокий12 человек — 22 %Таблица 2Уровни экологического сознания учащихся 9–10 лет ГБОУ г. Москвы «Школа № 1601»Уровень экологического сознанияКоличество опрошенных, (%)Низкий15 человек — 28 %Средний30 человек — 55 %Высокий9 человек — 17 %28 процентов младших школьников демонстрируют низкий уровень экологического осознания, однако они понимают важность природы для человека. Согласно опросу, у 55 процентов респондентов экологическое сознание находится в процессе изменения: они осознают необходимость охраны окружающей среды для сохранения ее для будущих поколений. Высокий уровень экологического сознания выявлен у 17 процентов учащихся, которые рассматривают природные объекты как равноправных партнеров для взаимодействия, а их экологическое сознание ориентировано на экологическую целесообразность, исключая противопоставление человека и природы (см. таблицу 2).Таблица 3Уровни экологического отношения учащихся 9–10 лет ГБОУ г. Москвы «Школа № 1601»Уровень экологического отношенияКоличество опрошенных, (%)Низкий12 человек — 22 %Средний28 человек — 52 %Высокий14 человек — 26 %В таблице 3 показаны уровни отношения детей 9–10 лет к окружающей среде. Например, 22 % опрошенных не испытывают радости и удовлетворения от общения с природой, не осознавая своей связи с ней, что свидетельствует о низком уровне их экологического отношения. У 52 % учеников отношение к природе не очень осознано и не проявляется активно, что говорит о среднем уровне экологического сознания. 26 % младших школьников демонстрируют высокий уровень экологического отношения, поскольку их взаимодействие с природой осознано и глубоко (табл. 3).Далее в таблице 4 представлены результаты исследования, направленного на определение уровня сформированности экологической культуры детей 9–10 лет из начальной школы "Школа 1601" в г. Москва.Таблица 4Уровни экологической культуры учащихся 9–10 лет ГБОУ г. Москвы «Школа № 1601»Уровень экологической культурыКоличество опрошенных, (%)Низкий12 человек — 22 %Средний28 человек — 61 %Высокий14 человек — 17 %Согласно полученным данным (табл. 4), у воспитанников начальной школы уровень экологической культуры средний и высокий, (61 %) и (17 %) соответственно. Так, у учащихся с высоким уровнем экологической культуры в конце четвертого класса знания о растениях и животных разных сообществ многообразны, он бережно относится к растительному и животному миру, понимает его ценность, проявляет устойчивый интерес, а учащиеся, которые усвоили закономерные связи объектов, явлений; обобщают знания об особенностях природного мира, но не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду имеют средний уровень сформированности экологической культуры.При этом процент участников исследования с низким уровнем экологической культуры также высок (22 %), при котором учащиеся не знают о существенных сторонах животного ирастительного мира, желают заботиться о животных и окружающей среде, но познавательное отношение к растениям не развито.На основе учета возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, отметим, что 9–10 лет — возраст является благоприятным для воспитания экологической культуры, так как в этот период происходит формирование экологических знаний, системы нравственных ценностей, и бережного отношения к природе и природоохранным действиям.Безусловно, семья оказывают большое влияние на воспитание основ экологической культуры, взрослые ответственны за сохранность окружающей среды, воспитание любви к природе и ее богатствам, поэтому воспитание экологической культуры детей нужно проводить параллельно с воспитанием экологической культуры родителей для этого рекомендуется проводить анкетирование, опросы, совместные досуги, праздники, КВНы, викторины, театральные постановки, выставки, круглые столы, родительские собрания, консультации, дискуссии, семинары, экологические стенды, заповедники, экскурсии, экологические опыты, проекты.Подводя итоги проведенного исследования, очевидно, что необходимо повышать уровень экологической культуры младших школьников уже получая основное общее образование, так как 4 класс является последним классом начальной школы. В Обсуждениях перечислены рекомендации для повышения уровня экологической культуры младших школьников в условиях тесного сотрудничества школы и семьи, в связи с тем, что уровень экологической культуры младших школьников все еще довольно низок и все компоненты сформированы в недостаточной степени.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.Воспитание экологической культуры — сложная, многокомпонентная, динамичная система, включающая экологические знания, позволяющие формировать экологическое сознание, способствующая бережному отношению к природе и осуществляющие природоохранные действия.Работа с детьми в области экологии предполагает сотрудничество и совместную работу педагога и детей. Занятия должны быть построены с учетом наглядно - действенного и наглядно - образного восприятия детьми окружающего мира.Цель занятий - формирование у детей экологических знаний и экологически правильного отношения к природе. Дети должны знать о мире животных, растительном мире, неживой природе, о временах года.Работа с детьми включает в себя различные методы и приемы: игры, опыты, наблюдения, чтение книг, просмотр фильмов и мультфильмов.Занятия должны проводиться в игровойформе, чтобы дети могли лучше усваивать материал. В процессе занятий дети должны научиться правильно, относиться к природе, беречь ее и заботиться о ней.К сожалению, это действительно так. Младшие школьники могут быть не заинтересованы в изучении окружающего мира, так как они еще слишком малы и не имеют достаточного опыта. Однако это не означает, что они не могут научиться любить природу и заботиться о ней.Родители и учителя могут помочь младшим школьникам развить интерес к природе, показывая им красивые места, рассказывая о животных и растениях, а также предлагая им различные задания и игры, связанные с природой.Кроме того, важно учить младших школьников уважать природу и беречь ее ресурсы. Это может быть достигнуто через уроки экологии, экскурсии в парки и заповедники, а также через участие в экологических акциях и проектах.В целом, воспитание чувства единения с природой у младших школьников является важной задачей, которая требует терпения, любви и заботы.Отсюда можно заключить, что возникла потребность у педагогов привлечь таких детей к участию в экологической сказке. В своей педагогической деятельности я варьирую виды занятий, связанные со сказкой: чтение экологических произведений, совместное творческое творчество при создании сюжетов сказок, их постановка, изготовление поделок по мотивам сказок, создание масок для персонажей, художественное оформление сказок и другие методы, которые являются продуктивными, увлекательными и эффективными для учеников младших классов.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.Зайцева С.А. Влияние экологической культуры на нравственное воспитание младших школьников / С.А. Зайцева, Н.В. Жиляева, Е.Н. Швецова // Проблемы современного педагогического образования. — 2021 — № 72-2. — С. 87–90.Карпачева О.А. Особенности воспитания экологической культуры у младших школьников / О.А. Карпачева // Вестник науки. — 2023 — Т. 2, № 1(58). — С. 106–111.Кузьмичева М.Д. Особенности формирования экологической культуры младших школьников в учебно-воспитательном процессе / М.Д. Кузьмичева // Символ науки: международный научный журнал. — 2022 — № 4-1. — С. 97–98.Петрова Т.И. Условия формирования экологической культуры учащихся начальных классов / Т.И. Петрова, С.С. Петров // Мир науки, культуры, образования. — 2020 — № 3(82). — С. 181–182. — DOI 10.24411/1991-5497-2020-00506.Симонова, Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками // Начальная школа. – 2009 – №5.Суравегина, И. Т. Экология и мир / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич,Т. В. Кучер. – М.: Новая школа, 2004 – 126с.Тарасова, Т.И. Экологическое воспитание школьников на межпредмет-ной основе / Основы непрерывного экологического образования (Детский сад – школа - ВУЗ): Учебное пособие. – Борисоглебск, БГПИ,2008 – 146 с.Цветкова, И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2007

• Зайцева С.А. Влияние экологической культуры на нравственное воспитание младших школьников / С.А. Зайцева, Н.В. Жиляева, Е.Н. Швецова // Проблемы современного педагогического образования. — 2021 — № 72-2. — С. 87–90.
• Карпачева О.А. Особенности воспитания экологической культуры у младших школьников / О.А. Карпачева // Вестник науки. — 2023 — Т. 2, № 1(58). — С. 106–111.
• Кузьмичева М.Д. Особенности формирования экологической культуры младших школьников в учебно-воспитательном процессе / М.Д. Кузьмичева // Символ науки: международный научный журнал. — 2022 — № 4-1. — С. 97–98.
• Петрова Т.И. Условия формирования экологической культуры учащихся начальных классов / Т.И. Петрова, С.С. Петров // Мир науки, культуры, образования. — 2020 — № 3(82). — С. 181–182. — DOI 10.24411/1991-5497-2020-00506.
• Симонова, Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками // Начальная школа. – 2009 – №5.
• Суравегина, И. Т. Экология и мир / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич,
Т. В. Кучер. – М.: Новая школа, 2004 – 126с.
• Тарасова, Т.И. Экологическое воспитание школьников на межпредмет-
ной основе / Основы непрерывного экологического образования (Детский сад – школа - ВУЗ): Учебное пособие. – Борисоглебск, БГПИ,
2008 – 146 с.
• Цветкова, И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2007