Теоретические основы развития речи детей дошкольный возраста методом « марийских народных сказок»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 40 40 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 05.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАРИЙСКИМИ НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ 7
1.1. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности восприятия сказок детьми дошкольного возраста 12
1.3. Методы и приемы развития речи в дошкольном возрасте 16
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЙ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАРИЙСКИМИ НАРОДЫМИ СКАЗКАМИ 21
2.1. Диагностика уровня развития восприятия и понимания марийских народных сказок и уровня речевого развития детей дошкольного возраста 21
2.2. Комплекс мероприятий, направленных на совершенствование речевого развития детей в процессе ознакомления с марийскими народными сказками 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 42
Фрагмент для ознакомления

Второй лист – предметы посуды, третий лист с одеждой. При назывании предметов посуды и одежды ребенок должен назвать и цвет. Правильно, это чашка. Какого она цвета? Какая чашка? Необходимо задавать вопросы так, чтобы ребенок употреблял имя существительное с именем прилагательным в именительном падеже: чашка красная, шарф зеленый, платье желтое. В этом задании одновременно проверяется и звукопроизношении. Ребенок должен назвать или повторить за проверяющим все слова: шапка - чашка - желтый; стол - зеленый - синий;кровать - пальто - стол и т. д. Послушай, я тебе скажу слово шшшапка. Какой звук я произнесла долго? Теперь сам скажи слово шшшапка так, чтобы я услышала звук ш. Критерии уровня развития словаря представлены в таблице 5.Таблица 5. Критерии и показатели словарного запаса и звукопроизношенияКритерииПоказателиУровни1. Уровень развития словаряРебенок правильно самостоятельно называет предмет, цвет и одно обобщающее словоВысокий – 3 баллаРебенок самостоятельно называет предмет и цветСредний – 2 баллаРебенок называет предмет после вопроса «Что это?» и показа картинкиНизкий – 1 балл2. Уровень звукопроизношенияРебенок правильно произносит все звуки в трех группахВысокий – 3 баллаРебенок правильно произносит звуки в двух группахСредний – 2 баллаРебенок правильно произносит лишь в один звук из трех проверяемых группНизкий – 1 баллПолучены следующие результаты: на низком уровне – семь дошкольников (40 %), без наводящих вопросов и показа картинок дети не справились. А вот 6 дошкольников смогли самостоятельно назвать предметы и цвет, но произнесли звуки только в двух группах, и поэтому оказались на среднем уровне (35 %). Отличились уровнем знаний словаря и звукопроизношений пятеро детей из группы – на высоком уровне (25%). Результаты представлены на рис. 5.Рис. 5. Результаты обследования по заданию № 5.Проверка словарного запаса и звукопроизношения Таким образом, суммарно после всех проведенных диагностических заданий и на основе разработанных критериев можно выделить три уровня развития у детей младшего дошкольного возраста: высокий (17– 24 балла), средний (9– 16 баллов), низкий (0– 8 баллов). (Приложение 2). Во время диагностики, в целом, у дошкольников младшего возраста было выявлено несколько проблем. У детей было отмечено наличие простых фраз из 2-3 слов. Дети использовали простые конструкции предложений. Их высказывания были на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий. Наблюдается ограниченность словаря действий и признаков. Грамматический строй речи не сформирован. Звукопроизношение значительно отстает от нормы. Отмечаются нарушения слоговой структуры слова. Дети сокращали количество слогов. Наблюдалась перестановка слогов и звуков, сокращение звуков при стечении гласных. Дети в основном не проявляли активности и инициативности при общении. После проведения исследования и обработки результатов обследования было выявлено, что дети допускают ошибки в образовании разных грамматических форм, а также вызывает затруднение правильное построение синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания. Основные недостатки выявились в развитии связной речи – это неумение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец), соединять части высказывания. Исходя из данных результатов диагностики, выявляется потребность в создании комплекса мероприятий, направленного на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством произведений устного народного творчества.2.2. Комплекс мероприятий, направленных на совершенствование речевого развития детей в процессе ознакомления с марийскими народными сказкамиНа основе результатов, полученных в ходе диагностики,были определены следующие направления работы: 1. Развитие восприятия и понимания марийских сказок и фольклорного творчества. 2. Развитие звуковой культуры речи. 3. Развитие словаря, связной и грамматически правильной речи. С этой целью определены ежедневные виды деятельности по использованию марийских сказок в работе с детьми, которые отразили в циклограмме воспитателя: – ежедневное чтение марийских сказок; – тематические беседы по марийским сказкам; – совместное рассматривание книг и иллюстраций; – театрализация марийских сказок куклами, настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок; – пение и слушание песен. Использовали марийские сказки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Благодаря простоте и мелодичности звучания марийских сказок дети, играя, легко запоминают новые слова, вводят в свою речь. Работа по развитию речевой активности детей через знакомство с марийскими сказками проводилась не только в детском саду, но и дома, в семье. Взаимодействие с семьями воспитанников – одно из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента поступления ребенка в детский сад.Начало работы строится с подготовительного этапа. Совместно с родителями в группе оформляется уголок «Марийские сказки», включавший в себя сундук с нарядами и «Место обсуждения» (для индивидуальных бесед с детьми или совместного обсуждения детьми прочитанных сказок), а также стенд для отображения рисунков по сказкам, изготовили настольные театры: «Лиса и синичка», «Шляпа», «Ловкий еж», «Мальчик-богатырь» – и театры на фланелеграфе: «Хитраялиса», «Язык змей», «Заячий домик», «Лиса и белка», «Чудеснаяшашка». Была составлена картотека по марийским играм: «Барабанные палочки», «Катание мяча», «Бой петухов», «Щелчки», «Волк и ягнята», «Биляша», «Кто быстрее», «Базар лаптей», «Спрятанное колечко», «Клубочек», «Догони меня», «Кот и мыши», «Игра с платком».Также был разработан комплекс НОД для совершенствования уровня речевого и личностного развития детей в процессе ознакомления с марийскими сказками в соответствии с учебным планом.Учебно-тематический планРазделКоличество занятийЗнакомимся с марийским творчеством - сказки 5Знакомимся с марийским творчеством – песни из сказок 4Просмотр диафильмов по марийским сказкам5Рисунок по марийским сказкам3Марийские игры5Лепка по марийским сказкам3Театр по марийским сказкам5Итого:30НОД по развитию речи в процессе ознакомления с марийскими сказками предусмотрена перспективным планом в соответствии со следующими задачами: – развитие звуковой культуры речи у младших дошкольников; – развитие монологической и диалогической речи;– обогащение активного словаря через знакомство с марийским творчеством;– активизация познавательной, творческой деятельности на основе приобщения детей к истокам марийского творчества. Во время НОД мы побуждали детей проговаривать знакомые фразы и отвечать на поставленные вопросы, проявлять сочувствие к сказочным персонажам. На всех занятиях у детей создавалось эмоционально-радостное настроение от участия и взаимодействия в играх и пальчиковом театре.Воспитанники сразу проявили интерес к сказкам, из чего стало видно, что марийские произведения обогащают речь детей и просто помогают их «разговорить».Знакомство сосказками начиналось с рассматривания иллюстраций, картинок и игрушек. Перед тем как познакомить ребят с новой сказкой, уточнялось значения новых слов, которые ребята услышат. Перед детьми ставилась задача не только запомнить текст, но и эмоционально обыграть его. Дети всей группой учились двигаться, говорить, как сказочные персонажи.Далеко не все дети могли передать характер персонажа. Но постепенно каждый ребенок в группе смог сыграть любую роль. Большое количество времени уделялось рассказыванию марийских сказок. Дети всегда видели лицо рассказчика-педагога, его эмоции, мимику, что помогало понять содержание сказки, выразить отношение к ее персонажам. Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивы в разных видах деятельности, можно успешно побудить дошкольников к развитию речевой активности. С каждым следующим НОД дети более активно себя проявляли, с удовольствием принимали участие в играх. Дети старались повторять за педагогом все движения, передавать настроение персонажей сказки. Что бы углубить и уточнить знания об окружающем мире, проводились игры и упражнения, полезные для детского ума – это загадки. Детям очень понравилось самим сочинять загадки о животных, о птицах, о том, что видят вокруг.Важное значение в исследовательско-методической работе придавалось обучению детей марийским играм. Игровая деятельность в группе развивает коммуникативные функции.Итак, мы наблюдаем, что работа, проводимая с детьми по развитию речи с использованием метода марийских сказок, включающая разнообразные приемы при ее организации, способствует речевому развитию, пополняет словарный запас, а также способствует формированию познавательного интереса к марийскому творчеству. Комплексная воспитательно-образовательная работа с детьми решала следующие задачи: обогащение представлений детей о марийском творчестве, развитие интереса и предоставление возможности для самостоятельной, творческой реализации представлений о марийских сказках в игровой деятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе были рассмотрены теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста с использованием метода "марийских народных сказок". В ходе исследования были рассмотрены особенности развития речи у детей дошкольного возраста, методика использования марийских народных сказок в развитии речи, роль марийских народных сказок в формировании речевых навыков.Особенности развития речи у детей дошкольного возраста являются важным аспектом исследования, так как в этом возрасте происходит активное формирование и развитие речевых навыков. Дети в этом возрасте начинают осваивать звуковой строй языка, расширять словарный запас, учатся строить предложения и использовать речевые средства для выражения своих мыслей и чувств. Однако, развитие речи у детей может иметь свои особенности в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его окружения и воздействия различных факторов.Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с марийскими народными сказками является важным этапом их обучения. Марийские народные сказки содержат мудрые уроки и нравственные ценности, которые способствуют развитию речи и мышления детей. Методика использования марийских народных сказок в развитии речи представляет собой эффективный подход, позволяющий стимулировать развитие речи у детей дошкольного возраста. Марийские народные сказки обладают особым колоритом и содержанием, которые могут привлечь внимание детей и вызвать интерес к изучению родного языка. Использование сказок в развитии речи позволяет развивать словарный запас, улучшать понимание и использование грамматических конструкций, а также развивать навыки анализа и интерпретации текста.В процессе знакомства с этими сказками, дети учатся выражать свои мысли и чувства, расширяют словарный запас, развивают фантазию и креативное мышление. Основные теоретические аспекты развития речи детей в процессе ознакомления с марийскими народными сказками включают в себя изучение звукового строя языка, правильного произношения слов, а также умение строить грамматически правильные предложения. Дети, активно участвующие в обсуждении и анализе сказок, развивают умение слушать и воспринимать речь других, а также учатся выражать свои мысли последовательно и логически. Изучение марийских народных сказок способствует также развитию эмоциональной сферы у детей, помогает им понимать и переживать различные чувства, развивает эмпатию и сочувствие. Дети, ознакомленные с мудрыми уроками и нравственными ценностями сказок, становятся более восприимчивыми к миру, учатся отличать добро от зла и принимать правильные решения. Таким образом, ознакомление с марийскими народными сказками играет важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста, способствует их интеллектуальному, эмоциональному и социальному развитию. Важно поддерживать интерес детей к этим сказкам, проводить дискуссии и обсуждения, а также развивать у них навыки рассказывания и пересказывания сказок.Практические занятия по развитию речи с использованием марийских народных сказок должны представлять собой конкретные мероприятия, направленные на развитие речи у детей дошкольного возраста. В ходе таких занятий дети могут слушать и анализировать сказки, обсуждать содержание и сюжет, активно участвовать в диалогах и драматизации сказок, а также самостоятельно создавать свои собственные истории и сказки.Результаты исследования эффективности метода на основе марийских народных сказок показали положительные изменения в развитии речи у детей дошкольного возраста. Дети проявляли больший интерес к изучению родного языка, улучшали свои навыки понимания и использования речевых средств, а также проявляли большую активность и творческий подход к работе с сказками.Таким образом, использование марийских народных сказок в развитии речи детей дошкольного возраста является эффективным методом, способствующим стимуляции и активизации речевого развития. Сказки позволяют детям не только улучшить свои навыки восприятия и понимания текста, но и развить свою речь, фантазию и творческое мышление. Использование марийских народных сказок в работе с детьми дошкольного возраста является значимым и перспективным направлением, которое может быть использовано как в образовательных, так и в воспитательных целях.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБратухина, М. Н. Устное народное творчество как фактор развития способностей у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М. Н. Братухина // Одаренный ребенок. – 2016. – № 4. – С. 105-117. – Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=26562314.Винокур Т.Г. Диалог. - М.: Дрофа, 2008. - С. 119-120.Воеводская Н. В. Индивидуальные особенности речевого развития дошкольников. – 2023.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский – СПб. : СОЮЗ, 2006. – 96 с.Ефремова Т.Ф. Толковый словарь. М., 2005.Кондрашина О. Е. Речевое развитие дошкольника: сущность, структура, содержание. – 2013.Корчагина Е. А. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста. – 2017.История дошкольной педагогики / под ред. Л. Н. Литвинова. - 2-е изд. дораб. - М.: Просвещение,1989.Митенкова, Т. В. Сказка как средство обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста[Электронный ресурс] / Т.В. Митенкова,Л.К.Анищенко,Е.В. Митенкова// Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 893-896.Мурхаханова И. И. устное народное творчество (малые формы фольклора) как средство речевого развития дошкольников. – 2022.Неволина В. В. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. – 2019.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2010.Полякова Г.М. Формирование навыков связного рассказывания у детей среднего и старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня на материале русских и марийских народных сказок: Методическое пособие. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл, 2016. – 79 с.Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова. М., 1997.Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст]: учеб.-метод. пособие / Ф. А. Сохин ; Моск. психол.- социал. ин-т. – М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2005. – 223 с.Фадеева, М. В. Влияние небыличного фольклора на словесное творчество дошкольников [Текст] :автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / М. В. Фаде-ева ; Моск. пед. гос. ун-т. – М., 1998. – 16 с.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1989. С. 153-168.Царева М. А., Головина Е. В. Психолингвистические особенности речи дошкольников и младших школьников. – 2021.Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Е. И. Тихеева // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб.пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М., 1999. – С. 144-148.Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. М., 2014.Ушакова, О. С. Основные направления исследований по развитию речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова, Е. В. Савушкина // Психологопедагогический поиск. – 2007. – № 2 (6). – С. 156-161.Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. - М.: Педагогика, 1998. - 234 с.Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. - М.: Наука, 2006. - 264 с.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Второй блок из исследования. Задание № 2. Рассказ по сюжетной картине «Лиса и заяц»Рис.1. Сюжетная картинка «Лиса и заяц» по одноименной марийской сказке.ПРИЛОЖЕНИЕ 2Результаты диагностического исследования уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста№ФИСвязной речиПонимание значения словаУпотребление пространственных предлоговУпотребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числаПроверка словарного запаса и звукопроизношенияПроверка восприятие и понимание произведение марийских сказокСумма балловУровень1Женя В.22222111Средний2Валера М.2111117Низкий3Леня Т.2121118Низкий4Сева Т.1111116Низкий5Алина Р.21221210Средний6Макар Н.32332215Высокий7Никита С.2122119Средний8Костя Т.2111117Низкий9Алена Т.33222315Высокий10Ирина М.1221219Средний11Дима З.2111128Низкий12Саша А.22221211Средний13Азиля Х.1211117Низкий14Миля Р.22322314Средний15Степн Ж.1212118Средний16Даша Г.32322315Высокий17Настя А.2121129Средний18Федя В.22222313Средний19Саша Д.22222313Средний20Егор П.1112128Низкий

1.Братухина, М. Н. Устное народное творчество как фактор развития способностей у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М. Н. Братухина // Одаренный ребенок. – 2016. – № 4. – С. 105-117. – Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=26562314.
2.Винокур Т. Г. Диалог. - М.: Дрофа, 2008. - С. 119-120.
3.Воеводская Н. В. Индивидуальные особенности речевого развития дошкольников. – 2023.
4.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский – СПб. : СОЮЗ, 2006. – 96 с.
5.Ефремова Т.Ф. Толковый словарь. М., 2005.
6.Кондрашина О. Е. Речевое развитие дошкольника: сущность, структура, содержание. – 2013.
7.Корчагина Е. А. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста. – 2017.
8.История дошкольной педагогики / под ред. Л. Н. Литвинова. - 2-е изд. дораб. - М.: Просвещение,1989.
9.Митенкова, Т. В. Сказка как средство обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста[Электронный ресурс] / Т.В. Митенкова,Л.К.Анищенко,Е.В. Митенкова// Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 893-896.
10.Мурхаханова И. И. устное народное творчество (малые формы фольклора) как средство речевого развития дошкольников. – 2022.
11.Неволина В. В. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. – 2019.
12.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 2010.
13.Полякова Г.М. Формирование навыков связного рассказывания у детей среднего и старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня на материале русских и марийских народных сказок: Методическое пособие. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл, 2016. – 79 с.
14.Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. М., 1997.
15.Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст]: учеб.-метод. пособие / Ф. А. Сохин ; Моск. психол.- социал. ин-т. – М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2005. – 223 с.
16.Фадеева, М. В. Влияние небыличного фольклора на словесное творчество дошкольников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / М. В. Фаде-ева ; Моск. пед. гос. ун-т. – М., 1998. – 16 с.
17.Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1989. С. 153-168.
18.Царева М. А., Головина Е. В. Психолингвистические особенности речи дошкольников и младших школьников. – 2021.
19.Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Е. И. Тихеева // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М., 1999. – С. 144-148.
20.Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. М., 2014.
21.Ушакова, О. С. Основные направления исследований по развитию речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова, Е. В. Савушкина // Психологопедагогический поиск. – 2007. – № 2 (6). – С. 156-161.
22.Эльконин Д. Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. - М.: Педагогика, 1998. - 234 с.
23.Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. - М.: Наука, 2006. - 264 с.