Теоретические основы развития речи детей дошкольный возраста методом « марийских народных сказок»
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 05.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАРИЙСКИМИ НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ 7
1.1. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности восприятия сказок детьми дошкольного возраста 12
1.3. Методы и приемы развития речи в дошкольном возрасте 16
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЙ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАРИЙСКИМИ НАРОДЫМИ СКАЗКАМИ 21
2.1. Диагностика уровня развития восприятия и понимания марийских народных сказок и уровня речевого развития детей дошкольного возраста 21
2.2. Комплекс мероприятий, направленных на совершенствование речевого развития детей в процессе ознакомления с марийскими народными сказками 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 42
Второй лист – предметы посуды, третий лист с одеждой. При назывании предметов посуды и одежды ребенок должен назвать и цвет. Правильно, это чашка. Какого она цвета? Какая чашка? Необходимо задавать вопросы так, чтобы ребенок употреблял имя существительное с именем прилагательным в именительном падеже: чашка красная, шарф зеленый, платье желтое. В этом задании одновременно проверяется и звукопроизношении. Ребенок должен назвать или повторить за проверяющим все слова: шапка - чашка - желтый; стол - зеленый - синий;кровать - пальто - стол и т. д. Послушай, я тебе скажу слово шшшапка. Какой звук я произнесла долго? Теперь сам скажи слово шшшапка так, чтобы я услышала звук ш. Критерии уровня развития словаря представлены в таблице 5.Таблица 5. Критерии и показатели словарного запаса и звукопроизношенияКритерииПоказателиУровни1. Уровень развития словаряРебенок правильно самостоятельно называет предмет, цвет и одно обобщающее словоВысокий – 3 баллаРебенок самостоятельно называет предмет и цветСредний – 2 баллаРебенок называет предмет после вопроса «Что это?» и показа картинкиНизкий – 1 балл2. Уровень звукопроизношенияРебенок правильно произносит все звуки в трех группахВысокий – 3 баллаРебенок правильно произносит звуки в двух группахСредний – 2 баллаРебенок правильно произносит лишь в один звук из трех проверяемых группНизкий – 1 баллПолучены следующие результаты: на низком уровне – семь дошкольников (40 %), без наводящих вопросов и показа картинок дети не справились. А вот 6 дошкольников смогли самостоятельно назвать предметы и цвет, но произнесли звуки только в двух группах, и поэтому оказались на среднем уровне (35 %). Отличились уровнем знаний словаря и звукопроизношений пятеро детей из группы – на высоком уровне (25%). Результаты представлены на рис. 5.Рис. 5. Результаты обследования по заданию № 5.Проверка словарного запаса и звукопроизношения Таким образом, суммарно после всех проведенных диагностических заданий и на основе разработанных критериев можно выделить три уровня развития у детей младшего дошкольного возраста: высокий (17– 24 балла), средний (9– 16 баллов), низкий (0– 8 баллов). (Приложение 2). Во время диагностики, в целом, у дошкольников младшего возраста было выявлено несколько проблем. У детей было отмечено наличие простых фраз из 2-3 слов. Дети использовали простые конструкции предложений. Их высказывания были на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий. Наблюдается ограниченность словаря действий и признаков. Грамматический строй речи не сформирован. Звукопроизношение значительно отстает от нормы. Отмечаются нарушения слоговой структуры слова. Дети сокращали количество слогов. Наблюдалась перестановка слогов и звуков, сокращение звуков при стечении гласных. Дети в основном не проявляли активности и инициативности при общении. После проведения исследования и обработки результатов обследования было выявлено, что дети допускают ошибки в образовании разных грамматических форм, а также вызывает затруднение правильное построение синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания. Основные недостатки выявились в развитии связной речи – это неумение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец), соединять части высказывания. Исходя из данных результатов диагностики, выявляется потребность в создании комплекса мероприятий, направленного на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством произведений устного народного творчества.2.2. Комплекс мероприятий, направленных на совершенствование речевого развития детей в процессе ознакомления с марийскими народными сказкамиНа основе результатов, полученных в ходе диагностики,были определены следующие направления работы: 1. Развитие восприятия и понимания марийских сказок и фольклорного творчества. 2. Развитие звуковой культуры речи. 3. Развитие словаря, связной и грамматически правильной речи. С этой целью определены ежедневные виды деятельности по использованию марийских сказок в работе с детьми, которые отразили в циклограмме воспитателя: – ежедневное чтение марийских сказок; – тематические беседы по марийским сказкам; – совместное рассматривание книг и иллюстраций; – театрализация марийских сказок куклами, настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок; – пение и слушание песен. Использовали марийские сказки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Благодаря простоте и мелодичности звучания марийских сказок дети, играя, легко запоминают новые слова, вводят в свою речь. Работа по развитию речевой активности детей через знакомство с марийскими сказками проводилась не только в детском саду, но и дома, в семье. Взаимодействие с семьями воспитанников – одно из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента поступления ребенка в детский сад.Начало работы строится с подготовительного этапа. Совместно с родителями в группе оформляется уголок «Марийские сказки», включавший в себя сундук с нарядами и «Место обсуждения» (для индивидуальных бесед с детьми или совместного обсуждения детьми прочитанных сказок), а также стенд для отображения рисунков по сказкам, изготовили настольные театры: «Лиса и синичка», «Шляпа», «Ловкий еж», «Мальчик-богатырь» – и театры на фланелеграфе: «Хитраялиса», «Язык змей», «Заячий домик», «Лиса и белка», «Чудеснаяшашка». Была составлена картотека по марийским играм: «Барабанные палочки», «Катание мяча», «Бой петухов», «Щелчки», «Волк и ягнята», «Биляша», «Кто быстрее», «Базар лаптей», «Спрятанное колечко», «Клубочек», «Догони меня», «Кот и мыши», «Игра с платком».Также был разработан комплекс НОД для совершенствования уровня речевого и личностного развития детей в процессе ознакомления с марийскими сказками в соответствии с учебным планом.Учебно-тематический планРазделКоличество занятийЗнакомимся с марийским творчеством - сказки 5Знакомимся с марийским творчеством – песни из сказок 4Просмотр диафильмов по марийским сказкам5Рисунок по марийским сказкам3Марийские игры5Лепка по марийским сказкам3Театр по марийским сказкам5Итого:30НОД по развитию речи в процессе ознакомления с марийскими сказками предусмотрена перспективным планом в соответствии со следующими задачами: – развитие звуковой культуры речи у младших дошкольников; – развитие монологической и диалогической речи;– обогащение активного словаря через знакомство с марийским творчеством;– активизация познавательной, творческой деятельности на основе приобщения детей к истокам марийского творчества. Во время НОД мы побуждали детей проговаривать знакомые фразы и отвечать на поставленные вопросы, проявлять сочувствие к сказочным персонажам. На всех занятиях у детей создавалось эмоционально-радостное настроение от участия и взаимодействия в играх и пальчиковом театре.Воспитанники сразу проявили интерес к сказкам, из чего стало видно, что марийские произведения обогащают речь детей и просто помогают их «разговорить».Знакомство сосказками начиналось с рассматривания иллюстраций, картинок и игрушек. Перед тем как познакомить ребят с новой сказкой, уточнялось значения новых слов, которые ребята услышат. Перед детьми ставилась задача не только запомнить текст, но и эмоционально обыграть его. Дети всей группой учились двигаться, говорить, как сказочные персонажи.Далеко не все дети могли передать характер персонажа. Но постепенно каждый ребенок в группе смог сыграть любую роль. Большое количество времени уделялось рассказыванию марийских сказок. Дети всегда видели лицо рассказчика-педагога, его эмоции, мимику, что помогало понять содержание сказки, выразить отношение к ее персонажам. Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивы в разных видах деятельности, можно успешно побудить дошкольников к развитию речевой активности. С каждым следующим НОД дети более активно себя проявляли, с удовольствием принимали участие в играх. Дети старались повторять за педагогом все движения, передавать настроение персонажей сказки. Что бы углубить и уточнить знания об окружающем мире, проводились игры и упражнения, полезные для детского ума – это загадки. Детям очень понравилось самим сочинять загадки о животных, о птицах, о том, что видят вокруг.Важное значение в исследовательско-методической работе придавалось обучению детей марийским играм. Игровая деятельность в группе развивает коммуникативные функции.Итак, мы наблюдаем, что работа, проводимая с детьми по развитию речи с использованием метода марийских сказок, включающая разнообразные приемы при ее организации, способствует речевому развитию, пополняет словарный запас, а также способствует формированию познавательного интереса к марийскому творчеству. Комплексная воспитательно-образовательная работа с детьми решала следующие задачи: обогащение представлений детей о марийском творчестве, развитие интереса и предоставление возможности для самостоятельной, творческой реализации представлений о марийских сказках в игровой деятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе были рассмотрены теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста с использованием метода "марийских народных сказок". В ходе исследования были рассмотрены особенности развития речи у детей дошкольного возраста, методика использования марийских народных сказок в развитии речи, роль марийских народных сказок в формировании речевых навыков.Особенности развития речи у детей дошкольного возраста являются важным аспектом исследования, так как в этом возрасте происходит активное формирование и развитие речевых навыков. Дети в этом возрасте начинают осваивать звуковой строй языка, расширять словарный запас, учатся строить предложения и использовать речевые средства для выражения своих мыслей и чувств. Однако, развитие речи у детей может иметь свои особенности в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его окружения и воздействия различных факторов.Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с марийскими народными сказками является важным этапом их обучения. Марийские народные сказки содержат мудрые уроки и нравственные ценности, которые способствуют развитию речи и мышления детей. Методика использования марийских народных сказок в развитии речи представляет собой эффективный подход, позволяющий стимулировать развитие речи у детей дошкольного возраста. Марийские народные сказки обладают особым колоритом и содержанием, которые могут привлечь внимание детей и вызвать интерес к изучению родного языка. Использование сказок в развитии речи позволяет развивать словарный запас, улучшать понимание и использование грамматических конструкций, а также развивать навыки анализа и интерпретации текста.В процессе знакомства с этими сказками, дети учатся выражать свои мысли и чувства, расширяют словарный запас, развивают фантазию и креативное мышление. Основные теоретические аспекты развития речи детей в процессе ознакомления с марийскими народными сказками включают в себя изучение звукового строя языка, правильного произношения слов, а также умение строить грамматически правильные предложения. Дети, активно участвующие в обсуждении и анализе сказок, развивают умение слушать и воспринимать речь других, а также учатся выражать свои мысли последовательно и логически. Изучение марийских народных сказок способствует также развитию эмоциональной сферы у детей, помогает им понимать и переживать различные чувства, развивает эмпатию и сочувствие. Дети, ознакомленные с мудрыми уроками и нравственными ценностями сказок, становятся более восприимчивыми к миру, учатся отличать добро от зла и принимать правильные решения. Таким образом, ознакомление с марийскими народными сказками играет важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста, способствует их интеллектуальному, эмоциональному и социальному развитию. Важно поддерживать интерес детей к этим сказкам, проводить дискуссии и обсуждения, а также развивать у них навыки рассказывания и пересказывания сказок.Практические занятия по развитию речи с использованием марийских народных сказок должны представлять собой конкретные мероприятия, направленные на развитие речи у детей дошкольного возраста. В ходе таких занятий дети могут слушать и анализировать сказки, обсуждать содержание и сюжет, активно участвовать в диалогах и драматизации сказок, а также самостоятельно создавать свои собственные истории и сказки.Результаты исследования эффективности метода на основе марийских народных сказок показали положительные изменения в развитии речи у детей дошкольного возраста. Дети проявляли больший интерес к изучению родного языка, улучшали свои навыки понимания и использования речевых средств, а также проявляли большую активность и творческий подход к работе с сказками.Таким образом, использование марийских народных сказок в развитии речи детей дошкольного возраста является эффективным методом, способствующим стимуляции и активизации речевого развития. Сказки позволяют детям не только улучшить свои навыки восприятия и понимания текста, но и развить свою речь, фантазию и творческое мышление. Использование марийских народных сказок в работе с детьми дошкольного возраста является значимым и перспективным направлением, которое может быть использовано как в образовательных, так и в воспитательных целях.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБратухина, М. Н. Устное народное творчество как фактор развития способностей у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М. Н. Братухина // Одаренный ребенок. – 2016. – № 4. – С. 105-117. – Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=26562314.Винокур Т.Г. Диалог. - М.: Дрофа, 2008. - С. 119-120.Воеводская Н. В. Индивидуальные особенности речевого развития дошкольников. – 2023.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский – СПб. : СОЮЗ, 2006. – 96 с.Ефремова Т.Ф. Толковый словарь. М., 2005.Кондрашина О. Е. Речевое развитие дошкольника: сущность, структура, содержание. – 2013.Корчагина Е. А. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста. – 2017.История дошкольной педагогики / под ред. Л. Н. Литвинова. - 2-е изд. дораб. - М.: Просвещение,1989.Митенкова, Т. В. Сказка как средство обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста[Электронный ресурс] / Т.В. Митенкова,Л.К.Анищенко,Е.В. Митенкова// Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 893-896.Мурхаханова И. И. устное народное творчество (малые формы фольклора) как средство речевого развития дошкольников. – 2022.Неволина В. В. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. – 2019.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2010.Полякова Г.М. Формирование навыков связного рассказывания у детей среднего и старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня на материале русских и марийских народных сказок: Методическое пособие. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл, 2016. – 79 с.Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова. М., 1997.Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст]: учеб.-метод. пособие / Ф. А. Сохин ; Моск. психол.- социал. ин-т. – М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2005. – 223 с.Фадеева, М. В. Влияние небыличного фольклора на словесное творчество дошкольников [Текст] :автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / М. В. Фаде-ева ; Моск. пед. гос. ун-т. – М., 1998. – 16 с.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1989. С. 153-168.Царева М. А., Головина Е. В. Психолингвистические особенности речи дошкольников и младших школьников. – 2021.Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Е. И. Тихеева // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб.пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М., 1999. – С. 144-148.Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. М., 2014.Ушакова, О. С. Основные направления исследований по развитию речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова, Е. В. Савушкина // Психологопедагогический поиск. – 2007. – № 2 (6). – С. 156-161.Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. - М.: Педагогика, 1998. - 234 с.Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. - М.: Наука, 2006. - 264 с.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Второй блок из исследования. Задание № 2. Рассказ по сюжетной картине «Лиса и заяц»Рис.1. Сюжетная картинка «Лиса и заяц» по одноименной марийской сказке.ПРИЛОЖЕНИЕ 2Результаты диагностического исследования уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста№ФИСвязной речиПонимание значения словаУпотребление пространственных предлоговУпотребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числаПроверка словарного запаса и звукопроизношенияПроверка восприятие и понимание произведение марийских сказокСумма балловУровень1Женя В.22222111Средний2Валера М.2111117Низкий3Леня Т.2121118Низкий4Сева Т.1111116Низкий5Алина Р.21221210Средний6Макар Н.32332215Высокий7Никита С.2122119Средний8Костя Т.2111117Низкий9Алена Т.33222315Высокий10Ирина М.1221219Средний11Дима З.2111128Низкий12Саша А.22221211Средний13Азиля Х.1211117Низкий14Миля Р.22322314Средний15Степн Ж.1212118Средний16Даша Г.32322315Высокий17Настя А.2121129Средний18Федя В.22222313Средний19Саша Д.22222313Средний20Егор П.1112128Низкий
2.Винокур Т. Г. Диалог. - М.: Дрофа, 2008. - С. 119-120.
3.Воеводская Н. В. Индивидуальные особенности речевого развития дошкольников. – 2023.
4.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский – СПб. : СОЮЗ, 2006. – 96 с.
5.Ефремова Т.Ф. Толковый словарь. М., 2005.
6.Кондрашина О. Е. Речевое развитие дошкольника: сущность, структура, содержание. – 2013.
7.Корчагина Е. А. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста. – 2017.
8.История дошкольной педагогики / под ред. Л. Н. Литвинова. - 2-е изд. дораб. - М.: Просвещение,1989.
9.Митенкова, Т. В. Сказка как средство обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста[Электронный ресурс] / Т.В. Митенкова,Л.К.Анищенко,Е.В. Митенкова// Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 893-896.
10.Мурхаханова И. И. устное народное творчество (малые формы фольклора) как средство речевого развития дошкольников. – 2022.
11.Неволина В. В. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. – 2019.
12.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 2010.
13.Полякова Г.М. Формирование навыков связного рассказывания у детей среднего и старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня на материале русских и марийских народных сказок: Методическое пособие. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл, 2016. – 79 с.
14.Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. М., 1997.
15.Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст]: учеб.-метод. пособие / Ф. А. Сохин ; Моск. психол.- социал. ин-т. – М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2005. – 223 с.
16.Фадеева, М. В. Влияние небыличного фольклора на словесное творчество дошкольников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / М. В. Фаде-ева ; Моск. пед. гос. ун-т. – М., 1998. – 16 с.
17.Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1989. С. 153-168.
18.Царева М. А., Головина Е. В. Психолингвистические особенности речи дошкольников и младших школьников. – 2021.
19.Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Е. И. Тихеева // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М., 1999. – С. 144-148.
20.Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. М., 2014.
21.Ушакова, О. С. Основные направления исследований по развитию речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова, Е. В. Савушкина // Психологопедагогический поиск. – 2007. – № 2 (6). – С. 156-161.
22.Эльконин Д. Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. - М.: Педагогика, 1998. - 234 с.
23.Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. - М.: Наука, 2006. - 264 с.