Особенности развития предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у дошкольников с ОВЗ
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 07.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы развития предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста с ОВЗ 5
1.1.Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности…………………………………………….. 5
1.2. Особенности формирования элементов учебной деятельности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………. 12
1.3 Методы и приемы развития коммуникативных универсальных учебных действий у дошкольников с ОВЗ ………………………………………… 19
Глава 2. Исследование развития предпосылок коммуникативных УУД у дошкольников с ОВЗ …………………………………………………. 24
2.1. Разработка методических рекомендаций по развитию коммуникативных умений у дошкольников с ОВЗ ………………………. 24
2.2. Внедрение игровых технологий для формирования коммуникативных умений у дошкольников с ОВЗ ………………………………………………. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 38
Список использованной литературы…………………………………………. 40
Приложение 1………………………………………………………………….. 43
Учите детей пользоваться общими вещами, уступать друг другу, выражать симпатию к другому ребенку.Ход игры. Игра проводится под музыкальное сопровождение. Взяв куклу, воспитатель показывает, как с ней можно танцевать. Затем он вызывает 3-4 детей и предлагает каждому выбрать куклу. Дети с куклами встают вокруг воспитателя и выполняют вместе с ним танцевальные движения. Во время выступления «танцоров»Творческая игра «Страна вежливости»Цель. Уместно учить детей в зависимости от ситуации и адресата использовать вежливые слова приветствия. Учить общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.Ход игры. Учитель предлагает отправиться в страну Вежливости. Для начала нужно запомнить вежливые слова. Далее учитель читает стихотворение. В. Солоухин «Здравствуйте», дети отвечают на вопросы, поставленные в стихотворении.Творческая игра «Кто здесь кто?»Цель. Учить средствам жестов и мимики, передавать наиболее характерные черты сказочного персонажа.Ход игры. Воспитатель предлагает детям разыграть короткие спектакли по мотивам известных сказок, изображая героев с помощью мимики и жестов.Игры – ситуацииЦель. Развивать умение вступать в беседу, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и осмысленно выражать свои мысли с помощью мимики и пантомимы.Ход игры. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций.1. Две девушки поссорились – помиритесь.2. Если вам очень хочется поиграть той же игрушкой, что и кто-то из ребят из вашей группы, попросите его.3. Вы очень обидели друга – попробуйте попросить у него прощения, помиритесь с ним.4. Дети играют, у одного ребенка нет игрушки – поделитесь с ним.5. Ребенок плачет – успокойте его.6. Если вы не можете завязать шнурки, попросите друга помочь вам.Игра – инсценировка «Мой день»Цель. Развивать умение видеть и понимать себя и других, внешний и внутренний мир.Ход игры. Чтение стихов. "Мой день". (Утром я проснулся сам, Утром сам оделся, А потом умылся, завтракал тоже сам...) Беседа о прочитанном. Предложить детям рассказать, как они себя ведут, что их можно сделать самостоятельно, можно выбрать нужные картинки или нарисовать их.Ролевая игра «Буратино и дети»Цель. Учите детей оценивать свое поведение и поведение окружающих, использовать вежливые слова при общении.Ход игры. В состав группы входит Буратино. Они здороваются. Говорят, что хотели бы посмотреть, как живут ребята. Дети показывают свои игровые уголки, игрушки и т. д. Буратино предлагает всем поиграть вместе и спрашивает, умеют ли дети играть вместе. Буратино задает детям загадки. Дети отгадывают. Повторите правила вежливого общения.Ролевая игра «Маленькие помощники»Цель. Поощряйте детей помогать по дому, учите их работать вместе и общаться.Ход игры. Учитель читает стихотворение. В нужный момент, по его сигналу, каждый из детей показывает, как он умеет выполнять свою работу.Ролевая игра «Пойми меня»Цель: развивать умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.Ребенок выходит вперед и произносит речь из 4-5 предложений. Дети должны угадать, кто говорит (экскурсовод, журналист, учитель, литературный герой) и в какой ситуации возможны такие слова. Например: «А потом все вышли на стартовую линию.5,4,3,2,! - начинать!" (Ситуация — соревнование между спортсменами, — говорит спортивный обозреватель).Подвижная игра «Волшебные водоросли».Цель: снятие телесных барьеров, развитие умения достигать целей, используя приемлемые способы общения.Ход игры. Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованный детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и впустить их в круг, а могут и не пустить, если их плохо попросят.Подвижная игра «Слепой и проводник»Цель: развивать умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.Ход игры. Дети делятся на пары: «слепой» и «проводник». Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, дает возможность прикоснуться к различным предметам, помогает избежать различных столкновений с другими парами, дает соответствующие пояснения относительно их движения. Команды следует отдавать, стоя позади себя, на некотором расстоянии. Затем участники меняются ролями. Таким образом, каждый ребенок проходит определенную «школу доверия».В конце игры воспитатель предлагает детям ответить, кто чувствовал себя надежным и уверенным, у кого было желание полностью довериться своему другу. Почему?Подвижная игра «Клеевая струя»Цель: развивать умение действовать сообща и осуществлять само- и взаимоконтроль над деятельностью; научитесь доверять и помогать тем, с кем общаетесь.Ход игры. Перед игрой воспитатель разговаривает с детьми о дружбе и взаимовыручке, о том, что вместе они смогут преодолеть любые препятствия.Дети встают друг за другом и держатся за плечи идущего впереди. В этом положении они преодолевают различные препятствия.1. Встаньте и встаньте со стула.2. Залезть под стол.3. Обойти «широкое озеро».4. Пробирайтесь через «дремучий лес».5. Прячьтесь от диких животных.Условие: на протяжении всей игры они не должны отрываться друг от друга.Игра-драматизация «Пресс-конференция»Цель: развивать умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и правильно формулировать ответ; развивать речевые навыки.Ход игры. Все дети в группе участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: «Твой выходной», «Экскурсия в зоопарк», «День рождения друга», «В цирке» и т. д.). Один из участников пресс-конференции, «гость» (тот, кому будут заданы все вопросы), сидит в центре и отвечает на любые вопросы детей.Также мы подготовили консультацию для педагогов «Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями посредством игры» (Приложение 1), с целью расширения знаний педагогов об инклюзивном образовании в дошкольных учреждениях. Цель данной консультации – развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями.Выводы по главе 2Для ребенка дошкольного возраста неразрешимой задачей является самостоятельное изучение сущности окружающего мира. Основой развития коммуникативных навыков и коммуникативной компетентности является непременное участие и поддержка взрослого.Именно развитие коммуникативных навыков и умений является значимым направлением социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и важнейшим условием успешной учебной деятельности.Игровая деятельность является одним из средств развития коммуникативной компетентности. Основной деятельностью ребенка в дошкольном детстве является игра.Понимание процесса развития общения у детей дошкольного возраста является весьма значимой задачей на современном этапе, поскольку позволяет не только прогнозировать возможные трудности во взаимодействии между людьми, но и позволяет предотвратить их возникновение.Рассмотренные нами направления работы, методы и приемы способствуют формированию навыков межличностного взаимодействия и формированию коммуникативных и речевых навыков.ЗАКЛЮЧЕНИЕКурсовая работа посвящена изучению особенностей развития предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Целью работы было выявление специфических особенностей развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ, а также разработка рекомендаций для эффективной педагогической работы с данной категорией детей.В ходе исследования было установлено, что у детей с ОВЗ существуют определенные особенности в развитии коммуникативных универсальных учебных действий, связанные с их физическими, эмоциональными и когнитивными особенностями. Дети с ОВЗ часто испытывают трудности в усвоении коммуникативных умений, таких как общение, активное восприятие, внимание, понимание и речевая активность.Таким образом, проведенное исследование подтвердило необходимость индивидуального подхода в обучении дошкольников с ОВЗ, учитывающего их специфические потребности и возможности. Рекомендации, разработанные на основе результатов исследования, направлены на создание благоприятной образовательной среды и разработку индивидуальных образовательных программ для эффективного развития коммуникативных универсальных учебных действий у дошкольников с ОВЗ.В целом, данная работа позволяет прийти к выводу, что педагогический процесс должен быть адаптирован для удовлетворения потребностей и способностей детей с ОВЗ и быть направлен на развитие их коммуникативных универсальных учебных действий.Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны определённые особенности развития предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий. Данная особенность обусловлена спецификой их психофизического развития. Для преодоления трудностей в общении следует проводить целенаправленную работу по формированию коммуникативных умений и навыков.Таким образом, изучение особенностей развития предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у дошкольников с ОВЗ представляет собой актуальную и важную задачу, направленную на создание условий для успешной социализации и обучения данной категории детей в дошкольных учреждениях.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся. – М.: УЦ «Перспектива», 2011, - 208 с. С. 102-106Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий//Исследования мышления в современной психологии/П.Я. Гальперин – М.: Наука,1966.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования. –М.: Просвещение, 2008. – 39 с. (Стандарты второго поколения).Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов // Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск : Пеленг, 1993. – 61 с.Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А. Леонтьева. - М., 2006.Разработка модели программы развития универсальных учебных действий. www.standart.edu.ru/attachment.aspx?id=126.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2010.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е издание. - М.: Просвещение, 2010. – 159 с.Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.: Просвещение, 2009. – 48 с. (Стандарты второго поколения).Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.: ИНТОР, 2006. 544 с.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. М.: Просвещение, 2005. 45 с.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 2005. 304 с.Субботина С.В. Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности / С.В. Субботина // Дошкольное воспитание, 2014. № 4. C. 108-114.Усова А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. М.: Просвещение, 2011. 129 c.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под редакцией Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ, 2001. 417 c.Арушанова – Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей» Жа, издательство Литагент «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», год 2005.Дмитриева, О.И.Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми / О.И. Дмитриева, Е.А. Степанова. – Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Т. 0. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С.149–151. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4588/ (дата обращения: 26.12.2020).Запорожец А. В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М: Педагогика, 1994Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А. Козлова. – М.: Просвещение, 2002. – 271 с.Одинокова Н.А. Включение компьютерных развивающих игр в работу с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательных организаций // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (15 мая 2017 г.) / отв. ред. Е.Л. Сорокина. – Новосибирск: Изд-во ЧУДПО Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2017. – С. 135–140.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».Санитарные правила СП 2.4.3648–20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»Ушакова, О.С. Методика развития речи детей / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во «Владос», 2003Приложение 1Консультация для педагогов«Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру»Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.Игра – это одно из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности ребенка. Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей.Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры), помогает сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыков, это совмещение элементов игры и учения, переход от игр - забав через игры - задачи к учебно – познавательной деятельности. Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры. Повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности. Единство обучающих и воспитательных воздействий.Цель игры, два аспекта цели:1. Познавательный - обучение способам действия с предметами.2. Воспитательный - обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми.Каждый ребенок развивается в своем темпе, задача педагога – бережно относится к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста. Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка, помогать открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками, воспитание доброго отношения детей к друг другу, доверия детей к окружающим. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку. При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывать особенности разноуровнего развития детей и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.Для этого необходимо помнить несколько простых правил:1. Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение, решение, способствовать импровизации.2. Для детей педагог является образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.3. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.4. Речь детей успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание.5. Педагогу принадлежит исключительно активная роль в обучении детей, умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.6. Нужно обеспечить детям широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для ребенка реальные цели.Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие формы: игры-инсценировки, игры-забавы, игры - соревнования, дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, игры-имитации, игры-хороводы, беседы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.Игры с правилами – дидактические, настольные, подвижные способствуют познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться.Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность.Особое место отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, так как они развивают еще эмоциональную сферу ребенка.Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность. В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом педагог для ребёнка становится партнёром, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи. Кроме того, в ходе деятельности создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности ребёнка, забота о нём, доверительные отношения между взрослым и детьми.Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах.Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.
1. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной
компетентности учащихся. – М.: УЦ «Перспектива», 2011, - 208 с. С. 102-106
2. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании
умственных действий//Исследования мышления в современной психологии/П.Я. Гальперин – М.: Наука,1966.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
4. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования. –
М.: Просвещение, 2008. – 39 с. (Стандарты второго поколения).
5. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю
начальных классов // Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск : Пеленг, 1993. – 61 с.
6. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А.
Леонтьева. - М., 2006.
7. Разработка модели программы развития универсальных учебных действий. www.standart.edu.ru/attachment.aspx?id=126.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2010.
9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е издание. - М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.: Просвещение, 2009. – 48 с. (Стандарты второго поколения).
11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.: ИНТОР, 2006. 544 с.
12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. М.: Просвещение, 2005. 45 с.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 2005. 304 с.
14. Субботина С.В. Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности / С.В. Субботина // Дошкольное воспитание, 2014. № 4. C. 108-114.
15. Усова А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. М.: Просвещение, 2011. 129 c.
16. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под редакцией Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ, 2001. 417 c.
17. Арушанова – Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей» Жа, издательство Литагент «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», год 2005.
18. Дмитриева, О.И.Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми / О.И. Дмитриева, Е.А. Степанова. – Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Т. 0. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С.149–151. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4588/ (дата обращения: 26.12.2020).
19. Запорожец А. В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М: Педагогика, 1994
20. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А. Козлова. – М.: Просвещение, 2002. – 271 с.
21. Одинокова Н.А. Включение компьютерных развивающих игр в работу с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательных организаций // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (15 мая 2017 г.) / отв. ред. Е.Л. Сорокина. – Новосибирск: Изд-во ЧУДПО Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2017. – С. 135–140.
22. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
23. Санитарные правила СП 2.4.3648–20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
24. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во «Владос», 2003