ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 13 + 13 источников
- Добавлена 08.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА 5
1.1. Возможности русского музыкального фольклора для освоения старшими дошкольниками на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении. 5
1.2. Характеристика музыкального развития детей старшего дошкольного возраста. 7
1.3. Анализ программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. 10
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА 13
2.1. Диагностика сформированности представлений старших дошкольников о русском музыкальном фольклоре. 13
2.2. Репертуар для внедрения в музыкальное занятие в дошкольном образовательном учреждении элементов русского музыкального фольклора. 15
ВЫВОДЫ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
Детская игра «Каравай».Цель игры: упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.«Как на Машины имениныИспекли мы каравай:Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)Вот такой низины! (дети опускают руки как можно ниже)Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)Каравай, каравай,Кого хочешь, выбирай!Я люблю, признаться, всех,Ну а Машу больше всех.»В качестве примеров использования детских закличек, можно выделить следующие:Ветер-ветерцо,Не дуй мне в лицо,А дуй мне в спину,Чтоб идти было в силу…Дождик, дождик, пуще,Наварю я гущиИ поставлю под кровать,Станут курицы клевать.Уж ты, радуга-дуга,Поведи меня в луга:Там лук-чеснок,Киселя горшок,Каша масленая,Ложка крашеная,Ложка гнётся,Сердце бьётся,Нос трясётся,Душа радуется,Глаза выскочить хотят.Эти заклички игриво и креативно развивают ассоциативное мышление у детей, помогая им лучше представить окружающий мир. Присутствие рифм в этих стишках также играет важную роль, улучшая запоминание слов и стимулируя развитие памяти у детей. Рифмованные заклички не только делают обучение веселее, но и способствуют более глубокому пониманию и усвоению информации благодаря запоминающемуся формату.Воспитание патриотизма в детях имеет огромное значение для формирования гражданской идентичности и ответственности. Когда дети уважают и ценят свою страну, они развивают чувство принадлежности к общему делу и готовность защищать свою Родину. Патриотическое воспитание в детстве способствует формированию уважительного отношения ко всему родному и укрепляет связь с культурой, историей и традициями своей страны. Помимо этого, патриотизм учит детей ценить мир, справедливость и солидарность, что является важным элементом развития гражданского общества.С целью развития патриотизма в детях с раннего возраста, в качестве репертуара для внедрения в музыкальное занятие можно предложить следующие песни:1. "В лесу прифронтовом" – эта песня о героической обороне Родины во время Великой Отечественной войны. Она воспевает дух солдат и их преданность Родине.2. "Катюша" – классическая советская песня, которая олицетворяет бесстрашие и патриотизм советских женщин и детей, готовых защищать свою страну.3. "Смуглянка" – эта песня рассказывает о силе и красоте русской природы, подчеркивая важность любви к Родине и ее уникальным культурным достоинствам.ВЫВОДЫ1. Использование музыкального фольклора как средства для всестороннего развития детей дошкольного возраста представляет собой актуальный и эффективный подход, учитывая комплексный характер процессов формирования личности в этом возрасте, включая участие в коллективных деятельностях, развитие языка и физического состояния, а также установление взаимоотношений. Влияние искусства, отмеченное Витлугиной, имеет ключевое значение для адаптации детей в современном обществе, а анализ Тарасовой дополняет понимание развития личности через усвоение общественных норм и форм поведения. Гогоберидзе подчеркивает важность игровых навыков и активного опыта в дошкольном возрасте и необходимость современных методик обучения и воспитания, направленных на гармоничное развитие личности, что подтверждает многогранность и сложность процесса формирования нового поколения, требующего разнообразных подходов и инструментов для успешной адаптации и воспитания.2. Выводы, полученные из различных образовательных программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, подчеркивают важность и значимость музыки в развитии маленьких личностей с различных позиций, таких как формирование музыкальных навыков, развитие творческого мышления, эмоциональной и социальной сферы, а также улучшение координации движений и развитие логического мышления. Программы, такие как "Музыкальная феерия", "Музыкальное путешествие" и "Музыкальная радуга", акцентируют внимание на индивидуальных потребностях каждого ребенка в процессе музыкального развития. Одной из успешных программ, подтверждающих эффективность в данной области, является программа "Ладушки", которая в своей основе имеет игровой подход, индивидуальный подход и способствует развитию социальных навыков через совместное музицирование. В целом, эти программы совмещают образовательные и развлекательные аспекты, обогащая музыкальный мир детей и способствуя их гармоничному развитию.3. В ходе исследования было выявлено, что диагностика знаний старших дошкольников о музыкальном фольклоре не только играет значительную роль в их образовании и развитии, но также способствует формированию ценностного отношения к музыкальному наследию. Используя различные методы, такие как викторины, музыкальные игры, наблюдение и творческие задания, педагоги могут эффективно оценить уровень знаний и понимания детей о фольклорной музыке, адаптировать программу обучения под индивидуальные особенности каждого ученика и развивать их творческие способности. Главное в данном процессе - учитывать возрастные особенности детей, создавать вдохновляющую атмосферу и поощрять активное участие и самовыражение каждого ребенка, что способствует их гармоничному развитию и обогащению музыкального опыта.4. Введение фольклорных элементов, таких как игры "Золотые ворота", "Ручеёк" и детская игра "Каравай", в музыкальные занятия для дошкольников, представляет собой эффективный метод совершенствования физических и когнитивных навыков у детей. Эти игры способствуют не только развитию моторики, внимательности и творческого мышления, но и учат детей сотрудничеству, социализации и адаптации к групповым задачам. Кроме того, использование детских закличек и песен, посвященных патриотическим ценностям и уважению к Родине, способствует формированию чувства гордости за свою культуру и историю уже с самого раннего возраста. Такой комплексный подход к обучению и воспитанию детей не только разнообразит учебный процесс, но и поможет им лучше понять и любить свой мир, что в свою очередь способствует развитию гражданской идентичности и ответственности в будущем.ЗАКЛЮЧЕНИЕВнедрение фольклора в музыкальные занятия дошкольных учреждений играет ключевую роль в развитии детей на физическом, эмоциональном и когнитивном уровнях. Изучение и понимание музыкального фольклора не только способствует расширению культурного кругозора детей, но и развитию музыкального слуха, творческого мышления, а также формированию ценностного отношения к музыкальному наследию. Эффективное внедрение фольклора позволяет создать стимулирующую обучающую среду, где дети могут активно участвовать в музыкальных процессах, раскрывая свой потенциал и развивая навыки в коллективе. Таким образом, интеграция фольклора в образовательный процесс дошкольных учреждений не только обогащает содержание занятий, но и способствует гармоничному развитию маленьких личностей, что делает это направление важным и актуальным в современной педагогике.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Зимина, А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. 2010. – 320с. 2. Витлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. Москва: «Просвящение", 1982. 3. Тарасова, С. И. Основы народной педагогики : учебное пособие для вузов / С. И. Тарасова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. 4. Москольцова Л.В. Музыка в детском саду. Москва: Просвещение, 20XX. 250 с. 5. "Диагностика Знаний Старших Дошкольников о Музыкальном Фольклоре" [Online]. Доступно: https://sovobrazovanie.ru/index.php?Itemid=103&catid=71%3A2009-10-28-07-26-57&id=780%3A2015-02-16-09-08-34&option=com_content&view=article. 6. "Возрастные Особенности Старших Дошкольников" [Online]. Доступно: https://umnazia.ru/blog/all-articles/vozrastnye-osobennosti-starshih-doshkolnikov. 7. "Старший Дошкольный Возраст" [Online]. Доступно: https://mdou131.edu.yar.ru/starshiy_doshkolniy_vozrast.html. 8. Тарасова Е. О. Психология и педагогика/ Учебное пособие для проведения семинарских занятий. Сызрань 2007. 9. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013 — 464 с.: ил. 10. И. Каплунова, И. Новоскольцева. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Г. Санкт-Петербург, 2010. 11. Бессонов П.А. Детские песни. 1868. Московская губерния. Середина XIX века. Источник: Бессонов П.А. 12. Жаворонушки. Зап., нотация и сост. Г.М. Науменко. 1981. Ивановская обл., Заволжский район, д. Михальцево, 1963–1972. 13. Научно-исследовательский портал "Детский сад" [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru (Дата обращения: 08.04.2024).
2. Витлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. Москва: «Просвящение", 1982.
3. Тарасова, С. И. Основы народной педагогики : учебное пособие для вузов / С. И. Тарасова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.
4. Москольцова Л.В. Музыка в детском саду. Москва: Просвещение, 20XX. 250 с.
5. "Диагностика Знаний Старших Дошкольников о Музыкальном Фольклоре" [Online]. Доступно: https://sovobrazovanie.ru/index.php?Itemid=103&catid=71%3A2009-10-28-07-26-57&id=780%3A2015-02-16-09-08-34&option=com_content&view=article.
6. "Возрастные Особенности Старших Дошкольников" [Online]. Доступно: https://umnazia.ru/blog/all-articles/vozrastnye-osobennosti-starshih-doshkolnikov.
7. "Старший Дошкольный Возраст" [Online]. Доступно: https://mdou131.edu.yar.ru/starshiy_doshkolniy_vozrast.html.
8. Тарасова Е. О. Психология и педагогика/ Учебное пособие для проведения семинарских занятий. Сызрань 2007.
9. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013 — 464 с.: ил.
10. И. Каплунова, И. Новоскольцева. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Г. Санкт-Петербург, 2010.
11. Бессонов П.А. Детские песни. 1868. Московская губерния. Середина XIX века. Источник: Бессонов П.А.
12. Жаворонушки. Зап., нотация и сост. Г.М. Науменко. 1981. Ивановская обл., Заволжский район, д. Михальцево, 1963–1972.
13. Научно-исследовательский портал "Детский сад" [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru (Дата обращения: 08.04.2024).