Формирование духовно-нравственных ценностей школьников средствами кинематографа на уроках МХК
Заказать уникальную курсовую работу- 52 52 страницы
- 37 + 37 источников
- Добавлена 09.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава II. Методические условия эффективного применения кино на уроках МХК 13
Глава III. Методические разработки уроков, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей школьников средствами кинематографа 21
3.1. Особенности использования кинематографа на уроках МХК для формирования духовно-нравственных ценностей 21
3.2. Разработка уроков МХК с применением средств кинематографа 25
Заключение 46
Библиографический список 49
Таким образом, представлены этапы производства художественного фильма в советской системе кинопроизводства: Подготовка сценария - Тематический план; - Заявка или либретто - Написание литературного сценария - Утверждение сценария - Утверждение лимита затрат на производство фильма и графика производства; Режиссерский сценарий - Написание режиссерского сценария - Утверждение режиссерского сценария - Оценка подготовительного периода и составление графика; Подготовительный период Разработка проекта кинопроизводства - Режиссерский сценарий и описание; - Эскизы декораций, составных декораций, костюмов, реквизита и грима; чертежи и их описание; - Карты съемок и описание оператора; - Эскизы кадров; - Монтаж и техническая разработка; - Фотоматериалы, характеризующие визуальные аспекты фильма; - Аудио описание фильма. - Составление графика и планирование производства; - Общая смета - Выбор места съемок Утверждение проекта кинопроизводства; Подбор актеров и предварительные репетиции; Подготовка средств производства Производственный период Съемочный период - Приемка фильма - Разработка фильма - Съемки в павильоне - Съемки на месте - Комбинированные съемки - Запись во время съемок Монтаж и тонирование - Редактирование фильмов - Озвучивание речей - Запись музыки - Озвучивание шумов - Субтитрирование - Перезапись фонограмм фильмов; - Доставка двух фильмов; - Монтаж негативов - Копировальная печать на одной пленке; - Изготовление комплекта документов; - Сдача оригинала фильма; - Производственные и финансовые отчеты; - Разъезд съемочной группы.Создание ассоциативной схемы на доске.А теперь давайте приступим к созданию фильма. Как продюсер, я дам вам сценарий по произведению К.И. Чуковского. Прямо перед вами, как у настоящего режиссера, лежит планшет для сценария с пятью кадрами. Я заполню основные колонки.43Групповая творческая работа.А пока они работают над своим сценариями, мы посмотрим фильмЗолот. Лихорад. Давайте проверим, что у нас получилось Проверка.Что мы запомнили из работы на уроке?Какие три большие группы жанров выделяют в кинематографе?Назовите основные этапы создания фильма?Какие два вида сценария используются при создании фильма?46Рефлексия, фронтальный опросНо на этом рассказ о кино не заканчивается. В следующий раз мы поговорим о литературных сценариях и шедеврах мирового кинематографа. Подведение итогов. Слово учителя.Написать литературный сценарий в соответствии с планом по мотивам любого произведения К.И. Чуковского в выбранном жанре.47Домашнее задание.План-конспект открытого урока МХК с применением средств кинематографииТема: «Шедевры отечественного кино»Урок - 11 класс. МХК. Урок делится на две части с учетом просмотра двухсерийного фильма.Цели урока: 1. Познакомить учащихся с историческим фильмом "Русь изначальная" и его значимостью для изучения русской истории. 2. Развить умение анализировать и интерпретировать кинематографические произведения. 3. Продемонстрировать способы использования кино в образовательном процессе.Способствовать формированию новых знаний по предмету через работу с информационным материалом.Способствовать развитию навыков работы в парах, группах через применение продуктивных технологий.Оборудование:проектор, фильм «Русь изначальная», презентация «Шедевры отечественного кино», раздаточный материал, карточки с заданиями.Ход урока1. Организованный момент- Всем добрый день, рада всех вас видеть на уроке, прошу немного подумать и ответить, как бы вы поприветствовали своего соседа на уроке (возможно, что-то бы пожелали). Пока вы думаете, я раздам тест, и после приветствия проведём проверку домашнего задания.2. Проверка домашнего задания3.Изучение нового материала Учитель:Сегодня мы проведём урок в ином формате, для этого нужно разделится на группы. Работая в группах, вы обсуждаете вопросы либо выполняете задания. Главное помнить правило: думаем, обсуждаем, отвечаем. -Сейчас я предлагаю вам сформулировать тему урока. Я буду называть вам известные имена и фамилии ваша задача, определить, с каким видом искусства связаны эти имена. Иннокентий Смоктуновский, Маргарита Терехова, Михаил Кокшенов, Александр Яковлев.- С какой страной связана деятельность перечисленных киноактёров?-Как мы можем назвать работу, которая является, высшим достижением искусства, мастерства, когда она уникальна, выдающаяся. Записать в тетради Тема урока: Шедевры отечественного кино.Каждому событию что-то предшествует. Ответьте на вопрос: -Что же способствовало появлению кинематографа? - Кто и когда создал аппарат для съёмки и проецирования «движущихся фотографий»?Записать в тетради: аппарат «Синематограф» изобрели братья Огюст и Луи Люмьер в1895 году.Я называю текст определения, вы отвечаете, что это: отрасль человеческой деятельности, которая заключается в создании движущихся изображений.Кинематоограф (от греч. — движение и — писать, рисовать; то есть «записывающий движение»). Понятие кинематограф тесно связано с понятием киноискусства, которое в свою очередь делится на несколько основных видов: игровое (художественное), короткометражное и документальное. В группах думаем, обсуждаем и отвечаем, и даём характеристику каждого киноискусства.В начале XX века свои первые шаги делает отечественное кино. Это были документальная хроника, фильмы – репортажи, которые запечатлели коронацию русского царя Николая II.Далее кинематограф все больше расширяется и развивается, снимается большое количество интересных и значимых картин. Мы с вами ознакомимся с прекрасным приключенческим фильмом 1985 года – «Русь изначальная».Фильм "Русь изначальная" основан на романе Иванова и рассказывает о событиях VI века. В Константинополе происходит народное восстание "Ника" против императора Юстиниана. Вольнодумец Малх освобождается и присоединяется к россичам, находя их обычаи мудрыми и справедливыми. Раздробленные племена язычников-россичей становятся объектом интриг Византийской империи. Фильм стремится вернуть историческую память и помочь постичь непреходящую связь поколений. Фильм был оценен как сохранивший дух романа и представляющий интерес для духовно-нравственного воспитания (Просмотр первой части фильма).Беседа по фильму-Что было взято за основу сюжета фильма «Русь изначальная»? -Где и когда состоялся первый показ фильма «Русь изначальная»? - Назовите режиссёра фильма «Русь изначальная».Какие события показаны в кинофильме «Русь изначальная»? С какой датой (событием) связан кинопоказ фильма? (стол 1 №1)Сюжет кинофильма(стол 2 №1)Что способствовало в кинофильме эмоциональному воздействию на зрителя? (стол 1 №2) (крупный план, появление в кадре красного флага)В 1961 году Валентин Иванов опубликовал роман "Русь Изначальная", который вызвал дискуссии о происхождении имени россичей-русичей. Автор использовал концепцию для сокрушения норманистов и иранистов, ставя вопрос о изначальном имени россичей-русичей. Иванов именует ряд славянских племен скифскими и описывает Ромейскую империю, вдохновляясь трудами Прокопия Кессарийского. В романе присутствует фигура эллина Малха, связывающая историю о славянах и ромеях. Автор превозносит славян и принижает Второй Рим, освободивший Рим Первый от варваров. События шестого века описаны великолепно с авторской четкой позицией, включая образ Юстиниана. Фильм 1985 года, созданный на пике интереса к Российской истории в СССР, основанный на романе послужил делу свержения норманизма с академического пьедестала. Юстиниана сыграл Иннокентий Смоктуновский в фильме. 4. Закрепление нового материала.- Почему фильмы называют шедевром (которые действительно заставляют задуматься о вечном, глубоко проникают в душу, задевая ее самые скрытые струнки и оставляя на всю жизнь, неизгладимое впечатление)- Как зовут главного героя фильма «Русь изначальная»?- Почему нельзя будить зимой землю?- Какая кара ждала Ратибора за нарушение клятвы?- Что хотел сделать Всеслав для защиты Руси?- Как назывался пограничный город- крепость?- С каким кочевым народом постоянно боролась Русь?- Как звали византийского императора боровшегося против Руси?- Назовите фильмы, которые сегодня не прозвучали на уроке, но вы о них знаете, смотрели, и их тоже можно было бы назвать шедеврами отечественного кино?Домашнее задание - выучить записи в тетради. Индивидуальные задания – подготовить сообщение – сюжет кинофильма «Русь изначальная». Напишите мини рассказ о своем любимом фильме. Ответить на вопросы по просмотренному фильму:Какова авторская идея фильма? Оцените степень возможного влияния государственного и социального заказа на создателей картины. Примите во внимание год создания фильма.На каких исторических источниках построена картина? Цитаты из каких документов звучат в речи главных героев?Насколько точно отражены религиозные представления восточных славян VI столетия нашей эры?Какие ремесла, типы хозяйственной деятельности восточных славян нашли отражение в фильме?Охарактеризуйте уровень социальных отношений восточных славян (род, семья, отношение к знатности и богатству)Как представлены племенные и межплеменные институты в картине? Попытайтесь определить статус Всеслава и Ратибора.Прокомментируйте следующие слова византийского пресвитера, обращенные к рабу на пути к антам: “В походе за Христа ангелы и святые укрепят воинство басилевса невидимым оружием, и второй Рим воцарится навечно. А ты за помощь в просвещении варваров получишь свободу…”Оцените реальность происходящего в фильме (наличие исторических несоответствий, художественного вымыла, повлекшего искажение фактов и событий).В последствии после второго урока учащимся выдается проверочная работа и творческое задание.Проверочная работа1.Под какими названиями, согласно фильму, были известны славянские племена у других народов (укажите названия соседей и то, как они называла славян)? Как славяне называют сами себя (в фильме)? Насколько это исторически верно? 2. Что в фильме сообщается о политическом устройстве славян, их быте, занятиях, внешнем виде, характере? Как вы думаете, насколько это правдоподобно? Обоснуйте свою точку зрения. 3. Каковы религиозные верования славян? Опишите, как они проявляются в их повседневной жизни? 4. Что в фильме сообщается о похоронных обрядах славян? Каковы их представления о загробной жизни?Творческое задание может состоять из мини-эссе, анализа произведения (с поиском не состыковок исторического плана), презентации, кроссворда или рисунка.ЗаключениеВ исследовательской работе рассматривалась тема формирования духовно-нравственных ценностей школьников средствами кинематографии на уроках МХК. Для рассмотрения данного вопроса были поставлены определенные задачи. Первая глава описывает формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках МХК как педагогическую проблему. Вторая глава анализирует методические условия эффективного применения кино на уроках МХК. Третья глава направлена на рассмотрение и составление методических разработок уроков МХК посредством использования средств кинематографии. Также рассмотрены особенности использования кинематографии на уроках МХК для формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся.В современном обществе вопросы формирования духовно-нравственных ценностей у школьников становятся все более актуальными. Одним из эффективных способов воздействия на мировоззрение детей и подростков является использование кинематографа в образовательном процессе. Фильмы способны не только развлечь, но и привить определенные ценности, побудить к размышлениям и обсуждениям. Кинематограф играет значительную роль в формировании личности учащихся. Эмоциональное воздействие фильмов способствует лучшему усвоению материала и позволяет эффективнее работать над развитием духовно-нравственных ценностей. Правильно подобранные киноленты могут стать мощным инструментом для учителя в процессе обучения.Для реализации цели курсового проекта – конкретизировать концептуальные и методические основания формирования духовно-нравственных ценностей, обучающихся на уроках МХК, на базе которых осуществить педагогическое проектирование урока, контрольных материалов и творческого задания – были поставлены и решены следующие задачи: 1) определить концептуальные основания формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках МХК;2) определить методические основания формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках МХК;3) разработать проект урока МХК, контрольные материалы в форме итоговой контрольной работы и творческое задание.Концептуальная часть курсового проекта опиралась на исследовательские работы следующих авторов – Е. Ю. Васильевой [24], Д. М. Калашника[11], Т. Ф. Фурсенко [29].Их идеи стали ведущими концептуально-содержательными основаниями организации эффективной образовательной деятельности обучающихся на уроках МХК. Методическая часть курсового проекта опиралась на научно-педагогические изыскания следующих авторов:Г. С. Колычева [13], Л. Г. Савенковой [23], Н. А. Симбирцевой [26]. Их идеи и разработки стали ведущими методическими основаниями формирования духовно-нравственных ценностей, обучающихся на уроках МХК средствами кинематографии.На уроках мировой художественной культуры (МХК) кинематограф также может быть использован как важное средство обогащения знаний учащихся о различных аспектах культуры разных народов. Фильмы помогают понять особенности и ценности других культур, расширяют кругозор и обогащают внутренний мир школьников. Для эффективного использования кинематографа на уроке МХК необходимо тщательно подбирать фильмы, соответствующие возрасту и интересам учащихся, а также целям и задачам урока. После просмотра фильма важно провести обсуждение, задать вопросы, позволяющие школьникам проанализировать увиденное и сделать выводы.Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников с помощью кинематографа на уроках МХК - это важная задача, которая помогает детям развивать свое эстетическое восприятие, эмоциональную сферу, а также понимание и оценку нравственных действий персонажей фильмов. Кинофильмы могут стать мощным инструментом для демонстрации различных жизненных ситуаций, в которых герои сталкиваются с моральными дилеммами и выборами. Школьники могут анализировать поведение персонажей, выявлять причины и последствия их поступков, а также обсуждать эти ситуации с педагогом и сверстниками. Кроме того, фильмы способны вызывать сильные эмоции у зрителей, что помогает создать благоприятную атмосферу для обсуждения важных тем. Подбор кинолент, которые подходят для определенного возраста и уровня развития школьников, играет значительную роль в процессе формирования духовно-нравственных ценностей. Для успешного внедрения данного подхода необходимо обеспечить доступность кинематографического материала, обучить школьников критическому мышлению при просмотре фильмов, а также проводить последующие дискуссии и рефлексии на основе увиденного.Курсовой проект базировался на культурологическом подходе к изучению теоретического материала и организации формирования духовно-нравственных ценностей школьников средствами кинематографа на уроках МХК.Практическая значимость курсового проекта заключается в том, что он может быть внедрен в практику преподавания МХК в общеобразовательной школе.Библиографический список1. Аббакумов Д. Ф. СЕКЦИЯ «Педагогическое образование и образовательные технологии» О дистанционной системе эффективного усвоения знаний. URL: https://conf.msu.ru/archive/Lomonosov_2009/16.pdf (дата обращения: 03.04.2024).2. Акутина С. П., Николина В. В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников. – 2009.3. Ален, М. E-Learning: Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным [Текст] / Майкл Ален. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 200 с.4. Бенин В. Л., Василина Д. С. Организационные и методические проблемы введения курса «Мировая художественная культура» в средней школе. – 2008.5. Бразговка, Л. П. Формирование нравственной установки в жизнедеятельности младших школьников / Л. П. Бразговка // Этическое воспитание, 2007. – № 8. – С. 53-60.6. Учебный фильм как интерактивное средство обучения [Текст] : ст. / сост. Н.И. Буторина, А.В. Ланцова. – Екатеринбург : Изд-во ФГАОУ ВО РГППУ, 2016г. – 7 с.7. Вертякова Э. Ф., Насретдинова А. О. Совместная деятельность педагога и семьи по формированию духовно-нравственных ценностей. – 2018.8. Дзидзоева С.М., Красношлык З.П. Поликультурный подход к формированию гражданской идентичности в теории и практике дошкольного образования // Стратегия дошкольного образования в контексте Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию кафедры дошкольной педагогики. Министерство образования и науки Российской Федерации; Южный Федеральный университет; факультет педагогики и практической психологии; кафедра дошкольной педагогики. 2013. С. 22-27.9. Знаменская И. А. В «век образования»─ с душой направленной к небу. URL: http://files.tgpi.ru/nauka/publications/2004/sbornik.doc (дата обращения: 02.04.2024).10. Иванова В. Е. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО‐НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНО‐ВОСПИТАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Культура: проблемы теории, истории, практики. – 2018. – С. 85. URL: https://elib.pnzgu.ru/files/eb/image/th_o2f3Z0a2cZiM.pdf#page=85 (дата обращения: 01.04.2024).11. Казанцев П. О., Симбирцева Н. А. Метапредметностькинопедагогики: методические аспекты // Актуальные ресурсы кинопедагогики: воспитание и образование. – 2022. – С. 35-43. URL: https://www.tspu.edu.ru/files/KudinovaEA/Кинопедагогика_сборник.pdf#page=35 (дата обращения: 01.04.2024).12. Калашник, Д. М. Практикум по развитию устной речи и устного перевода на материале фильма "TheMatrix" [Электронный ресурс] : направление подготовки - 035700 Лингвистика : профиль подготовки - Перевод и переводоведение; Теория и практика межкультурной коммуникации : учебное электронное издание / Калашник Дмитрий Михайлович ; Санкт-Петербургский Гуманитарный ун-т профсоюзов. - Санкт-Петербург :СПбГУП, 2013. - 1 электрон.опт. диск (CD-ROM); 12 см.13. Камола А. Ш. Духовно-нравственное воспитание молодежи. – 2021.14. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. М.: АРКТИ, 2010. 80 с.15. Колычев Г. С. Реализация методики развития восприятия кино у старших школьников на уроках МХК в школе. – 2016.16. Кузьмина С.В. Мировая художественная культура в контексте подготовки учителя. Часть I: Учебное пособие. – Саратов, 2019. – 53 с.17. Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий. М.: 5 за знания, 2005. 192 с/18. Лихачев Д.С. Национальные идеи и содержание гражданского воспитания / Педагогика. 2011. №9. С. 60-65.19. Махмудова Н. Р., Мухамадиев С. И. Инновационные технологии в образовании. – 2019.20. Инновационные теории и практика в современном российском образовательном пространстве: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 30 ноября 2020 г. / гл. ред. М.П. Нечаев. – Чебоксары: Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2020. – 212 с.21. Пальтов А.Е. Инновационные образовательные технологии: Учебное пособие. – Владим. Гос. ун-т им. А.Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2018. – 119 с.22. Пешикова Л. В. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002–96 с. (Б-ка учителя мировой художественной культуры).23. Рапацкая Л.А. Методическое пособие и программа к учебнику «Мировая художественная культура» для 10 класса общеобразовательной школы [Текст] / Л.А. Рапацкая. — М. : Издательство ВЛАДОС, 2017. — 94 с.24. Рынкова Н. П. Формирование духовно-нравственных ориентиров учащихся в современной школе. – 2015.25. Савенкова Л. Г., Васильева Е. Ю. Формирование культурных и культурно-творческих компетенций в процессе освоения мировой художественной культуры. – 2021.26. Сейдаметова С. М., Зекерьянова Л. З. Новейшие технологии интерактивного обучения и их применение в школе. – 2016.27. Актуальные ресурсы кинопедагогики: воспитание и образование : материалы Всероссийского круглого стола (с международным участием) (Екатеринбург, март 2022 г.) / Уральский государственный педагогический университет ; под научной редакцией Н. А. Симбирцевой, А.К. Бернатоните. – Электрон.дан. – Екатеринбург : [б. и.]. – 1 CD-ROM. – Текст : электронный.28. Соколов И. В. Реклама как педагогическое средство художественного воспитания школьников-подростков в социокультурной среде современного мегаполиса // URL: http:// www. dissercat. com/content (дата обращения: 23.08. 2017). – 2010. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01004666456.pdf (дата обращения: 05.04.2024).29. Теплова Е. Ф. Современная молодежь и традиционные ценности. – 2019.30. Турдиалиева Э. Б. Современные стратегии реализации воспитательного потенциала искусства в условиях модернизации образования // UzbekScholarJournal. – 2022. – Т. 10. – С. 428-435. URL: https://uzbekscholar.com/index.php/uzs/article/view/402 (дата обращения: 05.04.2024).31. Фурсенко Т. Ф. Мировая художественная культура как фактор формирования ценностных ориентаций личности. – 2016.32. Холодилова Е. В. Актуальность школьной дисциплины «Мировая художественная культура» в современной парадигме образования // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2012. – №. 16. – С. 21-28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-shkolnoy-distsipliny-mirovaya-hudozhestvennaya-kultura-v-sovremennoy-paradigme-obrazovaniya (дата обращения: 06.04.2024).33. Ходжамбердиева Г. МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРЕПОДАВАНИЯ СКАЗОК В 5 И 6 КЛАССАХ // Пятый этаж. – 2023. – №. 9. – С. 144-157. URL: https://journals-altspu.ru/5-floor/article/view/2218 (дата обращения: 08.04.2024).34. Челышева И. В. Подготовка будущих педагогов-психологов к организации патриотического воспитания средствами медиаобразования. – ООО ДиректМедиа, 2023. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=iHv1EAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PP1&ots=Ku6fhbjdRQ&sig=uYfyfmu-Kr6fkj_ospSrtDtkt9g (дата обращения: 06.04.2024).35. Челышева И. В. Развитие российского медиаобразования во второй половине ХХ–начале ХХI века: теория, методика, практика // М: МОО «Информация для всех. – 2016. URL: http://ifap.ru/library/book576.pdf (дата обращения: 08.04.2024).36. Шубенкова Л. Г. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся // Региональный этап международной ярмарки социально-педагогических инноваций. – 2017. – С. 100. URL: https://fantazeri95.ucoz.net/faili/Materialy-uchastnikov-YArmarki-2017.pdf#page=100 (дата обращения: 08.04.2024).37. Щенников, С.А. Дидактика электронного обучения [Текст] / С.А. Щенников // Высшее образование в России. - 2010. - № 12. - С. 83-90.
2. Акутина С. П., Николина В. В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников. – 2009.
3. Ален, М. E-Learning: Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным [Текст] / Майкл Ален. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 200 с.
4. Бенин В. Л., Василина Д. С. Организационные и методические проблемы введения курса «Мировая художественная культура» в средней школе. – 2008.
5. Бразговка, Л. П. Формирование нравственной установки в жизнедеятельности младших школьников / Л. П. Бразговка // Этическое воспитание, 2007. – № 8. – С. 53-60.
6. Учебный фильм как интерактивное средство обучения [Текст] : ст. / сост. Н.И. Буторина, А.В. Ланцова. – Екатеринбург : Изд-во ФГАОУ ВО РГППУ, 2016г. – 7 с.
7. Вертякова Э. Ф., Насретдинова А. О. Совместная деятельность педагога и семьи по формированию духовно-нравственных ценностей. – 2018.
8. Дзидзоева С.М., Красношлык З.П. Поликультурный подход к формированию гражданской идентичности в теории и практике дошкольного образования // Стратегия дошкольного образования в контексте Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию кафедры дошкольной педагогики. Министерство образования и науки Российской Федерации; Южный Федеральный университет; факультет педагогики и практической психологии; кафедра дошкольной педагогики. 2013. С. 22-27.
9. Знаменская И. А. В «век образования»─ с душой направленной к небу. URL: http://files.tgpi.ru/nauka/publications/2004/sbornik.doc (дата обращения: 02.04.2024).
10. Иванова В. Е. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО‐НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНО‐ВОСПИТАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Культура: проблемы теории, истории, практики. – 2018. – С. 85. URL: https://elib.pnzgu.ru/files/eb/image/th_o2f3Z0a2cZiM.pdf#page=85 (дата обращения: 01.04.2024).
11. Казанцев П. О., Симбирцева Н. А. Метапредметность кинопедагогики: методические аспекты // Актуальные ресурсы кинопедагогики: воспитание и образование. – 2022. – С. 35-43. URL: https://www.tspu.edu.ru/files/KudinovaEA/Кинопедагогика_сборник.pdf#page=35 (дата обращения: 01.04.2024).
12. Калашник, Д. М. Практикум по развитию устной речи и устного перевода на материале фильма "The Matrix" [Электронный ресурс] : направление подготовки - 035700 Лингвистика : профиль подготовки - Перевод и переводоведение; Теория и практика межкультурной коммуникации : учебное электронное издание / Калашник Дмитрий Михайлович ; Санкт-Петербургский Гуманитарный ун-т профсоюзов. - Санкт-Петербург : СПбГУП, 2013. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.
13. Камола А. Ш. Духовно-нравственное воспитание молодежи. – 2021.
14. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. М.: АРКТИ, 2010. 80 с.
15. Колычев Г. С. Реализация методики развития восприятия кино у старших школьников на уроках МХК в школе. – 2016.
16. Кузьмина С.В. Мировая художественная культура в контексте подготовки учителя. Часть I: Учебное пособие. – Саратов, 2019. – 53 с.
17. Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий. М.: 5 за знания, 2005. 192 с/
18. Лихачев Д.С. Национальные идеи и содержание гражданского воспитания / Педагогика. 2011. №9. С. 60-65.
19. Махмудова Н. Р., Мухамадиев С. И. Инновационные технологии в образовании. – 2019.
20. Инновационные теории и практика в современном российском образовательном пространстве: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 30 ноября 2020 г. / гл. ред. М.П. Нечаев. – Чебоксары: Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2020. – 212 с.
21. Пальтов А.Е. Инновационные образовательные технологии: Учебное пособие. – Владим. Гос. ун-т им. А.Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2018. – 119 с.
22. Пешикова Л. В. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002–96 с. (Б-ка учителя мировой художественной культуры).
23. Рапацкая Л.А. Методическое пособие и программа к учебнику «Мировая художественная культура» для 10 класса общеобразовательной школы [Текст] / Л.А. Рапацкая. — М. : Издательство ВЛАДОС, 2017. — 94 с.
24. Рынкова Н. П. Формирование духовно-нравственных ориентиров учащихся в современной школе. – 2015.
25. Савенкова Л. Г., Васильева Е. Ю. Формирование культурных и культурно-творческих компетенций в процессе освоения мировой художественной культуры. – 2021.
26. Сейдаметова С. М., Зекерьянова Л. З. Новейшие технологии интерактивного обучения и их применение в школе. – 2016.
27. Актуальные ресурсы кинопедагогики: воспитание и образование : материалы Всероссийского круглого стола (с международным участием) (Екатеринбург, март 2022 г.) / Уральский государственный педагогический университет ; под научной редакцией Н. А. Симбирцевой, А.К. Бернатоните. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.]. – 1 CD-ROM. – Текст : электронный.
28. Соколов И. В. Реклама как педагогическое средство художественного воспитания школьников-подростков в социокультурной среде современного мегаполиса // URL: http:// www. dissercat. com/content (дата обращения: 23.08. 2017). – 2010. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01004666456.pdf (дата обращения: 05.04.2024).
29. Теплова Е. Ф. Современная молодежь и традиционные ценности. – 2019.
30. Турдиалиева Э. Б. Современные стратегии реализации воспитательного потенциала искусства в условиях модернизации образования // Uzbek Scholar Journal. – 2022. – Т. 10. – С. 428-435. URL: https://uzbekscholar.com/index.php/uzs/article/view/402 (дата обращения: 05.04.2024).
31. Фурсенко Т. Ф. Мировая художественная культура как фактор формирования ценностных ориентаций личности. – 2016.
32. Холодилова Е. В. Актуальность школьной дисциплины «Мировая художественная культура» в современной парадигме образования // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2012. – №. 16. – С. 21-28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-shkolnoy-distsipliny-mirovaya-hudozhestvennaya-kultura-v-sovremennoy-paradigme-obrazovaniya (дата обращения: 06.04.2024).
33. Ходжамбердиева Г. МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРЕПОДАВАНИЯ СКАЗОК В 5 И 6 КЛАССАХ // Пятый этаж. – 2023. – №. 9. – С. 144-157. URL: https://journals-altspu.ru/5-floor/article/view/2218 (дата обращения: 08.04.2024).
34. Челышева И. В. Подготовка будущих педагогов-психологов к организации патриотического воспитания средствами медиаобразования. – ООО ДиректМедиа, 2023. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=iHv1EAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PP1&ots=Ku6fhbjdRQ&sig=uYfyfmu-Kr6fkj_ospSrtDtkt9g (дата обращения: 06.04.2024).
35. Челышева И. В. Развитие российского медиаобразования во второй половине ХХ–начале ХХI века: теория, методика, практика // М: МОО «Информация для всех. – 2016. URL: http://ifap.ru/library/book576.pdf (дата обращения: 08.04.2024).
36. Шубенкова Л. Г. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся // Региональный этап международной ярмарки социально-педагогических инноваций. – 2017. – С. 100. URL: https://fantazeri95.ucoz.net/faili/Materialy-uchastnikov-YArmarki-2017.pdf#page=100 (дата обращения: 08.04.2024).
37. Щенников, С.А. Дидактика электронного обучения [Текст] / С.А. Щенников // Высшее образование в России. - 2010. - № 12. - С. 83-90.