Прогулка как средство экологического воспитания дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 21.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ……...………………………….…………………...…… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ………………………………... 5
1.1. Экологическое воспитание дошкольников на прогулке…. 6
1.2. Средства экологического воспитания дошкольников…… 12
1.3. Характеристика прогулки как средство воспитания дошкольного периода детства …………..………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………….…………….. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….. 28
При ветре со скоростью более 15 м/с прогулка запрещена.Подготовка к прогулке.Перед прогулкой воспитатель проводит с детьми гигиеническую процедуру: посещение туалетной комнаты.Педагоги должны учить детей одеваться и вставать самостоятельно и в определенной последовательности. Няня поможет одеть детей, но даст детям возможность делать то, что они могут делать самостоятельно. Когда дети оттачивают свои навыки одевания и одевания, они делают это быстро и точно, взрослые помогают им только в некоторых ситуациях. Необходимо научить детей помогать друг другу, не забывайте благодарить их за оказанные услуги. Чтобы быстрее развить навыки одевания и переодевания, родителям необходимо предоставить своим детям больше независимости дома [19].В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру - мытье ног.Требования к одежде детей:В любое время года одежда и обувь должны соответствовать погодным условиям в это время и не способствовать перегреву и переохлаждению ребенка;Уход за ребенком во время прогулки зависит от времени года, погоды, предыдущих занятий, интересов и возраста.Чтобы дети могли с удовольствием гулять, воспитатель привлекает детей с помощью игрушек и рассказов о том, что они делают.Структура прогулки:1. Наблюдение.2. Подвижные игры: 2-3 игры с большой подвижности, 2-3 игры с малой и средней подвижностью, игры на выбор детей, дидактические игры.3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений и физических качеств.4. Труд детей на участке.5. Самостоятельная игровая деятельность.Порядок структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от типа предыдущего занятия. Если у детей есть занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения, рекомендуется проводить подвижные игры, бег трусцой и наблюдение в начале прогулки [25].Если перед прогулкой была физическая подготовка или музыкальная активность, то прогулка начинается с наблюдения или тихих игр. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и проводится на фоне самостоятельных занятий.Наблюдение.Достаточно места отведено для прогулок по наблюдению за природными явлениями и общественной жизнью (запланированных заранее). Наблюдение может проводиться со всеми группами детей, подгруппами и отдельными младенцами.В младшем возрасте наблюдение должно составлять 7-10 минут, а в старшем возрасте наблюдение должно составлять 15-25 минут. Их нужно делать каждый день, но каждый раз вы должны предоставлять детям разные предметы, о которых они должны думать [27].Объектами наблюдений являются: окружающая природа, сезонные изменения и различные явления природы, труд взрослых. Также наблюдения бывают кратковременными и длительными. При организации наблюдений педагог всегда должен соблюдать этот порядок:Устанавливаются факты.Формируется связь между частями объекта.У детей идет накопление представлений.Происходит сравнение.Вырабатываютсявыводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.Подвижные игры.Выбор игры зависит от времени года, погоды и температуры. В холодный день рекомендуется начинать прогулку с игр с большей подвижностью, связанных с бегом, метанием и прыжками. Веселая и увлекательная игра поможет детям лучше переносить холода. В дождливую погоду (особенно весной и осенью) необходимо организовать сидячую игру, которая не требует много места.Во время прогулок могут широко использоваться народные игры без сюжета с предметами, такими как, кегли, а в старых группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В теплую погоду устраиваются водные игры [31].Время подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: 6-10 минут в младшей группе, 10-15 минут в средней группе, 20-25 минут в старшей и подготовительной группах. Вечерние прогулки: в младшей и средней группах - 10-15 минут, в старшей и подготовительной группах - 12-15 минут.Подвижные игры заканчиваются играми с малой подвижностью с постепенным снижением физической активности.Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты и не скучали, и чтобы никто не простудился и не перегрелся. Он привлекает детей, которые много бегают, чтобы принять участие в спокойных играх.Трудовая деятельность детей на участке.Продолжительность трудовой деятельности 5-15 минут в младшем возрасте, 15-20 минут в старшем.К формам организации трудовой деятельности относятся:Индивидуальные задания;Работа в группах;Коллективная работа.Индивидуальные задания используются для всех возрастных групп в детском саду.Коллективная работа дает возможность формировать навыки и способности к труду у всех детей в группе одновременно. Во время коллективной работы формируются навыки принятия общих целей работы, координации своих действий и планирования совместной работы.Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.Перед тем как дети отправятся на прогулку, воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности, согласно описанию своей работы.Ухудшение погодных условий (дождь, метель и т. Д.).) если ветер усилится до неприемлемых параметров.Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы дети не покидали территорию детского сада. Если ребенок уходит без разрешения, немедленно сообщите об инциденте начальнику детского сада.Во время прогулки воспитатель должен научить навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.Таким образом, прогулка играет важную роль в экологическом воспитании дошкольников. Она позволяет им познавать, любить и заботиться о природе, развивать физические и социальные навыки, а также узнавать о важности сохранения окружающей среды для будущих поколений. Регулярные прогулки помогают сформировать у детей экологическую культуру и ответственное отношение к окружающему миру.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении можно отметить, что прогулка является важным средством экологического воспитания дошкольников. Она предоставляет детям возможность познакомиться с природой, развивает их наблюдательность, любознательность и умение заботиться о окружающей среде. Прогулка также способствует формированию экологического мышления и ответственного отношения к природе. Однако, для эффективного экологического воспитания необходимо создание специальных программ и проведение разнообразных экологических мероприятий на прогулках, которые будут соответствовать возрастным особенностям детей. Таким образом, наблюдение за природой, растениями и животными во время прогулки играет значимую роль в формировании экологической осознанности. Оно способствует развитию знаний, оценке состояния окружающей среды, развитию ответственности и навыкам взаимодействия с природой. Это важно для сохранения природы и биоразнообразия, а также для обеспечения благополучия нашей планеты и будущих поколений.В сложном и современном мире трудно воспитывать детей. Проблемы с рабочей нагрузкой на рабочем месте возникают у родителей, и это влияет на детей. Именно общение с природой способствует формированию у детей позитивного эмоционального отношения к жизни, развитию нравственных и эстетических чувств, лучшему пониманию и усвоению новых знаний, полученных в процессе совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Хорошо спланированная работа в этом направлении обеспечивает успешный результат обучения, воспитания и дает необходимые знания и навыки. Также, формирование экологического сознания и экологической культуры - это длительный процесс, и начало этого пути - дошкольное детство. Формирование принципов экологической культуры заключается в том, что в ее многообразии формируется сознательное правильное отношение непосредственно к самой природе и ее созданию окружающими ее людьми.В экологическом воспитании самое важное - это личные убеждения педагога, умение проявлять заботу, способность вызывать у детей и родителей желание любить, беречь и беречь природу.Прогулки на свежем воздухе могут помочь улучшить физическое и психическое здоровье ребенка. Они могут стимулировать активные движения и улучшать двигательные навыки, координацию и равновесие. Проведение времени на природе также может помочь детям укрепить свою иммунную систему.Прогулки могут организовываться в группах, создавая возможности для совместного взаимодействия и общения между детьми. Они учатся работать вместе, делиться и уважать друг друга. Кроме того, прогулки могут позволить детям развить ответственность перед окружающей средой, включая сбор мусора и уважение к природе.Цели и задачи моей курсовой работы, были раскрыты. Прогулка в природе является эффективным средством экологического воспитания дошкольников, развивая их познавательные способности, социализацию, ответственность и бережное отношение к окружающей среде.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАкифьева, Е.В., О. С. Белухина, Некрасова С.В. // Заметкиученого. Модель формирования экологической культуры обучающихся (из опыта работы ГАУ ДПО «СОИРО») / 2021. -№ 11. -С. 80-82. Ашиков, В.И., Ашикова, С.Г. /Семицветик: Программа ируководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997. С.58-59Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Природа, Творчество и Красота //Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 2-5; N 11. С. 51-54.Балаценко, Л.С. Работа с родителями по экологическомувоспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.Белевитнева,А.Г.,Матузова,И.Г. //Педагогическая технологиякак образовательный феномен формирования экологической компетентности дошкольников / Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». - 2020. -№ 12-2. -С. 205-209.Бобылева, Л.М., Дупленко, О.А. / О программе экологическоговоспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.Букин, А.П. / В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение,1991. с.58.Васильева, А.И./ Учите детей наблюдать природу. - Мн.: Нара.света, 1972. С.83Дрижерук, Ю.С., Уманец, С.Ф. / Современные подходы ктрудовому воспитанию детей дошкольного возраста// Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». - 2020 - № 12-2. с. 238-242. Зебзеева, В.Н. / О формах и методах экологического образованиядошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 45-49.Зенина, Т.С./Работа с родителями по экологическому воспитаниюдошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С.58-63.Зенина, Т.С. /Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольноевоспитание. 2003. N 7. С. 31-34.Зерщикова, Т.М., Ярошевич, Т.Ю/Экологическое развитие впроцессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 3-9 Иванова, А.И. /Методика организации экологических наблюденийи экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.Йозова, О.П./Наглядные пособия в экологическом воспитании //Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 70-73. Кондратьева, Н.Н. / Программа экологического образованиядетей «Мы» / - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.Кондрашова, Н.В. /Ценностно-целевые ориентирыформированиякультуры личности у дошкольников в условиях стандартизации и цифровизации образования// Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2020 - № 2. с. 12-29. Кочергина, В.Н./ Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание.2004. N 7. С. 50-53.Лаврентьева, Н.Г./ Организация экологического образованиядошкольников в условиях природного и социокультурного окружения детского сада // Учёные записки Забайкальского государственного университета -2020 - № 5. с. 48-55. Маневцова, Л.М., Каменева,Л.А., Кондратьева,Н.Н., Терентьева,Е.Ф.; под ред. Маневцовой,Л.М., Саморуковой, П.Г. /Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников //. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.Марковская, М.М. / Уголок природы в детском саду / Пособиедля воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.Николаева, С.Н. / Юный эколог: программа и условия еереализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.Николаева, С.Н. / Ознакомление дошкольников с неживойприродой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38.Николаева, С.Н. / Теория и методика экологического образованиядетей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.Николаева, С.Н. / Обзор зарубежных и отечественных программэкологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 52-64.Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М., 2000. - с.88-89Павлова, Л.Н. / Игры как средство эколого-эстетическоговоспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49.Римашевская, Л.С.,Ивченко, Т.А. / Приобщение детей к природев опыте // Педагогического института дошкольного образования: от истории к современности. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки - 2018 - № 3. с. 46-56.Рыжова, Н.А. / Экологический проект «Здравствуй, дерево» //Дошкольное воспитание. 2002. N 3. С. 38-47.Соломенникова, О.А./ Диагностика экологических знанийдошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, N 7 - С. 21 - 27.Шиленок, Т.С. / Помощь педагогу в работе по экологическомувоспитанию дошкольников// 1992. С.47-55
1. Акифьева, Е.В., О. С. Белухина, Некрасова С.В. // Заметки
ученого. Модель формирования экологической культуры обучающихся (из опыта работы ГАУ ДПО «СОИРО») / 2021. -№ 11. -С. 80-82.
2. Ашиков, В.И., Ашикова, С.Г. / Семицветик: Программа и
руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997. С.58-59
3. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Природа, Творчество и Красота //
Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 2-5; N 11. С. 51-54.
4. Балаценко, Л.С. Работа с родителями по экологическому
воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.
5. Белевитнева, А.Г., Матузова, И.Г. //Педагогическая технология
как образовательный феномен формирования экологической компетентности дошкольников / Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». - 2020. -№ 12-2. -С. 205-209.
6. Бобылева, Л.М., Дупленко, О.А. / О программе экологического
воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.
7. Букин, А.П. / В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение,
1991. с.58.
8. Васильева, А.И./ Учите детей наблюдать природу. - Мн.: Нара.
света, 1972. С.83
9. Дрижерук, Ю.С., Уманец, С.Ф. / Современные подходы к
трудовому воспитанию детей дошкольного возраста// Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». - 2020 - № 12-2. с. 238-242.
10. Зебзеева, В.Н. / О формах и методах экологического образования
дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 45-49.
11. Зенина, Т.С. /Работа с родителями по экологическому воспитанию
дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С.58-63.
12. Зенина, Т.С. /Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное
воспитание. 2003. N 7. С. 31-34.
13. Зерщикова, Т.М., Ярошевич, Т.Ю /Экологическое развитие в
процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 3-9
14. Иванова, А.И. /Методика организации экологических наблюдений
и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
15. Йозова, О.П. /Наглядные пособия в экологическом воспитании //
Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 70-73.
16. Кондратьева, Н.Н. / Программа экологического образования
детей «Мы» / - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.
17. Кондрашова, Н.В. / Ценностно-целевые ориентиры
формирования культуры личности у дошкольников в условиях стандартизации и цифровизации образования// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020 - № 2. с. 12-29.
18. Кочергина, В.Н./ Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание.
2004. N 7. С. 50-53.
19. Лаврентьева, Н.Г. / Организация экологического образования
дошкольников в условиях природного и социокультурного окружения детского сада // Учёные записки Забайкальского государственного университета -2020 - № 5. с. 48-55.
20. Маневцова, Л.М., Каменева, Л.А., Кондратьева, Н.Н., Терентьева,
Е.Ф.; под ред. Маневцовой, Л.М., Саморуковой, П.Г. / Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников //. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.
21. Марковская, М.М. / Уголок природы в детском саду / Пособие
для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
22. Николаева, С.Н. / Юный эколог: программа и условия ее
реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
23. Николаева, С.Н. / Ознакомление дошкольников с неживой
природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38.
24. Николаева, С.Н. / Теория и методика экологического образования
детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
25. Николаева, С.Н. / Обзор зарубежных и отечественных программ
экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 52-64.
26. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А.
Марковой. М., 2000. - с.88-89
27. Павлова, Л.Н. / Игры как средство эколого-эстетического
воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49.
28. Римашевская, Л.С., Ивченко, Т.А. / Приобщение детей к природе
в опыте // Педагогического института дошкольного образования: от истории к современности. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки - 2018 - № 3. с. 46-56.
29. Рыжова, Н.А. / Экологический проект «Здравствуй, дерево» //
Дошкольное воспитание. 2002. N 3. С. 38-47.
30. Соломенникова, О.А. / Диагностика экологических знаний
дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, N 7 - С. 21 - 27.
31. Шиленок, Т.С. / Помощь педагогу в работе по экологическому
воспитанию дошкольников// 1992. С.47-55