Система упражнений для формирования лексических навыков учащихся базовой школы 6 класс.
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 36 + 36 источников
- Добавлена 25.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ БАЗОВОЙ ШКОЛЫ 1
Научные руководители: 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ КАК КОМПОНЕНТА ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 7
1.1. Этапы формирования лексических навыков. 11
1.2. Виды упражнений для формирования лексических навыков. 13
ГЛАВА 2. СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ БАЗОВОЙ ШКОЛЫ 16
2.1. Подстановочные и комбинационные упражнения. 19
2.2. Использование цифровых ресурсов в обучении лексическим навыкам. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ВЫВОДЫ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 36
При помощи данных математической обработки результатов опытно-экспериментальной работы мы можем констатировать увеличение показателей уровня лексических знаний школьников, что подтверждает оптимальность и достоверность определенных нами педагогических условий и правомерность выдвинутой рабочей гипотезы. Проведенная экспериментальная работа показала, что использование данных упражнений способствует лучшему формированию лексического навыка на основе текстов, обеспечивает сознательность действия учеников и совершенствует все виды речевой деятельности. Данные упражнения имеют коммуникативную направленность, что способствует развитию связной речи учащихся в процессе обучения лексике. Также при использовании данных упражнений у учеников формировались не только лексические умения, но и метапредметные умения анализировать, обобщать, сопоставлять, составлять алгоритмы, работать с таблицами, развиваются навыки коллективной работы. Итак, проведенная экспериментальная работа показывает, что использование разработанных упражнений в аспекте текстового подхода способствует лучшему формированию лексического навыка, обеспечивает сознательность действия учеников и совершенствует все виды речевой деятельности.Рис. 2. Результаты учащихся 6 «А» класса до и после внедрения системы упражнений.2.2. Использование цифровых ресурсов в обучении лексическим навыкам.В современном обществе цифровые технологии широко проникают в различные сферы, включая образование, и оказывают значительное влияние на экономику, социальные взаимоотношения, трудовую сферу, государственное управление, культуру и другие аспекты жизни. Эти инновации способствуют улучшению качества жизни и повышению эффективности в различных областях. Отмечается растущий интерес и спрос на услуги частных цифровых школ, предлагающих современные методики обучения, основанные на использовании передовых компьютерных технологий. Этот переход к новому формату образования обусловлен изменениями в мире, которые требуют адаптации и подготовки детей к новым вызовам и возможностям. Процесс обучения становится более увлекательным как для учеников, так и для их родителей, которые стремятся обеспечить своим детям более успешное будущее. Согласно статистическим данным Вордстат за последний год, интерес общества к цифровым школам и использованию цифровых технологий в образовании продолжает расти. Например, в сентябре 2023 года количество запросов достигло 4326, что означает увеличение на 226% по сравнению с началом года. Тенденция роста интереса к этой теме продолжается, и за год он увеличился на 39,4% (рис. 2).Рис. 2. Интерес к цифровому подходу в образовании.Эти данные свидетельствуют о необходимости внедрения компьютерных технологий и цифровых ресурсов в образовательный процесс. В качестве таких инструментов могут выступать как всем известные программы, напримерMicrosoft PowerPoint, так и новые технологии, такие как приложения и чат-боты на основе искусственного интеллекта.Современные технологии становятся все более неотъемлемой частью образовательного процесса. Цифровые ресурсы, такие как интерактивные учебники, видеоуроки, образовательные приложения и игры, предоставляют уникальные возможности для эффективного обучения и повышения мотивации у учащихся. Они предлагают широкий спектр возможностей для разнообразных учебных задач и методов. Существуют цифровые учебники, которые предлагают интерактивные упражнения и задания для изучения новых слов и выражений. Они могут включать аудио- и видеоматериалы, а также игры для закрепления лексики.Множество мобильных приложений предлагают игровые задания и упражнения для изучения английского языка. Некоторые из них специализируются на расширении словарного запаса и помогают учащимся запоминать новые слова.Обучающие видеоуроки на популярных платформах, таких как YouTube или специализированные онлайн-платформы, могут быть использованы для знакомства с новой лексикой. Видеоматериалы с субтитрами помогут детям понять контекст использования слов.Аудиокниги, песни на английском языке и аудиоприложения также могут сыграть важную роль в формировании лексических навыков у детей. Слушание англоязычных текстов поможет улучшить произношение и понимание слов.Эти и другие цифровые ресурсы могут быть интегрированы в уроки английского языка, чтобы сделать процесс изучения слов и выражений более увлекательным и интерактивным для детей.ЗАКЛЮЧЕНИЕОсновываясь на анализе литературных источников, можно сделать вывод о том, что развитие лексических навыков во время изучения иностранного языка играет ключевую роль. Для эффективного овладения языком необходимо не только освоить лексику и грамматику, но также понимать социокультурный контекст, в котором используются языковые элементы. Создание коммуникативной компетенции, способности свободно оперировать языковым материалом и взаимодействовать в речевых ситуациях, является важным аспектом успешного общения. Для развития лексических навыков, рекомендуется использовать разнообразные методики, игры, упражнения, а также технологии, чтобы обеспечить постоянное обновление и практику усвоенной лексики. Подстановочные и комбинационные упражнения считаются наиболее эффективными для развития лексических навыков, так как они помогают учащимся глубже понять и запомнить новую лексику, учитывая как грамматические правила, так и культурные особенности. Кроме того, проведение этих упражнений с учетом скорости и отсутствия ошибок способствует не только эффективному усвоению новой лексики учащимися шестых классов, но и повышает метапредметные умения анализировать, обобщать, сопоставлять, составлять алгоритмы, работать с таблицами, развиваются навыки коллективной работы Внедрение системы упражнений для совершенствования лексических навыков на основе текстов оказалось эффективным средством для повышения уровня лексических знаний учащихся экспериментального класса. Математическая обработка полученных результатов показала увеличение показателей уровня лексических знаний школьников, что подтверждает эффективность педагогических условий, выдвинутой гипотезы и использованных упражнений. Учащиеся, обучавшиеся с использованием упражнений, не только улучшили свои лексические навыки, но также развили метапредметные умения, включающие анализ, обобщение, сопоставление и работу с информацией. Таким образом, использование разнообразных упражнений, ориентированных на текст, способствует развитию навыков учеников, обеспечивает их активное участие в учебном процессе и улучшает их уровень языковой грамотности.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Рашидова А.Д., Абдурахманова П.Д., Идрисова П.Г. Анализ развития понятия "коммуникативная компетенция" в исследованиях зарубежных ученых // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - С. 189-191. Мышук А.А., Халяпина Л.П. Методика формирования лексических навыков учащихся на основе мобильных приложений // Политехническая весна. Гуманитарные науки. – 2019. – С. 200-205. Семенова Е.С., Дунская О.В. Интеллект-карты как средство формирования лексических навыков на среднем этапе обучения английскому языку в школе. – 2023. Косова Д.Р. Способы совершенствования обучения лексической стороне речи учащихся в средней школе // Рекомендовано к изданию Ученым советом факультета иностранных языков и лингводидактики Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. – 2022. – С. 106. Алиев З.Г., Абдулаева Р.Н., Тетакаева Л.М. Способы формирования лексических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 6 (85). – С. 221-223. Покровкова Д.Г., Возгова З.В. Развитие лексических навыков чтения на уроках иностранного языка в средней школе. Зубовский Е.Ю. Формирование и совершенствование лексических навыков учащихся в средней школе с использованием мультимедийных технологий. – 2019. Провоторова К.С., Радченко Г.И. Формирование лексических навыков на уроке иностранного языка в средней школе // Евразийское научное объединение. – 2020. – № 10-7. – С. 544-547. Хамидова Н.Ю. Организация тренировки при формировании лексических навыков // Интернаука. – 2020. – № 8-1. – С. 73-74. Бадалян А.Х. Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку / А.Х. Бадалян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — №13 (199). — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49000/ (дата обращения: 25.03.2024). Береснева, А. Д. Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения в школе / А. Д. Береснева // Молодой ученый. - 2016. - № 7(111). - С. 37-38. - URL: https://moluch.ru/archive/111/28001/ (дата обращения: 25.03.2024). Зорина, Н. Н. Процесс формирования иноязычного лексического навыка и критерии оценки уровня его сформированности: теоретический обзор / Н. Н. Зорина // Молодой ученый. - 2022. - № 20(415). - С. 578-581. - URL: https://moluch.ru/archive/415/91748/ (дата обращения: 25.03.2024). Морозова, Я. К. Особенности обучения лексике на уроках английского языка / Я. К. Морозова // Молодой ученый. - 2022. - № 3(398). - С. 82-84. - URL: https://moluch.ru/archive/398/88003/ (дата обращения: 25.03.2024). Степанова, Р. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в формировании лексических навыков / Р. Р. Степанова // Молодой ученый. - 2019. - № 12(250). - С. 290-293. - URL: https://moluch.ru/archive/250/57366/ (дата обращения: 25.03.2024). Коваленко Е. Г., Цатковская Ю. С. Принципы формирования лексических навыков младших школьников на уроках английского языка // The Scientific Heritage. - 2020. - № 45(7). - С. 22-24. Вахрушева И. В., Шимичев А. С. Использование компьютерных тренажеров в обучении лексической стороны иноязычной речи учащихся средней школы // Обучение, тестирование и оценка. - 2022. - С. 34-37. Кораблёв, В. С. Формирование лексической компетенции средствами иностранного языка / В. С. Кораблёв // Молодой ученый. - 2023. - № 49(496). - С. 160-163. - URL: https://moluch.ru/archive/496/108723/ (дата обращения: 25.03.2024). Вагапова К. И. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Иностранные языки и современные тенденции в иноязычном образовании. - 2020. - С. 19-22. Козакова Е. А., Попова С. В. Методическая организация работы по формированию иноязычных лексически навыков в начальной школе // Наука и Образование. - 2020. - Т. 3. - № 2. Литус Е. В. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ТЕКСТОВ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Вестник педагогических наук. - 2021. - № 8. - С. 128-134.Azim, M. U., et al. Recycling of vocabulary in English Language Teaching: From theory to practice // Epistemology. - 2020. - Vol. 7, No. 1. - P. 88-102. Incognito, O., Mercugliano, A., Bigozzi, L. Influence of Lexical Development on Reading and Spelling Skills: Effects of Enhancement on Second-Grade Children in Primary School. - 2023. - Vol. 10, P. 1416. Available at: https://doi.org/10.3390/children10081416 (дата обращения: 25.03.2024) NGWOKE, A. N. DR., EZEMA, C. A. Dr., NWACHUKWU, V. N. Prof. Influence of digital resources on development of basic literacy skills among preschoolers in Enugu State, Nigeria. Library Philosophy and Practice (e-journal). 5190. Available at: https://digitalcommons.unl.edu/libphilprac/5190 (датаобращения: 25.03.2024) Listiani, N. K. M., et al. YouTube as digital learning resources for teaching bilingual young learners // 2nd International Conference on Technology and Educational Science (ICTES 2020). - Atlantis Press, 2021. - P. 156-162. Mehriniso, N., Siddiqova, N. N. Using interactive methods for the formation of intercultural communication in English language classes // The Theory of Recent Scientific Research in the Field of Pedagogy. - 2023. - Vol. 1, No. 5. - P. 10-14.Шумилова, Е. А. Коммуникативная компетенция как компонент качества профессиональной деятельности педагога // Вестник ЮУрГУ. - 2017. - No. 3. - С. 61–68.Shumilova, E. A. Socio-communicative Competence as a Subject of Investigation. Bulletin of South Ural State University. Ser. Education, Health, Physical Culture, 2006, No. 16 (71), pp. 150–154. (in Russian) Petrovskaya, L. A. Компетентность в общении [Competence in Communication]. Moscow, 1989. 145 p.Antropova, L. G. Совершенствование коммуникативной компетентности учителя на основе творческой рефлексии (в условиях дополнительного образования). Дисс. канд. пед. наук [Improvement of Communicative Competence of Teachers Based on Creative Reflection (in terms of additional education). Dis. Cand. Pedagogy]. Chelyabinsk, 1999. 167 p. "Formirovanie leksicheskoy kompetencii na urokah angliyskogo yazyka" [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/formirovanie-leksicheskoy-kompetencii-na-urokah-angliyskogo-yazika-3961287.html (дата обращения: 25.03.2024).CORE [Электронный ресурс]. URL: https://core.ac.uk/ (дата обращения: 25.03.2024)."Article Title" на сайте Teacher Journal [Электронный ресурс]. URL: https://www.teacherjournal.ru/categories/13/articles/5306 (дата обращения: 25.03.2024). "Msistemauprazhnenij" [Электронный ресурс]. URL: https://profizgl.lu.lv/pluginfile.php/34985/mod_resource/content/0/M_sistema_uprazhnenij.pdf (дата обращения: 25.03.2024). Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998. Картон А.С. Роль догадки в процессе пользования языком и в процессе обучения языку // Методика преподавания иностранных языков за рубежом / Сост. Е.В. Синявская, М.М. Васильева, Е.В. Мусницкая. – М., 1976. – Вып. 2. – С. 183.Позднякова М.Н., Карпачёва И.А., Панарина Г.И., Зайцева Н.В., Медведева Д.Д. Геймификация как способ формирования лексических навыков говорения на уроке иностранного языка в общеобразовательной школе // Науки об образовании.ПРИЛОЖЕНИЕ 1.На рисунках 1-7 приведены примеры иллюстраций с изображением членов семьи, которые могут быть использованы в качестве примеров упражнений с карточками, где детям предлагается отгадать, кто нарисован на картинке. Данные иллюстрации созданы с помощью искусственного интеллекта и не нарушают авторских прав. Это может быть ещё одним примером использования современных цифровых технологий в образовательном процессе.Рис. 1. Grandma.Рис. 2. Mother.Рис. 3.Father.Рис. 4. Dog.Рис. 5. Baby.Рис. 6. Grandpa.Рис. 7. Cat.ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Вопросы для кроссворда:По горизонтали:1. People who live together and are related by blood (family).2. A large animal with horns that gives milk (cow).3. An animal, man's faithful friend, that barks and wags its tail (dog).7. Mommy and daddy (parents).8. Flies and sings in the forest (bird).9. What daddy is to mommy (husband).Повертикали:2. The youngest person, son or daughter in the family (child).4. Dad's or mom's mom (grandmother).5. Mom's or dad's brother (uncle).6. Dad of dad or mom's dad (grandpa).421536789
1) Рашидова А.Д., Абдурахманова П.Д., Идрисова П.Г. Анализ развития понятия "коммуникативная компетенция" в исследованиях зарубежных ученых // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - С. 189-191.
2) Мышук А.А., Халяпина Л.П. Методика формирования лексических навыков учащихся на основе мобильных приложений // Политехническая весна. Гуманитарные науки. – 2019. – С. 200-205.
3) Семенова Е.С., Дунская О.В. Интеллект-карты как средство формирования лексических навыков на среднем этапе обучения английскому языку в школе. – 2023.
4) Косова Д.Р. Способы совершенствования обучения лексической стороне речи учащихся в средней школе // Рекомендовано к изданию Ученым советом факультета иностранных языков и лингводидактики Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. – 2022. – С. 106.
5) Алиев З.Г., Абдулаева Р.Н., Тетакаева Л.М. Способы формирования лексических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 6 (85). – С. 221-223.
6) Покровкова Д.Г., Возгова З.В. Развитие лексических навыков чтения на уроках иностранного языка в средней школе.
7) Зубовский Е.Ю. Формирование и совершенствование лексических навыков учащихся в средней школе с использованием мультимедийных технологий. – 2019.
8) Провоторова К.С., Радченко Г.И. Формирование лексических навыков на уроке иностранного языка в средней школе // Евразийское научное объединение. – 2020. – № 10-7. – С. 544-547.
9) Хамидова Н.Ю. Организация тренировки при формировании лексических навыков // Интернаука. – 2020. – № 8-1. – С. 73-74.
10) Бадалян А.Х. Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку / А.Х. Бадалян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — №13 (199). — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49000/ (дата обращения: 25.03.2024).
11) Береснева, А. Д. Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения в школе / А. Д. Береснева // Молодой ученый. - 2016. - № 7(111). - С. 37-38. - URL: https://moluch.ru/archive/111/28001/ (дата обращения: 25.03.2024).
12) Зорина, Н. Н. Процесс формирования иноязычного лексического навыка и критерии оценки уровня его сформированности: теоретический обзор / Н. Н. Зорина // Молодой ученый. - 2022. - № 20(415). - С. 578-581. - URL: https://moluch.ru/archive/415/91748/ (дата обращения: 25.03.2024).
13) Морозова, Я. К. Особенности обучения лексике на уроках английского языка / Я. К. Морозова // Молодой ученый. - 2022. - № 3(398). - С. 82-84. - URL: https://moluch.ru/archive/398/88003/ (дата обращения: 25.03.2024).
14) Степанова, Р. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в формировании лексических навыков / Р. Р. Степанова // Молодой ученый. - 2019. - № 12(250). - С. 290-293. - URL: https://moluch.ru/archive/250/57366/ (дата обращения: 25.03.2024).
15) Коваленко Е. Г., Цатковская Ю. С. Принципы формирования лексических навыков младших школьников на уроках английского языка // The Scientific Heritage. - 2020. - № 45(7). - С. 22-24.
16) Вахрушева И. В., Шимичев А. С. Использование компьютерных тренажеров в обучении лексической стороны иноязычной речи учащихся средней школы // Обучение, тестирование и оценка. - 2022. - С. 34-37.
17) Кораблёв, В. С. Формирование лексической компетенции средствами иностранного языка / В. С. Кораблёв // Молодой ученый. - 2023. - № 49(496). - С. 160-163. - URL: https://moluch.ru/archive/496/108723/ (дата обращения: 25.03.2024).
18) Вагапова К. И. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Иностранные языки и современные тенденции в иноязычном образовании. - 2020. - С. 19-22.
19) Козакова Е. А., Попова С. В. Методическая организация работы по формированию иноязычных лексически навыков в начальной школе // Наука и Образование. - 2020. - Т. 3. - № 2.
20) Литус Е. В. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ТЕКСТОВ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Вестник педагогических наук. - 2021. - № 8. - С. 128-134.
21) Azim, M. U., et al. Recycling of vocabulary in English Language Teaching: From theory to practice // Epistemology. - 2020. - Vol. 7, No. 1. - P. 88-102.
22) Incognito, O., Mercugliano, A., Bigozzi, L. Influence of Lexical Development on Reading and Spelling Skills: Effects of Enhancement on Second-Grade Children in Primary School. - 2023. - Vol. 10, P. 1416. Available at: https://doi.org/10.3390/children10081416 (дата обращения: 25.03.2024)
23) NGWOKE, A. N. DR., EZEMA, C. A. Dr., NWACHUKWU, V. N. Prof. Influence of digital resources on development of basic literacy skills among preschoolers in Enugu State, Nigeria. Library Philosophy and Practice (e-journal). 5190. Available at: https://digitalcommons.unl.edu/libphilprac/5190 (дата обращения: 25.03.2024)
24) Listiani, N. K. M., et al. YouTube as digital learning resources for teaching bilingual young learners // 2nd International Conference on Technology and Educational Science (ICTES 2020). - Atlantis Press, 2021. - P. 156-162.
25) Mehriniso, N., Siddiqova, N. N. Using interactive methods for the formation of intercultural communication in English language classes // The Theory of Recent Scientific Research in the Field of Pedagogy. - 2023. - Vol. 1, No. 5. - P. 10-14.
26) Шумилова, Е. А. Коммуникативная компетенция как компонент качества профессиональной деятельности педагога // Вестник ЮУрГУ. - 2017. - No. 3. - С. 61–68.
27) Shumilova, E. A. Socio-communicative Competence as a Subject of Investigation. Bulletin of South Ural State University. Ser. Education, Health, Physical Culture, 2006, No. 16 (71), pp. 150–154. (in Russian)
28) Petrovskaya, L. A. Компетентность в общении [Competence in Communication]. Moscow, 1989. 145 p.
29) Antropova, L. G. Совершенствование коммуникативной компетентности учителя на основе творческой рефлексии (в условиях дополнительного образования). Дисс. канд. пед. наук [Improvement of Communicative Competence of Teachers Based on Creative Reflection (in terms of additional education). Dis. Cand. Pedagogy]. Chelyabinsk, 1999. 167 p.
30) "Formirovanie leksicheskoy kompetencii na urokah angliyskogo yazyka" [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/formirovanie-leksicheskoy-kompetencii-na-urokah-angliyskogo-yazika-3961287.html (дата обращения: 25.03.2024).
31) CORE [Электронный ресурс]. URL: https://core.ac.uk/ (дата обращения: 25.03.2024).
32) "Article Title" на сайте Teacher Journal [Электронный ресурс]. URL: https://www.teacherjournal.ru/categories/13/articles/5306 (дата обращения: 25.03.2024).
33) "M sistema uprazhnenij" [Электронный ресурс]. URL: https://profizgl.lu.lv/pluginfile.php/34985/mod_resource/content/0/M_sistema_uprazhnenij.pdf (дата обращения: 25.03.2024).
34) Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998.
35) Картон А.С. Роль догадки в процессе пользования языком и в процессе обучения языку // Методика преподавания иностранных языков за рубежом / Сост. Е.В. Синявская, М.М. Васильева, Е.В. Мусницкая. – М., 1976. – Вып. 2. – С. 183.
36) Позднякова М.Н., Карпачёва И.А., Панарина Г.И., Зайцева Н.В., Медведева Д.Д. Геймификация как способ формирования лексических навыков говорения на уроке иностранного языка в общеобразовательной школе // Науки об образовании.